СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Русский язык (с русским языком обучения) 8 класс

Методические рекомендации

по суммативному оцениванию

Русский язык

(с русским языком обучения)

8 класс

ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Русский язык»
для обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана. Суммативное оценивание за раздел в 8 классе проводится в 1-4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со
схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2 ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 4

Раздел «Семья: права и обязанности» …………………………………………………………………………………. 4

Раздел «Развлечение и спорт» ……………………………………………………………………………………………. 8

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………… 11

Раздел «Мир профессий» …………………………………………………………………………………………………. 11

Раздел «Космос»………………………………………………………………………………………………………………. 14

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………… 17

Раздел «Разнообразие форм жизни» …………………………………………………………………………………. 17

Раздел «Вода в жизни человека» ………………………………………………………………………………………. 17

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………… 23

Раздел «Музыка в современном обществе» ………………………………………………………………………. 23

Раздел «Научные открытия и технологии» ……………………………………………………………………….. 26

3 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Семья: права и обязанности»

лушание и говорение
Подраздел С
Чтение
онимать содержание текста, определяя
Цель обучения 8.1.1.1 П
открытую и скрытую (подтекст) информацию, цель
высказывания
8.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и
несплошных текстов (в том числе особенности
письменной формы речи), извлекая открытую и
скрытую (подтекст) информацию
бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет открытую и скрытую информацию в
прослушанном тексте

• Определяет цель высказывания

• Определяет целевую аудиторию

• П
онимает основную информацию прочитанного
текста
Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
инут
Время выполнения 20 м

Задания
Прослушайте текст 2 раза и выполните задания.
Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей
волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей,
хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие,
например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.
Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность
помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других
людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт,
который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания
и определяет вектор личностного становления.
В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде
сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например, через одежду, манеры
поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток
хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и
образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых.
( источник http://psylist.net/pedagog/trud.htm )
1. Укажите примеры открытой информации, имеющейся в тексте.
2. Укажите примеры скрытой информации.
3. Определите цель данного текста.
4. Определите целевую аудиторию.

Изучите таблицу, комментарии к ней и выполните задания.

4 ПРОЕКТ

Таблица основана на данных о ежедневном графике представителей взрослого населения
и подростков США в ходе недавних исследований. Распределение времени различается в
зависимости от возраста, пола, социальной принадлежности и личных предпочтений. В
таблице указаны минимальные и максимальные значения по каждому пункту. Один процент
соответствует приблизительно одному часу в неделю. Большинство приведенных
показателей подобны данным, полученным в других развитых странах.
(Источник: https://lib.rus.ec/b/593123/read )

5. Выберите правильный вариант ответа.
Изучив данную информацию, мы сможем узнать:
А) как необходимо тратить время
В) как люди проводят 16 часов, свободных от сна
С) как различается разделение времени в зависимости от пола респондентов
D) как тратят время только жители США
6. На какие категории можно разделить повседневные занятия?
7. Приведите примеры открытой информации.
8. Приведите примеры скрытой информации.

5 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Определяет открытую и приводит примеры открытой информации; 1
1
скрытую информацию в
иводит примеры скрытой информации; 1
2 пр
прослушанном тексте

Определяет цель определяет цель текста; 1
3
высказывания

определяет целевую определяет целевую аудиторию; 1
4
аудиторию

понимает основную выбирает вариант ответа, соответствующий 1
5
информацию основной информации;
прочитанного текста 6 на
зывает категории повседневных занятий; 1

извлекает открытую и приводит примеры открытой информации; 1
7
скрытую информацию 8 пр
иводит примеры скрытой информации. 1

Всего баллов 8

Некоторые ключи для учителя
Вопрос 5: В.
Вопрос 6: 3 категории (производительные виды деятельности, поддерживающие виды
деятельности, досуг).
Вопрос 8: некоторые примеры скрытой информации — в производительные виды труда
включена учеба, потому что она для подростков равносильна работе взрослых; все
работающие или учащиеся тратят часть рабочего времени на дела, не имеющие отношения к
работе; люди вынуждены тратить много времени на то, чтобы обслужить тело и все, что с
ним связано; пассивный досуг преобладает над активным (спортом, занятиям музыкой,
походами в кино и рестораны).

6 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Семья: права и обязанности»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Определяет открытую и скрытую Слабо определяет Испытывает некоторые Точно определяет открытую и
информацию в прослушанном в прослушанном тексте открытую затруднения в определении скрытую информацию в
тексте и скрытую информацию открытой и скрытой информации в прослушанном тексте
рослушанном тексте
п

Определяет цель высказывания Затрудняется с определением цели Допускает некоторые ошибки в Четко определяет цель
высказывания определении цели высказывания высказывания

Определяет целевую аудиторию Затрудняется с определением Неточно определяет целевую Точно и полно определяет целевую
левой аудитории прослушанного аудиторию прослушанного текста аудиторию прослушанного текста
це
екста
т

Понимает основную информацию Демонстрирует недостаточное Демонстрирует достаточное Демонстрирует глубокое
нимание основной информации понимание основной информации понимание основной информации
по
рочитанного несплошного текста прочитанного несплошного текста прочитанного несплошного текста
п

Извлекает открытую и скрытую Слабо различает открытую и Достаточно ясно различает Четко различает открытую и
информацию в прочитанном тексте скрытую информацию в открытую и скрытую информацию скрытую информацию в
есплошном тексте в несплошном тексте несплошном тексте
н

7 ПРОЕКТ

Раздел «Развлечение и спорт»
тение
Подраздел Ч
Соблюдение речевых норм
пределять смешанные типы текстов, различать
Цель обучения 8.2.4.1 О
характерные черты, языковые и жанровые особенности
публицистического, разговорного, научного, официально-
делового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью,
очерк, обзор, послание, характеристика, биография,
автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад,
комментарии в блоге, чате, форуме и др.)
8.4.3.1 Использовать правильно обособленные члены
предложения
бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет тип и особенности стиля текста

• Определяет жанр текста

• Использует обособленные члены предложения
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
Прочитайте текст и выполните задания.
Мы ведем трансляцию матча по женскому хоккею с шайбой с Зимних Азиатских игр.
Четвертый, заключительный, матч отечественной сборной с дружиной из Китая решает
судьбу главной награды турнира. От его результатов зависит многое.
Напомним, что на этих Азиатских играх казахстанская сборная одержала победы во всех
проведенных матчах. Она обыграла сборную КНДР со счетом 3 : 0, сборную Южной
Кореи – 11 : 0, сборную Японии – 3 : 2.
Матч стартует, как и ожидалось, на очень высоких скоростях. Причем китаянки играют
довольно жестко, нередко идя встык, к тому же нередко ложась прямо под шайбу,
блокируя броски.
Но и наши девушки не уступают в отваге. Видно, что тренерская установка играть как
можно надежнее и строже исполняется со всем старанием. Все понимают, что на кону –
титул чемпионства.
И первый гол не заставляет себя долго ждать! Елена Штельмайстер, получив шайбу от
патнерши на приличном расстоянии от чужих ворот, приложилась по каучуковому диску
со всей душой. Яо Шине не сумела отразить дальний бросок, настолько удар был
хлестким. К тому же обзор китайской «ловухе» закрывали не только наши девушки, но и
партнерши по команде. 1 : 0.
После первого перерыва китаянки кинулись в атаку. Видимо, финский наставник
китайской сборной как следует объяснил, что нужно делать, но в завершении атак у
спортсменок из Поднебесной ничего не клеилось: Дарья Обыденнова парировала все
броски с удивительной легкостью. Атаки гостей захлебнулись, и нахрапом уже пошли
наши девушки. В концовке второго периода Зарина Тухтиева, получив шайбу от Вики
Сазоновой, не сбавляя скорости, прорывается к чужим воротам. Яо Ши проигрывает
дуэль, упав на лед. Зарина прошивает сеть ворот строго «в девять». 2 : 0! Трибуны рвут
глотки.
Женская сборная Казахстана по хоккею с шайбой одержала историческую победу! Наши
хоккеистки в третий раз подряд стали чемпионками, переиграв в решающем матче
сборную Китая.
(источник http://bibliofond.ru/view.aspx?id=670253)
1. Определите стиль текста.
2. Приведите доказательства стиля.

8 ПРОЕКТ

3. Назовите языковые особенности текста.
4. Определите жанр текста.
5. Приведите 2 доказательства жанра.
6. Выпишите из текста 2 предложения с обособленными членами.
7. Используя полученную информацию, составьте предложение с обособленным
определением.

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Определяет стиль называет стиль текста; 1
1
текста 2 п
риводит доказательства стиля; 1

азывает языковые особенности текста; 1
3 н

Определяет жанр называет жанр текста; 1
4
текст 5 п
риводит 1-е доказательство жанра; 1

приводит 2-е доказательство жанра; 1

Использует выписывает 1-е предложение с обособленными 1
6
обособленные членами;
члены
выписывает 2-е предложение с обособленными 1
предложения ч
ленами;

ставляет предложение с обособленным 1
7 со
пределением;
о

правильно расставляет знаки препинания в 1
составленном предложении.

Всего баллов 10

9 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Развлечения и спорт»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Определяет стиль текста Затрудняется с определением Определяет стиль текста, Определяет стиль текста,
иля, не может привести приводит доказательства стиля и приводит убедительные
ст
оказательства стиля и языковые языковые особенности текста не в доказательства стиля и языковые
д
особенности текста полном объеме особенности текста в полном
бъеме
о

Определяет жанр текста Затрудняется с определением Определяет жанр текста, приводит Определяет жанр текста, приводит
анра текста, не может привести доказательства не в полном доказательства в полном объеме
ж
бедительные доказательства объеме
у
анра
ж

Использует обособленные члены Затрудняется в использовании Использует предложения с Использует предложения с
предложения предложения с обособленными обособленными членами, обособленными членами, не
ленами, допускает частые допускает 1-2 ошибки в допускает ошибок в расстановке
ч
шибки в расстановке знаков расстановке знаков препинания знаков препинания
о
епинания.
пр

10 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Мир профессий»

лушание и говорение
Подраздел С
Чтение
пределять основную мысль на основе
Цель обучения 8.1.2.1 О
структурных элементов текста и целевой аудитории
8.2.5.1 Формулировать вопросы и собственные идеи на
основе прочитанного текста, различать факт и мнение
бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет основную мысль на основе названия,
плана и целевой аудитории

• Формулирует вопросы

• Различает факт и мнение
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Определите основную мысль текста на основе названия, плана и целевой аудитории.
Аргументируйте свой ответ.

Кто такой биоинженер и чем он занимается?
План
I Биоинженерия: живые организмы можно проектировать.
II Биоинженеры совершают чудеса.
1. Белок интерферона спасает от гриппа.
2. Создали искусственный интерферон.
III В ГМО нет ничего страшного!
Целевая аудитория: возрастной диапазон широкий (от подростков 15 лет до пожилых
людей). Статья привлечет внимание подростков, стоящих перед выбором профессии, и
тех, кто заинтересован новыми профессиями, неравнодушен к научным открытиям в
области биологии.

Прочитайте текст и выполните задания.
Биологическая инженерия (сокращенно – биоинженерия) – термин парадоксальный,
противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолеты,
приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым. Как же совместить эти понятия?
Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми
организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе
человек – это вывести породу с заданными признаками путем скрещивания и
естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея
оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие
биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже
можно проектировать и конструировать! Как это делается, для чего это нужно?
Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный
препарат, а ведь каких-нибудь 50 лет назад все, что мог врач прописать такому больному –
это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других
вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии.
Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает
вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные
препараты. Одна беда: человеку поможет только человеческий интерферон, а чтобы
получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови.
Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли станут
донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть противопоказания
к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим лекарством –

11 ПРОЕКТ

например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас покупаем
противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил такое чудо?
Биоинженеры! За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определенный ген.
Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирус-бактериофаг – как
«буксир», ученые встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии
начали производить человеческий интерферон, передавая эту способность потомству.
Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей,
страдающих сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез
свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты.
Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из ее отраслей – генной
инженерии, которой так боятся наши современники. Каких только сюжетов не
демонстрируют некоторые безответственные телеканалы – вплоть до людей, которые ели
какие-то продукты с генами кактуса, и у них на коже выросли колючки, как у этого
растения… разумный человек задался бы вопросом: столько лет мы едим картофель со
всеми его генами – однако картофельной кожурой до сих пор никто не оброс, за что же
генам кактуса такая честь? Впрочем, разумные люди такие телеканалы и не смотрят. В
действительности, ничего особенно страшного в генетически модифицированных
продуктах нет, правда, могут быть некоторые особенности. Возьмем, к примеру,
картофель с генами камбалы – он «не по вкусу» колорадскому жуку, для человека же
ничем не отличается от обычной картошки, но людям, страдающим аллергией на рыбу,
его действительно лучше не есть. Поэтому правы те, кто требует указывать на упаковке
генномодифицированных продуктов соответствующую информацию, но бояться их не
стоит, речь идет лишь об индивидуальных различиях. А сюжеты о страшных мутантах,
убегающих из лабораторий генных инженеров, оставим авторам фильмов ужасов.
источник http://www.topauthor.ru/kto_takoy_bioingener_i_chem_on_zanimaetsya_9a33.html

2. Сформулируйте 2 вопроса высокого порядка по тексту.
3. Приведите по 1 примеру факта и мнения из прочитанного текста.

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Определяет определяет основную мысль текста, опираясь на 1
1
основную мысль на план и целевую аудиторию;
основе названия, п
риводит 1-е доказательство правильности 1
плана и целевой
определения основной мысли;
аудитории п
риводит 2-е доказательство правильности 1
оп
ределения основной мысли;

приводит 3-е доказательство правильности 1
определения основной мысли;

соблюдает речевые нормы; 1

Формулирует формулирует 1-й вопрос высокого порядка по 1
2
вопросы тексту;

ф
ормулирует 2-й вопрос высокого порядка по 1
тексту;

Различает факт и приводит пример факта и мнения из текста. 1
3
мнение

Всего баллов 8

12 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Мир профессий»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Определяет основную мысль Испытывает затруднения в Определяет основную мысль Определяет основную мысль
на основе плана и целевой определении основной мысли текста на основе данного плана, текста на основе данного плана,
аудитории текста на основе данного плана, затрудняется с представлением представляет четкие
приводит слабые доказательства доказательств своего мнения, доказательства своего мнения,
своего мнения, допускает речевые допускает 1-2 речевые ошибки демонстрирует грамотную речь
ошибки

Формулирует вопросы Затрудняется в формулировании Испытывает некоторые Формулирует вопросы высокого
опросов высокого порядка затруднения в формулировании порядка в соответствии с
в
опросов высокого порядка требованиями
в

Различает факт и мнение Слабо различает факт и мнение в В достаточной степени различает Различает факт и мнение в тексте
тексте факт и мнение в тексте

13 ПРОЕКТ

Раздел «Космос»

Подраздел Письмо
редставлять информацию сплошных текстов в
Цель обучения 8.3.3.1 П
виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и др. и наоборот;
8.4.2.1 Использовать профессиональные слова, термины,
неологизмы, инверсию, градацию

Критерий оценивания •
Обучающийся

• Представляет информацию в виде сплошного и
несплошного текста

• Использует профессиональные слова и термины
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Прочитайте текст. Выбирая необходимую информацию, представьте ее в виде
несплошного текста (схемы/ таблицы). Используйте не менее 5 профессиональных
слов и терминов.
Нужен ли вообще полет человека на Марс? Казалось бы, все ясно: полет человека на Марс
стоит дорого. Каких-то заметных благ для землян он не сулит. А на самой Земле есть
много проблем, на решение которых требуются средства. Обеспечение земного населения
пищей представляется более приоритетной задачей, чем полет человека на Марс.
Наряду со всеми имеющимися различиями Марса и Земли (и разность силы тяжести, и
температура поверхности неосвоенной планеты, и низкое атмосферное давление), Красная
планета таит на пути в своем направлении целый букет опасностей. Здесь следует
отметить высокий уровень космической радиации, сезонные колебания температуры, ее
ощутимую разность за одни сутки. При полете и нахождении на Марсе никак не
разрешенным останется вопрос метеоритных дождей. Также человека подстерегает на
пути к красной обители перхлоративная и гипсовая пыль, в буквальном смысле
уничтожающая и заражающая все живое.
Современная наука и инженерия практически способны отправить ракету в Космос в
направлении Марса, но приземлить ее на планете с низким атмосферным давлением будет
чрезвычайно сложно. Для этого потребуется соблюсти такие пункты, как остановка
двигателей до того, как летательный объект войдет в атмосферу Марса, воспроизвести
торможение об атмосферу, а также начать его с помощью двигателей, находясь
непосредственно в атмосфере, и в довершение ко всему приземлиться на специальные
подушки.
Технические сложности — это лишь одна сторона медали. Полететь и приземлиться на
Марсе хоть и трудно, и дорого, но выглядит достижимой задачей. Однако выжить на
планете без кислорода и растений человеку с Земли будет крайне проблематично.
Тем не менее, если рассматривать колонизацию Космоса как неизбежную необходимость
для человечества, то лучше Марса нам ничего не найти. Полет до Красной планеты, по
расчетам ученых, должен занять не более девяти месяцев, а жизнь на Марсе потребует
меньших энергетических расходов, если сравнивать освоение планеты с другими
допустимо возможными.
Среди плюсов Марса относительно освоения его человеком выступают и его некоторые
арса, так же как у Земли, есть атмосфера,
сходства с нашей планетой. Например, у М
правда, весьма разряженная, за счет чего человек сможет без специального костюма
прожить в ней не больше одной минуты, однако она все-таки защищает кое-как от
радиации, и может быть использована для торможения летательных аппаратов. Из

14 ПРОЕКТ

обнаруженных достоинств Марса явным плюсом стало подтверждение наличия воды на
планете. Правда, в замороженном виде, но сама по себе вода – это уже возможность
поддержания жизни, а не этого ли мы хотим?
Более того, пока что теоретически говорится о том, что на красной планете прямо в грунте
возможно выращивание растений. Исследования показали, что марсианский грунт по
химическому составу и соотношению ряда иных характеристик довольно-таки близок к
земному. Плюсов Марсу добавляет и в целом химический состав его поверхности –
обилие минералов, полезных ископаемых, которые позволят еще долго и счастливо
существовать землянам, если только мы научимся их добывать на Марсе и доставлять на
свою планету. Исследования Марса помогут в значительной степени прогнозировать
развитие Земли, продвинуться в понимании проблемы происхождения жизни и многом
другом.
Источники: https://www.nkj.ru/archive/articles/11014/ (Наука и жизнь, ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
НА МАРС)
http://droplak.ru/?p=1262 (Нужно ли колонизировать Марс: за и против)

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Представляет выбирает нужную информацию из текста; 1
информацию в виде
сплошного и
представляет информацию в виде 1
несплошного текста сх
емы/таблицы;

Использует использует 1-е профессиональное слово или 1
профессиональные термин в сплошном и несплошном текстах;
лова и термины и
спользует 1-е профессиональное слово или 1
с1
термин в сплошном и несплошном текстах;

использует 1-е профессиональное слово или 1
термин в сплошном и несплошном текстах;

использует 1-е профессиональное слово или 1
термин в сплошном и несплошном текстах;

использует 1-е профессиональное слово или 1
термин в сплошном и несплошном текстах;

Всего баллов 7

15 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Космос»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Представляет информацию в Демонстрирует слабый уровень В достаточной степени выбирает Полностью выбирает основную
виде несплошного текста. извлечения необходимой основную информацию из информацию из сплошного
информации из сплошного сплошного текста для текста для преобразования ее в
текста. Затрудняется преобразования ее в несплошной несплошной текст, представляет
представлять ее в виде текст, представляет информацию информацию в виде схемы,
несплошного схемы, рисунка, в виде схемы, рисунка, таблицы и рисунка, таблицы и др.,
таблицы и др., отражающих др., отражающих основные отражающих основные понятия
основные понятия исходного понятия исходного текста. исходного текста.
текста.

Использует профессиональные При составлении несплошного При составлении несплошного При составлении несплошного
слова и термины. текста не использует текста использует текста использует
профессиональные слова и профессиональные слова и профессиональные слова и
термины. термины в недостаточном термины в достаточном
количестве. количестве.

16 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Разнообразие форм жизни»
Раздел «Вода в жизни человека»
Подраздел Слушание и говорение
Чтение
частвовать в дискуссии по предложенной
Цель обучения 8.1.5.1 У
проблеме, аргументируя собственные
утверждения, убеждая оппонента в правильности
своей позиции, делать выводы
8.2.7.1 Извлекать и синтезировать информацию из
различных источников, определяя ее актуальность,
противоречивость, достоверность, целевую аудиторию

Критерий оценивания •
Обучающийся

• Участвует в дискуссии по предложенной проблеме

• Извлекает информацию из текста
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
Время выполнения
Задания
1. Опираясь на предложенные несплошные тексты, определите проблему дискуссии.
2. Примите участие в дискуссии, аргументируя собственные утверждения.
Используйте предложенный материал.
3. Сделайте вывод, убеждая оппонента в правильности своей позиции.

источник http://plusiminusi.ru/vliyanie-cheloveka-na-biosferu-plyusy-i-minusy/

4. Прочитайте текст и выполните задания.
Всемирный день воды. Зачем и почему нужно экономить воду?
22 марта во многих странах отмечают Всемирный день водных ресурсов, он же —
Международный день.
Идея проведения Международного дня воды впервые прозвучала на Конференции ООН по
охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-
Жанейро. Отмечать этот день начали в 1993 году.
Международный день воды – отличный повод напомнить о том, насколько вода важна для
жизни. Без воды не смогут существовать ни человек, ни животные, ни растения. Тело
взрослого человека на 65% состоит из воды. Некоторые растения состоят из воды на 90%, а
животное, лишенное влаги, погибает в течение 4-8 суток.

17 ПРОЕКТ

Однако, используя воду каждый день, человек не задумывается о том, как она пришла в его
дом, сколько на планете осталось пресной воды и хватает ли воды на всех.
К середине XXI века проблема нехватки пресной воды может стать одной из важнейших. На
сегодняшний день от нехватки воды сегодня страдают около 700 миллионов человек – это
жители 43 стран мира. Ученые подсчитали, что к 2025 году эта цифра возрастет до 3
миллиардов и более. Запасы воды продолжают истощаться быстрыми темпами.
По данным экспертов, человеку ежедневно необходимо не менее 20 литров воды: на питье,
приготовление еды и для личной гигиены. Но из-за неравномерного распределения этого
жизненно важного ресурса многим жителям Восточной Африки приходится обходиться
лишь 5 литрами в день, а некоторым – всего 1 литром.
В Европе уже давно формируются традиции экономии воды, которые успешно применяются
в аграрной, промышленной и бытовой сферах.
Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд
населения. Вопрос экономии воды во многих странах решается на государственном уровне,
хотя внести свой вклад в решение проблемы водных ресурсов под силу любому человеку.
Так, даже временная остановка потока проточной воды при чистке зубов, бритье, при
разморозке продуктов и чистке овощей может привести к экономии десятков тысяч литров в
год на душу населения.
(источник http://www.aif.ru/society/science/32014)

4.1 Что сказано в тексте о прогнозах относительно водных ресурсов?
4.2 Приведите из текста 3 доказательства необходимости напоминать людям о
важности воды в жизни человека.
4.3 Прочитайте комментарий к тексту. Какие новые – по отношению к тексту —
сведения в нем содержатся?
«Своевременно накануне Всемирного дня воды напомнить всем о том, как важно бережно
относиться к использованию воды. Даже экономия в быту позволит сохранить тысячи литров
воды. Но наибольшую экономию воды могут обеспечить промышленные предприятия.
Некоторые российские компании успешно перенимают европейский опыт и обеспечивают
максимальную экономию воды при производстве той или иной продукции».

4.4 Дайте свой заголовок тексту, отражающий основную мысль.

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся
Участвует в определяет проблему дискуссии; 1
1
дискуссии по
частвует в дискуссии по предложенной проблеме, 1
2 у
предложенной
гументируя собственные утверждения;
проблеме ар
ает выводы; 1
3 дел
Извлекает называет прогнозы относительно водных ресурсов; 1
4.1
информацию из
риводит из текста 1-е доказательство 1
4.2 п
текста н
еобходимости напоминания о важности воды;
приводит из текста 2-е доказательство 1
необходимости напоминания о важности воды;
приводит из текста 3-е доказательство 1
необходимости напоминания о важности воды;
казывает новые сведения, имеющиеся в 1
4.3 у
комментарии;
свой заголовок тексту, соответствующий 1
4.4 дает
основной мысли текста.
Всего баллов 9

18 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Разнообразие форм жизни»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Оценивает прослушанный Затрудняется с определением цели Определяет цель текста и целевую Определяет цель текста и целевую
материал текста и целевой аудитории, не аудиторию, частично называет аудиторию, в полном объеме
ожет указать приемы приемы для привлечения называет приемы для привлечения
м
привлечения внимания, не делает внимания, делает вывод по внимания, делает вывод по
вывод по соответствию текста соответствию текста и аудитории, соответствию текста и аудитории,
пр
целевой аудитории, демонстрирует приводит доказательства, иводит убедительные
опускает нечастые нарушения
слабый лексический запас ддоказательства, не допускает
ечевых норм, демонстрирует
нарушения речевых норм,
р
остаточный лексический запас д
емонстрирует богатый
д
ексический запас
л

Извлекает информацию из текста Затрудняется с выбором Обосновывает выбор важных Обосновывает выбор важных
предложений, соответствующих данных, частично находит в тексте данных, находит в тексте
, не в
содержанию текста, не доказательства по темедоказательства по теме, при
полном объеме при сравнении
обосновывает выбор важных сравнении текстов находит все
текстов находит новые сведения, н
данных, с трудом находит в тексте овые сведения, дает заголовок
дает заголовок тексту, неточно т
доказательства по теме, не умеет ексту, точно отражающий
отражающий основную мысль о
сравнить 2 текста с целью поиска сновную мысль

новых сведений, дает заголовок

тексту, не отражающий основную
мысль

19 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Еда: необходимость или роскошь?»

Подраздел Письмо
Соблюдение речевых норм
орректировать текст, исправляя смысловые,
Цель обучения 8.3.7.1 К
фактические, логические, стилистические недочеты;
редактировать текст, перестраивая структуру текста
8.4.4.1 Использовать знаки препинания при уточняющих
членах предложения, цитировании, а также в неполных
предложениях

Критерий оценивания •
Обучающийся

• Корректирует и редактирует текст

• Использует знаки препинания при цитировании
Знание и понимание
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Запишите текст, исправляя смысловые, стилистические, речевые
ошибки.
2. Включите в текст информацию, данную в скобках ниже текста.
3. Исправьте ошибки в оформлении цитаты.
Количество пищи в США, отправляющейся на свалку, достигло минимальных объемов,
которые не только не загрязняют окружающую среду продуктами разложения, но и
увеличивают потребление пресной воды и парниковые выбросы за счет использования
ресурсов, необходимых для производства продовольствия на американских фермах,
сообщается в исследовании, опубликованном в журнале PLoS ONE.
Оказалось, что пищевые доходы на душу населения в США с начала 1974 года вознеслись
на 50%, достигнув 1,4 тысячи калорий в день, а в масштабах страны эта цифра составляет
150 триллионов выброшенных калорий пищи в год. Эта цифра примерно на 25% больше,
чем предыдущие оценки.
На производство выбрасываемой пищи в США вытрачивается до четверти всех ресурсов
пресной воды, а также 300 миллионов баррелей нефти ежегодно, что составляет примерно
четыре процента всего потребления нефтепродуктов в этой стране.
В связи с этим, авторы статьи полагают, что чрезмерные объемы поставок продовольствия
в США нуждаются в сокращении, так как они негативно отражаются на экологичной
обстановке, приводят к неоправданному увеличению потребления природных ресурсов и
увеличению парниковых выбросов. Сокращение объема станет эффектным способом.
Этот же избыток почти халявной и доступной пищи, по мнению Холла, и является
основной причиной эпидемии ожирения в этой стране.

(Авторы работы — Кевин Холл и его коллеги из Национального института диабета и
расстройств пищеварения и почек)

Источник https://ria.ru/eco/20091125/195429682.html

Для учителя
Количество пищи в США, отправляющейся на свалку, достигло рекордных объемов,
которые не только загрязняют окружающую среду продуктами разложения, но и
увеличивают потребление пресной воды и парниковые выбросы за счет использования
ресурсов, необходимых для производства продовольствия на американских фермах,
сообщается в исследовании, опубликованном в журнале PLoS ONE.

20 ПРОЕКТ

Оказалось, что пищевые отходы на душу населения в США с начала 1974 года возросли на
50%, достигнув 1,4 тысячи калорий в день, а в масштабах страны эта цифра составляет 150
триллионов выброшенных калорий пищи в год. Эта цифра примерно на 25% больше, чем
предыдущие оценки.
На производство выбрасываемой пищи в США затрачивается до четверти всех ресурсов
пресной воды, а также 300 миллионов баррелей нефти ежегодно, что составляет примерно
четыре процента всего потребления нефтепродуктов в этой стране.
В связи с этим авторы статьи полагают, что «чрезмерные объемы поставок продовольствия в
США нуждаются в сокращении, так как они негативно отражаются на экологической
обстановке, приводят к неоправданному увеличению потребления природных ресурсов и
увеличению парниковых выбросов. Сокращение объема станет эффективным способом».
Этот же избыток дешевой и доступной пищи, по мнению Холла, и является основной
причиной эпидемии ожирения в этой стране.
(Авторы работы — Кевин Холл и его коллеги из Национального института диабета и
расстройств пищеварения и почек)

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Корректирует исправляет 1-ю смысловую ошибку; 1
1
текст и
исправляет 2-ю смысловую ошибку; 1
редактирует текст и
справляет 1-ю стилистическую ошибку; 1

исправляет 2-ю стилистическую ошибку; 1

исправляет 1-ю речевую ошибку; 1

справляет 2-ю речевую ошибку; 1
и

ключает в текст дополнительную 1
2 в
информацию;

Использует знаки находит цитату в тексте; 1

препинания при
3 пр
авильно расставляет знаки препинания. 1
цитировании

Всего баллов 9

21 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Еда: необходимость или роскошь?»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Корректирует текст и Затрудняется с исправлением Исправляет большую часть Исправляет все смысловые,
редактирует текст смысловых, стилистических и смысловых, стилистических и стилистические и речевые ошибки
речевых ошибок в тексте, при речевых ошибок в тексте, при в тексте, при редактировании
редактировании не включает в редактировании включает в текст включает в текст дополнительную
текст дополнительную дополнительную информацию информацию
информацию

Использует знаки препинания Допускает ошибки в нахождении Находит в тексте цитату, делает Находит в тексте цитату,
при цитировании цитаты в тексте и постановке незначительные ошибки в демонстрирует грамотность в
ков препинания при постановке знаков препинания постановке знаков препинания
зна
ировании при цитировании при цитировании
цит

22 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Музыка в современном обществе»

Подраздел Чтение
равнивать стилистические (композиционные,
Цель обучения 8.2.8.1 С
языковые) особенности различных текстов с учетом цели и
целевой аудитории (репортаж, фельетон, статья, интервью,
очерк, обзор, послание, характеристика, биография,
автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад,
комментарии в блоге, чате, форуме и др.)

Критерий оценивания •
Обучающийся

• Сравнивает стилистические особенности текстов
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
Прочитайте тексты и выполните задания.
Текст 1
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели
огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую
ледяную гору – айсберг…
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин,
детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты
симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для
пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке,
как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического
композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были
насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые
обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой,
унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел
расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали
музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них
мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия — от всего, что
ходился в эти минуты на корабле. Какой могучей
неизбежно угрожало каждому, кто на
силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую
минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей
тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока
волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками
бетховенской симфонии.
Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли
в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года…
(источник http://lyceum2.ru/archiv/tvr/boiko/site/gibel_titanika.html )

Текст 2
Вскоре после полуночи, когда айсберг пропорол правый борт «Титаника», Уоллес
Хартли собрал всех музыкантов в просторном зале Первого класса. Они надели

23 ПРОЕКТ

спасательные жилеты и вначале робко, а затем все громче и неистовей заиграли
жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх и тревогу мечущихся по
судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Когда вода
затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было
наибольшее скопление пассажиров, и продолжил играть у входа на парадную лестницу.
Музыка вселяла надежду на спасение.
Это была игра со смертью. Регтайм звучал как реквием. От места гибели «Титаника»
отплывали спасательные шлюпки. Находившиеся в них люди еще долго слышали
доносившуюся музыку. Понимая приближение смерти, Уоллес Хартли, руководитель
оркестра, постучав смычком по своей скрипке, дал знак музыкантам, звуки регтайма
стихли и на затопленной палубе зазвучала мелодия, о которой маэстро всегда говорил, что
ее надо играть на собственных похоронах. Один из спасенных пассажиров видел, как
троих из музыкантов смыло водой, оставшиеся пятеро держались за перила, после чего
Хартли воскликнул: «Господа, я прощаюсь с вами!»
Спасшийся пассажир, спустя много лет вспоминая последнюю, трагическую ночь
«Титаника», писал: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один
из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом,
хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли.
Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной
славы».

источник http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/107345_geroi-titanika-uolles-khartli-i-
ego-orkestr
1. Определите цель текстов
2. Определите целевую аудиторию текстов
3. Определите стили текстов.
4. Приведите 2 доказательства стиля.
5. Определите жанр текста
6. Сравните языковые особенности текстов (укажите сходства и отличия)

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Сравнивает определяет цель текстов; 1
1
стилистические
ределяет целевую аудиторию текстов; 1
2 оп
особенности
пределяет стили текстов; 1
3 о
текстов 4 п
риводит 1-е доказательство; 1

риводит 2-е доказательство; 1
п

пределяет жанры текстов; 1
5 о

авнивает языковые особенности текстов. 2
6 ср

Всего баллов 8

24 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Музыка в современном обществе»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий средний высокий

Сравнивает стилистические Затрудняется с определением цели Определяет цель текстов и Определяет цель и целевую
особенности текстов текстов и целевой аудитории, целевую аудиторию, стиль аудиторию текстов, определяет
затрудняется с определением текстов , определяет стиль и жанр стиль и жанр текста, приводит
стиля и жанра текста, подбирает текста, приводит достаточно убедительные доказательства,
неверные доказательства, не убедительные доказательства, сравнивает языковые особенности
может сравнить языковые затрудняется в сравнении двух текстов
особенности двух текстов языковых особенностей двух
т
екстов

25 ПРОЕКТ

Раздел «Научные открытия и технологии»

Подраздел Письмо
Слушание и говорение
троить развернутый аргументированный
Цель обучения 8.1.7.1 С
монолог (рассуждение с элементами описания и
повествования, убеждение)
8.3.6.1 Писать творческие работы (250 — 300 слов),
фрагмент/ фрагменты текста, являющиеся контрастными
по содержанию
8.4.2.1 Использовать термины, неологизмы
бучающийся
Критерий оценивания О

• Строит развернутый аргументированный монолог

• Пишет творческую работу

• Использует термины, неологизмы
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
Прочитайте текст и выполните задания.
Влияние 3D-печати на экологию
Несколько лет назад существовало мнение, что 3D-печать изначально более экологична,
чем другие методы производства. Сейчас этот тезис ставится под сомнение. Каждый год в
мире умирают более 2 миллионов человек из-за загрязнения воздуха, вызванного
промышленным производством. Окружающую среду загрязняет любое производство,
независимо от его вида. 3D-печать – не исключение.
Перед тем, как рассказать о негативных аспектах этого производства, рассмотрим его
потенциал:

• 3D-печать подходит для массового производства. Благодаря ей появляются новые
рабочие места – специалисты по разработке технологий, материалов,
специализированных высокотехнологичных линий;

• 3D-печать помогает дизайнерам разрабатывать детали и изделия легче и быстрее,
увеличивать срок службы производимых продуктов;

• Сырье используется эффективно, так как на изготовление одного продукта берется
строго необходимое количество (чистая форма производства);

• Сокращает производственную цепочку;

• Можно изготавливать продукты по мере необходимости непосредственно в месте,
где они необходимы. Значит, не нужно содержать склады и оплачивать
транспортировку.

Потребление большого количества электроэнергии
Несмотря на постоянные улучшения, 3D-технологии для печати еще нельзя назвать
экологически чистыми. Исследования в Университете Лафборо в Великобритании
показали, что 3D-печать требует большого количества энергии независимо от того, на
каком сырье он работает. Сравнив 3D-технологию и технологию литья под давлением,
ученые выяснили, что для производства объекта одинаковой массы первый способ
затрачивает в 50 — 100 раз больше энергии, чем второй.

Бич пластмасс
Чаще всего в 3D-печати используется пластик. Его использование в любом случае
негативно влияет на окружающую среду. Если говорить об остатках материала при
производстве, то литье под давлением (традиционный метод) практически не оставляет
остатков пластика. 3D-принтеры, которые используют в качестве сырья порошкообразные
или расплавленные полимеры, оставляют значительно больше отходов. Иногда

26 ПРОЕКТ

пластиковые производственные отходы можно использовать повторно после переплавки,
но чаще всего они не пригодны к повторному применению. Спасти ситуацию может
биоразлагаемый пластик – он уже используется в некоторых моделях.

Ядовитые испарения
Потребовались годы, чтобы доказать, что пассивное курение опасно для вашего здоровья.
Последние исследования Иллинойского технологического института (США) и
Национального института прикладных наук (Франция) показали, что при старом методе
печати из пластика под воздействием высоких температур выделяются вредные
испарения. При 3D-пе
чати из некоторых видов пластика тоже можно почувствовать запах,
похожий на попкорн. Чтобы убедиться, что запах гари при нагревании пластика вреден
для живых существ, ученые измерили качество воздуха внутри кондиционированного
офиса. В этом офисе пять настольных 3D-принтеров печатали небольшие пластиковые
изделия (из пластика ABS и PLA) в течение двух с половиной часов. Анализ воздуха
показал, что 3D-принтеры могут быть охарактеризованы как «активные излучатели
ультра-мелких частиц». Согласно исследованиям, у людей и животных при вдыхании
испарений от работы 3D-принтеров наблюдались следующие отклонения:
— изменение функций легких;
— воспаление дыхательных путей;
— повышение аллергических реакций;
— сосудистые тромбогенные эффекты;
— изменение функции эндотелия;
— изменение частоты сердечных сокращений, аритмия;
— развитие атеросклероза, воспаления головного мозга.
Уровень вредных веществ, выделяемых некоторыми 3D-принтерами, примерно такой же,
как при приготовлении пищи в помещении. На данный момент лучше не позволять
ребенку оставлять включенный в комнате принтер на ночь, а при печати в закрытых
помещениях обязательно откройте окна.

Производство и влияние на экологию в глобальном понимании
Как влияет производство на окружающую среду в глобальной форме? Любое
производство состоит из нескольких этапов, каждый из которых отражается на
экологии. Например, первый разрушительный для экологии этап – добыча сырья, второй –
процесс сборки и транспортировки изделия. Содержание торговых помещений также
негативно сказывается на экологии. Но самый разрушительный этап – утилизация. 3D-
печать использует пластик, который очень долго разлагается.
С другой стороны, у технологии есть все шансы стать экологически чистой, так как
используется более короткая производственная цепочка, а произведенные продукты
отличаются хорошим качеством. Например, при печати более легких и прочных деталей
для самолета, будет увеличиваться срок его службы и уменьшаться расход топлива. Также
уменьшится цепочка доставки, что позволит экономить на топливе. Не нужно будет
содержать большие склады для продукции. Ваш семейный врач сможет распечатать
слуховой аппарат для вас, когда вам это нужно. Автомеханик сам сможет изготовить
детали для автомобиля, а не заказывать их издалека.

Использование возобновляемых источников энергии
Возобновляемые источники энергии – будущее экологичного производства. Однако
большинство из них сегодня не могут предоставить по разумной цене поток мощности,
необходимый для крупных производств. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь
получится перевести 3D-технологию на возобновляемые источники энергии.
(источник http://3dwiki.ru/vliyanie-3d-pechati-na-ekologiyu/ )
1. Опираясь на прочитанный текст, напишите 2 контрастных отрывка объемом по 60-
80 слов, в которых опишите мир с применением 3D-технологии и без применения
3D-технологии.
2. Используя информацию текста, представьте развернутый аргументированный

27 ПРОЕКТ

монолог на 2 минуты (рассуждение с элементами описания и повествования,
убеждение), включающий не менее 2 микротем перед участниками конференции
«Экология и производство». Сделайте вывод.

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Пишет творческую пишет 1-й контрастный отрывок по теме; 2
1
работу п
ишет 2-й контрастный отрывок по теме; 2
у
местно использует информацию 1
прочитанного текста;

Строит 2 строит монолог с одной микросхемой; 1
развернутый
аргументированный
строит монолог с двумя микросхемами; 2
монолог

Использует использует термины; 1
термины,
спользует неологизмы. 1
неологизмы и

Всего баллов 10

28 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Научные открытия и технологии»

Критерий оценивания Уровни учебных достижений

низкий Средний высокий

Пишет творческую работу Затрудняется выбрать В достаточной степени выбирает В достаточной степени выбирает
необходимую информацию из основную информацию из текста основную информацию из текста
текста для создания контрастных для создания контрастных для создания контрастных
отрывков, пишет отрывки, не отрывков, пишет отрывки, отрывков, пишет отрывки,
содержащие контрастного частично содержащие содержащие контрастное
описания контрастное описание описание

Использует термины, Затрудняется в применении Применяет в созданном тексте Уместно использует в тексте
неологизмы терминов и неологизмов, термины и неологизмы, иногда термины и неологизмы
допускает речевые ошибки допускает речевые ошибки

29

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *