СОР Естествознание 2 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию 2017-2018 год

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Естествознание
2 класс

========1========

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся 2 класса. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания и рубрики носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация с образцами заданий и схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2

========2========

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ………………………………………………. 4
Суммативное оценивание за раздел «Я – исследователь» ………………………………………………………………….. 4
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа» …………………………………………………………………….. 7
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть ………………………………………………………………….. 10 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………………….. 15
Суммативное оценивание за раздел « Живая природа» …………………………………………………………………… 15
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства» ……………………………………………………….. 18
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть ………………………………………………………………….. 22 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………………….. 28
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства» ……………………………………………………….. 28
Суммативное оценивание за раздел «Земля и Космос» ……………………………………………………………………. 31
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы» ………………………………………………………………….. 34
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть ………………………………………………………………….. 38 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………………….. 43
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы», подраздел «Свет» ……………………………………… 43
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть ………………………………………………………………….. 47
3

========3========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел « Я – исследователь»
(в контексте сквозной темы «Всё обо мне»)
Подраздел
1.1 Роль науки и исследователей 1.2 Методы познания природы
Цель обучения
2.1.1.1 Определять условия и личностные качества, необходимые для изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира
2.1.2.6 Определять ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат)
Критерий оценивания
Обучающийся
• Устанавливает соответствия в определении условий и
личностных качеств, необходимых для изучения
окружающего мира
• Определяет признаки эксперимента
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Найди качества исследователя и источники информации. Соедини.
Книги
Наблюдательность
Приборы
Трудолюбие
КАЧЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
4

========4========

2. Заполни пропущенные шаги проведения эксперимента.
Критерий оценивания Устанавливает соответствия в определении условий и личностных качеств, необходимых для изучения окружающего мира
Определяет признаки эксперимента
№ задания
Дескриптор Обучающийся
определяет качества исследователя; определяет источники информации;
Балл
1
1 1
2
записывает шаг эксперимента (Ресурсы);
1
записывает шаг эксперимента (План); записывает шаг эксперимента (Результат).
1 1
Всего баллов
5
5

========5========

6
качества
Высокий
Верно определяет
исследователя и источники
информации для изучения
окружающего мира
Верно определяет шаги в
проведении эксперимента
в
в
качества
»
Средний
Допускает ошибки
определении
исследователя и источников
информации для изучения
окружающего мира
Допускает ошибки
определении шагов в
проведении эксперимента
(ресурсы / план / результат)
Уровень учебных достижений
исследователь

Я
«
для
ть
за раздел
определить шаги
Низкий
Затрудняется определи
качества исследователя и
источники информации
изучения окружающего мира
Затрудняется
в проведении эксперимента
______________________________________________________
убрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
и
Р
условий
качеств,
признаки
х
ет
ФИО обучающегося
пределя
Критерий оценивания
Устанавливает соответствия в
определении
личностны
необходимых для изучения
окружающего мира
О
эксперимента

========6========

Суммативное оценивание за раздел «Живая природа» (в контексте сквозных тем «Всёобо мне», «Моя семья и друзья»)
Подраздел
2.1 Растения 2.2 Животные
Цель обучения
2.2.1.7 Объяснять важность бережного отношения к растениям
2.2.2.1 Различать представителей классов животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет и объясняет причины бережного
отношения к растениям
• Определяет классы животных
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Отметь () картинку, на которой наносится вред растениям.
Почему нужно ухаживать за растениями? Напиши.
____________________________________________________________
7

========7========

2. Соотнеси классы животных с их названиями.
Земноводные
Птицы
Млекопитающие
Рыбы
Насекомые
Пресмыкающиеся
Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
определяет картинку, изображающую нанесение вреда растениям;
записывает причину (-ы) необходимости ухаживания за растениями;
определяет класс млекопитающих; определяет класс птиц;
определяет класс рыб;
определяет класс земноводных; определяет класс пресмыкающихся; определяет класс насекомых.
Балл
Определяет и объясняет причины бережного отношения к растениям
1
1
1
Определяет классы животных
2
Всего баллов
1 1 1 1 1 1 8
8

========8========

9
и объясняет
Высокий
бережного отношения
Верно определяет
причины
к растениям
Верно определяет класс
животных
и в
»
ошибк
Средний
бережного
Допускает ошибки в
определении / объяснении
причины
отношения к растениям
Допускает
определении класса животных
Уровень учебных достижений
Живая природа
«
за раздел
ережного
определять
Низкий
к растениям
Затрудняется определить и
объяснить причины б
отношения
Затрудняется
животных по классам
__________________________________________________
убрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
Р
ережного
ИО обучающегося
Ф
Критерий оценивания
Определяет и объясняет
причины б
отношения к растениям
Определяет группы
животных

========9========

Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1. Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
10

========10========

11
1
4
4
6
15
балл
Общий
1
1
1
1
заданий
Количество
выполняет

выполняет
выполняет
ткрытого типа с
открытого типа, с
открытого типа с
Описание заданий
Обучающийся
задание с множественным
выбором ответа
Обучающийся
задание о
кратким ответом
Обучающийся выполняет
задание
кратким ответом
Обучающийся
задание
кратким ответом
ункции
птицы и
обитания
качества,
равнивать группы
Цель обучения
С
. Различать
2.1.1.1 Определять условия и
личностные
необходимые для изучения
явлений, процессов и объектов
окружающего мира
2.2.1.3 Описывать ф
основных частей растений
2.2.1.4
растений в зависимости от
среды обитания и способов
приспособления к различным
условиям среды
(влага)
2.2.2.1
представителей классов
животных: насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
млекопитающие
Подраздел
Растения
1.1 Роль науки и
исследователей
2.1
2.2 Животные
темы
обо мне»)
ё

аздел
в контексте
Р
Раздел 1
Я
исследователь
(в контексте
сквозной
«Вс
Раздел 2
Живая природа
(
сквозных тем
«Всё обо мне»,
«Моя семья и
друзья»)
1
2
3
4

========11========

4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть
1. Отметь () каким качеством не должен обладать исследователь.
А) любознательный В) внимательный С) ленивый D) терпеливый
[1]
2. Прочитай и допиши предложения.
1) «Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями». Это ___________________________.
2) «Мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению». Это ________________________________.
3) «Я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Я могу кормить, лечить животных и людей». Это _______________________________.
4) «Я посылаю в воздух «ароматные» запахи, привлекая насекомых, и те, опыляют меня». Это ________________________________.
[4]
3. Определи, к какой группе относятся эти растения?
Засухоустойчивые
Влаголюбивые
12

========12========

В чём их различия? Запиши.
1) Засухоустойчивые растения ________________________________ ___________________ 2) Влаголюбивые растения _ _____________________________________________________
[4]
4. Какие животные относятся к этим группам? Напиши примеры.
Пресмыкающиеся
Земноводные
Млекопитающие
1)___________________ 1)___________________ 1)___________________
2) __________________ 2)___________________ 2)___________________
Схема выставления баллов
№ 1
Ответы
2
C 1) корень 2) стебель 3) листья 4) цветок
3
Засухоустойчивые
Влаголюбивые
1) растут в сухом климате/ имеют узкие
листья и длинный корень
2) имеют широкие листья / обитают на
влажной почве
[6]
Балл 1 1 1 1 1
Дополнительная информация
2
1 1
4
Пресмыкающиеся: черепахи / крокодилы /
ящерицы / змеи и др.
2
Земноводные: лягушки / жабы /
саламандры и др.
Млекопитающие: волки / зайцы / лисы/
слоны и др.
Всего баллов
2
2
Принимаются другие варианты ответов, соответствующие заданию.
Принимаются другие варианты ответов, соответствующие заданию.
Выставляется 1 балл за один верно указанный пример.
15
13

========13========

5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
14

========14========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел « Живая природа»
(в контексте сквозной темы «Моя школа»)
Подраздел
2.3 Человек
Цель обучения
2.2.3.1 Определять функции опорно-двигательной системы человека
2.2.3.4 Определять роль личной гигиены в сохранении здоровья
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает функции опорно-двигательного
аппарата
• Составляет правила личной гигиены
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Опиши две основные функции скелета человека.
1) Опорная функция _______________________________________________ 2) Защитная функция______________________________________________
2. Соедини карточки, чтобы составитьверные правила личной гигиены.
Утром умойся и
стричь ногти.
Мой руки и лицо
после прогулки.
Не забывай вовремя
почисти зубы.
3. Запиши два правила личной гигиены, которые ты соблюдаешь каждый день. 1)_________________________________________________.
2)_________________________________________________.
15

========15========

Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор Обучающийся
описывает опорную функцию скелета;
Балл
Описывает функции опорно-двигательного аппарата
1
описывает защитную функцию;
1
Составляет правила личной гигиены
2
устанавливает первое соответствие;
1
устанавливает второе соответствие; устанавливает третье соответствие; записывает первое правило; записывает второе правило.
Всего баллов
1 1 1 1 7
16

========16========

17
новные
ос
Высокий
описывает
устанавливает соответствия
Верно
функции скелета человека
Верно
и составляет примеры правил
личной гигиены
описании
в
скелета
защитной
/
»
Средний
функций
природа
Уровень учебных достижений
Живая
Допускает ошибки
установлении соответствий и
составлении примеров правил
личной гигиены
Допускает ошибки в
основных
человека: опорной
«
за раздел
скелета
личной
описать
установить
Низкий
функции
Затрудняется
основные
человека
Затрудняется
соответствия и составить
примеры правил
гигиены
убрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
Р
двигательного

ФИО обучающегося_____________________________________________
Критерий оценивания
Описывает функции
опорно
аппарата
Составляет правила личной
гигиены

========17========

Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»
(в контексте сквозной темы «Мой родной край»)
Подраздел
3.2 Воздух 3.3 Вода
Цель обучения
2.3.2.2. Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха)
2.3.3.1. Определять физические свойства воды (без вкуса, без запаха, без определенной формы, текучесть)
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет и описывает свойства воздуха
• Определяет физические свойства воды
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Дополни предложения. Используй нужные слова.
1) Воздух невозможно _________________ и _______________ .
2) Мы не видим воздух, потому что он ____________________ и __________________.
3) Воздух не имеет вкуса, он – ______________.
18

========18========

2. Какие свойства воды изображены на картинках? Соотнеси.
газообразное
твердое
жидкое
3. Заполни таблицу о свойствах воды.
ВОДА
без____________
без____________
без____________
не имеет ______
19

========19========

Критерий
оценивания Определяет и описывает свойства воздуха
Задание
Дескриптор
Обучающийся
записывает свойства воздуха (увидеть, потрогать);
записывает свойства воздуха (бецветный, прозрачный);
записывает свойства воздуха (безвкусный); соотносит физические свойства воды; определяет свойство воды (без запаха); определяет свойство воды (без вкуса); определяет свойство воды (без цвета); определяет свойство воды (без формы/ не имеет формы).
Балл
1
1
1
Определяет физические свойства воды
2 3
1 1 1 1 1 1
Всего баллов
8
20

========20========

21
Высокий
деляет физические
но определяет свойства
оценивания
Вер
воздуха
Верно опре
свойства воды
елении
йств воды
Средний
сво
_________________________
Уровень учебных достижений
Допускает ошибки в опред
свойств воздуха
Допускает ошибки в определении
физических
«Вещества и их свойства»
за раздел
Низкий
ся определить
ойства воздуха
Затрудняет
св
Затрудняется определить
физические свойства воды
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного
ет и описывает
ритерий оценивания
К
ФИО обучающегося______________________________________________
Определя
свойства воздуха
Определяет физические
свойства воды

========21========

Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1 Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 15 баллов
3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
22

========22========

23
1
3
2
1
1
3
4
балл
Общий
1
1
1
1
1
1
1
заданий
Количество
с
с
с
задание
ответом
задание
выполняет
задание с
выполняет задание
выполняет задание
выполняет задание с
выполняет
выполняет задание
Описание заданий
записывает ответ на задание
ткрытого типа с кратким
ткрытого типа с кратким ответом
Обучающийся
открытого типа с кратким ответом
Обучающийся
множественным выбором ответа
и
о
Обучающийся
множественным выбором ответа
Обучающийся
множественным выбором ответа
Обучающийся
множественным выбором ответа
Обучающийся
о
Обучающийся
множественным выбором ответа
й
ть
сохранении
важнос
ь
т
Цель обучения
двигательной системы
Объясня

за зубами в
2.2.3.5 Определять важность
ухода
здоровья
2.2.3.2
сохранения правильной осанки
2.2.3.1 Определять функции
опорно
человека
2.2.3.4 Определять роль лично
гигиены в сохранении здоровья
2.3.2.2 Описывать некоторые
свойства воздуха (агрегатное
состояние, наличие цвета,
запаха)
2.3.3.1 Определять физические
свойства воды (без вкуса, без
запаха, без определенной формы,
текучесть)
Подраздел
2.3 Человек
3.2 Воздух
3.3 Вода
аздел
P
в контексте
в контексте
Раздел 2
Живая
природа
(
сквозной
темы «Моя
школа»)
Раздел 3
Вещества и
их свойства
(
сквозной
темы «Мой
родной
край»)
1
2
3
4
5
6
7

========23========

4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть
1. Рассмотри рисунки. Запиши, почему надо ухаживать за зубами?
______________________________________________________________ ______________________________________________________________
[1]
2. Рассмотри рисунки.
1) Какая осанка правильная? Отметь ().
2) Напиши два правила для сохранения правильной осанки.
1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________
[3]
3. Определи функции скелета человека. Отметь () верные ответы.
1) Определяет вкус и запах. 2) Приводит тело в движение. 3) Защищает внутренние органы.
[2]
24

========24========

4. Прочитай и отметь ( ), что такое личная гигиена.
Это уход за свои телом и содержание его в чистоте.
Это распределение времени на основные жизненные потребности человека.
[1]
5. Какое свойство воздуха можно наблюдать на картинке? Отметь ()
верные ответы.
A) воздух не имеет вкуса B) воздух прозрачный C) воздух упругий D) воздух не имеет запаха
[1]
6. Посмотри внимательно на условные знаки. Какими свойствами обладает
воздух? Запиши
1) ______________________2)_____________________ 3)____________________
25

========25========

7. Отметь () свойства воды.
Схема выставления баллов

Ответы Уход зубам нужен, чтобы они были
[3]
[4]
Балл
1
здоровыми/ Уход зубам необходим, чтобы
они не болели.
2
1. Нужно правильно сидеть за партой, на стуле, не горбиться / Сидеть прямо, не наклоняя вперёд голову.
1
Дополнительная
информация Принимаются другие варианты ответов, соответствующие содержанию задания.
1
1
Принимаются другие варианты ответов, соответствующие содержанию задания.
2. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки / При ходьбе нужно держать
3
спину прямо / Нельзя сутулиться. 2) Приводит тело в движение. 3) Защищает внутренние органы.
1
1 1
4 5
Это уход за свои телом и содержание его в
6
7
чистоте.
В
У воздуха нет вкуса/нет вкуса. У воздуха нет цвета/нет цвета. У воздуха нет запаха/нет запаха. Без вкуса
Не имеет формы
Текучий
Без запаха
Итого
1 1 1 1 1 1 1 1 1 15
26

========26========

5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
27

========27========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел«Вещества и их свойства» (в контексте сквозной темы «В здоровом теле – здоровый дух!»)
Подраздел
3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы
Цель обучения
2.3.4.1 Определять назначение природных ресурсов 2.3.4.2 Классифицировать ресурсы по происхождению 2.1.2.2 Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат)
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет значение природных ресурсов для
человека
• Группирует природные ресурсы и ресурсы,
созданные человеком
• Описывает метод наблюдения
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Дополни таблицу. Определи, для чего предназначены природные ресурсы.
Природный ресурс Уголь
Пищевая соль Вода
Значение ресурса для человека
2.Раздели ресурсы на две группы. Укажи их номер.
1
2
3
4
5
6
28

========28========

Природные ресурсы: _____________________________________
Ресурсы, сделанные человеком: ____________________________________
3. Дополни предложения о проведении наблюдения.
1) Перед началом любого наблюдения нужно определить____________.
2) В конце наблюдения надо сделать________________.
Критерий оценивания Определяет значение природного ресурса для человека
Задание
Дескриптор Обучающийся
определяет значение первого ресурса; определяет значение второго ресурса; определяет значение третьего ресурса;
Балл
1
1 1 1
Группирует природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком Описывает метод наблюдения
2
определяет природные ресурсы; определяет ресурсы, созданные человеком;
1 1
3
определяет признак наблюдения и дополняет первое предложение; определяет признак наблюдения и дополняет второе предложение.
1
1
Всего баллов
7
29

========29========

30
и
Высокий
определяет значение
классифицирует
определяет
ный и конечный
ерно
Верно
природных ресурсов для
человека
В
природные ресурсы
ресурсы, созданные
человеком
Верно
началь
этапы наблюдения
пищевой
определении
определении
/ ресурсов,
/ вывод
ь
Средний
происхождению:
: цел
ресурсов
итогам суммативного оценивания
/ воды для человека
Уровень учебных достижений
Допускает ошибки при
значения каменного угля/
соли
Допускает ошибки в классификации
ресурсов по
природных
созданных человеком
Допускает ошибки при
начальных и конечных этапов
наблюдения
и ресурсов,
за раздел «Вещества и их свойства»
определении
классификации,
в

Низкий
ресурсов
природных ресурсов
Затрудняется в
значения
для человека
Затрудняется
природных
созданных человеком
Затрудняется при определении
начальных и конечных этапов
наблюдения
Рубрика для предоставления информации родителям по
_______________________________________________________________________________
для
ритерий
К
оценивания
ИО обучающегося
Определяет значение
природных ресурсов
человека
Группирует природные ресурсы
и ресурсы, созданные
человеком
Описывает метод наблюдения
Ф

========30========

Суммативное оценивание за раздел «Земля и Космос» (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор»
Подраздел
4.1 Земля 4.2 Космос
Цель обучения
2.4.1.2 Определять естественный спутник Земли 2.4.2.1 Определять порядок расположения планет Солнечной системы
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет естественный спутник Земли
• Располагает планеты Солнечной системы в
соответствующей последовательности
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. а) Укажи, сколько естественных спутников имеет планета Земля?
b)________________________Напиши название естественного спутника планеты Земля __________________
2. Расположи планеты в нужном порядке. Соедини планету с порядковым номером в Солнечной системе.
1
Земля
Марс
2
3
Венера
4
Нептун
5
Сатурн
Уран
6
7
Юпитер
8
Меркурий
31

========31========

Критерий
оценивания Определяет естественный спутник Земли
Задание
Дескриптор Обучающийся
указывает количество естественных спутников планеты Земля; записывает название естественного спутника планеты Земля; определяет первую планету; определяет вторую планету; определяет третью планету; определяет четвёртую планету; определяет пятую планету; определяет шестую планету; определяет седьмую планету; определяет восьмую планету.
Балл
1
1
1
Располагает планеты Солнечной системы в соответствующей последовательности
2
Всего баллов
1 1 1 1 1 1 1 1 10
32

========32========

33
естественный
и
Высокий
Верно выбирает
спутник Земл
Верно определяет
последовательность планет
Солнечной системы
ьности
достижений
естественного
Средний
Земли
нии
а
Уровень учебных
пределе
Допускает ошибки при
о
спутник
Допускает ошибки при
определении последовател
планет Солнечной системы
раздел «Земля и Космос»

за
еделении
ом порядке
Низкий
Затрудняется в опр
спутника планеты Земля
Затрудняется при расположении
планет в нужн
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
______________________________________________
системы в
итерий
Кр
оценивания
О обучающегося
Определяет естественный
спутник Земли
Располагает планеты
Солнечной
соответствующей
последовательности
ФИ

========33========

Суммативное оценивание за раздел «Физика природы» (в контексте сквозной темы Традиции и фольклор»)
Подраздел
5.1 Силы и движение
Цель обучения
2.5.1.1 Приводить примеры движения различных тел с разной скоростью
2.5.1.3 Исследовать силы, вызывающие движение 2.5.1.4 Выбирать и использовать приборы для определения массы
Критерий оценивания
Обучающийся
• Сравнивает скорость движения различных предметов
• Определяет силы, вызывающие движение
• Определяет и использует приборы для измерения
массы
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Отметь () транспорт, который доедет до финиша первым.
1) Почему ты так считаешь? Запиши
___________________________________________________________________
2) Приведи по одному примеру объектов с высокой и низкой скоростью движения. Заполни таблицу.
Высокая скорость
Низкая скорость
34

========34========

2. Что надо сделать, чтобы привести санки в движение? Запиши два действия, вызывающих движение.
1)_________________________ 2)_________________________
3. Для приготовления баурсаков бабушке надо взвесить муку.
1) Отметь () прибор, которым она может воспользоваться.
2) Определи массу, которую показывают весы? Запиши.
35

========35========

Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
определяет транспорт с высокой скоростью и объясняет причину; приводит пример объекта с высокой скоростью;
приводит пример объекта с низкой скоростью;
определяет первую силу,
вызывающую движение;
определяет вторую силу,
вызывающую движение;
определяет прибор для измерения массы;
определяет, какую массу показывают весы.
Балл
Сравнивает скорость движения различных предметов
1
1
1
Определяет силы, вызывающие движение
2
1
1
Определяет и использует приборы для измерения массы
3
1
1
Всего баллов
7
36

========36========

37
силы,
Высокий
Верно сравнивает скорость
движения различных тел,
приводит соответствующие
примеры
Верно определяет
вызывающие движение
Верно определяет массу
предмета и прибор для ее
измерения
й
вызывающих
,
сы / определении
Средний
прибора для
Уровень учебных достижений
Допускает ошибки при
определении тела с высоко
скоростью / приведении примеров
объектов с высокой / низкой
скоростью
Допускает ошибки при
определении сил
движение
Допускает ошибки при
определении
измерения мас
массы предмета
«Физика природы»
елении
за раздел
ерения массы
Низкий
едении
Затрудняется при сравнении
скорости движения различных
тел и прив
соответствующих примеров
Затрудняется при опред
сил, вызывающих движение
Затрудняется при определении
приборов для изм
и их использовании
ует
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
______________________________________________
скорость
ритерий
К
оценивания
ИО обучающегося
Сравнивает
движения различных тел
Определяет силы,
вызывающие движение
Определяет и использ
приборы для измерения
массы
Ф

========37========

Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1 Продолжительность – 40 минут Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и вопросы, требующие краткого ответа.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
38

========38========

39
4
1
3
4
3
балл
Общий
во

1
1
1
1
1
Кол
заданий
с
выбором
е
.
Описание заданий
Обучающийся выполняет
тестовые задания с
множественным
ответов
Обучающийся выполняет
тестовые задани
множественным выбором
ответов.
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом.
Обучающийся выполняет
задание с множественным
выбором ответов.
Обучающийся выполняет
задание открытого типа,
требующий краткого ответа.
планеты
скорости.
Сравнивать
Определять
Цель обучения
2.4.2.2
Солнечной системы
2.4.1.2
естественный спутник
Земли
2.4.1.1 Объяснять связи
между Землей и Солнцем
2.4.3.1 Различать основные
единицы измерения
времени
2.5.1.3 Исследовать силы,
вызывающие движение.
2.5.1.4 Выбирать и
использовать приборы для
определения массы.
2.5.1.2 Использовать при
объяснении качественные
характеристики
и
Подраздел
илы и движение
4.2 Космос
4.1 Земля
4.3 Пространство
время
5.1 С
Раздел
Земля и Космос
(в контексте
сквозной темы
«Традиции и
фольклор»)
Физика природы
(в контексте
сквозной темы
«Традиции и
фольклор»)

1
2
3
4
5

========39========

4. азцы Обр заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 3 четверть
1. Выбери верный ответ.
1) Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь – это … А) Земля
В) Уран
С) Нептун
D) Марс
2) Солнце – это… А) спутник В) планета С) звезда D) комета
3) Самая большая планета Солнечной системы А) Марс
В) Земля
С) Уран
D) Юпитер
4) Отгадай загадку
Все планеты с полюсами, Есть экватор у любой. Но планеты с поясами Не найдете вы другой. В этих кольцах он один, Очень важный господин
А) Меркурий В) Венера С) Марс D) Сатурн
[4]
2. Рассмотри рисунок. Выбери и отметь () верное утверждение.
1) Луна – это источник света.
2) Луна – единственный естественный спутник Земли.
[1]
40

========40========

3. Дополни предложения о Солнце.
1) Без Солнца на Земле не было бы _________________. 2) Солнце освещает и __________________ Землю.
3) Вечером Солнце ___________________.
[3]
4. Прочитай утверждения. Отметь, согласен ли тыс ними или нет?
№ 1 2 3 4
Утверждения В одном часе 12 минут.
С помощью весов можно измерить массу.
Сила приводит предметы в движение.
Улитка самое быстрое животное на Земле.
5. Прочитай и напиши ответ.
Да ()
Нет (Х)
[4]
1) Время измеряется в ________________________________________________________. 2) Последний месяц зимы – это _________________________________________________. 3) Первый день недели – это ___________________________________________________.
Схема выставления баллов

Ответ
1.
1) А 2) С 3) D 4) D
[3]
Дополнительная информация
2
Луна – единственный естественный спутник
Земли.
3
1) жизни
2) обогревает / греет/ согревает
4
5
3) скрывается
1 Нет / Х
2 Да / 
3 Да / 
4 Нет / Х
годах, месяцах, часах, минутах
февраль понедельник
Всего баллов
Балл 1 1 1 1 1
1
1
Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса.
1 1 1 1 1 1
1 1
Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса. Ошибки в написании слов не учитываютя при выставлении баллов. Ошибки в написании слов не учитываютя при выставлении баллов.
15
41

========41========

5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
42

========42========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел«Физика природы», подраздел «Свет»
(в контексте сквозных тем «Окружающая среда», «Путешествия»)
Подраздел
5.2 Свет 5.3 Звук 5.4 Тепло
Цель обучения
2.5.2.1 Исследовать способность некоторых тел пропускать свет
2.5.3.1 Классифицировать источники звука по громкости 2.5.4.1 Измерять температуру различных тел
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет, пропускающие и не пропускающие
свет тела
• Классифицирует источники звука по громкости
• Определяет температуру по шкале термометров,
различает термометры разных видов
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Подчеркни одной чертой названия предметов, которые пропускают свет.

Арбуз



Стакан с абрикосовым соком
Оконное стекло

Игрушки, изготовленные из пластилина
Пустая стеклянная банка

Пластиковый пакет

Портфель

Шкаф для одежды
2. Посмотри на картинки. Отметь тихий источник звука.
43

========43========

• Приведи пример громкого звука
______________________________________________________________
• Приведи пример тихого звука
______________________________________________________________
3. Рассмотри картинки.
1) Определи температуру, которую показывают термометры. Запиши её.
1
2
2) Какие термометры изображены? Укажи их номер.
 Термометр для определения температуры воздуха – _________  Термометр для определения температуры человека – _________
44

========44========

Критерий
оценивания Определяет, пропускающие и не пропускающие свет тела
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
определяет первое тело, пропускающее свет;
Балл
1
1
определяет второе тело, пропускающее свет;
1
определяет третье тело, пропускающее свет.
1
Классифицирует источники звука по силе звучания Определяет температуру различных тел, различает термометры разных видов
2
определяет тихий источник звука; приводит пример громкого звука; приводит пример тихого звука. определяет температуру по шкале первого термометра;
определяет температуру по шкале второго термометра;
определяет термометр для определения температуры воздуха;
определяет термометр для определения температуры тела человека.
1 1 1 1
3
1
1
1
Всего баллов
10
45

========45========

46
сточники
Высокий
еделяет тела,
«Физика природы»
Верно опр
пропускающие свет
Верно группирует и
звука по силе звучания
Верно определяет температуру по
термометрам и различает их виды.
вет
с
тихого источника
Средний
приведении примера
ого / громкого источника
пределении температуры по
не пропускающих
Уровень учебных достижений
Допускает ошибки в
определении тел, пропускающих
и
Допускает ошибки в
определении
звука;
тих
звука
Допускает ошибки в
распознавании видов термометра
/ о
шкале
видов и
не
звучания
Низкий
Затрудняется в определении тел,
пропускающих и
пропускающих свет
Затрудняется в классификации
звуков по силе
Затрудняется в различии
термометров разных
определении температуры
________________________________________________________________________
я
ритерий
кающие свет
К
зличает
оценивания
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
ИО обучающегося _
Определяет,
пропускающие и не
пропус
тела
Классифицирует
источники звука по
силе звучани
Определяет
температуру различных
тел, ра
термометры разных
видов
Ф

========46========

Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1 Продолжительность – 40 минут Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
47

========47========

48
1
5
6
3
балл
Общий
во

1
1
1
1
Кол
заданий
на установление
Описание заданий
Обучающийся выполняет задание
закрытой формы с множественным
выбором ответов
Обучающийся отвечает на
структурированные вопросы закрытого
типа с множественным выбором ответа и
открытого типа с кратким ответом
Обучающийся выполняет задание
закрытого типа
соответствия
ть
ать сферы
рять температуру
Цель обучения
2.5.2.1 Исследовать способность
некоторых тел пропускать свет
2.5.6.1 Описыв
применения магнитов
2.5.3.1 Классифицирова
источники звука по громкости
2.5.4.1 Изме
различных тел
Свет
Подраздел
5.2
5.6 Магнетизм
5.3 Звук
5.4 Тепло
Раздел
Раздел 5
«Физика
природы»
(в контексте
сквозных тем
«Окружающая
среда»,
«Путешествия»)

1
2
3
4

========48========

4. азцы Обр заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 4 четверть
1. Какие тела хорошо пропускают свет?
А) непрозрачные В) полупрозрачные С) прозрачные D) белого цвета
[1]
2. Рассмотри рисунки. Выполни задания.
1) Обведи карандашом номера рисунков, на которых показано использование магнита человеком.
1
2
3
4
[2]
2) Где применяется магнит? Приведи два примера.
• ______________________________________________________________
• ______________________________________________________________
[2]
3) Потеряв дома иглу, сможешь ли ты ее найти при помощи магнита? Почему? _____________________________________________________________________
[1]
3. Запиши, какой звук издают указанные источники: Т (тихий), Г (громкий).
Перелистывание страниц газеты Крик болельщиков на стадионе Шелест листьев
Шум мотора мотоцикла
[4]
Приведи другие примеры громких и тихих звуков.
1) Громкий ________________________________________________________________ 2) Тихий ___________________________________________________________________
[2]
49

========49========

4. Соедини стрелками рисунок и температуру.
+ 100°С
+ 40°С
Схема выставления баллов

Ответ
1
С
2
1) №1, №4
2)
Магнит используют в медицине.
В строительстве / на железной дороге.
3) Да, так как магнит притягивает железо.
3
Крик болельщиков на стадионе – Г Шум мотора мотоцикла – Г
Перелистывание страниц газеты – Т Шелест листьев – Т
Возможные ответы обучающегося: Тиканье часов/журчание ручейка
Гудение самолета/стук молотка
4
Всего баллов
− 29°С
[3]
Балл
Дополнительная информация
1
1
1
1
1
Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса.
1
1
1
1
1
1
1
Принимается любой верный ответ, соответствующий содержанию вопроса.
3
По 1 баллу за каждый верный ответ.
15
50

========50========

5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
51

========51========

Сдано в набор 19.07.2017. Подписано в печать 20.07.2017. Формат
60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 6. Тираж 18 экз. Заказ № 1574
Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства»
010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: http://josparik.kz/

========52========

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *