СОР «Русская литература» 10 класс (естественно-математическое направление) (с русским языком обучения) Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)
10 класс
(естественно-математическое направление)

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………3
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди»…………3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………7
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»..7
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»..10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………..13
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право»…….13
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право»…….17
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………..22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности»…..22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности»…..26
2
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула
10.1.2 Понимать содержание художественного
произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
10.2.8 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя Обучающийся
• Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах
• Выражает своё отношение к прочитанному произведению
• Формулирует высказывание, анализирующее средства и приёмы создания образов
Знание и понимание Навыки высокого порядка 25 минут
Задание
1. Письменно ответьте на вопросы:
1) Дайте определение термину «золотой век русской литературы».
2) Каковы особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как романа в стихах?
3) Объясните, в чем отличие «онегинской строфы» от сонета.
XL
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
XLI
Встает заря во мгле холодной;
3
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный Храпит — и путник осторожный Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок Их не зовет его рожок;
23
В избушке распевая, дева— Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней.
4
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах 1 объясняет значение термина «золотой век»; 1
2 называет отличительные особенности романа в стихах (не менее 2-х); 1
3 объясняет отличие онегинской строфы от сонета; 1
Выражает своё отношение к прочитанному произведению 4 определяет эмоциональный фон отрывка; 1
находит слова определенной тематической группы, вызывающей ответные чувства у читателя; 1
комментирует свой выбор; 1
Формулирует высказывание, анализирующее средства и приёмы создания образов 5 называет средства/приемы их создания; 1
называет фигуры поэтического синтаксиса в отрывке; 1
определяет роль/значение приемов и средств выразительности в тексте. 1
Всего баллов 9
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Лишние люди»
Ф.И.О. учащегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний Высокий
Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах Затрудняется в понимании и комментировании терминов: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах □ Допускает ошибки в понимании и комментировании терминов: золотой век / онегинская строфа/ роман в стихах □ Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах □
Выражает своё отношение к прочитанному произведению Неполно и недостаточно аргументированно выражает своё отношение к прочитанному произведению Недостаточно полно и аргументированно выражает своё отношение к прочитанному произведению □ Аргументированно и полно выражает своё отношение к прочитанному фрагменту □
Формулирует высказывание, анализирующее средства и приёмы создания образов Затрудняется в определении приёмов и средств создания образов, и не объясняет их роль в тексте □ Допускает ошибки в определении приёмов и средств создания образов и/или их роли в тексте □ Определяет приёмы и средства создания образов, объясняет их роль в тексте □
6
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Г ерой нашего времени»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
10.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста
10.2.9 Писать творческие работы (эссе, сочинения по литературные и свободные темы, аннотации и др.) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая своё мнение об актуальности произведения
Обучающийся
• Определяет способ выражения авторской позиции
• Пишет творческую работу на литературную тему Навыки высокого порядка
25 минут
Задание
1. Напишите эссе на тему «История души человеческой в романе «Г ерой нашего времени», с опорой на эпизоды, в которых в большей степени проявились лучшие/худшие качества героя; определите позицию автора, используйте образные средства.
7
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет способ выражения авторской позиции 1 находит основные изобразительные средства и приемы, выражающие авторскую позицию; 1
анализирует основные изобразительные средства и приемы, раскрывающие авторскую позицию; 1
Пишет творческую работу на литературную тему строит высказывание в соответствие с темой; 1
представляет критический анализ использованных автором структур, приемов, средств для передачи идейного смысла; 1
привлекает литературный материал (цитаты/ссылки на конкретные эпизоды) для аргументации; 1
эффективно и уместно использует литературные термины; 1
соблюдает структуру и логику изложения 1
не допускает ошибок, затрудняющих понимание текста; 1
выражает свое мнение об актуальности произведения. 1
Всего баллов 9
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Г ерой нашего времени»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний Высокий
Определяет способ выражения авторской позиции Затрудняется в определении способа выражения авторской позиции. Не использует цитаты/ссылки на литературный материал Допускает ошибки при определении способа выражения авторской позиции / при характеристике его отношения к героям и событиям, использует отдельные ссылки на текст Определяет способ выражения авторской позиции и характеризует отношение автора, опираясь на текст
Пишет творческую работу на литературную тему Затрудняется при написании творческой работы на литературную тему, анализ подменяет пересказом Допускает ошибки при написании творческой работы на литературную тему в структуре и/или содержании Пишет творческую работу на литературную тему в соответствии с требованиями к структуре и содержанию
9
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Г ерой нашего времени»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
M. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
10.1.2 Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
10.1.3 Самостоятельно находить тексте цитаты/фрагменты, связанные с выражением авторской позиции
10.3.2 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусств, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень художественного воздействия Обучающийся
• Понимает содержание художественного произведения, выражая своё отношение к прочитанному
• Подбирает из текста уместные цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции
• Сравнивать роман с его экранизацией, оценивая степень художественного воздействия
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка 25 минут
Задание
1. Просмотрите отрывок из экранизации романа и сопоставьте его с отрывком из романа. Используйте для помощи памятку.
https://www.voutube.com/watch?v=QG7Q5W N2QU — Дуэль Печорина и Грушницкого.
П А М Я Т К А
План сопоставительного анализа эпизода фильма с эпизодом романа.
1. Назовите, кто является автором литературного произведения и кто является режиссером-постановщиком фильма.
2. Определите тему, представленную в эпизоде фильма и соответствующем эпизоде романа.
3. Сравни режиссерский замысел и литературное произведение:
• Какую цель преследует режиссер (сохранен ли идейный замысел литературного произведения?)
• Сохранена ли сюжетная линия?
• Трактовка образов/персонажей? (Совпадает — нет? В чем именно? Какие приемы используют писатель и режиссер при создании характеров и передаче конфликта)
4. Что ты можешь сказать о декорациях/пейзаже фильма и костюмах? Соответствует ли эпохе, литературному источнику? Какую роль играет пейзаж/детали в фильме и романе?
5. Какой характер носит музыкальное оформление фильма? Какой эффект оказывает на зрителя? Как подобного эффекта достигает писатель?
6. Выразите свое личное отношение к фильму (что понравилось больше (кино- или литературная версия) и почему.
10
Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания Обучающийся
Понимает содержание художественного определяет аналогичный кинофрагменту эпизод в романе; 1
произведения, выражая своё отношение к определяет цель писателя и цель режиссёра; 1
прочитанному определяет проблемы, поднимаемые в эпизодах романа и фильма; 1
выражает своё отношение к прочитанному/увиденному; 1
Подбирает из текста уместные цитаты, отбирает уместные/эффективные цитаты для аргументации; 1
фрагменты, связанные с выражением авторской позиции 1 использует цитаты для определения авторской позиции; 1
Сравнивать роман с его экранизацией, оценивая сравнивает темы; 1
степень художественного воздействия определяет роль героев в конфликте, мотивы их поступков; 1
сравнивает приемы создания образов; 1
сравнивает пейзаж и детали, определяет их роль/значение в эпизодах; 1
оценивает степень воздействия эпизодов на зрителя и читателя; 1
подтверждает свои выводы примерами из текста и фильма. 1
Всего баллов 12
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Г ерой нашего времени»
Ф.И.О. учащегося
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Понимает содержание художественного произведения, выражая своё
отношение к
прочитанному
Затрудняется передать
содержание художественного произведения, неопределенно выражает своё отношение к прочитанному, просмотренному
Допускает ошибки в трактовке содержания художественного произведения, в целом выражает своё отношение к прочитанному, просмотренному
Понимает содержания
художественного произведения, точно
выражает своё отношение к прочитанному, просмотренному
Подбирает из текста уместные цитаты, фрагменты, связанные с выражением
авторской позиции
Затрудняется подобрать уместные цитаты, примеры из текста и/или определить позицию автора
Находит в целом уместные цитаты, но недостаточно эффективно использует их для определения авторской позиции
Эффективно использует цитаты, примеры из текста для определения позиции автора
Сравнивать роман с его экранизацией, оценивая степень художественного воздействия
Затрудняется в
сопоставлении романа с экранизацией, в оценивании степени художественного воздействия
Допускает ошибки при сопоставлении романа, в
характеристике сходств и
отличий. В оценивании степени художественного воздействия преобладают общие фразы
Сопоставляет эпизод романа с его экранизацией, характеризуя сходства и отличия, оценивая степень художественного воздействия
12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право»
Подраздел Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Цель обучения 10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа,
мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула 10.1.6 Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах
10.2.2 Определять тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию
Критерий оценивания Обучающийся
• Дает определение терминам
• Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос
• Определяет проблематику и тематику произведения Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Навыки высокого порядка Время выполнения 25 минут
Задания
Понимание и ответы на вопросы
Ответьте на вопросы.
1. Роман «Преступление и наказание» — социально-психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?
A) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки;
B) раскрывая внутренний мир героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его привлекает результат этих переживаний;
C) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека, по словам Н. Г Чернышевского, происходит «диалектика души»
2. Определите основной конфликт в романе:
A) Борьба одинокой личности с окружающим миром.
B) Противостояние Раскольникова и Порфирия Петровича.
C) Конфликт Раскольникова со старухой-процентщицей.
D) Конфликт идеологий: христианской и бунтаря-одиночки.
3. Кому из героев романа принадлежат слова, ярко выражающие позицию Ф. М. Достоевского: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»
A) Авдотье Романовне
13
B) Катерине Ивановне
C) Пульхерии Александровне
D) Софье Семеновне
Дайте развернутые ответы.
1. «Причина преступления Раскольникова не в мозгу, а в кармане; теоретические рассуждения не имели заметного влияния на совершение убийства; настоящей и единственной причиной преступления являются тяжелые обстоятельства» (Д.И. Писарев). Согласны ли вы с мнением критика? Дайте аргументированный развернутый ответ, используйте цитаты из текста.
2. В чем актуальность романа «Преступление и наказания»? (Какие проблемы, поднятые в романе Достоевского, остаются насущными и сегодня?) Дайте аргументированный развернутый ответ, используйте ссылки на конкретные эпизоды/образы романа.
14
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Дает определение терминам 1-4 демонстрирует знание и понимание терминов «психологизм», «конфликт», «авторская позиция», «идея» на основе романа Достоевского; 4
Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос 5 выражает личное мнение к предложенному утверждению; 1
приводит убедительные аргументы (не менее 2х); 1
использует цитаты из текста ссылки на конкретные эпизоды; 1
строит ответ в форме рассуждения; 1
Определяет проблематику и тематику произведения 6 определяет проблематику текста; 1
использует цитаты из текста ссылки на конкретные эпизоды; 1
соотносит проблемы прошлого и настоящего; 1
аргументированно выражает личное мнение; 1
строит ответ в форме рассуждения. 1
Всего баллов 13
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Человек и право»
Ф.И.О. учащегося
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Дает определение терминам
Затрудняется определить значения терминов
Допускает ошибки в
определении значения терминов
Определяет
терминов
значение
Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос
Затрудняется в подборе аргументов для ответа на вопрос, не соблюдает структуру рассуждения.
Допускает ошибки в развернутом аргументированном ответе на проблемный вопрос
Дает верный и полный, развернутый
аргументированный ответ на проблемный вопрос
Определяет
проблематику
тематику
произведения
и
Затрудняется в определении проблематики произведения, утверждения не подкреплены аргументами
Допускает ошибки при определении проблематики
произведения, приводит
недостаточно убедительные
аргументы
Определяет проблематику произведения, выражает аргументированное мнение об актуальности
16
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Н. А. Островский «Бесприданница»
10.2.4 Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно — тематического замысла
10.2.5 Характеризовать героев произведения. Определяя их роль и значение в системе персонажей
10.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки
Обучающийся
• Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейно-тематического замысла
• Характеризует героев эпизода
• Сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы
Навыки высокого порядка
25 минут
Задания
1. Напишите сравнительный анализ эпизодов пьесы Н. А. Островского «Бесприданница» (действие 1, явление 2) и отрывка из повести С. Сейфуллина «Айша».
Определите их роль и место в композиции произведения, объясните значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла. Охарактеризуйте героев эпизода, проведите смысловые параллели (чем персонажи похожи и чем отличаются). Дайте оценку эпизодам с точки зрения эстетического воздействия на читателя, определите общие и отличительные признаки. В ходе работы можете использовать справочные материалы/алгоритм анализа.
Анализ Эпизода
1. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
2. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:
• кто они?
• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
3. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.
5. Выявить и охарактеризовать тему и миниконфликт, лежащие в основе эпизода.
6. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
• их отношение к событию, проблеме;
• друг к другу;
• кратко проанализировать речь участников диалога;
• выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;
17
• определить отношение автора к героям (через ремарки, эмоциональноэкспрессивную лексику, подборе фактов сюжетной линии)
• определить расстановку сил, группировку/перегруппировку героев в зависимости событий эпизода.
7. Определить отношение автора к проблеме сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
9. Дать оценку эпизодам: как они воздействуют на читателя, какие мысли, чувства пробуждают.
Информация для учителя: Учитель может заблаговременно предложить учащимся прочитать повесть С. Сейфуллина или воспользоваться навыками прогнозирования, т.к. Айша заглавная героиня (ее имя вынесено в заглавие повести), а отрывок начинается с представления героини, то это дает основание соотнести фрагмент с определенным элементом композиции.
Сакен Сейфуллин «Айша». Отрывок из повести http://seifullin.ru/proza/ajsha 3.html
Айша была младшей дочерью Кадыра.
Шакир, сын Боранбая из рода каракесек, в поисках невесты объездил множество аулов. Дошел до него слух о красоте Айши, и он в сопровождении куда ‘, присланного ему зятем, баем Бименде, появился в ауле Кадыра, где уже два дня сватал приглянувшуюся девушку.
Шакир был пожилым вдовцом, отчего и речи быть не могло о тайных свиданиях нареченных, столь распространенных в казахском быту. Он хотел увезти Айшу к себе, выплатить калым провожатым невесты и не намеревался затягивать сватовство, ибо его опустевший дом срочно нуждался в хозяйке. Шакир обратился к Кадыру, его братьям, старшим сыновьям и быстро нашел с ними общий язык, — ему удалось выторговать Айшу за тридцать голов крупного рогатого скота.
Такая покладистость семьи Кадыра объяснялась в равной степени и богатством Шакира, и тем, что он состоял в родстве с самим Бименде. Если бы Шакир был помоложе и не обременен детьми, он, конечно, сватался бы к другой невесте, взял в жены дочь знатных родителей, сыграл пышную свадьбу, но богатые и влиятельные не хотели отдавать своих юных дочерей за рябого, с общипанной бородой старика, и ему пришлось довольствоваться Айшой.
Они сидели близ юрты Сенбая — Шакир и его спутники. Рыжий иноходец, на котором джигит, перегоняя белую гончую, мчался навстречу всадникам, был конем Шакира, и скакал на нем посланец бая Бименде.
Кадыр зарезал барана, позвал на той старейшин пяти аулов и, попотчевав их мясом, вдосталь напоив кумысом, испросил их благословения. Вместе с другими пировали старшина Сулейман и мулла Бекир — лишь двое средних сыновей Кадыра не присутствовали при сговоре. Один из них, Сапаргали, работал на Нильдинском заводе, другой, Абиль, пас табуны своего богатого дяди.
Кадыр был доволен тем, что в один день стал владельцем изрядного стада. Временами, правда, просыпалась в нем жалость к дочери, но богатство, неожиданно свалившееся на голову, было слишком весомым, чтобы долго печалиться о ее судьбе. В конце концов — такова женская доля!
18
А.Н. Островский «Бесприданница» , д.1, явл. 2
Вожеватов (наливая). Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.
Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?
Вожеватов. За Карандышева.
Кнуров. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч.
Вожеватов. Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то? Ведь она бесприданница. Кнуров. Бесприданницы-то и находят женихов хороших.
Вожеватов. Не то время. Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?
Кнуров. Бойкая женщина.
Вожеватов. Она, должно быть, не русская.
Кнуров. Отчего?
Вожеватов. Уж очень проворна.
Кнуров. Как это она оплошала? Огудаловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!.. Да с ее-то ловкостью… всегда полон дом холостых!..
Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет. Ну, а жениться-то надо подумавши.
Кнуров. Ведь выдала же она двух.
Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.
19
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейнотематического замысла 1 определяет общую тему/проблему эпизодов; 1
определяет роль и место эпизодов в композиции произведения; 1
объяснять значение эпизода для раскрытия идейно — тематического замысла; 1
отбирает уместные цитаты для аргументации; 1
пишет сравнительный анализ эпизодов; 1
Характеризует героев эпизода определяет роль героя в конфликте; 1
раскрывает мотивы поступков; 1
делает вывод о значении персонажа в сюжете и системе действующих лиц; 1
Сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы оценивает фрагменты с позиции эстетического воздействия: передача ментальных/культурных/исторических особенностей; 1
анализирует способы выразительности; 1
оценивает степень воздействия эпизодов на зрителя или читателя; 1
подтверждает свои идеи примерами из текста; 1
оценивает эпизоды с позиции актуальности поднимаемых проблем. 1
Всего баллов 13
20
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Человек и право»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейнотематического замысла
Затрудняется анализировать эпизод, объяснить его значение в раскрытии идейнотематического замысла
Допускает ошибки при анализе эпизода,
объяснении его значения в раскрытии идейнотематического замысла
Анализирует эпизод, объясняя его значение для раскрытия идейнотематического замысла
Характеризует героев эпизода
Затрудняется
характеризовать
произведения
героев
Допускает ошибки в характеристике героев произведения
Характеризует героев произведения
Сопоставляет
фрагменты
произведений русской и казахской
литературы
Затрудняется дать
оценку произведению с точки зрения
эстетического воздействия на читателя, объяснить собственное отношения
Дает поверхностную оценку произведения с точки зрения
эстетического воздействия на читателя, употребляя общие
фразы, шаблонные
выражения; объясняет личное отношение
Дает развернутую оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на
читателя; объясняет личное отношение.
21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Л. Н. Толстой «Война и мир»
10.1.4 Составлять план сочинения на литературные и свободные темы
10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей
Обучающийся
• Составляет план сочинения на литературную тему
• Характеризует героя произведения
Навыки высокого порядка
25 минут
Задания
1. Составьте сложный план на тему: «Красавица и чудовище. Образ Элен Безуховой в романе».
2. Напишите сочинение на тему «Красавица и чудовище. Образ Элен Безуховой в романе» по составленному плану. Объясните, какова роль семьи в формировании личности героини. Для подтверждения своих идей используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды романа.
22
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Составляет план сочинения на литературную тему 1 демонстрирует понимание темы, идейного смысла (по содержанию плана); 1
отображает в плане трехчастную структуру: вступление, основную часть, заключение; 1
отображает в подпунктах основные этапы раскрытия темы; 1
оформляет план сочинения в соответствии с грамматическими нормами; 1
Характеризует героя произведения 2 подбирает материал к сочинению (ключевые эпизоды, цитаты) и использует их в тексте; 1
указывает место героя в системе персонажей; 1
характеризует основные черты героя, объясняет условия их формирования; 1
характеризует поступки, мотивы поведения героя; 1
раскрывает эволюцию/деградацию (или неизменность) героя; 1
комментирует авторскую позицию; 1
делает вывод о значении персонажа в раскрытии идейного замысла. 1
Всего баллов 11
23
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Семейные ценности»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся
Высокий Средний Низкий
Составляет план сочинения на литературную тему Демонстрирует понимание темы, идейного смысла (по содержанию плана); отображает в плане трехчастную структуру: вступление, основную часть, заключение; отображает в подпунктах основные этапы раскрытия темы; оформляет план сочинения в соответствии с Допускает ошибки в понимании темы, идейного смысла (по содержанию плана); в отображении в плане трехчастной структуры: вступление, основную часть, заключение; в отображении в подпунктах основных этапов раскрытия темы; в оформлении плана сочинения в соответствии с грамматическими нормами Затрудняется в понимании темы, идейного смысла (по содержанию плана); в отображении в плане трехчастной структуры: вступление, основную часть, заключение; в отображении в подпунктах основных этапов раскрытия темы; в оформлении плана сочинения в соответствии с
грамматическими нормами грамматическими нормами
Характеризует героя произведения Подбирает материал к сочинению (ключевые эпизоды, цитаты) и использует их в тексте; указывает место героя в системе персонажей; характеризует основные черты героя, объясняет условия их формирования; характеризует поступки, мотивы поведения героя; раскрывает эволюцию/деградацию (или Допускает ошибки в подборе материала к сочинению (ключевые эпизоды, цитаты) и использовании их в тексте; в обозначении места героя в системе персонажей; в характеристике основных черт героя, в объяснении условий их формирования; в характеристике поступков, мотивов поведения героя; в раскрытии Затрудняется в подборе материала к сочинению (ключевые эпизоды, цитаты) и использовании их в тексте; в обозначении места героя в системе персонажей; в характеристике основных черт героя, в объяснении условий их формирования; в характеристике поступков, мотивов поведения героя; в
24
неизменность) героя;
комментирует авторскую
позицию; делает вывод о значении персонажа в раскрытии идейного замысла
эволюции/деградации (или раскрытии
неизменность) героя; в эволюции/деградации (или
комментировании авторской неизменность) героя; в
позиции; в выводах о значении комментировании авторской
персонажа в раскрытии идейного позиции; в выводах о
замысла значении персонажа в
раскрытии идейного замыс ття
25
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности»
Подраздел Цель обучения
Л. Н. Толстой «Война и мир»
10.1.5 Пересказывать текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства
10.3.4 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства, фактологической точности и эмоционального воздействия на слушателя/читателя
Критерий оценивания
Обучающийся
• Творчески пересказывает содержание эпизода
• Оценивает письменный ответ одноклассника
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения Задания
25 минут
1. Письменно перескажите от лица Наташи/Андрея эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» (том 2 часть 3 глава XVI). Передайте внутреннее состояние героя/героини (на выбор ученика). Используйте средства выразительности, соблюдайте логику/хронологию событий.
2. Оцените изложение одноклассника. Определите, насколько глубоко и полно ему удалось передать идейный смысл эпизода и эмоциональное состояние героя/героини. Выявите, соблюдено ли композиционное и стилевое единство, насколько эффективно использованы средства/приемы эмоционального воздействия на читателя.
Том 2. Часть третья. Глава XVI
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/voina-i-mir/voina-i-mir-2-3-17.htm
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee, Ростова молодая, пригласите ее, — сказал
он.
— Где? — спросил Болконский. — Виноват, — сказал он обращаясь к барону, — этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать. — Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
— Позвольте вас познакомить с моею дочерью, — сказала графиня, краснея.
— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица
26
Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливою, благодарною, детскою улыбкой.
«Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своею проявившеюся из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцевать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.
27
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Творчески пересказывает содержание эпизода 1 письменно пересказывает содержание эпизода от лица героя/героини; 1
передает его/её эмоциональное состояние, мысли, переживания; 1
соблюдает логику изложения, хронологию событий; 1
использует выразительные средства; 1
соблюдает стилистическое единство; 1
Оценивает письменный ответ одноклассника 2 аргументированно оценивает глубину и полноту передачи идейного смысла; 1
оценивает эффективность описания внутреннего состояния героя/героини; 1
оценивает использование приемов/средств создания образов; 1
оценивает соблюдение композиционного единства; 1
оценивание соблюдение стилевого единства. 1
Всего баллов 10
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Семейные ценности»
Ф.И.О. учащегося
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Творчески
пересказывает
содержание
эпизода
Затрудняется пересказать
содержание эпизода от лица героя и передать идейный смысл, эмоциональное состояние
персонажа
В целом пересказывает содержание эпизода от лица героя, общими словами передает идейный смысл и
эмоциональное состояние
персонажа
Пересказывает содержание
эпизода от лица героя, точно передает идейный смысл и эмоциональное состояние
персонажа
Оценивает письменный ответ одноклассника
Затрудняется в оценивании полноты, глубины передачи идейного смысла, эффективности использования приемов и средств выразительности
Оценивает полноту, глубину передачи идейного смысла эффективность использования приемов и средств
выразительности без
аргументации
Аргументированно оценивает
полноту, глубину передачи идейного смысла,
эффективность использования приемов и средств
выразительности
29

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *