Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Всемирная история» 8 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию

по предмету «Всемирная история»

8 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе Типовой учебной программы по предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей истории, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IЧЕТВЕРТЬ 4
Суммативное оценивание за раздел «Мир в начале ХХ века» 4
Суммативное оценивание за раздел «Первая мировая война: причины и последствия» 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ 12
Суммативное оценивание за раздел «Революции 1917 года в России» 12
Суммативное оценивание за раздел «Страны Азии после Первой мировой войны» 16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ 20
Суммативное оценивание за раздел «Мировой экономический кризис» 20
Суммативное оценивание за раздел «Тоталитарные режимы в странах Европы» 23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IVЧЕТВЕРТЬ 27
Суммативное оценивание за раздел «Причины и последствия Второй мировой войны» 27
Суммативное оценивание за раздел «Культура и наука в первой половине ХХ века» 31

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 1«Мир в начале ХХ века»

Тема Какова была картина мира в начале ХХ века?
Как изменилось искусство в конце XIX — начале ХХ веков?
Цели обучения 8.3.2.5 Характеризовать территориальный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века
8.2.2.1 Описывать основные течения в искусстве XIX века — начале XX века (модернизм, символизм, реализм, авангардизм)
Критерий оценивания
Обучающийся
• Характеризует территориальный раздел мирак началу ХХ века
• Определяет направления в искусстве и его характерные черты;
• Выявляет факторы, оказавшие влияние на развитие искусства в начале ХХ века;
• Отмечает империи на контурной карте;
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
Задание
1.Проанализируйте данные таблицы и выполните задания.
1) Определите, почему Англия, Россия и Франция имеют самые обширные колониальные владения?
2) По мнению ученых, завершение территориального раздела мира к началу ХХ века привело к новому витку борьбы. Определите каковы причины (не менее двух причин) обострения международной ситуации.
3)Определите наиболее значимуюсреди причин колониальной экспансии Германии и обоснуйте свой ответ.
A. Стремление создать мировую империю и установить военно-политический контроль над стратегически важными регионами мира
B. Экономические мотивы — поиск рынков сбыта и источников сырья
C. Стремление не допустить расширения владений соперников
D. Демографические факторы: рост населения в метрополиях и наличие «человеческих излишков» — тех, кто оказался социально невостребованным на родине и был готов искать удачи в далеких колониях.
2. Рассмотрите картины художников начала ХХ века, определите направление в
искусстве и его характерныечерты:

А.

Г. Кюрбе «Вязальщицы» И.Репин «Бурлаки на Волге»

Направление:
Характерные черты:
1.
2.
3.

В.

Пюви де Шаванн «Смерть и девушки» Арнольд Бёклин «Остров мертвых»

Направление:
Характерные черты:
1.
2.
3.

3. Определите факторы, оказавшие влияние на развитие искусства в начале ХХ века.
Экономические Политические

Критерии оценивания №задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Характеризует территориальный раздел мира к началу ХХ века 1 определяет, почему Англия, Россия и Франция имеют самые обширные колониальные владения; 1
указывает первую причину нового витка борьбы за передел мира; 1
указывает вторую причину нового витка борьбы за передел мира; 1
определяет наиболее значимую среди причин колониальной экспансии Германии; 1
обосновывает свой ответ; 1
Определяет направления в искусстве и его характерные черты

Выявляет факторы, оказавшие влияние на развитие искусства в начале ХХ века
2 называет первое направление в искусстве начала ХХ века; 1
определяет первую характерную чертуданного направления в искусстве; 1
определяет вторую характерную чертуданного направления в искусстве; 1
определяет третью характерную чертуданного направления в искусстве; 1
называет второе направление в искусстве начала ХХ века; 1
определяет первую характерную чертуданного направления в искусстве; 1
определяет вторую характерную чертуданного направления в искусстве; 1
определяет третью характерную чертуданного направления в искусстве; 1
выявляет политическийфактор, оказавший влияние на развитие искусства в начале ХХ века; 1
выявляет экономическийфактор,оказавший влияние на развитие искусства в начале ХХ века. 1
Всего баллов 15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мир в начале ХХ века»

ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует территориальный раздел мира к началу ХХ века Затрудняется при определении причин превосходства старых колониальных империй, нового витка борьбы за передел мира;при определении наиболее значимой причины колониальной экспансии Германии
Допускает ошибки при определении причин превосходства старых колониальных империй/ нового витка борьбы за передел мира/при определении наиболее значимой причины колониальной экспансии Германии
Определяетпричины превосходства старых колониальных империй, нового витка борьбы за передел мира; при определении наиболее значимой причины колониальной экспансии Германии

Определяет направления в искусстве и их характерные черты, выявляет факторы, оказавшие влияние на развитие искусства в начале ХХ века Затрудняется приопределении направления в искусстве и их характерных черт, выявлении факторов, оказавших влияние на развитие искусства в начале ХХ века Допускает ошибкиприопределении направления в искусстве и их характерных черт/ выявлении факторов, оказавших влияние на развитие искусства в начале ХХ века
Определяет направления в искусстве и их характерные черты, выявляет факторы, оказавшие влияние на развитие искусства в начале ХХ века;

Суммативное оценивание за раздел «Первая мировая война: причины и последствия»

Тема Каковы причины Первой мировой войны?
Как Первая мировая война изменила карту мира?
Почему Лига Наций не смогла сохранить мир после Первой мировой войны?
Цели обучения 8.3.2.1 Устанавливать предпосылки и причины начала Первой мировой войны
8.3.2.2 Обобщать причины распада империй (Австро-Венгрия, Россия, Османская империя), описывая изменения на политической карте мира
8.3.2.4 Анализировать и оценивать деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы договоров
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет краткосрочные и долгосрочные причины Первой мировой войны
• Описывает изменения на политической карте мира после Первой мировой войны
• Анализирует послевоенные мирные договоры и оценивает деятельность Лиги Наций
Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1.Определите краткосрочные и долгосрочные причины Первой мировой войны. Ответы укажите в таблице.
a) Стремление к ослаблению государств-конкурентов в их экономическом и военном развитии
b) Обострение отношений между ведущими капиталистическими державами
c) Образование военно-политических блоков
d) Стремление стран решить с помощью войны свои внутренние проблемы
e) Несовершенство существующей системы международных отношений
f) Убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда
g) Намерения США, занимавших в течение трех лет войны нейтральное положение, наживаясь на военных поставках обеим воюющим коалициям продиктовать ослабленным странам условия мира.
Краткосрочные причины Долгосрочные причины

2.Сравните карты Европы 1914 и 1923 годов и ответьте не вопрос.
Какие изменения произошли на политической карте мира после окончания Первой мировой войны?

1)

2)

3)

3.Напишите выступление от представителя любой страны, которую тот мог произнести на заседании Ассамблеи Лиги Наций.
В выступлении отразите свою позицию по отношению к мирным договорам, в которых подведены итоги Первой мировой войны. Оцените деятельность Лиги Наций по поддержанию мира. Приведите не менее 4-х аргументов. Сделайте обоснованный вывод об итогах Первой мировой войны.
Страна
Позиция

Оценка деятельности Лиги Наций по поддержанию мира:

Аргументы:
1)
2)
3)
4)
Вывод:

Критерии оценивания №
задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет краткосрочные и долгосрочные причины Первой мировой войны 1 определяет первую краткосрочную причину; 1
определяет вторую краткосрочную причину; 1
определяет первую долгосрочную причину; 1
определяет вторую долгосрочную причину; 1
Описывает изменения на политической карте мира после Первой мировой войны 2 указываетпервое изменение на политической карте мира после окончания Первой мировой войны; 1
указываетвторое изменение на политической карте мира после окончания Первой мировой войны; 1
указываеттретье изменение на политической карте мира после окончания Первой мировой войны. 1
Анализирует послевоенные мирные договоры и оценивает деятельность Лиги Наций 3 обозначает позицию страны по отношению к мирным договорам конца Первой мировой войны; 1
оценивает деятельность Лиги Наций по поддержанию мира; 1
приводит первый аргумент; 1
приводит второй аргумент; 1
приводит третий аргумент; 1
приводит четвертый аргумент; 1
делает выводоб итогах Первой мировой войны; 1
обосновывает вывод. 1
Всего баллов 15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел «Первая мировая война: причины и последствия»

ФИО обучающегося____________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет краткосрочные и долгосрочные причины Первой мировой войны Затрудняется в определениикраткосрочных и долгосрочных причин Первой мировой войны

Допускает ошибки в определении краткосрочных и долгосрочных причин Первой мировой войны Определяеткраткосрочные и долгосрочные причины Первой мировой войны

Описывает изменения на политической карте мира после Первой мировой войны Затрудняется приопределенииизменений на политической карте мира после окончания Первой мировой войны Допускает ошибки при определенииизменений на политической карте мира после окончания Первой мировой войны Описывает изменения на политической карте мира после Первой мировой войны
Анализирует послевоенные мирные договоры и оценивает деятельность Лиги Наций Затрудняется при анализе послевоенных мирных договоров и оценке деятельности Лиги Наций
Допускает ошибки при анализе послевоенных мирных договоров /оценке деятельности Лиги Наций

Анализирует послевоенные мирные договоры и оценивает деятельность Лиги Наций

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Революции 1917 года в России»

Тема Почему пало самодержавие в России?
Как большевикам удалось свергнуть Временное правительство?
Цели обучения 8.3.1.1 Анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества
8.1.1.1 Характеризовать влияние Октябрьскогопереворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события
8.2.1.1 Описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет влияние общественно-политических течений на жизнь общества
• Определяет общие и отличительные черты революций 1917 г. в России, опираясь на предложенные критерии
• Описываетвзаимоотношения государства и религии
Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
Задания
1.Используя фрагмент источника и знания, полученные при изучении раздела, выполните задания.
«… Октябрьская революция не есть только революция в области экономических и общественно-политических отношений. Она есть вместе с тем революция в умах, революция в идеологии рабочего класса. Октябрьская революция родилась и окрепла под флагом марксизма, под флагом идеи диктатуры пролетариата. Оназнаменует победу марксизма над реформизмом, победу ленинизма над социал-демократизмом.
Но дело этим не ограничилось. Отмежевав социал-демократию от марксизма, Октябрьская революция пошла дальше, отбросив ее в лагерь прямых защитников капитализма против первой в мире пролетарской диктатуры. Ленин был тысячу раз прав, когда он говорил, что нынешние социал-демократические политики являются «настоящими агентами буржуазии в рабочем движении, рабочими приказчиками класса капиталистов».
И.В. Сталин «НЭП»Торгово-Промышленная газета 6-7 ноября 1927 г. № 255/56(1690/91) Стр. 1
Определите влияние марксизма на жизнь общества.

Объясните, почему Ленин выступал против социал-демократии. В чем отличие социал-демократии от марксизма?

2.Сравните Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. в России, опираясь на следующие критерии:
1) Степень организованности и подготовки
2) Причины
3) Характер
4) Итоги и последствия
Определите не менее двух общих особенностей

Февральская революция Октябрьская революция
Отличительные черты
1)
2)
3)
4)
Общее

3.Используя предложенные источники, ответьте на вопросы.
«Православная Церковь была отделена от государства. Принципиальное отличие советского законодательства «о культах» от правового режима отделения Церкви в таких государствах, как США или Франция, заключалось в последних параграфах «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2-го февраля 1918 г.: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Все здания, ранее принадлежавшие религиозным организациям, перешли в собственность государства. Прав юридического лица они не имеют. Всё имущество существующих в России церквей и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Таким образом,государство получило мощный рычаг для давления на них».
Доктор церковного праваВ. Цыпин.
В1920-е в Москве и на территории прилегающих районов были полностью уничтожены 150 храмов. 300 оставшихся переоборудовали в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.

Рис.1 Рис.2
1) Каково было отношение советского государства к религии? Приведите не менее двух примеров в поддержку своей позиции.

2) Почему большевики развернули широкомасштабную кампанию по изъятию церковных ценностей в 1922 году? Приведите не менее двух причин.

3) Какое значение имел «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви»для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания?

Критерии оценивания №
задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет влияние общественно-политических течений на жизнь общества 1
определяет влияние марксизма на жизнь общества; 1
объясняет, почему Ленин выступал против социал-демократии; 1
определяет отличие социал-демократии от марксизма; 1
Определяет общие и отличительные черты революций 1917 г. в России, опираясь на предложенные критерии 2 сравнивает степень организованности и подготовки революций 1917 г. в России; 1
сравниванивает причины революций 1917 г. в России; 1
сравнивает характер революций 1917 г. в России; 1
сравнивает итоги и последствия революций 1917 г. в России; 1
определяет первую общую черту революции; 1
определяет вторую общую черту революции. 1
Описывает взаимоотношения государства и религии 3 описывает отношение советского государства к религии; 1
приводит первый пример в поддержку своей позиции; 1
приводит второй пример в поддержку своей позиции; 1
приводит первую причину развертывания большевикамикампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году; 1
приводит вторую причину развертывания большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году; 1
определяет значение «Декрет об отделении церкви… »для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. 1
Всего баллов 15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за
раздел«Революции 1917 года в России»
ФИО обучающегося____________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет влияние общественно-политических течений на жизнь общества Затрудняется вопределении влияния марксизма на жизнь общества, объяснениипричин выступления Ленина против социал-демократии;
определении отличий социал-демократии от марксизма;
Допускаетошибки при определениивлияния марксизма на жизнь общества/объяснении, причин выступления Ленина против социал-демократии/
определении отличий социал-демократии от марксизма; Определяет влияние марксизма на жизнь общества, объясняет причины выступления Ленина против социал-демократии;
определяет отличия социал-демократии от марксизма;
Определяет общие и отличительные черты революций 1917 г. в России, опираясь на предложенные критерии Затрудняется вопределении отличительных и общих черт революций,
определении степени организации и подготовки двух революций Допускаетошибки вопределении отличительных и общих черт революций,
определении степени организации и подготовки двух революций
Определяет общие и отличительные черты революций 1917 г. в России, опираясь на предложенные критерии
Описывает взаимоотношения государства и религии Затрудняется в описании отношения советского государства к религии; определении причин развертывания большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году и значения «Декрета об отделении церкви…» для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания
Допускает ошибки при описании отношения советского государства к религии/ определении причин развертывания большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году / значения «Декрета об отделении церкви…» для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания Описывает отношение советского государства к религии; определяет причины развертывания большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году и значение «Декрета об отделении церкви…» для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания

Суммативное оценивание за раздел «Страны Азии после Первой мировой войны»

Тема Почему Мустафу Кемаля называли «Ататюрк»?
Как три принципа Сунь Ятсена изменили Китай?
Насколько был опасен «меморандум Танаки»?
Цели обучения 8.2.1.1 Описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов
8.3.1.1 Анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм иконсерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества
8.3.1.2 Объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы)
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет значение государственных реформ в области религии
• Анализирует влияние общественно-политических течений на жизнь общества
• Определяетпризнаки развития тоталитаризма в Японии
Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
Задания
1.Ознакомьтесь с информациейо реформах Кемаля в области религии и определите их значение.

Реформа Значение
Упразднение Халифата. Турция становится светским государством, в котором религия не имеет прямого воздействия на политику
Замена календаря с мусульманского лунного на григорианский
Отмена шариатского судопроизводства. Принятие нового Гражданского кодекса по образцу швейцарского.
Замена арабского алфавита латиницей
Закон о всеобщем народном образовании. В его рамках были закрыты абсолютно все медресе, а школы подчинялись Министерству народного образования.
Женщинам были предоставлены право избирать и быть избранными, возможность для политической, общественной и профессиональной деятельности.

2.Прочитайте высказывания Сунь Ятсена и соотнесите их с названиями «Трех народных принципов». Вставьте номера высказываний в соответствующие колонки. Сделайте аргументированный вывод: какое влияние оказала политическая доктрина Сунь Ятсена на развитие Китая.

1) «Нам следует положить предел захвату иноплеменниками власти, принадлежащей нашей нации. Ведь мы, ханьцы, обретем свое государство лишь тогда, когда возьмем власть в наши руки».
2) «Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобного режима. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно.В результате политической революции будет установлен демократический конституционный режим».
3) «Необходимо установить твердые цены на землю, по мере развития цивилизации, государство будет становиться богаче и решение финансовых проблем не представит особой трудности. Нынешние непосильные налоги будут отменены, цены на товары — снижены, народ станет зажиточным, и политике злоупотреблений, царившей у нас в течение нескольких тысячелетий, придет конец».
Национализм Народовластие Народное благоденствие

Вывод

3. Опираясь на предложенный материал, докажите, что в Японии 30-х гг. ХХ века был установлен тоталитарный режим. Выпишите не менее 4-х признаков тоталитаризма.
«Новая политическая структура» – это система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии. Здесь появилась мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация. Поскольку легальная оппозиция была уничтожена, то она становилась почти единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели — «единства нации вокруг императора».
«Новая экономическая структура» означала установление военно-государственного контроля над экономикой страны. В качестве контрольных государственных органов учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители крупнейших корпораций, что фактически означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения государственных заказов и пр.

1)
2)
3)
4)

Критерий оценивания №
задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет значение государственных реформ в области религии 1
определяет значение первой реформы; 1
определяет значение второй реформы; 1
определяет значение третьей реформы; 1
определяет значение четвертой реформы; 1
определяет значение пятой реформы; 1
определяет значение шестой реформы; 1
Анализирует влияние общественно-политических течений на жизнь общества
2 соотносит первое высказывание и принцип; 1
соотносит второе высказывание и принцип; 1
соотносит третье высказывание и принцип; 1
делает вывод о влиянии политической доктрины Сунь Ятсена; 1
приводит аргумент для подтверждения своего вывода; 1
Определяетпризнаки развития тоталитаризма в Японии 3 определяет первый признак тоталитаризма в Японии; 1
определяет второй признак тоталитаризма в Японии; 1
определяет третий признак тоталитаризма в Японии; 1
определяет четвертый признак тоталитаризма в Японии. 1
Всего баллов 15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Страны Азии после Первой мировой войны»

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет значение реформ в области религии Затрудняется приопределении значения реформ М.Кемаля в области религии

Допускает ошибки при определении значения 1/2/3/4/5/6 реформ М.Кемаля в области религии Определяет значение государственных реформ в области религии

Анализирует влияние общественно-политических течений на жизнь общества Затрудняется приопределении трех принципов Сунь Ятсена и формулировании вывода о влиянии политической доктрины Сунь Ятсена на развитие Китая

Допускает ошибки при определении первого/ второго/ третьего принципов Сунь Ятсена /формулировании вывода о влиянии политической доктрины Сунь Ятсена на развитие Китая

Определяет три принципа Сунь Ятсена и делает вывод о влиянии политической доктрины Сунь Ятсена на развитие Китая
Определяет признакиразвития в Японии Затрудняется приопределении признаков тоталитаризма в Японии в 30-х гг. ХХ века

Допускает ошибки при определении первого/ второго/ третьего/ четвертого признаков тоталитаризмав Японии в 30-х гг. ХХ века Определяет признакиразвития тоталитаризма в Японии

ФИО обучающегося_________________________________________

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Мировой экономический кризис»

Тема Причины и последствия краха Уолл-стрит?
Как страны мира преодолевали Великую депрессию?
Цели обучения 8.4.1.4 Определять причины обострения противоречий индустриального общества (дисбаланс между производством и потреблением), сопоставляя факты, процессы, события
8.3.1.3 Объяснять различные пути выхода измирового экономического кризиса (США, Франция, Германия), сопоставляя факты, процессы, события
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет причины обострения противоречий индустриального общества
• Объясняет различные пути выхода из мирового экономического кризиса
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
Задания
1.Используя предложенные источники, определите причины мирового экономического кризиса.

1)
2)
3)
4)

2.Заполните схему.
1) Укажите 3 пути выхода из мирового экономического кризиса.
2) Укажите страны, для которых эти пути характерны.
3) Дайте краткое описание каждого пути.
4) Сделайте вывод о эффективности путей выхода из кризиса.
Пути выхода из кризиса

Страны

Краткое описание

Вывод о эффективности путей выхода из кризиса

Критерии оценивания №
задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет причины обострения противоречий индустриального общества 1 определяет первую причину мирового экономического кризиса; 1
определяет вторую причину мирового экономического кризиса; 1
определяет третью причину мирового экономического кризиса; 1
определяет четвертую причину мирового экономического кризиса; 1
Объясняет различные пути выхода из мирового экономического кризиса
2 указывает первый путь выхода из кризиса; 1
указывает второй путь выхода из кризиса; 1
указывает третий путь выхода из кризиса; 1
указывает страны, для которых характерен первый путь выхода их кризиса; 1
указывает страны, для которых характерен второй путь выхода их кризиса; 1
указывает страны, для которых характерен третий путь выхода их кризиса; 1
дает краткое описание первого пути выхода из кризиса; 1
дает краткое описание второго пути выхода из кризиса; 1
дает краткое описание третьего пути выхода из кризиса; 1
делает вывод об эффективности путей выхода из кризиса; 1
Всего баллов 14

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мировой экономический кризис»
ФИО обучающегося_________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет причины обострения противоречий индустриального общества Затрудняется при определениипричин мирового экономического кризиса Допускаетошибки при определении 1/2/3/4причины мирового экономического кризиса Определяет причинымирового экономического кризиса
Объясняет различные пути выхода из мирового экономического кризиса Затрудняется при определениипутей выхода из мирового экономического кризиса, при их описании; при определении стран, для которых характерен тот или иной путь, формулировании вывода об эффективности путей выхода из кризиса
Допускаетошибки при определении путей выхода из мирового экономического кризиса/ при их описании/ при определении стран, для которых характерен тот или иной путь / формулировании вывода об эффективности путей выхода из кризиса Определяетпути выхода из мирового экономического кризиса, дает их краткое описание; определяет страны, для которых характерен тот или иной путь, делает вывод об эффективности путей выхода из кризиса

Суммативное оценивание за раздел «Тоталитарные режимы в странах Европы»

Тема Как развивался СССР при Сталине?
Почему фашизм получил развитие в Италии и Германии?
Какое воздействие оказала нацистская политика на жизнь людей в Германии?
Цели обучения 8.3.1.2 Объяснять предпосылки формированияи развитиятоталитаризма (командно-административной системы)
8.1.2.1 Анализировать влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм)
Критерий оценивания
Обучающийся
• Доказывает формирование и развитие тоталитарного режима в СССР, приводя исторические факты и примеры из исторических документов
• Определяет особенности итальянского фашизма и германского нацизма
• Определяет и обосновывает цели германского фашизма
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
Задания
1.Заполните таблицу. Приведите факты из истории и примеры из исторических документов, подтверждающие формирование и развитие тоталитарного режима в СССР в 30-ые гг. ХХ в.

Признаки тоталитарного режима Факты из истории СССР в 30-е гг. ХХ века, подтверждающие наличие данного признака;
примеры из документов 30-х годов, статистика
1)Господство одной общеобязательной идеологии
2) Единовластие одной партии, срастающейся с государством
Всевластие тайной полиции. Тотальный террор
3)Особый культ вождя
4)Полный контроль партии над армией и силовыми ведомствами, поглощение гражданского общества государством
5)Полный контроль над средствами массовой информации
6) Централизованное руководство экономикой, господство монополий

2.Определите особенности итальянского фашизма и германского нацизма. Поставьтеномера утверждений в .соответствующую колонку
1) Корпоративная система управления обществом и хозяйством
2) Крайне выраженные национализм, шовинизм и антисемитизм
3) Ограниченность экспансионистских устремлений
4) Контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей.
5) Жажда реванша, ярко выраженная экспансия
6) Особые отношения с католической церковью

Германский нацизм Итальянский фашизм

3.Прочитайте обоснование Гитлером «Четырехлетнего плана» на 1936-1938гг. и запишите, какие цели и почему ставило гитлеровское руководство перед Германией. «Политика – это руководство исторической борьбой народов и ход этой борьбы. Цель борьбы – утвердить свое существование… Если нам не удастся в кратчайший срок превратить наши вооруженные силы в смысле боевой подготовки, количества соединений, технического оснащения и в первую очередь идейного воспитания в самую сильную армию в мире, то Германия погибнет… Страна перенаселена и не может себя прокормить за счет собственных ресурсов… Окончательное решение проблемы состоит в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Задача политического руководства состоит в том, чтобы в будущем добиться решения этой проблемы…
Я ставлю следующие задачи:
1. Через четыре года мы должны иметь боеспособную армию
2. Через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне
Цели четырехлетнего плана, их обоснование:
1)
2)
3)

Критерии оценивания №
задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Доказывает формирование и развитие тоталитарного режима в СССР, приводя исторические факты и примеры из исторических документов
1
приводит первый факт, подтверждающий формирование и развитие тоталитарного режима в СССРв 30-е гг. ХХ века; 1
приводит второй факт, подтверждающий формирование и развитие тоталитарного режима в СССРв 30-е гг. ХХ века; 1
приводит третий факт, подтверждающий формирование и развитие тоталитарного режима в СССРв 30-е гг. ХХ века; 1
приводит четвертый факт, подтверждающий формирование и развитие тоталитарного режима в СССРв 30-е гг. ХХ века; 1
приводит пятый факт, подтверждающий формирование и развитие тоталитарного режима в СССРв 30-е гг. ХХ века; 1
приводит шестой факт, подтверждающий формирование и развитие тоталитарного режима в СССРв 30-е гг. ХХ века; 1
Определяет особенности итальянского фашизма и германского нацизма
Определяет цели германского фашизма 2 определяет первую особенность итальянсконго фашизма; 1
определяет вторую особенность итальянсконго фашизма; 1
определяет третью особенность итальянсконго фашизма; 1
определяет первую особенность германского нацизма; 1
определяет вторую особенность германского нацизма; 1
определяет третью особенность германского нацизма; 1
Определяет и обосновывает цели германского нацизма 3 определяет и обосновывает первую цель германского нацизма; 1
определяет и обосновывает вторую цель германского нацизма; 1
определяет и обосновывает третью цель германского нацизма; 1
Всего баллов 15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Тоталитарные режимыв странах Европы»

ФИО обучающегося____________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Доказывает формирование и развитие тоталитарного режима в СССР, приводя исторические факты и примеры из исторических документов Затрудняется в подборе примеров, подтверждающих формирование и развитие тоталитарного режима в СССР в 30-е гг. ХХ века

Допускаетошибки приподборе 1-го/2-го/3-го/4-го/5-го/6-го примера, подтверждающего формирование и развитие тоталитарного режима в СССР в 30-е гг. ХХ века Доказывает формирование и развитие тоталитарного режима в СССР, приводя исторические факты и примеры из исторических документов

Определяет особенности итальянского фашизма и германского нацизма
Затрудняется при определении особенностей итальянского фашизма и германского нацизма

Допускает ошибки при определении особенностей итальянского фашизма / германского нацизма Определяет особенности итальянского фашизма и германского нацизма

Определяет и обосновывает цели германского фашизма Определяет и обосновывает цели германского нацизма Допускает ошибки при определении и обосновании 1/2/3 цели германского нацизма Определяет и обосновывает цели германского фашизма

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IVЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Причины и последствия Второй мировой войны»

Тема Какие договорные отношения складывались между странами накануне и в ходе Второй мировой войны?
Какие события Второй мировой войны являются ключевыми?
Каковы итоги и уроки Второй мировой войны?
Цели обучения 8.3.2.3 Анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны
8.2.4.3 Оценивать роль военной науки и техники и военной стратегии, объясняя исторические события
8.3.2.3 Анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны
Критерий оценивания
Обучающийся
• Анализирует причины Второй мировой войны
• Определяет роль военной техники и военной стратегии в сражениях Второй мировой войны
• Анализирует последствия Второй мировой войны
Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
1.Выполните PEST-анализ причин Второй мировой войны. Распределите указанные причины по категориям и определите их значение.
 Несовершенство сформированной после Первой мировой системы международных отношений: Версальско-Вашингтонская система;
 Отказ Германии от военных статей Версальского договора1935 г., Начало массового производствановых образцов истребителей и бомбардировщиков, которые во многом опережали аналогичные типы самолетов в других странах;
 Игнорирование Англией, США, Францией интересов других стран (в т. ч. победителей), отсутствие единых целей у крупных держав;
 Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929:
 Снижение зарплат, увеличение налогов, падение уровня благосостояния: всё это усилило недовольство населения;
 Экономика Германии была ослаблена неподъемными выплатами репараций, а кризис еще больше увеличил нехватку финансовых средств;
 В 1939 г. Англия имела семь авианосцев, США – пять, Франция – один, а Япония – десять;
 Массовая безработица привела к радикализации взглядов населения и ее податливости на нацистскую пропаганду.
Политические

Экономические

Социальные

Технологические

2.Ознакомьтесь со схемой и краткой информацией о ходе Сталинградской битвы и определите роль военной стратегии в ходе этой битвы. Подтвердите свой ответ двумя аргументами.
К середине июля 1942-го на Сталинградском направлении превосходство противника над Красной армией в самолетах было более чем в два раза. В танках и артиллерии — в 1,3 раза. К концу июля – началу августа немцы выдавили подразделения 62-й и 64-й армий на левобережье Дона. Часть наших дивизий оказалась в окружении.
19 ноября в рамках операции «Уран» началось контрнаступление Красной армии. 23 ноября в районе Калача-на-Дону огромная фашистская группировка, пытавшаяся захватить Сталинград, была окружена. В течение декабря были разгромлены итальянские, румынские и некоторые немецкие части. В январе 1943-го 6-я армия советскими ударами была разделена на две части.31 января была ликвидирована южная группировка фашистов, пленен фельдмаршал Паулюс с 24 генералами. 2 февраля капитулировала северная группировка немцев.

10 января – 2 февраля 1943 – операция «Кольцо» заключительная часть Сталинградской битвы, ознаменовавшая её победоносное завершение.
3. Охарактеризуйте итоги и последствия Второй мировой войны.

Человеческие потери
Материальный ущерб
Территориальные изменения
Изменение соотношения сил на мировой арене

Критерии оценивания №
задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует причины Второй мировой войны
1
определяет политические причины Второй мировой войны; 1
определяет экономические причины Второй мировой войны; 1
определяет социальные причины Второй мировой войны; 1
определяет технологические причины Второй мировой войны; 1
определяет значение политических причин Второй мировой войны; 1
определяет значение экономических причин Второй мировой войны; 1
определяет значение социальных причин Второй мировой войны; 1
определяет значение технологических причин Второй мировой войны; 1
Определяет роль военной техники и военной стратегии в сражениях Второй мировой войны 2 определяет роль военной стратегии в ходе Сталинградской битвы; 1
приводит первый аргумент в поддержку своей позиции; 1
приводит второй аргумент в поддержку своей позиции; 1
Анализирует последствия Второй мировой войны 3 характеризует человеческие потери к концуВторой мировой войны; 1
характеризует материальный ущербк концу Второй мировой войны; 1
характеризует территориальные изменения после Второй мировой войны; 1
характеризует изменение соотношения сил на мировой арене к концу Второй мировой войны. 1
Всего баллов 15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Причины и последствия Второй мировой войны»

ФИО обучающегося____________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует причины Второй мировой войны
Затрудняется при определении политических, экономических, социальных и технологических причин Второй мировой войны и определении их значения

Допускает ошибки при определении политических/ экономических/ социальных/ технологических причин Второй мировой войны/ их значения
Определяет политические, экономические, социальные и технологические причины Второй мировой войны и их значение
Определяет роль военной техники и военной стратегии в сражениях Второй мировой войны Затрудняется при определении роли военной стратегии в ходе Сталинградской битвы и аргументировании своей позиции Допускает ошибки при определении роли военной стратегии в ходе Сталинградской битвы /приводит первый аргумент в поддержку своей позиции/ приводит второй аргумент в поддержку своей позиции Определяет роль военной стратегии в ходе Сталинградской битвы и аргументирует свою позицию
Анализирует последствия Второй мировой войны Затрудняется при характеристике итогов и последствий Второй мировой войны: человеческие потери, материальный ущерб, территориальные изменения, изменение соотношения сил к концу войны. Допускает ошибки при характеристике итогов и последствий Второй мировой войны: человеческие потери/ материальный ущерб/ территориальные изменения/ изменение соотношения сил к концу войны. Характеризует итоги и послествия Второй мировой войны: человеческие потери, материальный ущерб, территориальные изменения, изменение соотношения сил к концу войны.

Суммативное оценивание за раздел «Культура и наука в первой половине ХХ века»

Тема Каковы особенности развития культуры в первой половине ХХ века?
Как развивалась наука в первой половине ХХ века?
Цели обучения 8.2.3.1 Использовать понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи
8.2.4.2 Оценивать роль науки в социально-экономическом развитии стран, обобщая причины, результаты, значение исторических событий
Критерий оценивания
Обучающийся
• Использует понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи;
• Оценивает роль науки в социально-экономическом развитии стран, обобщая причины, результаты, значение исторических событий
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут
Задание
1. Соотнесите название философского учения,определение и имя основоположника данного учения.
Определения
1) Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания, эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
2) Направление философии конца XIX- начала XX вв., которое рассматривает значение научных понятий, идей и т. д. с точки зрения практических последствий основанных на них действий, а истину по существу отождествляет с полезностью, выгодностью.
3) Направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.Главным предметом изучения этого направления стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Основоположники
A. Огюст Конт
B. Чарльз Сандерс Пирс
C. Серен Кьеркегор

Экзистенциализм Позитивизм Прагматизм

Основоположник

2.Определите не менее трех особенностей развития науки в первой половине ХХ века. Оцените роль науки в промышленности и в повседневной жизни людей.
В первой половине ХХ века наука превращается в непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция начала ХХ века – это переход к качественно новой высшей ступени машинного производства — к крупному автоматизированному машинному производству.Научная система организации труда привела к применению конвейера. Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинематограф прошел путь от немого до звукового кино.
Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» – кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода.

Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи 1 соотносит название первого философского направления и его определение; 1
соотносит название второго философского направления и его определение; 1
соотносит название третьего философского направления и его определение; 1
соотносит название первого философского направления и имя его основоположника; 1
соотносит название второго философского направления и имя его основоположника; 1
соотносит название третьего философского направления и имя его основоположника; 1
Оценивает роль науки в социально-экономическом развитии стран, обобщая причины, результаты, значение исторических событий 2 определяет первую особенность развития науки в первой половине ХХ века; 1
определяет вторую особенность развития науки в первой половине ХХ века; 1
определяет третью особенность развития науки в первой половине ХХ века; 1
оценивает роль науки в производстве; 1
оценивает роль науки в повседневной жизни людей. 1
Всего баллов: 11

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Культура и наука в первой половине ХХ века»
ФИО обучающегося____________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи Затрудняется при соотнесении названия философского направления, его определения и имени основоположника
Допускает ошибки при соотнесении названия философского направления/ его определения/ имени основоположника Соотносит название философского направления, его определение и имя его основоположника
Оценивает роль науки в социально-экономическом развитии стран, обобщая причины, результаты, значение исторических событий Затрудняется при определении особенностей развития науки в первой половине ХХ века; оценке роли науки в производстве и в повседневной жизни Допускает ошибки при определении особенностей развития науки в первой половине ХХ века/ оценке роли науки в производстве/ в повседневной жизни
Определяет особенности развития науки в первой половине ХХ века; дает оценку роли науки в производстве и в повседневной жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *