Русский язык и литература 11 класс КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы
Урок 1

Тема урока: §1. Земля – наш общий дом Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Г. 11.2.2 пересказывать тексты, адаптируя содержание для определенной целевой аудитории с использованием средств для привлечения внимания;
Ч. 11.3.1 понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора;
Ч. 11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы.
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
пересказывать тексты, адаптируя содержание для определенной целевой аудитории с использованием средств для привлечения внимания.
Большинство учащихся будут уметь:
понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора.
Некоторые учащиеся смогут:
формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: земля, экология, ресурсы, беречь, охранять, любить, многообразие культур, будущее поколение.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: Как сохранить нашу природу? Что мы оставим после себя?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов,
на анализ текста, на формирование грамотности речи.
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Компьютер Интерактивная доска

Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учитель предлагает прочитать эпиграф и догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.
Природа – дом, в котором живет человек.
Д . Л и х а ч е в

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока. https://www.youtube.com/watch?v=iAiTHXXnxlM Просмотр видеоролика
«Факты. Экология в Казахстане» Беседа с учащимися:
– Что такое экология?
– Какие экологические проблемы есть у нас в Казахстане?
– Как вы считаете, мы с вами можем решить эти экологические проблемы? (Деятельность учащихся) К
Отвечают на вопросы, рассуждают над решением экологических проблем.
Приходят к выводу, что каждый человек должен беречь окружающую среду.

III. Изучение нового материала Речевой тренинг
Упр. 1. Послушайте данные цитаты. Какая общая мысль их объединяет? Как можно сформулировать тему этих высказываний? Упр. 2. Выберите две понравившиеся вам цитаты и заполните «Трехчастный дневник».
(Деятельность учащихся) К Обсуждают, аргументируют. Учащиеся задаются вопросами: Почему люди не задумываются о том, как они загрязняют окружающую среду. Что мы оставим на Земле следующему поколению.
Лексико-грамматический тренинг Упр. 3. Ознакомьтесь с фрагментом преамбулы из «Хартии Земли» (2000).
Как вы думаете, с какой целью создан этот правовой документ? В каком из приведенных лексических значений употреблено слово мир: «вселенная»,
«отсутствие войны»? Каким термином обозначается данное лексикологическое понятие: синоним, антоним или омоним? Выпишите выделенные слова и определите
способ их образования.

Эпиграф Учебник

Видеоролик
«Факты. Экология в Казахстане»

Цитаты

Учебник

(Деятельность учащихся) К
Знакомятся с фрагментом преамбулы из
«Хартии Земли», работают с карточкой- информатором.
Упр. 4. Найдите в тексте преамбулы
«Хартии Земли» ключевое предложение и запишите. Определите его вид: простое предложение, простое осложненное или сложное (ССП, СПП, БСП). Сделайте его синтаксический разбор, опираясь на алгоритм анализа предложения в «Вашем помощнике».
Упр. 5. Заполните таблицу «Части речи в русском языке» примерами из текста
«Что такое ресурсы?». К какой части речи вы не смогли подобрать слова? Приведите свои примеры. Сделайте морфологический разбор любого слова, опираясь на алгоритм анализа частей речи в «Вашем помощнике». Какие два пунктуационных правила нужно использовать, чтобы объяснить расстановку знаков препинания в 1-м предложении?
Упр.6 . «Двухчастный дневник». Прокомментируйте устно каждый постулат из «Хартии Земли» (2000).

(Деятельность учащихся) К
Учащиеся работают с таблицей «Части речи в русском языке», «Что такое ресурсы?», отвечают на вопросы по тексту, работают
с карточкой-информатором.
Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала.
Развитие речи. Речевой тренинг (Г) Работа в группах.
Деление на группы. «Пазл»
Ученики получают фрагмент пазла
(для удобства рекомендуется окрашивать пазлы в разные цвета). После того как ученики нашли всех обладателей фрагментов их пазла, они рассказывают, что изображено на пазлах и значение каждого пазла, затем приступают к работе в команде.

Задание для первой группы:
1. Найдите в тексте I слова со значением
«объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели», «жалость, сочувствие». Какой частью речи они являются?
2. Выпишите из текста сложное слово. Сделайте его словообразовательный разбор. Фрагменты пазла
«Фауна Казахстана»

3. Чем осложнено 2-е предложение: вводными словами, обособленными членами, второстепенными членами или обращениями?
4. Докажите, что 4-е предложение является односоставным.
5. Найдите во 2-м предложении существительное с непроизносимым согласным. Подберите к нему однокоренные слова.

Задание для второй группы:
1. Найдите в тексте II слова со значением
«постоянное возобновление процесса производства», «система, включающая взаимодействие живых существ и среды обитания». Какой частью речи они являются?
2. Выпишите из текста сложные слова. Сделайте их морфемный разбор.
3. Чем осложнено 5-е предложение: вводными словами, обособленными членами, второстепенными членами или обращениями?
4. Докажите, что 7-е предложение является СПП с придаточным определительным.
5. Объясните написание безударного гласного в корне существительного Земля, подобрав к нему проверочное слово.

Критерии для оценивания работы группы:
 правильность изложения материала;
 логика изложения материала, четкость;
 культура изложения материала;
 дополнения других групп;
 поведение в группе, умение сотрудничать;

Упр. 7. Выразительно прочитайте текст. Что помогает определить нужную интонацию (где и как сделать паузу, где и как повысить и понизить голос), а вместе с тем и лучше понять содержание текста? Какие слова можно вынести в заголовок? Установите, какого типа текст: в нем о чем-нибудь повествуется, что-нибудь описывается или объясняется? Обоснуйте свой ответ.
Выпишите из текста ключевые слова- существительные в начальной форме (И. п., ед. число).
Учебник

Учебник

Учебник

Речевой тренинг
Упр. 8. Послушайте стихотворение русского поэта М. Дудина. Сформулируйте его основную мысль. Составьте словесный картинный план стихотворения: поделите текст на отдельные картины-эпизоды, озаглавьте их цитатами из стихотворения. Р
1. Скажите, какая идея объединяет стихотворение М. Дудина с «Хартией Земли»? Поделитесь своим мнением.
2. Проведите беседу на одну из тем: «Что значит уважать Землю?», «Как защитить и сохранить экосистему Земли?».
В качестве дополнительного материала для подготовки ответов к проблемным
вопросам предстоящей беседы используйте стихотворение М. Дудина и текст «Хартии Земли».
(Г) Деятельность учащихся. Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ. Составляют картинный план стихотворения.

Критерии оценивания данного задания:
 участвуют в беседе;
 определяют основную мысль;
 составляют словесный картиный план стихотворения.

Дескрипторы:
1. Участвует в беседе.
2. Определяет основную мысль.
3. Составляет словесный картиный план стихотворения.

(Деятельность учащихся) Учащиеся обмениваются мнением, используя ПОПС-формулу.

V. Закрепление изученного материала Упр. 9. Составьте синквейн к каждому лексическому значению слова земля:
1) «третья от Солнца планета»;
2) «страна, государство»;
3) «почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность».

Речевой тренинг
Р. Ознакомьтесь с денотатным графом к слову человек. Передайте данную

Дескрипторы

информацию в форме связного текста. (В помощь учителю описание приема
«Денотатный граф»)

Денотатный граф [от лат. denoto – обозначаю и греч. – пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки».
(Примерный текст)
Человек заботится о близких ему людях. Всегда защищает слабых и младших, помогает и ухаживает за животными. Любит близких людей и животных.
Совершает подвиги, делает добрые дела для людей.
Упр. 10. «Ассоциативный куст». Запишите вокруг слова экология все возможные ассоциации, обозначая стрелками смысловые связи.
Упр. 11. Выразите тему данного урока одним словом (существительным).
Составьте к нему синквейн.

(И) (Деятельность учащихся)
Учащиеся отвечают на вопросы, составляют синквейн, высказывают свое мнение.
Завершение урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается «УС».
1. Прочитайте в хрестоматии один из разделов «Хартии Земли» и подготовьте его пересказ, используя РАФТ и опираясь на алгоритм краткого пересказа в «Вашем помощнике».
2. Составьте коллаж «Земля – наш общий дом», отразив все самое дорогое для вас в жизни».
(Учитель может использовать алгоритм пересказа текста, показав памятку на интерактивной доске)

Алгоритм, имеющий форму памятки для обучающихся.
1. Перечитываю про себя произведение.
2. Отмечаю галочкой (или выписываю
в черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.
3. Определяю, о чем говорится в каждом абзаце.

Стратегия РАФТ

Стратегия «Телеграмма» Стикеры

4. Составляю план текста к каждому абзацу.
5. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные ключевые слова.
6. Составляю рассказ (мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Пересказываю, пользуясь своими записями.

Критерии успеха:
1) раскрывает тему, соблюдает структуру текста;
2) соблюдает алгоритм краткого пересказа;
3) аргументирует собственное видение проблемы;

Рефлексия
Стратегия «Телеграмма»

– Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
– Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
– Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
Учащиеся на стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.
Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность
Связи с ценностями
Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.
Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. Наблюдение учителя за обучением, учитель оценивает выполненные работы на основе дескрипторов. Устанавливается межпредметная связь с географией.
Кабинет организован для групповой работы.
Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование ответственности за природно-ресурсный потенциал своей страны.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы Урок 2
Тема урока: §2. Научный стиль Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Ч. 11.2.2 определять структурные, лексические и грамматические особенности текстов научного стиля (статья); П. 11.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля (статья)
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
определять структурные, лексические и грамматические особенности текстов научного стиля.
Большинство учащихся будут уметь:
формулировать проблемные вопросы по тексту; разграничивать стили речи, давать развернутые определения лингвистических терминов, составлять учебно-научный текст на заданную тему.
Некоторые учащиеся смогут:
создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: культура речи, научный стиль, термины, стили речи.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: Что это такое, культура речи?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов,
на анализ текста, на формирование грамотности речи.

План
Планируе- мые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. (К) Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Компьютер

Интерактивная доска
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учитель предлагает прочитать эпиграф и догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.

Эпиграф

Наука – самое важное, самое прекрасное
и нужное в жизни человека.

Учебник

Опорная таблица

А . П . Ч е х о в
(Деятельность учащихся) К
Прогнозирование учащимися темы урока.
Лексико-стилистический тренинг
Упр. 1. Рассмотрите опорную схему. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. В какой речевой ситуации используется разговорный стиль?
А художественный? Когда мы пользуемся официально-деловым?
Упр. 2. Рассмотрите таблицу «Стили речи». Распределите данные жанры по соответствующим графам.
Разго- Науч- Офи- Пуб- Худо-
вор- ный циально- лицис- жест-
ный деловой тичес- венный
кий
Разго- Анно- Объявле- Очерк Повесть, вор, бе- тация, ние, статья в рассказ, седа, тезисы, автобио- газете, роман, личное доклад, графия, репор- баллада,
письмо, моно- характе- таж, басня записка графия ристика, интер-
заявле- вью ние,
расписка, доверен- ность
Упр. 3. Послушайте и сравните тексты. Подумайте, что объединяет данные тексты и чем они различаются. Какой из них относится
к научному стилю, а какой – к художественному? Обоснуйте свое мнение.
(Деятельность учащихся) К
Отвечают на вопросы, вспоминают стили речи, заполняют таблицу.
III. Изучение нового материала Стили речи
(Деятельность учащихся) К
Учащиеся с помощью приема ИНСЕРТ определяют для себя, какая информация по стилям речи им была известна, какая новая для них. С помощью опорной таблицы подбирают примеры, отвечают на вопросы. Учителю можно
предложить просмотр видео-презентации.

«Научный стиль: языковые средства и стилевые черты» https://www.youtube.com/watch?v=tdrYlkGb9-Y
Упр. 4. Прочитайте тексты. Назовите источники, из которых они взяты. Какую информацию вы получили из содержания 1-го и 2-го текстов.
К какому подстилю они относятся? Обоснуйте свой ответ.
Упр. 5. Прочитайте и озаглавьте текст. Для кого он предназначен? Определите функцию текста.

(Г) Работа в группах.
Деление на группы. «Открытки»
Учащиеся получают фрагмент открыток, находят части своей открытки и образовывают группы.

Прием «Пометки на полях» Задание
Разделитесь на три группы. Распределите
и сравните тексты: определите, к какому из подстилей научного стиля речи относятся данные тексты и кому они адресованы. Охарактеризуйте тексты по следующему плану: 1) сфера употребления; 2) задачи речи; 3) отличительные черты; 4) языковые особенности.
Задание для первой группы:
Работают с первым текстом, определяют подстили научного текста, обосновывают свой ответ, дают характеристику текста по плану, презентуют другим группам.
Задание для второй группы:
Работают со вторым текстом, определяют подстили научного текста, обосновывают свой ответ, дают характеристику текста по плану, презентуют другим группам.
Задание для второй группы:
Работают с третьим текстом, определяют подстили научного текста, обосновывают свой ответ, дают характеристику текста по плану, презентуют другим группам.

Критерии для оценивания работы группы:
 правильность изложения материала;
 логика изложения материала, четкость;
 культура изложения материала;
 дополнения других групп;
 поведение в группе, умение сотрудничать;

Упр. 6. Составьте опорную схему «Подстили научного стиля».

Видео-презента- ция «Научный стиль: языковые средства и стиле- вые черты»

Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала. Лексико-грамматический тренинг Сформулируйте правило к словам, данным
в рамке. Продолжите предложение: В суффиксах кратких страдательных причастий пишется … Какой подстиль вы использовали?
Упр. 7. Переведите данный текст на русский язык. Укажите подстиль полученного текста.
Упр. 8. Докажите, что в этих сочетаниях есть причастия. Какой подстиль научного стиля вы использовали при ответе?
Окружающая среда, полученные знания, образуемые сообщества, живущие организмы, растворенные вещества.
О б р а з е ц д о к а з а т е л ь с т в а .
Слово живущие – причастие, так как обозначает признак предмета (организмы) по действию, происходящему в настоящее время, и имеет суффикс ­ущ­: живущие организмы – это организмы, которые живут; отвечает на вопрос какие?
Слово полученные – причастие, так как обозначает признак предмета (знания) по действию, полученные прошедшее время, имеет суффикс
­енн­: полученные знания – это знания, которые ты получил; отвечает на вопрос какие?
Упр. 9. Творческий диктант. По данным терминам определите отрасль научного знания. Дайте устное определение любым 2-3 терминам.

(Г) Деятельность учащихся.
Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы, пишут творческий диктант.

V. Закрепление изученного материала Л. Какое слово пропущено?
1. Роман, повесть, рассказ, баллада, басня – жанры
… стиля. (художественного стиля)
2. Объявление, характеристика, доверенность – жанры …. стиля. (официально-делового стиля)
3. Научный стиль используется в сфере … деятельности человека. (научной)
4. Адресат … подстиля – специалисты. (собственно научного подстиля)
5. Функция учебно­научного подстиля – … . (передача адресату научной информации
и обеспечение ее усвоения)
6. Широкому кругу читателей адресован … подстиль. (научно-популярный подстиль)
7. Научная информация излагается доступно в … литературе. (справочной литературе) Учебник

8. Точное обозначение определенного понятия какой­либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни называется … (термином)
9. Монография, диссертация, научная статья, доклад – жанры … подстиля научной речи. (собственно научного подстиля)
10. Учебник, учебное пособие – жанры … подстиля научной речи. (учебно-научного подстиля)
Знаете ли вы?
(И) (Деятельность учащихся) Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Конец урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается
«УС».
1. Подготовьте устное сообщение на тему
«Подстили научного стиля», используя составленную опорную схему.
2. Составьте слайды с текстовым и графическим изображением на тему «Правописание наречий», используя орфографический минимум в «Вашем помощнике».
Критерии успеха:
1) раскрывает тему сообщения, используя ключевые слова;
2) составляет слайды с текстовым и графическим изображением;
3) применяет творческий подход.

Рефлексия
Прием «Лесенка успеха»
Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось Средняя ступенька – у меня были проблемы Верхняя ступенька – мне все удалось

Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН
ИКТ-компетентность Связи с ценностями
Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.
Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. Наблюдение учителя за обучением, учитель оценивает выполненные работы
на основе дескрипторов. Используется взаимооценивание между группами с помощью стратегии «Две звезды, одно пожелание». Устанавливается межпредметная связь с географией.
Кабинет организован для групповой работы.
Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию.
Воспитание любви
к природе, формирование бережного отношения
к окружающей среде.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Урок 3

Тема урока: §3. Лексика научного текста Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Ч. 11.2.2 определять структурные, лексические
и грамматические особенности текстов научного стиля (статья);
П. 11.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля (статья).
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
определять структурные, лексические и грамматические особенности текстов научного стиля (статья).
Большинство учащихся будут уметь:
определять структурные, лексические и грамматические особенности текстов научного стиля (статья), создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля (статья).
Некоторые учащиеся смогут:
определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: наука, термины, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: Какие особенности научного стиля вы знаете?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. (К) Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! Компьютер. Интерактивная доска.
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учитель предлагает прочитать эпиграф
и предположить, о чем будет идти речь на данном уроке.

Эпиграф

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.
Д ж о н а т а н С в и ф т

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока. Игра «Скажите одним словом». (Прием
«Горячий мяч»)
1) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. (Морфология)
2) Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слова. (Лексика)
3) Раздел науки о языке, в котором изучается строение словосочетаний и предложений. (Синтаксис)
4) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
5) Раздел науки о языке, в котором изучаются функциональные стили речи, их языковые особенности. (Стилистика)

(Деятельность учащихся) К
Играют в игру «Скажите одним словом» (ловят мяч, отвечают на вопросы, затем перебрасывают мяч обратно учителю).

Лексико-грамматический тренинг Лексика научного стиля.
Метод «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
К (Деятельность учащихся) Учащиеся вспоминают свои знания о лексике научного стиля, заполняют таблицу, соотносят между собой уже знакомое
и новое, определяют свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

III. Изучение нового материала
(Я) Материал для самостоятельных наблюдений
Прочитайте отрывок из оды первого русского ученого­естествоиспытателя, поэта и филолога, физика, химика, астронома М.В. Ломоносова (1711–1765). Передайте основную мысль данных строк одним сложным предложением.
(И) Упр. 1. Распределите данные слова в три ряда: 1) общеупотребительные,
2) общенаучные, 3) термины. Дайте устно Учебник

Учебник

развернутые определения терминов.
1) общеупотребительные: природа, море, река, земля, воздух, океан, вода, степь, лес;
2) общенаучные: функция, принцип, теория, объект, действие, система, метод, градус;
3) термины: дезактивация, биоресурсы, биотехнология, аварийный выброс, антропогенное загрязнение, природоохранные нормы, земельный кодекс, лесозащита, пестициды.
Упр. 2. Прочитайте текст. Определите его тему и количество микротем. Подберите заголовок, найдите введение и укажите основную часть текста. Скажите, для кого он предназначен. К какому подстилю относится?

(Г) Работа в группах.
Деление на группы. «Мозаика» (части изображения в корзине, учащиеся находят другие части изображения, делятся на группы)
Разделитесь на три группы. Выявите в прочитанном тексте языковые
особенности научного стиля. Дополните таблицу примерами из текста.
Упр. 3. Сравните два текста на одну тему. Какими языковыми средствами описывается роса как явление природы? В каком тексте представлено образное описание росы, а в каком – раскрывается сущность этого явления? Уточните задачу каждого высказывания. Подготовьте небольшую статью, посвященную стилистическому анализу учебно­научного текста, используя вышеприведенную таблицу.

(Г) Деятельность учащихся. Работают в группах, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, извлекают содержащуюся в тексте основную информацию по вопросам.
Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала. Упр. 4. Выразительно прочитайте отрывок из повести Г. Троепольского «Белый Бим,
Черное ухо», выделяя голосом слова с логическим ударением. Вспомните,
о чем это произведение. Объясните правописание выделенного наречия, Учебник

опираясь на орфографический минимум в «Вашем помощнике» (с. 202). Какой стиль вы использовали при ответе?

(П) Работа в парах. Подготовьте статью на тему «Художественно-изобразительные средства русского языка». Сначала отберите нужные теоретические сведения по теме, затем подберите примеры, иллюстрирующие их, используя текст
«Выстрел в лесу». Свои наблюдения оформите в виде научной статьи, соблюдая часть (характеристика языковых особенностей текста по плану: описание лексики, морфологии и синтаксиса); выводы; список использованной литературы.

Критерии оценивания данного задания:
 участвуют в диалоге;
 обмениваются мнениями отвечая на поставленные вопросы;
 пишут статью, соблюдая структуру научной статьи.

Речевой тренинг
(К) Упр. 5. Прочитайте текст и передайте его содержание на русском языке.
Упр. 6. Измените данные ниже предложения так, чтобы в них отразились черты научного стиля.
(Г) Деятельность учащихся
Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы. Учащиеся извлекают содержащуюся в тексте основную информацию по вопросам.

V. Закрепление изученного материала Упр. 7. С какими утверждениями вы согласны (+), с какими – не согласны (–)? Объясните почему (?).
Упр. 8. Заполните маркировочную таблицу «ЗХУ».
(И) (Деятельность учащихся) Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Прием «Микрофон»

Учебник
Конец урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается «УС».
Напишите мини-статью о значении, происхождении и употреблении терминов информатика, биология,

орфография, орфоэпия. Какие источники информации вы использовали? Оформите их в виде списка использованной литературы в конце статьи.
(Учитель может использовать правила оформления списка использованной литературы, показав правила на интерактивной доске.)

Список литературы необходимо составлять по определенным правилам: Отбор литературы. Указывается литература, использованная при подготовке работы.
Описания источников. Каждая запись о книге или статье – это краткая библиографическая запись, включающая в себя основные сведения:
– фамилия автора и его инициалы;
– заглавие;
– выходные данные: место издания, издательство, год издания;
– количество страниц.

Критерии успеха:
1. Ясность и точность мыслей.
2. Корректность оформления (речевая грамотность, подача материала, эмоциональная выраженность).
3. Творческий подход.

Рефлексия
Прием «Плюс – минус – интересно».
плюс минус интересно

Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН
ИКТ-компетентность Связи с ценностями
Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.
Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Кабинет организован для групповой работы.
Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание толерантного отношения к иному языку и культуре, формирование бережного отношения
к окружающей среде. Развитие интереса к классической литературе.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы Урок 4
Тема урока: §4. Это не должно повториться Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке С. 11.1.2 понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер
Ч. 11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы
ИЯЕ. 11.5.1 использовать прилагательные и страдательные причастия в краткой форме.
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер.
Большинство учащихся будут уметь:
понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер; формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути
решения проблемы.
Некоторые учащиеся смогут:
составлять тексты по заданной теме, используя прилагательные и страдательные причастия в краткой форме.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: общенаучная лексика, термины, ядерное оружие, полигон.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: О чем вам говорит сложносокращенное слово СИЯП? Знаете ли, что оно означает?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много Компьютер

Интерактивная доска

интересных заданий, новых открытий,
а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учитель предлагает прочитать эпиграф
и догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.
Мы не имеем права безропотно ждать конца света!
Мы привыкли бороться за мир во всем мире. Теперь мы поняли, что бороться за мир надо каждому на своей земле.
О . О . С у л е й м е н о в

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока. Беседа с учащимися:
(Я) О чем вам говорит сложносокращенное слово СИЯП? Знаете ли вы, что оно означает? (Деятельность учащихся) К
Отвечают на вопросы, рассказывают, о чем им говорит сложносокращенное слово СИЯП.

III. Изучение нового материала Слушаем и обсуждаем
Упр. 1. Послушайте отрывок из произведения казахстанского поэта
В. Кобрина «Исповедь «атомных солдат».
О какой трагедии идет речь? Почему поэт называет солдат «атомными»? Укажите стиль. Какому фрагменту стихотворения соответствует данный фотоснимок?

Лексико-грамматический тренинг
Упр. 2. Выпишите из текста стихотворения страдательные причастия в краткой форме. Объясните написание -н- в них. От каких полных форм причастий они образованы? Объясните написание выделенного наречия, опираясь на орфографический минимум
в «Вашем помощнике» (с. 202).
Об ра з е ц : ослепить – ослепленный – ослеплена.
Упр. 3. Ознакомьтесь с ключевыми понятиями к статье (авторы: А. Коновалов, И. Ахметова). Определите ее тему, опираясь на данные слова и словосочетания.
Семипалатинский испытательный ядерный полигон, ядерное оружие, ядерный взрыв,
экология, здоровье населения, последствие от ядерных испытаний.

Эпиграф Учебник

Учебник

Упр. 4. Прочитайте данную статью
(в сокращении) по абзацам, выделяя в каждом из них главную мысль. Составьте логическую цепочку из ключевых слов данного текста.

(Деятельность учащихся) К Обсуждают, аргументируют. Составляют логическую цепочку из ключевых слов данного текста.
Упр. 5. Выпишите из текста статьи общеупотребительные, общенаучные слова и термины в начальной форме. Заполните данную таблицу 5–7 предложениями.
Упр. 6. Образуйте от данных глаголов и запишите полные и краткие формы
страдательных причастий. Поставьте в них ударение и подчеркните орфограммы. (Производить) испытание, (сбросить) бомба, (начать) эра новой системы вооружений, (принять) решение, (создать) полигон, (эвакуировать) жители, (разрушить)
экологическое равновесие.
Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала. Речевой тренинг
Упр. 7. Ознакомьтесь с воззванием антиядерного движения «Невада – Семипалатинск». Подготовьте выразительное чтение текста. Укажите стиль.
Упр. 8. Произведите исторический комментарий», преобразовав цифровую информацию в текст «О чем говорят даты». Какую общественно-политическую лексику вы используете в своем высказывании?
Упр. 9. Подготовьте устное сообщение, опираясь на данную инфографику (способ подачи информации с помощью графики, рисунка и текста), используя РАФТ. Какие термины и из какой области знаний вы употребите?

(Г) Деятельность учащихся.
Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы. Составляют сообщения, используя инфографику.

Критерии оценивания данного задания:
 участвуют в диалоге;
 обмениваются мнениями, отвечая на поставленные вопросы;
 составляют сообщения, используя инфографику.

Учебник

Дескрипторы:
1. Участвует в диалоге.
2. Обменивается мнением, отвечает на поставленные вопросы.
3. Составляет сообщения, используя инфографику.

V. Закрепление изученного материала Упр. 10. Заполните «Трехчастный дневник». Упр. 11. Рассмотрите постеры. Какая тема их объединяет? Составьте слоган к каждому постеру.
Упр. 12. Раскройте смысл эпиграфа к уроку, опираясь на содержание урока.

(И) (Деятельность учащихся)
Учащиеся отвечают на вопросы, раскрывают смысл эпиграфа, высказывают свое мнение. Дескрипторы
Конец урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается
«УС».
1. Прочитайте в хрестоматии произведение Г. Мусрепова «Через двадцать лет»
и подготовьте сжатый пересказ любого из рассказов: «Рассказ спины», «Рассказ глаз»,
«Рассказ камня», опираясь на алгоритм пересказа в «Вашем помощнике».
2. Составьте кластер к слову СИЯП. (Учитель может использовать алгоритм пересказа текста, показав памятку на интерактивной доске.)

Алгоритм, имеющий форму памятки для обучающихся.
1. Перечитываю про себя произведение.
2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновике) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.
3. Определяю, о чем говорится в каждом абзаце.
4. Составляю план текста к каждому абзацу.
5. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные ключевые слова.
6. Составляю рассказ (мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Пересказываю, пользуясь своими записями.

Критерий оценивания домашней работы: Находят дополнительную информацию по заданой теме; готовят сжатый пересказ,

Стикеры Смайлики

опираясь на алгоритм пересказа. Составляют кластер к слову СИЯП.

Рефлексия
– Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
– Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
Учащиеся на стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.
Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН
ИКТ-компетентность Связи с ценностями
Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.
Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Устанавливается межпредметная связь
с историей Казахстана. Кабинет организован для групповой работы.
Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию.
Воспитание интереса
к истории своей страны, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Урок 5

Тема урока:
§5. Слово Роллана Сейсенбаева Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке С. 11.1.1 понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяя социально-поведенческие характеристики и коммуникативные намерения говорящего;
Ч. 11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы;
П. 11.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля (статья).
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяя социально-поведенческие характеристики
и коммуникативные намерения говорящего.

Большинство учащихся будут уметь:
понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяя социально-поведенческие характеристики
и коммуникативные намерения говорящего; формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы; создавать тексты смешанных типов.
Некоторые учащиеся смогут:
создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля (статья); работать над этими тестами в паре, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: творчество, слово, литература, народ, испытания.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: Как вы понимаете словосочетание пробуждение самосознания?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование
грамотности речи.
План
Планируемые
сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
(К) Для создания психологической атмосферы
– Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?
– Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока Компьютер Интерактивная доска
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: Какое отношение к творчеству Р. Сейсенбаева имеют такие понятия, как: СИЯП, атомная бомба, ядерное оружие, лучевая болезнь,
«Международный клуб Абая», международный литературный журнал
«Аманат»?
Учитель предлагает прочитать эпиграф.

Писатель – то дерево, которое отталкивается от почвы.
И . Б р о д с к и й

(Деятельность учащихся) К
Прогнозирование учащимися темы урока.

Эпиграф Учебник

III. Изучение нового материала Презентация
(К, Г) «Р. Сейсенбаев – жизнь и творчество» К (Деятельность учащихся) Просматривают презентацию, записывают основные даты из жизни писателя.
(Я) Как вы думаете, какое отношение к творчеству Р. Сейсенбаева имеют
такие понятия, как СИЯП, атомная бомба, ядерное оружие, лучевая болезнь, Между- народный клуб Абая, международный литературный журнал «Аманат»?

Лексико-грамматический тренинг
Упр. 1. Составьте тезисы к вступительной статье. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается его основная мысль. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они даны в тексте,
и пронумеруйте их.
Упр. 2. Ознакомьтесь с высказываниями
о Р. Сейсенбаеве. Прокомментируйте устно каждое из них. Какой заголовок вы подобрали бы к каждой цитате? Объясните написание
-нн- в выделенном наречии.
Упр.3. Выразительно прочитайте высказывание Р. Сейсенбаева, выделяя голосом слова с логическим ударением.
Найдите в тексте ключевые понятия и заполните «Таблицу-синтез».

(Деятельность учащихся) К
Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

(Г) Работа в группах.
Деление на группы. «Мозаика» (части изображения в корзине, учащиеся находят другие части изображения, делятся на группы) Задание 1. Упр. 4. Прочитайте статью казахстанского общественного деятеля, культуролога Мурата Мухтаровича Ауэзова. Определите, тема или основная мысль выражена в заглавии. Как вы понимаете смысл последнего абзаца? Почему существительное Слово написано с прописной буквы? (Учащиеся работают по тексту из упр. 4.)
Задание 2.
Задание для первой группы:
Учащиеся выполняют задания из учебника для первой группы.
Презентация

Учебник

Задание для второй группы:
Учащиеся выполняют задания из учебника для второй группы.

Критерии для оценивания работы группы:
 правильность изложения материала;
 логика изложения материала, четкость;
 культура изложения материала;
 дополнения других групп;
 поведение в группе, умение сотрудничать.
Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала. Речевой тренинг
Упр. 5. «Ассоциативный куст». Напишите слова-ассоциации к любому из данных существительных: слово, традиция, народ, жизнь. Прочитайте одноклассникам то, что получилось, дополните свои записи понравившимися другими ассоциациями. (Г) Деятельность учащихся.
Работают с учебником, составляют кластер, делают записи в тетради, презентуют свой кластер.

Критерии оценивания данного задания:
 участвуют в диалоге;
 обмениваются мнением, отвечая на поставленные вопросы.

V. Закрепление изученного материала
Упр. 6. Выскажите свою позицию! Спишите цитату русского поэта, драматурга, переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе (1987) Иосифа Бродского, данную в качестве эпиграфа к уроку,
и прокомментируйте ее, опираясь на материал урока.
(И) (Деятельность учащихся)
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Учебник
Конец урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается
«УС». Прочитайте в хрестоматии рассказ Р. Сейсенбаева «Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир».

Рефлексия
Прием «Лесенка успеха»
Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось
Средняя ступенька – у меня были проблемы Верхняя ступенька – мне все удалось

Прием «Лесенка успеха»

Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность
Связи с ценностями
Учащимся можно Самооценивание Устанавливается
предложить тексты для индивидуальной работы межпредметная связь
чтения разного уровня согласно дескрипторам, с историей Казахстана.
сложности. обратная связь с учителем. Кабинет организован для
Учащимся, которые групповой работы.
работают в высоком Навыки ИКТ, чтобы
темпе, можно предложить посмотреть презентацию.
дополнительные задания. Воспитание интереса
к истории своей страны,
формирование бережного
отношения к историческим
ценностям своей Родины.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Уроки 6–7

Тема урока: §6–7. Р. Сейсенбаев
«День, когда рухнул мир». Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке С. 11.1.1 понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяя социально-поведенческие характеристики и коммуникативные намерения говорящего; Ч. 11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы;
П. 11.4.1 создавать тексты смешанных типов.
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
понимать основную и детальную информацию сообщения; передавать события, соблюдая последовательность; называть слова одним словом или сочетанием.
Большинство учащихся будут уметь:
формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы.
Некоторые учащиеся смогут:
формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы; создавать тексты смешанных типов.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: родная земля, вечная колыбель, взрывы, покачнулась земля.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.

Вопросы для обсуждения: Какие проблемы затрагивает
Р. Сейсенбаев в рассказе «День, когда рухнул мир»?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов,
на анализ текста, на формирование грамотности речи.
План
Планируемые
сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
– Я рада, что у нас отличное настроение.
Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Компьютер Интерактивная доска
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учитель предлагает прочитать эпиграф
к уроку. Ответить на вопрос и поделиться своим мнением.
– Как вы понимаете его смысл?
Природу нужно любить, но не надо ее покорять и подчинять. Это невозможно. Природа жестоко мстит человеку за вмешательство.
Р. С е й с е н б а е в

(Я) Вы прочитали произведение Роллана Сейсенбаева «Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир», посвященное жертвам ядерных испытаний и экологических катастроф. Как вы думаете, почему рассказ имеет двойное название?
Упр. 1. «Верно – неверно – нет
информации». Проверьте себя, кто из вас внимательный читатель.

III. Изучение нового материала
Упр. 2. Разделите данные вопросы на
«тонкие» и «толстые» и ответьте на них. Упр. 3. Выразительно прочитайте еще раз отрывок из рассказа, выделяя интонацией слова, отражающие эмоциональное состояние героя.

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока. Отвечают на вопросы, делятся своим мнением, находят незнакомые слова
в карточке-информаторе.

Эпиграф Учебник

Учебник

Анализируем художественно- изобразительные средства
Упр. 4. Лексический комментарий. Определите значение существительного гриб в следующих предложениях:
«Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполонил небо,
и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветьем красок»,
«Огненный гриб тяжело поднимался». В каком значении – прямом или переносном – употреблено это слово? Обоснуйте свой ответ.

(Деятельность учащихся) К Учащиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Упр. 5. Выпишите из текста прочитанного отрывка глаголы и причастия, которые использует автор для описания земли
как живого организма, страдающего от ядерного взрыва.
Упр. 6. Подумайте, какая роль отведена цвету, звукам и действию. Заполните сравнительную «Таблицу-описание», опираясь на прочитанный отрывок из рассказа.
Упр. 7. Какие художественно- изобразительные средства использовал автор в произведении? Заполните таблицу. Упр. 8. Прочитайте в хрестоматии эпизод
«У подножья Чингистау: одинокая юрта чабана». Составьте денотатный граф
(от лат. denoto – обозначаю и греч. – пишу)
– способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, который составляется сверху вниз), опираясь на схему и данный алгоритм.

Алгоритм составления денотатного графа:
1. Выделите ключевое понятие – ключевое слово (имя существительное) или словосочетание.
2. Подберите несколько глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.
3. Найдите существенные признаки ключевого понятия, подобрав к выбранным
глаголам подходящие по смыслу существительные или словосочетания.

4. Проверьте смысловые связи любого слова графа с ключевым словом или словосочетанием.
(Г) Деятельность учащихся.
Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы, составляют денотатный граф.

Критерии оценивания данного задания:
• участвуют в диалоге;
• обмениваются мнением, отвечая на поставленные вопросы;
• составляют денотатный граф.
Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала. Речевой тренинг
Р Используя РАФТ, перескажите содержание эпизода «У подножья Чингистау: одинокая юрта чабана» от имени чабана.

Работа в группах. Дайте оценку прочитан- ного рассказа, используя метод 6 шляп.

(Г) Деятельность учащихся. Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы, дают
оценку прочитанному рассказу, используя метод 6 шляп.

Критерии оценивания данного задания:
 участвуют в диалоге;
 обмениваются мнением, отвечая на поставленные вопросы;
 дают оценку прочитанного рассказа, используя метод 6 шляп.

Упр. 9. Познакомьтесь с диамантой, составленной к одному из эпизодов рассказа Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир». Определите, к какому фрагменту она составлена. Какую из данных строк вы можете дополнить? Упр. 10. Найдите в рассказе Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»
детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы.
Составьте диаманту к словам земля – пепел. Упр. 11. Составьте план произведения, постарайтесь отразить в нем основные структурные части композиции рассказа.
Озаглавьте пункты плана, используя авторский текст. Учебник

V. Закрепление изученного материала

Упр. 12. Литературный диктант. (Л) Узнайте героя рассказа.
1. «Если это война, я уйду в партизаны».
2. «Сынок, четвертого августа исполнится пять лет, как не стало отца».
3. «Нету никакой войны. Прекратить разговорчики! Домой ступай, родители ждут, эвакуация будет!»
4. «Не беркут, не беркут! Как будто сам – лев!»
5. «Эта бомба хуже, чем та, которой американцы два японских города
на нет свели. Та была атомная, а эта – водородная».
6. «Комиссия по эвакуации в ауле остается. Нас семеро, и мы будем жить здесь…
В Аягуз тебе одной с маленькими придется ехать».
7. «Это наша Родина, и пусть он ответит, что они хотят с ней сделать».
8. «В конце шестидесятых умер. Рак пищевода. Мать говорила, что он в этих самых горах свою болезнь получил… Он
и рисовать-то начал перед самой смертью».
9. «Завтра будут взрывать бомбу! Я боюсь!»
10. «Ага, мы же медленно умираем».
Упр. 13. Свободный микрофон. Назовите 5 причин, по которым надо обязательно прочитать рассказ Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».
Упр. 14. Выразите тему данного урока одним словом или словосочетанием.

(И) (Деятельность учащихся) Учащиеся записываю ответы, составляют
«Ассоциативный куст».
Конец урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается «УС».
1. Подготовьте выразительное чтение монолога деда Роллана, в котором он преподносит внуку урок гражданской смелости (фрагмент разговора
с полковником).
2. Найдите в тексте рассказа
(в хрестоматии) фрагменты монолога, диалога и полилога. Распределите между собой речь персонажей, разыграйте по ролям и проведите взаимооценивание.

Стикеры Смайлики

Рефлексия
– Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
– Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Учащиеся на стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение
Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания
учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность
Связи с ценностями
Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.
Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Устанавливается межпредметная связь
с историей Казахстана. Кабинет организован для групповой работы.
Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию.
Воспитание интереса
к истории своей страны, формирование бережного отношения к историческим
ценностям своей Родины.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Урок 8

Тема урока: Эссе «Природу нужно любить, но не надо ее покорять
и подчинять…» Р. Сейсенбаев Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке П. 11.4.4 писать творческие работы (тексты смешанных типов) с явно или скрыто выраженной авторской позицией.
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
строить устное и письменное высказывание на заданную тему.
Большинство учащихся будут уметь:
формулировать проблемные вопросы по тексту; анализировать прочитанный текст и излагать свое мнение в письменном виде с аргументацией.
Некоторые учащиеся смогут:
находить в тексте художественно-изобразительные средства; соблюдать последовательность и смысловую
цельность письма; демонстрировать хороший уровень грамотности.

Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: природа, беречь окружающую среду, родные места.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: Как жить в гармонии с природой?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на
анализ текста, на формирование грамотности речи.
План
Планируемые
сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
– Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок. Спасибо!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Компьютер

Интерактивная доска

Смайлики на карточках
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний.
Учитель предлагает прочитать цитаты. Учащиеся читают цитаты, который можно не обсуждать.
1. «Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях».
Александр Радищев
2. «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром».
Александр Герцен
3. «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».
Фрэнсис Бэкон
4. «Бог хитер, но не злонамерен. Природа скрывает свои секреты за счет присущей ей высоты, а не путем уловок».
Альберт Эйнштейн
5. «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».
Федор Достоевский
6. «Быть может, Бог и сотворил пустыню для того, чтобы человек улыбался деревьям».
Пауло Коэльо

Беседа с учащимися. Например:
– Как вы считаете, почему надо беречь природу?
– Что вы знаете об экологическом состоянии нашей страны?
– Назовите основные проблемы нашей экологии.
Цитаты у каждого ученика.

(Деятельность учащихся) К
Чтение цитат, обсуждение, высказывание своего мнения.

III. Изучение нового материала Объявление темы урока и целей обучения. Мы сегодня будем писать эссе на тему
«Природу нужно любить, но не надо ее покорять и подчинять…» (Р. Сейсенбаев)

К Прием «Атака вопросами»
Подумайте и скажите:
– Как вы думаете, как относился автор этих строк к экологической проблеме своей страны?
– Какие произведения Р. Сейсенбаева вы знаете?
– Какие темы раскрывал автор данных строк в своих произведениях?

(Деятельность учащихся) К
Ученики отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала.
(К) Учащиеся пишут эссе по теме «Природу нужно любить, но не надо ее покорять и подчинять…» (Р. Сейсенбаев)
Им будет важно выразить собственное мнение. Учащиеся должны выбрать позицию, которую они будут отстаивать в эссе, и приводить аргументы из прочитанного текста для ее подтверждения. Это может быть позиция осуждения или сочувствия, предупреждения не повторять ошибок или призыв бороться.
Перед началом написания важно выработать определенные критерии, по которым будет оцениваться работа. Например:

V. Закрепление изученного материала
На доске записаны речевые клише:

– для передачи чужого мнения: некоторые считают, что…; есть мнение, что…; часто можно услышать, что…

– для передачи своих мыслей: но я думаю, но мне кажется, по-моему, я не согласен с этим.

Учащиеся пишут эссе, используя сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.

Дифференциация: учащимся с низкой мотивацией к учебе при написании эссе-рассуждения можно предложить ПОПС-формулу:

П – позиция (я считаю, что…) О – объяснение (потому что…)
П – пример/аргументы (я могу доказать это на примере…)
С – следствие (таким образом, … из этого можно сделать вывод, что…).

(И) (Деятельность учащихся)
Учащиеся пишут эссе.
Конец урока 38–40 мин Рефлексия «Три М»:
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Стикеры
Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные
знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ компетентность
Связи с ценностями
Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.
Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. Наблюдение учителя за обучением,
учитель оценивает выполненные работы на основе дескрипторов.
Используется взаимооценивание между группами с помощью стратегии «Две звезды, одно пожелание». Устанавливается межпредметная связь с географией.
Кабинет организован для групповой работы.
Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию.
Воспитание любви
к природе, формирование бережного отношения
к окружающей среде.

Раздел I. Показатель развития общества: экология, биоресурсы Урок 9
Тема урока:
§8. Летопись современности Школа
Дата: ФИО учителя
КЛАСС 11 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Ч. 11.3.1 понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора;
Ч. 11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы;
П. 11.4.6 соблюдать орфографические нормы (правописание наречий).
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:
сравнивать тексты, понимать основную и детальную информацию сообщения.
Большинство учащихся будут уметь:
сравнивать тексты, понимать основную и детальную информацию сообщения; понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора.
Некоторые учащиеся смогут:
формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы.
Языковая цель Учащиеся могут:
– строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: природа, ресурсы, экологический манифест, технический прогресс.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Вопросы для обсуждения: Можем ли мы внести свой вклад в улучшение экологии нашего города?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов,
на анализ текста, на формирование грамотности речи.
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–1 мин I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем
людям здоровья, мира и добра. Компьютер Интерактивная доска
Начало урока 2–10 мин II. Актуализация знаний. Прогнозирование.
Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку. Ответить на вопрос
и поделиться своим мнением.

– Как вы понимаете его смысл?
Гений человечества должен служить только людям, их процветанию.
Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни.
Н . Ф . Р е й м е р с

(Я) Какие ассоциации у вас вызывает слово манифест?

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока. Отвечают на вопрос, делятся своими мнениям.

III. Изучение нового материала Грамматический тренинг
(К, Г) Презентация
«Публицистический стиль».

К (Деятельность учащихся) Просматривают презентацию, записывают основные понятия.
Упр. 1. Ознакомьтесь со словарной статьей существительного манифест из «Словаря иностранных слов».
Относится ли это слово к общественно- политической лексике? Обоснуйте свой ответ.

Презентация

Учебник
Манифест, -а, м. (нем. manifest – призыв). Воззвание, обращение, декларация политической партии, общественной организации или высшего органа государственной власти, имеющие программный характер.
* Манифестация. Манифестант. Манифестировать.
Упр. 2. Послушайте и прокомменти- руйте высказывания известного российского ученого-зоолога, эколога Николая Федоровича Реймерса. Какой заголовок вы подобрали бы к каждой цитате?
Упр. 3. Сопоставьте слова с их лексическим значением. Выберите нужное толкование слов.

К (Деятельность учащихся) К Учащиеся выполняют задания, комментируют свое высказывание.

Середина урока 11–37 мин IV. Освоение изученного материала. (Г) Работа в группах.
Деление на группы. «Открытки» Ученики получают фрагмент открыток. (изображение заповедников Казахстана). После того как ученики нашли всех обладателей фрагментов их открытки, они рассказывают, что изображено на открытках и где находится данный заповедник.
Задание для первой группы: учащиеся выполняют задания из учебника для первой группы
Задание для второй группы: учащиеся выполняют задания из учебника для второй группы

Критерии для оценивания работы группы:
 правильность изложения материала;
 логика изложения материала, четкость;
 культура изложения материала;
 дополнения других групп;
 поведение в группе, умение сотрудничать.

(Деятельность учащихся) Обсуждают, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

V. Закрепление изученного материала
Упр. 4. Выразительно прочитайте вступительную часть «Экологического манифеста». Почему выделенные нарицательные существительные пишутся с прописной буквы?
Обоснуйте свой ответ.
Упр. 5. Какие средства публицисти- ческого стиля использованы в тексте манифеста? Какова их роль?
Выпишите наречие с не- и объясните его написание, используя орфографи- ческий минимум из «Вашего помощника» (с. 202). Приведите примеры слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Упр. 6. С какими утверждениями вы согласны (+), с какими – не согласны (–)? Объясните почему (?). Учебник Открытки

Заповедник «Аксу- Джабаглы»

Заповедник
«Маркакольский»

Заповедник
«Кургальджинский»

Речевой тренинг
Р Прочитайте афоризмы. Эти советы помогут вам при подготовке публичного выступления.
Упр. 7. Прочитайте фрагмент из
«Экологического манифеста», выделяя голосом слова с логическим ударением. Найдите слова, обозначающие явления общественной жизни. Подготовьте публичное выступление, прокомментировав устно каждый пункт, и произведите взаимооценивание.
Упр. 8. «Дискуссионная карта». Упр. 9. Выскажите свою позицию.
Выразительно прочитайте фрагмент из
«Экологического манифеста». Почему глагол улучшаем взят в кавычки?
Прокомментируйте, какие особенности публицистического стиля отражены в нем. Какова его ведущая тема? Какую проблему поднимает автор в данном тексте? Поделитесь своим мнением.
Упр. 10. Составьте два кластера со словами природа и защита.
Попробуйте объединить смысл этих понятий вместе, чтобы выразить основную идею «Экологического манифеста».
(И) (Деятельность учащихся) Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Учебник

Учебник
Конец урока 38–40 мин Домашнее задание
Для самостоятельного изучения предлагается «УС».
1. Используя РАФТ, подготовьте публичное выступление, передав свое понимание высказывания
Н.Ф. Реймерса, взятого в качестве эпиграфа к данному уроку.
2. Найдите в любой газете примеры призывов-обращений и прочитайте. Составьте обращение, призывающее ваших сверстников принять активное участие в одном из полезных для общества дел.

Критерий оценивания домашней работы:
• Находят дополнительную информацию по заданой теме.

• Готовят призыв-обращение по теме, правильно оформляют обращение, применяют творческий подход.

Рефлексия
Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Стикеры
Дополнительная информация
Дифференциация Как вы планируете
поддерживать учащихся Оценивание
Как вы планируете увидеть
приобретенные знания учащихся Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность
Связи с ценностями
Учащимся можно Наблюдение учителя за Устанавливается
предложить тексты для обучением, учитель межпредметная связь
чтения разного уровня оценивает выполненные с географией.
сложности. работы на основе Кабинет организован для
Учащимся, которые дескрипторов. групповой работы.
работают в высоком Навыки ИКТ, чтобы
темпе, можно предложить посмотреть презентацию.
дополнительные задания. Воспитание бережного
отношения к окружающей
среде, формирование
ответственности за
природно-ресурсный
потенциал своей страны.
Суммативное оценивание №1 за раздел «Показатель развития общества: экология, биоресурсы»
Цель обучения
С.11.1.2 понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально- культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;
Г.11.2.2 пересказывать тексты, адаптируя содержание для определенной целевой аудитории, с использованием средств для привлечения внимания;
Критерии оценивания Обучающийся
Понимает общенаучную и узкоспециальную лексику. Определяет стиль речи. Пересказывает текст.
Предоставляет обратную связь. Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Слушание Задания
1. Прослушайте текст и ознакомьтесь с вопросами.
Транскрипт
Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где

проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконыр.
Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имеются всего три могильника для ядерных отходов, и все они рас- полагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990–1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн тонн загрязненных отходов.
Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.
Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амударьи и Сырдарьи. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5–2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.
Подобная же ситуация сложилась на озере Балкаш, уровень которого 3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.
В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 70 млн га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.
Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/429
Вопросы:
1. К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте свой ответ.
2. Какую проблему поднимает автор в тексте?
3. О чем говорится в тексте? А) об особенностях природы В) о проблемах экологии
С) об улучшение экологии
4. Укажите синоним к слову «загрязнение» А) засорение
В) очищение С) улучшение
5. В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики … Эта информация …
А) не соответствует тексту В) отсутствует в тексте
С) соответствует тексту

Говорение
2. Используя основную мысль прочитанного текста, подготовьте план данного текста для пересказа. Кратко перескажите текст.
Время на подготовку – 5 минут.

Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Понимает общенаучную и узкоспециальную лексику. определяет стиль речи, приводит два аргумента 2
определяет проблему текста 1
определяет основную мысль текста 1
называет синоним к заданному слову 1
указывает на верный вариант
к информации 1
Использует основную мысль прочитанного текста, пишет план данного текста для пересказа. Кратко
пересказывает текст. использует основную мысль прочитанного текста 1
пишет план 1
кратко пересказывает текст 1
Всего баллов 7 9

Раздел II. Показатель развития общества: свободное время Урок 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *