СОР СОЧ ЖБ БЖБ ТЖБ «Русский язык» 4 класс (с нерусским языком обучения) Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русский язык»
(с нерусским языком обучения)
4 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения) для обучающихся 4-ых классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающихся целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

2
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Моя Родина — Казахстан»…………….4
Суммативное оценивание за раздел «Ценности»…………………………7
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть………………….11
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………….17
Суммативное оценивание за раздел «Культурное наследие»………………17
Суммативное оценивание за раздел «Мир профессий»……………………20
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть………………….23
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………….29
Суммативное оценивание за раздел «Природные явления»………………..29
Суммативное оценивание за раздел «Охрана окружающей среды»…………..32
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть………………….35
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………….42
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в космос»……………..42
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в будущее»…………….45
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть………………….48
3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Моя Родина — Казахстан»
Вид речевой деятельности Слушание, говорение
Цель обучения
4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в
Критерий оценивания
прослушанном материале
4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста
Обучающийся
• Отвечает на вопросы, определяя ключевые слова
• Составляет устный рассказ по предложенному началу текста
Уровень
навыков
мыслительных Знание и понимание
Применение 20 минут
Время выполнения
Слушание
Прослушай текст и ответь на вопросы.
Моя Родина-Казахстан. Казахстан-удивительно красивая земля. Здесь есть и величавые горы Заилийского Алатау, и сильные реки Иртыш, Сырдарья и Амударья, и бескрайние степи.
В Казахстане проживают представители 125 национальностей. Казахи и русские, украинцы и немцы любят свою страну и трудятся на благо своей родины.Мы живем в согласии, уважая традиции казахского народа.
Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень.
В Казахстане есть такие прекрасные города, что по красоте не уступят городам мира. Это и Нур-Султан, и Алматы, и Павлодар, и Актобе.
Я очень люблю свою Родину — Казахстан!
Задание 1
1) О чём говорится в этом тексте?
A) О городах
B) О животных
C) О родине
D) О климате
2) Кто обитает в Каспийском море согласно прослушанному тексту?
A) Акула
B) Дельфин
C) Морж
D) Тюлень
3) Сколько национальностей проживает на территории республики?
A) 100
B)120
C)125
D)130
4
4) Запиши ключевые слова по прослушанному тексту (не менее 4-5 слов).
Говорение Задание 2
Составь устный рассказ (5-6 предложений) по данному началу.
Нур-Султан — столица Казахстана. Этот прекрасный город расположен на берегу реки Ишим.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Отвечает на вопросы, определяя ключевые слова 1 — определяет тему текста; 1
— определяет обитателя Каспийского моря; 1
— определяет количество национальностей, проживающих в республике; 1
— записывает (не менее 4-5) ключевых слов по прослушанному тексту; 1
Составляет устный рассказ по предложенному началу текста 2 — составляет рассказ по началу текста; 1
— соблюдает логическую последовательность; 1
— соблюдает речевые нормы; 1
— соблюдает орфоэпические нормы; 1
— использует разнообразный словарный запас. 1
Всего баллов 9
5
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Моя Родина-Казахстан»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на вопросы, определяя ключевые слова Затрудняется ответить на вопросы и определить ключевые моменты в прослушанном тексте Допускает ошибки при определении темы текста/ ответах на вопросы/ определении ключевых слов прослушанного текста Верно отвечает на вопросы и определяет ключевые моменты в прослушанном тексте.
□ □ □
Составляет устный рассказ по предложенному началу текста Затрудняется составить устный рассказ по предложенному началу текста Допускает ошибки при составлении устного рассказа по предложенному началу текста/ соблюдении логической последовательности/ речевых норм/ орфоэпических норм Верно составляет устный рассказ по предложенному началу текста
□ □ □
6
Суммативное оценивание за раздел «Ценности»
Вид речевой деятельности Чтение, письмо
Цель обучения 4.3.2.1 Понимать ключевые моменты в коротком тексте,
содержащем незнакомые слова
4.3.4.1 Формулировать оценочные вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения
4.4.3.1 Использовать необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов
4.5.1.3 Использовать в речи падежные формы личных и вопросительных местоимений, отрицательные (никто, ничто), возвратные (себя)
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет ключевые моменты прочитанного текста
• Составляет оценочные вопросы
• Пишет связные предложения, соблюдая пунктуационные нормы
• Применяет в письменной речи падежные формы личных и отрицательных местоимений
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Чтение
Прочитай рассказ и выполни задания.
Синие листья
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
(В. Осеева)
7
Задание 1
1) О ком идет речь в рассказе?
A) О братьях
B) О друзьях
C) О сестрах
D) О подругах
2) Найди предложение, выражающее главную мысль текста.
A) Две подружки.
B) Зеленый карандаш.
C) Синие листья на деревьях.
D) Надо так давать, чтобы можно было взять.
3) Установи соответствие между героями и фразами героев рассказа.
Лена Я ей давала, а она не берёт.
Не чини, не нажимай крепко, в рот не бери.
Катя Не взяла карандаш.
Ну что, позволил брат?
Задание 2
Составь 1 вопрос по содержанию текста и ответь на него. Вопросы можно начать со слов:
— Как ты считаешь……?
— Как ты оцениваешь….?
— Почему? Объясни.
Письмо
Напиши текст (5-7 предложений) о своём друге/ подруге, используя слова: у меня, он, она, мой, со мной, его, её, мне, никто.
Поставь нужные знаки препинания в конце предложений.
8
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Определяет ключевые моменты прочитанного текста 1 — определяет тему текста; 1
— определяет главную мысль текста; 1
— соотносит слова и фразы героев рассказа; 1
Составляет оценочные вопросы — составляет оценочный вопрос; 1
— отвечает на свой вопрос; 1
Пишет связные предложения, соблюдая пунктуационные нормы 2 — пишет 5-7 предложений по данной теме; 1
— ставит в конце предложения нужные знаки препинания; 1
Применяет в письменной речи падежные формы личных и отрицательных местоимений — использует личные местоимения; 1
— использует отрицательные местоимения; 1
— соблюдает последовательность изложения; 1
— соблюдает орфографические нормы 1
Всего баллов 11
9
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Ценности»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет ключевые моменты прочитанного текста Затрудняется определить ключевые моменты текста □ Допускает ошибки при определении темы/ главной мысли текста/ соотнесении слов и фраз героев рассказа □ Верно определяет ключевые моменты в прочитанном текста □
Составляет оценочные вопросы Затрудняется составить оценочный вопрос о поступках героев рассказа □ Допускает ошибки при составлении оценочного вопроса / ответа на вопрос □ Верно составляет оценочный вопрос о поступках героев рассказа □
Пишет связные предложения, соблюдая пунктуационные нормы Затрудняется составить и написать предложения по данной теме. Пропускает знаки препинания. | 1 Допускает ошибки при составлении предложений, пропускает знаки препинания □ Верно составляет и пишет предложения по данной теме □
Применяет в письменной речи падежные формы личных и отрицательных местоимений. Неправильно склоняет местоимения. □ Допускает ошибки при склонение отрицательных местоимений. ^ ^ Изменяет по падежам местоимения. □
10
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения) в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1 -4 классы с нерусским языком обучения)
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 18 3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе — говорения, третье — чтения и четвертое — на проверку письма.
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
№ Вид речевой деятельности Сквозная тема Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание Моя Родина-Казахстан 4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале Обучающийся слушает текст, отвечает на вопросы и определяет ключевые моменты в прослушанном материале. 4 4
2 Говорение 4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста 4.2.1.1 Использовать необходимые слова для поддержания разговора Обучающийся составляет диалог по началу текста, используя опорные слова. 1 5
3 Чтение Ценности 4.3.2.1Понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова 4.3.4.1 Формулировать оценочные вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения Обучающийся отвечает на вопросы по тексту и формулирует оценочные вопросы по содержанию текста. 4 5
4 Письмо 4.4.4.1 Совершенствовать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений 4.4.3.1 Использовать необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов Обучающийся составляет и записывает красиво и аккуратно краткий текст из 3-4 предложений на основе прочитанного текста. 1 4
Всего баллов 10 18
12
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русский язык» Слушание
Прослушай сказку и ответь на вопросы.
Любопытный муравей
Жил-был маленький муравьишка в своем маленьком муравейнике. Таскал траву, веточки и думал, что его страна такая же маленькая.
Однажды он увидел большого голубя и спросил у него:
— А правда, что наша страна такая маленькая?
— Нет, она очень большая и красивая. Хочешь посмотреть на неё?
— Конечно, хочу!
— Тогда садись ко мне на спину. Полетели.
Когда они летели, муравьишка увидел зелёные леса, чистые реки и озёра, высокие дома, ровные поля.
А когда муравьишка прилетел домой, он всем рассказывал, какая большая и красивая наша страна.
(По Пикула Полина)
Задание
Ответь на вопросы.
1) О чём эта сказка
A) О городе
C) О доме
D) О поле
B) О стране
[1]
2) Где жил муравей
A) В норе
B) В дупле
C) В траве
D) В муравейнике
[1]
3) Кого встретил муравей
A) Воробья
B) Глухаря
C) Голубя
D) Журавля
[1]
4) О чём рассказал муравей, когда прилетел домой? Напиши.
[1]
13
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 В 1
2 С 1
3 А 1
4 О большой и красивой стране. 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие теме вопроса.
Всего баллов 4
Г оворение Задание
Составь в парах диалог (5-6 предложений) на тему «Моя Родина — Казахстан» по данному началу и опорным словам.
Моя Родина — Казахстан. Я здесь родился и вырос. Казахстан — независимое и свободное государство.
Опорные слова: зелёные горы, голубые озёра, символы, богата, волшебная природа, горжусь, гостеприимная страна.
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Составляет в парах диалог (5-6 предложений) на предложенную тему. Примерный ответ обучающегося. -А что ты знаешь о нашей стране? -В нашей стране зелёные горы, голубые озёра. -Чем богата наша страна? -В Казахстане волшебная природа. -Знаешь ли ты символы нашей страны? -Это герб, гимн, флаг. -Твой любимый город? -Астана. -Какие национальности живут в нашей стране? -Наша страна гостеприимная, в ней живёт много национальностей. Я горжусь своей Родиной. 1
— использует опорные слова; 1
— соблюдает логическую последовательность изложения; 1
— использует разнообразный словарный запас слов; 1
— соблюдает речевые нормы. 1
Всего баллов 5
14
Чтение
Прочитай рассказ и ответь на вопросы.
Мечтатель
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
(В. Осеева)
Задание
1) О каких качествах человека идёт речь в рассказе?
A) Верность
B) Гордость
C) Нежность
D) Смелость
[1]
2) О чём мечтал Толя?
A) О времени
B) О малыше
C) О помощи
D) О подвиге
[1]
3) Кто спас малыша?______________________________________________________________
[1]
4) Составь 2 вопроса, оценивающих поступки Толи и Юры. Используй слова «достойно/ недостойно», «правильно/неправильно».
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
[2]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 D 1
2 В 1
3 Юра 1
4 Обучающийся формулирует 2 оценочных вопроса. Примерный ответ обучающегося: 1. Как вы думаете, можно ли считать Юру героем?/ правильно ли он поступил? 2. Кто из друзей поступил достойно? 2 Принимаются любые вопросы обучающихся, которые показывают оценку поступков героев рассказа.
Всего баллов 5
15
Письмо
Задание
Составь и напиши краткий текст из 3-4 предложений о героях рассказа на основе прочитанного текста. В конце предложений расставь нужные знаки препинания. [4]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительн ая информация
1 Составляет краткий текст из 3-4 предложений на основе прочитанного текста. Примерный ответ обучающегося: 1.Мне понравился Юра. Он бросился в воду спасать малыша. Мальчик совершил подвиг. Его можно считать героем. 2.Мне не понравился Толя. Толя только бегал и кричал, а Юра спас малыша. Он поступил правильно. Герой совершил подвиг. 1 Принимаются любые альтернативны е ответы, соответствующ ие содержанию текста.
использует необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов; 1
соблюдает каллиграфические нормы: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений; 1
соблюдает орфографические нормы (допускается 1-2 ошибки). 1
Всего баллов 4
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
16
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Культурное наследие»
Вид речевой деятельности Слушание, говорение
Цель обучения 4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в
прослушанном материале
4.1.2.1 Определять значение незнакомых слов и словосочетаний по контексту
4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты
• Раскрывает значение незнакомых слов
• Составляет высказывание по началу текста
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Слушание
Прослушай текст и выполни задания.
Город Туркестан
Туркестан — древний город. Он расположен на великом Шелковом пути. В давние времена город назывался Шабгар, потом его переименовали в город Яссы.
Старшим учителем в одном из медресе в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.
Легенд про Ходжу Ахмета Яссауи очень много. Близкие вырыли ему пещеру и построили жилье — килует. Вода и воздух проходили в пещеру через трубы.
Во время правления эмира Тамерлана была воздвигнута мечеть Ходжи Ахмета Яссауи. Одно из самых великих сооружений Туркестана строилось в течение десяти лет.
Земля Туркестана является символом святости для нашего народа. Ханы, восходя на престол, давали клятву на месте захоронения Ахмета Яссауи.
Посетив Туркестан, вы узнаете историю своей земли.
Задание 1
1) О чём этот текст?
A) о родной земле
B) о Шелковом пути
C) о новом поколении
D) о старинном городе
2) Найди верное утверждение.
A) Туркестан-современный город.
B) Мечеть строилась в течение пяти лет.
C) В давние времена город назывался Шабгар.
D) Старшим учителем в медресе был эмир Тамерлан.
17
3) Найди картинку, соответствующую содержанию текста.
Задание 2
Как ты понимаешь значение слова «воздвигнута»? Подбери синоним к этому слову.
Говорение
Составь небольшой рассказ (5-6 предложений) о достопримечательностях своего города (села) по данному началу.
У каждого человека есть любимый город (село). Я люблю свой город (село), в котором .
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты 1 — определяет тему текста; 1
— находит верное утверждение по прослушанному тексту; 1
— определяет картинку; 1
Раскрывает значение незнакомых слов 2 — подбирает синоним к слову; 1
Составляет устный рассказ по началу текста 3 — составляет рассказ (5-6 предложений) в соответствии с темой; 1
— использует предложенное начало текста; 1
— соблюдает логическую последовательность изложения; 1
— использует разнообразный словарный запас; 1
— соблюдает речевые нормы. 1
Всего баллов 9
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Культурное наследие»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты Затрудняется ответить на вопросы по содержанию текста Допускает ошибки при ответах на вопросы/ определении темы текста/ верного утверждения/ картинки, соответствующей содержанию текста Верно отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста и
□ □ □
Раскрывает значение незнакомых слов Затрудняется определить значение незнакомых слов □ Допускает ошибки в подборе синонима □ Определяет значение незнакомых слов □
Составляет устный рассказ по началу текста Затрудняется составить устный рассказ по данному началу Допускает ошибки при составлении рассказа в соответствии с темой/ по данному началу/ соблюдении речевых норм/ нарушении логической последовательности Составляет устный рассказ по данному началу
□ □ □
19
Суммативное оценивание за раздел «Мир профессий»
Вид речевой деятельности Чтение, письмо
Цель обучения 4.3.3.1 Определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка,
загадка, рассказ, пословицы, скороговорки), различать текст-рассуждение
4.5.1.7 Согласовывать слова, обозначающие признаки предметов со словами-предметами; подбирать признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу
4.5.1.1 Различать и использовать в письменной и устной речи конструкции из имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает жанры текстов
• Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе
• Использует в письменной речи конструкции имен прилагательных и местоимений
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения 20 минут
Чтение
Прочитай текст.
Когда вырасту, я хочу стать дизайнером. Это интересная творческая профессия, в которой можно проявить фантазию.
Я хочу быть дизайнером мягк… игрушек. Эти люди решают, как именно будет выглядеть
плюшев… медведь или другие игрушки. Сначала дизайнер рисует эскиз на бумаге, придумывает
форму и цвет изделия, её особенности. Хороший дизайнер всегда сделает так, чтобы каждая нов. игрушка отличалась от других. Его/её работы будут пользоваться большим спросом.Я/мне нравится профессия дизайнера, потому что эти/этот люди могут всегда придумывать что-то новое. В будущем я хочу радовать людей, и особенно детей. Работать дизайнером — это здорово и увлекательно.
Задание
1. Определи тип прочитанного текста.
A) Описание
B) Рассуждение
C) Повествование
2. По каким особенностям ты определил тип данного текста? Аргументируй свой ответ примерами.
Письмо
Задание
1) Вставь пропущенные окончания имен прилагательных. Выпиши имена прилагательные. Определи род и число прилагательных.
2) Выпиши правильный вариант местоимения из текста.
20
Критерий оценивания № зада ния Дескриптор Обучающийся Балл
Различает жанры текстов 1 -определяет тип текста; 1
-записывает особенности типа текста, приводя свои примеры; 1
Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе 2 вставляет пропущенные окончания: — 1 прилагательного; — 2 прилагательного; — 3 прилагательного; 3
Распознаёт и использует в письменной речи конструкции имен прилагательных, местоимений 3 согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и в числе: — 1 прилагательное; — 2 прилагательное; — 3 прилагательное; 3
определяет род и число имен прилагательных: — 1 прилагательное; — 2 прилагательное; — 3 прилагательное; 3
выбирает правильный вариант согласования местоимение: — 1 местоимение; — 2 местоимение; 2
Всего баллов 13
21
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мир профессий»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает жанры текстов Затрудняется определить тип текста и его особенности с помощью примеров □ Допускает ошибки при определении типа/ особенностей текста с помощью примеров □ Верно определяет тип текста и его особенности □
Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Затрудняется определить и согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе, | | Допускает ошибки при определении и согласовании имён прилагательных/ окончаний прилагательных/ рода прилагательных / числа прилагательных / ^^ Верно определяет и согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе | 1
Использует в письменной речи конструкции из имен прилагательных и местоимений. Затрудняется использовать местоимения с разными частями речи □ Допускает ошибки в согласовании местоимений с разными частями речи □ Использует местоимения с разными частями речи □
22
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения)в 4классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы с нерусским языком обучения)
3.Обзор суммативного оценивания за 2 четверть 3.1 Продолжительность: 40 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 18 3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе — говорения, третье — чтения и четвертое — на проверку письма.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
№ Вид речевой деятельности Сквозная тема Цель обучения Описание заданий Количество заданий* Общий балл
1 Слушание Культурное наследие 4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале Обучающийся определяет ключевые моменты по содержанию прослушанного текста 3 3
2 Говорение Мир профессий 4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста 4.2.6.1 Высказывать оценочные суждения, выражая свою точку зрения («по моему мнению…», «с моей точки зрения…») Обучающийся составляет рассказ по началу, высказывая своё мнение по предложенной теме 1 5
3 Чтение 4.3.3.1 Определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка, рассказ, пословицы, скороговорки), различать текст-рассуждение Обучающийся озаглавливает текст, определяет тип текста и его особенности. 3 5
4 Письмо 4.4.2.1 На основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного писать краткий текст с помощью учителя Обучающийся на основе прочитанного текста составляет небольшой текст из 34 предложений 1 5
Всего 8 18
24
4. Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание
Прослушай текст и выполни задания.
Город Отрар — один из крупных городов в казахской степи в средние века. Второе его название — Фараб. Он располагался на перепутье рек Арыси и Сырдарьи.
Основным занятием жителей древнего города было ремесло. Город много раз подвергался разрушениям и много раз заново рождался. Отрар был красивым городом, с широкими улицами и каменными домами. Его окружали высокие стены для защиты от врагов.
В этом городе родился ученый-мыслитель Абу Насыр Аль-Фараби. Он был умным и талантливым человеком, который всегда стремился к знаниям. Он знал много языков, любил читать. Подтверждением тому служит богатая библиотека, которая прославила город Отрар. Аль-Фараби называют вторым учителем мира после Аристотеля…
Задание
1) Как звучало второе название города Отрар?
A) Тараз
B) Фараб
C) Сауран
D) Туркестан
[1]
2) Что было основным занятием жителей древнего города?
A) ремесло
B) торговля
C) земледелие
D) скотоводство
[1]
3) Запиши ключевые слова из прослушанного текста.
[1]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 В 1
2 А 1
3 Город, современный, мавзолей, Туркестан, библиотека. 1
Всего баллов 3
Г оворение
Составь рассказ по данному началу текста.
Считаешь ли ты, что профессия библиотекаря — самая важная? Используй в своем рассказе выражения «по моему мнению.», «с моей точки зрения.».
У нас в школе большая библиотека. Библиотекарь работает с посетителями библиотеки.
25
[5]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося: Библиотекарь выдает книги. Он советует, какую книгу прочитать. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, новых книгах. По моему мнению, библиотекарь — очень важная и нужная профессия. С моей точки зрения, чтобы стать библиотекарем, важно уметь заинтересовать читателя книгой. Принимаются любые альтернативные ответы в соответствии с темой.
составляет рассказ; 1
использует предложенное начало текста; 1
соблюдает последовательность изложения; 1
выражает свою точку зрения по теме, используя выражения «по моему мнению…», «с моей точки зрения…»; 1
использует разнообразный словарный запас, для выражения своих мыслей. 1
Всего баллов 5
Чтение
Прочитай текст и выполни задания.
Многие считают, что плотник — это то же, что и столяр. Однако не стоит путать эти две разные профессии. Единственное, что их объединяет, это то, что они работают с деревом. Столяр изготавливает мебель и другие изделия из дерева и других материалов, а также украшает их резьбой по дереву. А откуда он берет все эти материалы — деревянные доски, панели и т.д.? Все эти вещи изготавливает плотник. Плотник делает брёвна, брусья, доски, из которых потом столяр и будет мастерить различные изделия. Обработкой древесины тоже занимается плотник при помощи плотницких инструментов. Основными его инструментами являются пила, топор. Чтобы стать плотником, во-первых, нужно получить специальное образование, во-вторых, знать геометрию, математику, физику, химию, в-третьих, быть ответственным человеком.
От качества работы плотника зависит устойчивость и срок службы здания, а следовательно, жизнь многих людей.
26
Задание
1) Озаглавь текст.
[1]
2) Определи тип прочитанного текста.
A) Описание
B) Рассуждение
C) Повествование
[1]
3) К какому типу текста можно отнести эти утверждения?
Проставь в таблице соответствующую букву (А, В, С)
A) Использует слова-признаки
B) Рассказывает, что произошло
C) Высказывает и доказывает свою мысль
[3]
Т екст-повествование Текст-описание Текст-рассуждение

Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Плотник/ Нужная профессия 1 Принимаются
другие ответы
2 В 1
3 В 1
А 1
С 1
Всего баллов 5
Письмо
Прослушай текст.
Более тысячи лет назад легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент — кобыз. В своих мелодиях он запечатлел всё, чем жил его народ. Коркут — герой многих преданий и легенд. «Среди огузов он был первым человеком, он знал всё; всё, что он говорил, сбывалось. Когда Коркыт родился, засияло солнце и природа успокоилась, будто ничего и не было. И решили люди: «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт».
1. С помощью вопросов изложи текст.
27
Как звали легендарного музыканта? На каком музыкальном инструменте он играл? Что нового вы узнали об этом музыканте?
[5]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 передает основное содержание прослушанного текста; 1
соблюдает последовательность изложения ; 1
выдерживает признаки текста -повествования; 1
демонстрирует разнообразие словарного запаса; 1
допускает не более 2-3 орфографических и грамматических ошибок. 1
Всего баллов 5
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом СО зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы обучающихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения СО.
При завершении СО попросите обучающихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
28
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Природные явления»
Вид речевой деятельности Слушание, говорение
Цель обучения 4.1.5.1 Определять основные моменты в аудиовизуальном
материале
4.2.4.1 Пересказывать подробно истории/ рассказы с целью привлечения внимания слушателя
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет ключевые моменты в прослушанном тексте
• Рассказывает прослушанный рассказ
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Время выполнения 20 минут
Слушание
Прослушай рассказ и выполни задания.
Радуга
Был тёплый весенний день. Солнышко проснулось очень рано. Все небо было затянуто темными тучами. Лучи солнца не могли пробиться к земле. Они не могли порадовать людей своим теплом.
А чёрная туча все не собиралась улетать. Она обильно поливала землю дождем. Тогда солнце обратилось за помощью к ветру. Ветер согласился помочь солнцу разогнать тучи.
Ветер прогнал тучи. Лучи солнца осветили землю. Люди увидели чудо! Это была радуга! Она яркой дугой пролегала по небу.
Люди радовались прекрасному дню и дарили друг другу улыбки!
Задание
1) В какое время года происходят явления, описанные в тексте?
A) Весной
B) Зимой
C) Летом
D) Осенью
2) Напиши названия природных явлений по прослушанному тексту.
3) Соотнеси начало и конец предложений.
Солнышко Прогнал тучи.
Туча Не собиралась улетать.
Ветер Проснулось рано.
29
Г оворение
Перескажи подробно прослушанный рассказ по картинке и опорным словам: солнышко, туча, поливала, чудо, радовались.
Используй жесты и мимику, чтобы привлечь внимание слушателей.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Определяет ключевые моменты в прослушанном тексте 1 — определяет основное содержание текста; 1
— определяет слова, которые соответствуют содержанию текста; 1
— соотносит начало и конец предложений; 1
Рассказывает подробно прослушанный рассказ 2 — пересказывает рассказ подробно; 1
— соблюдает последовательность изложения; 1
— использует иллюстрацию; 1
— использует опорные слова; 1
— использует жесты и мимику; 1
— соблюдает речевые нормы; 1
— использует разнообразный словарный запас; 1
— правильно ставит ударение в словах. 1
Всего баллов 11
30
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Природные явления»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет ключевые моменты в прослушанном тексте Затрудняется определить ключевые моменты по прослушанному тексту □ Допускает ошибки при определении слов, которые соответствуют содержанию текста/ основной мысли/ соотнесении начала и конца предложений □ Верно определяет ключевые моменты прослушанного текста □
Рассказывает подробно прослушанный рассказ Затрудняется подробно пересказывать рассказ с целью привлечения внимания слушателя □ Допускает ошибки при подробном пересказе/ соблюдении последовательности изложения/ речевых норм/ использовании жестов и мимики/ иллюстрации/ опорных слов/ нарушает правильную постановку ударения | 1 Верно и подробно пересказывает текст с целью привлечения внимания слушателей □
31
Суммативное оценивание за раздел «Охрана окружающей среды»
Вид речевой деятельности Чтение, письмо
Цель обучения 4.3.3.1 Определять тексты разных жанров (стихотворение,
сказка, загадка, рассказ, пословицы, скороговорки), различать текст-рассуждение
4.4.2.1 На основе прослушанного/прочитанного/ увиденного писать краткий текст с помощью учителя
4.5.1.2 Использовать сложные предложения с союзами и/да, а/но
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет жанр текста
• Излагает письменно текст по картинкам и прочитанному материалу
• Использует в тексте сложные предложения с союзами и/ да, а/ но
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Чтение
Прочитай текст и выполни задания.
Деревце
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.
И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду — он веткой машет мне.
Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(Дмитренко А.)
Задание
1) Определи жанр прочитанного произведения.
A) Сказка
B) Загадка
C) Рассказ
D) Стихотворение
2) Выбери подходящую пословицу для передачи основной мысли.
A) Был бы лес, соловьи прилетят.
B) От хорошего дерева — хороший плод.
C) Возле леса жить — голодному не быть.
D) Дерево по плодам, а человек по делам познаётся.
32
Письмо
Задание
Напиши небольшой текст на тему «Мой вклад в охрану природы» (5-6 предложений) на основе картинок и прочитанного текста.
— используй в тексте слова-описания;
— в тексте примени сложные предложения, соединенные союзами и/да, а/но.
Используй в тексте сложные предложения с союзами и/ да, а/ но.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Определяет жанр произведения 1 — определяет жанр прочитанного текста; 1
— выбирает подходящую пословицу, соответствующую основной мысли текста; 1
Излагает письменно текст по картинкам и прочитанному материалу 2 — использует картинку; 1
— использует прочитанный материал; 1
— использует слова-описания; 1
— соблюдает последовательность изложения; 1
Использует сложные предложения с союзами и/да, а/но — использует сложные предложения с союзами и/да, а/но; 1
— правильно строит предложения; 1
— соблюдает орфографические нормы; 1
— соблюдает пунктуационные нормы. 1
Всего баллов 10
33
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Охрана окружающей среды»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет жанр произведения Затрудняется определить жанр и основную мысль прочитанного текста □ Допускает ошибки при определении жанра/ основной мысли текста □ Верно определяет жанр и основную мысль прочитанного текста □
Излагает письменно текст по картинкам и прочитанному материалу Затрудняется писать краткий текст □ Допускает ошибки при написании краткого текста/ слов-описаний/ соблюдении последовательности изложения/ нарушает орфографические и пунктуационные нормы/ структуру построения предложений □ Верно составляет краткий текст, применяя картинки и прочитанный текст □
Использует сложные предложения с союзами и/да, а/но Не использует сложные предложения □ Не использует слова-описания, нарушает последовательность изложения, нарушает орфографические и пунктуационные нормы | использует сложные предложения с союзами и/да, а/ но □
34
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения) в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1 — 4 классы с нерусским языком обучения).
3.Обзор суммативного оценивания за 3 четверть 3.1 Продолжительность: 40 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 18 3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое и второе задание направлено на проверку слушания, третье — говорения, четвёртое -чтения и пятое — на проверку письма.
35
Характеристика заданий сумммативного оценивания за 3 четверть
№ Вид речевой деятельности Сквозная тема Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание Природные явления 4.1.4.1Определять основную мысль прослушанного материала 4.1.5.1Определять основные моменты в аудиовизуальном материале Обучающийся выполняет задание на понимание прослушанного текста 4 4
2 Говорение Охрана окружающей среды 4.2.5.1Аргументировать свою точку зрения на основе аудиовизуального материала 4.2.7.1Соблюдать правила постановки ударения Обучающийся составляет рассказ на основе прослушанного текста с помощью картинок 1 5
3 Чтение 4.3.3.1Определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка, рассказ, пословицы, скороговорки), различать текст-рассуждение Обучающийся определяет жанр и тип прочитанного текста 4 5
4 Письмо 4.4.2.1 На основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного писать краткий текст с помощью учителя 4.4.4.1 Совершенствовать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений Обучающийся составляет и записывает краткий текст на основе прочитанного текста 1 4
Всего баллов 10 18
36
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русский язык» Слушание
Прослушай текст и выполни задания.
Защита природы
Природа — это наш дом. Природу надо беречь, любить и понимать. Нельзя вырубать леса, чтобы животные не лишились своих домов. Заводы загрязняют реки, воздух. Их выбросы приводят к глобальному потеплению.Чтобы защитить природу, люди создают заповедники, сажают деревья, заносят вымирающие виды растений и животных в Красную книгу.Дети тоже могут внести свой вклад в защиту природы. Надо бережно относиться к тому, что нас окружает: не рвать цветы, не разорять муравейники, не ловить бабочек, не вытаптывать траву, не бросать мусор куда попало. Если каждый из нас не пройдет равнодушно мимо сломанной ветки, голодного животного, то с природой мы станем добрыми друзьями.
Задания
1) Что приводит к глобальному потеплению согласно прочитанному тексту?
A) Таяние снега
B) Яркое солнце
C) Выбросы заводов
D) Постоянные дожди
[1]
2) Почему нельзя вырубать леса? Напиши.
[1]
Чему учит текст? Определи и запиши основную мысль прослушанного текста.
[1]
4) Напиши 2 правила охраны природы согласно прочитанному тексту.
a )___________________________________________________________________________________
b )___________________________________________________________________________________
[1]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 С 1
2 Примерный ответ обучающегося: Животные останутся без дома /высохнут реки/ будет грязный воздух 1 Принимаются альтернативные ответы обучающихся, соответствующие данной теме.
3 Надо любить и беречь природу. 1
4 Не рвать цветы!/ Не разорять муравейники! /Не ловить бабочек!/ Не вытаптывать траву! Не бросать мусор!/ Не разжигать костры! 1
Всего баллов 4
37
Г оворение
Задание
Составь небольшой рассказ (6-7 предложений) на тему «Охрана природы», используя предложенные картинки. В речи приведи аргументы и примеры. Соблюдай правильное произношение слов.
[5]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося. Я очень люблю отдыхать на природе, ходить в лес, плавать в речке. Для того, чтобы мы могли любоваться природой надо беречь её. Человек не должен разорять гнёзда, бросать мусор. Люди, берегите землю, на которой живете! Принимаются альтернативные ответы соответствующие теме.
соблюдает последовательность и логичность изложения; 1
аргументирует свой ответ; 1
приводит примеры; 1
соблюдает речевые и орфоэпические нормы; 1
использует разнообразный словарный запас; 1
Всего баллов 5
38
Чтение
Задание
Прочитай текст и выполни задания.
Разговор карандашей
Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, слушаешь, и тебе кажется, что — у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои карандаши, правда?
Слышишь, говорит красный: «Я — мак». Вслед за ним подает голос оранжевый: «Я — апельсин». Желтый тоже не молчит: «Я — солнце». И зеленый шелестит: «Я — лес». Голубой тихо напевает: «Я — небо, небо, небо». Синий звенит: «Я — колокольчик». А фиолетовый шепчет: «Я — фиалка».
Дождь кончается. Над землей изгибается семицветная радуга.
«Смотрите! — восклицает красный карандаш. — Радуга — это я». — «И я!» — добавляет оранжевый. «И я!» — улыбается желтый. «И я!» — смеется зеленый. «И я!» — веселится голубой. «И я!» — ликует синий. «И я!» — радуется фиолетовый.
И все рады: в радуге над горизонтом — и мак, и апельсин, и солнце, и лес, и небо, и колокольчик, и фиалка. В ней — все!
Укажи верный ответ.
1) О каких природных явлениях говорится в этом произведении?
A) Ветер, гроза
B) Дождь, радуга
C) Снег, метель
D) Солнце, луна
[1]
2) Определи жанр прочитанного произведения.
A) Сказка
B) Загадка
C) Рассказ
D) Пословица
[1]
3) Определи 2 картинки, соответствующие содержанию текста.
А В С D
[1]
4) Выбери подходящую пословицу к прочитанному тексту.
A) Радуга зимою — к морозу либо к снегу.
B) Когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.
C) Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.
D) Зелёная радуга — к дождю, жёлтая — к хорошей погоде, красная — к жаре, ветру.
[1]
39
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 В 1
2 С 1
3 А 1
D 1
4 D 1
Всего баллов 5
Письмо Задание
Определи границы предложений. Запиши предложения по порядку, чтобы получился связный рассказ на тему «Летний дождь». Расставь знаки препинания.
оно голубеет появилась красавица — радуга летний дождь перестал ты смотришь на небо волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося. Летний дождь перестал. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Появилась красавица — радуга. Принимаются и другие варианты ответов, соответствующие логической последовательности текста.
составляет связный текст 1
соблюдает каллиграфические нормы; 1
пишет слова в соответствии с правилами орфографии; 1
применяет знаки препинания в конце предложений. 1
Всего баллов 4
40
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы обучающихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения работы.
При завершении суммативного оценивания попросите обучающихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов
41
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в космос»
Вид речевой деятельности Слушание, говорение
Цель обучения 4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в
прослушанном материале
4.2.4.1 Пересказывать подробно истории/ рассказы с целью привлечения внимания слушателя
Критерий оценивания Обучающийся
• Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты
• Пересказывает подробно прослушанный текст Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Время выполнения 20 минут
Слушание
Прослушай текст и выполни задания.
Гриша и Вера полетели на космическом корабле в космос. Эта была интересная экскурсия. Вдруг по радио сообщили, что корабль неисправен и требуется срочная остановка. Корабль приземлился на таинственную планету. Странно, на планете никого не было. Дети стали думать, куда же им идти, как вдруг увидели, что им навстречу идет робот. Он был выше ребят, шагал уверенно, а вместо глаз у него были лампочки. Робот прошел мимо и дети решили следовать за ним. Гриша шел первым за роботом, а Вера за ним. Ей было любопытно, куда идет робот. Робот уверенно шел к замку. Замок привлекал своей красотой. Из замка вышел другой робот. Дети услышали их разговор и поняли, что они были хозяевами этой планеты.
Задание
1) Какой заголовок соответствует тексту
A) Дети на прогулке
B) Изобретение детей
C) Экскурсия в космос
D) Друзья Гриши и Веры
2) Куда шёл Робот?
A) К замку
B) К кораблю
C) На прогулку
D) На экскурсию
3) Как выглядел Робот согласно тексту?
A) Низкого роста
B) Высокого роста
C) С длинными руками
D) С большими глазами
4) Поставь знак «+», если утверждение верное и знак «-», если утверждение неверное.
Утверждения +/-
Гриша шёл первым за роботом.
На планете было много людей.
Говорение
Задание
Перескажи подробно прослушанный текст. Используй жесты и мимику для привлечения внимания слушателя.
42
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста и определяет ключевые моменты 1 — определяет заголовок текста; 1
— отвечает на вопрос; 1
— определяет описание робота; 1
— находит верное утверждение; 1
— находит неверное утверждение; 1
Пересказывает подробно прослушанный текст 2 — пересказывает подробно текст; 1
— соблюдает логическую последовательность изложения; 1
— использует жесты и мимику для привлечения внимания слушателя; 1
— точно и правильно подобраны слова; 1
— передаёт свои мысли и чувства, соблюдая стилистические нормы. 1
— использует разнообразный словарный запас. 1
Всего баллов 11
43
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Путешествие в космос»
Ф.И.О. обучающегося_______________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на простые вопросы по содержанию прослушанного текста и фиксирует ключевые моменты Затрудняется ответить на вопросы и определить ключевые моменты прослушанного текста □ Допускает ошибки при определении заголовка/ описания/ верного/ неверного утверждения □ Верно отвечает на вопросы и определяет ключевые моменты прослушанного текста □
Пересказывает подробно прослушанный текст с целью привлечения внимания слушателя Затрудняется подробно пересказать текст □ Допускает ошибки при пересказе текста/ соблюдении логической последовательности/ использовании жестов и мимики/ нарушает стилистические нормы речи □ Пересказывает подробно текст с целью привлечения внимания слушателей □
44
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в будущее»
Вид речевой деятельности Чтение, письмо
Цель обучения 4.3.4.1 Формулировать оценочные вопросы по содержанию
текста и о поступках героев произведения
4.4.1.1 Представлять истории в виде комиксов (иллюстраций)
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет оценочный вопрос по содержанию текста и отвечает на него
• Составляет рассказ в виде комиксов
Уровень мыслительных навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Чтение
Прочитай текст и выполни задания.
Однажды мы с друзьями решили совершить путешествие на машине времени. Мы сделали амулеты с нашими фотографиями. С их помощью мы могли запустить машину времени.
У нас встал вопрос, куда отправиться, в прошлое или будущее. Даша предложила друзьям совершить путешествие в будущее. Все согласились с ней.
Наконец сели в машину. Когда мы приложили амулеты к кнопке пуск, машина времени нас накрыла белым шаром. И казалось, что мы были в воздушном шаре. А через мгновение мы оказались в будущем.
Мы попали в прекрасный незнакомый город.
Задание
1) Оцени выбор Даши, чтобы совершить путешествие с друзьями. Составь 1 вопрос, используя слова: «почему», «чем»
2)Представь свою историю «Мое путешествие в будущее» в виде комиксов запиши 3-4 предложения. Используй прочитанный материал. Соблюдай орфографические и пунктуационные нормы и каллиграфические нормы.
45
1.
2.
3.
4.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Составляет оценочный вопрос по содержанию текста и отвечает на него 1 — составляет 1 оценочный вопрос по содержанию текста; 1
— отвечает на свой оценочный вопрос; 1
Представляет историю в виде комиксов 2 — пишет текст на основе прочитанного — (3-4 предложения); 1
— пишет текст в виде комиксов; 1
— точно и правильно подбирает слова; 1
— соблюдает каллиграфические нормы; 1
— демонстрирует навыки правописания: — орфографического; — пунктуационного; 1 1
— использует разнообразный словарный запас. 1
Всего баллов 9
46
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Путешествие в будущее»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Составляет оценочный вопрос по содержанию текста и отвечает на него Затрудняется составить и ответить на оценочный вопрос □ Допускает ошибки при составлении оценочного вопроса/ ответа на свой вопрос □ Верно составляет и отвечает на оценочный вопрос □
Представляет историю в виде комиксов Затрудняется представить историю в виде комиксов на основе прочитанного текста Допускает ошибки в подборе слов/в составлении предложений орфографические ошибки, неразнообразный словарный запас Верно составляет и пишет текст из 3-4 предложений в виде комиксов
□ □ □
47
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения) в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1 -4 классы с нерусским языком обучения)
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Говорение проверяется отдельно Количество баллов: 18
3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе — говорения, третье — чтения и четвертое — на проверку письма.
48
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
№ Вид речевой деятельности Сквозная тема Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание Путешествие в космос 4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале Обучающийся определяет главную и второстепенную информацию прослушанного текста 4 4
2 Говорение Путешествие в будущее 4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста 4.2.7.1 Соблюдать правила постановки ударения Обучающийся устно составляет рассказ по данному началу текста, соблюдая правила постановки ударения 1 5
3 Чтение 4.3.4.1Формулировать оценочные вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения Обучающийся составляет оценочный вопрос и отвечает на вопрос по содержанию прочитанного текста 3 5
4 Письмо 4.4.2.1 На основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного писать краткий текст с помощью учителя 4.5.1.2 Использовать сложные предложения с союзами и/ да, а/ но Обучающийся определяет границы предложений и пишет краткий текст на основе прочитанного, используя сложные предложения. 1 4
Всего 9 18
49
4. Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть
Слушание
Прослушай отрывок из сказки и выполни задания.
Жил-был Маленький Робот. Его, как и тысячи других маленьких роботов, изготовили на заводе. Маленький Робот жил в этом доме, развлекая детей и взрослых. В восемь часов утра Маленький Робот включал музыку и говорил: «Пора вставать! Пора вставать! Уже рассвет, довольно спать!»
Вечером он рассказывал смешные истории, а перед сном — интересную сказку.
Наутро все повторялось сначала. Маленький Робот очень хотел смеяться и веселиться вместе со всеми, как настоящий человек, но он был всего лишь бездушной машиной.
Он знал, что ему никогда не удастся стать человеком. Его тело, сделанное из металла и пластмассы, было чем-то похоже на человеческое, но у него не было самого главного — сердца.
Но он больше не мог жить по-прежнему, так как ощущал, что никому не нужен. Даже дети уже не обращали никакого внимания на его старые шутки. Маленькому Роботу хотелось сделать что-нибудь прекрасное и волшебное.
Задание
1) О чём говорится в сказке?
A) О детях
B) О заводе
C)О роботе
D) О человеке
[1]
2) Из чего был сделан робот?
A) Из железа и резины
B) Из резины и металла
C) Из дерева и пластмассы
D) Из металла и пластмассы
[1]
3) Чего не было у робота?
A) Головы
B) Сердца
C) Ноги
D) Руки
[1]
4) Почему робот больше не мог жить по-прежнему? Объясни.
[1]
50
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 С 1
2 D 1
3 В 1
4 Примерный ответ обучающегося. Он больше не мог жить по-прежнему, так как ощущал, что никому не нужен. Даже дети уже не обращали никакого внимания на его старые шутки. Маленькому Роботу хотелось сделать что-нибудь прекрасное и волшебное. 1 Принимаются краткие и полные ответы детей. Допускаются и другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса.
Всего баллов 4
Г оворение Задание
Составь по данному началу текста небольшой рассказ на тему: «Изобретения будущего». Соблюдай правила постановки ударения в знакомых словах.
Сейчас появляется много новых и интересных вещей. Например, электромобиль, 3Д-очки, роботы, мобильные телефоны.
[5]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося. В современном мире развивается наука и техника. Люди изобрели новые электромобили, которые не будут загрязнять окружающую среду. Роботы становятся все сложнее и миниатюрнее. Они могут выполнять всю работу по дому. Мне нравится всё новое и интересное. Я тоже люблю изобретать. Допускаются и другие варианты ответов, соответствующие содержанию задания.
составляет рассказ по началу рассказа; 1
составляет рассказ, используя картинки; 1
соблюдает последовательность изложения; 1
51
соблюдает речевые и орфоэпические нормы; 1
использует разнообразный словарный запас. 1
Всего баллов 5
Чтение
Прочитай текст и выполни задания.
Санжар и его друг вышли прогуляться на улицу. Его друг Дархан увидел среди деревьев сверкающие огни. Санжар удивился, что на небольшой полянке стоял необычный корабль, похожий на тарелку. С корабля вышло несколько человек. Они медленно двигались к ним. Они не были похожи на обычных людей, с большими глазами, высокого роста, в зелёных костюмах.
Вдруг один из них подошёл к Санжару.
— Здравствуй, незнакомый человек! Мы прилетели с Марса. Наши люди увидели, что на Землю движется большой метеорит.Об этом надо сообщить всем людям.
— Как? Почему? Что делать?
Санжар был испуган. Но, оказалось, это был просто сон.
1) Какой заголовок соответствует тексту?
A) Сон Санжара
B) Друг Санжара
C) Мечта Санжара
D) Прогулка Санжара
[1]
2) Составь 1 вопрос по содержанию текста.
Вопрос можно начать со слов:
Как ты считаешь…………?
Как ты оцениваешь……… ?
Какие чувства ………… ?
[1]
3) Дополни предложения словами из текста.
Дархан увидел ___________________________.
На небольшой полянке стоял______________________, похожий на тарелку.
Они не были похожи на обычных людей,_________________________________.
[3]
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 A 1
52
2 Примерный ответ обучающегося. Как ты оцениваешь поступок людей, прилетевших с Марса?/ Как ты считаешь, правильно ли поступают незнакомые люди?/ Какие чувства возникли у Санжара, когда он проснулся?/ С каким чувством ты прочитал рассказ?/ Какие слова автора вызвали в тебе эти чувства?/ Чему ты обрадовался? 1 Принимаются любые альтернативные вопросы..
3 Дархан увидел среди деревьев сверкающие огни. 1
На небольшой полянке стоял необычный корабль, похожий на тарелку. 1
Они не были похожи на обычных людей, с большими глазами, высокого роста, в зелёных костюмах. 1
Всего баллов 5
Письмо
Задание
Определи границы предложений и запиши текст. Расставь недостающие знаки препинания.
Чарующий космос манил меня я люблю звезды в них есть что-то загадочное мне интересно узнать, есть ли жизнь в космосе когда я вырасту я полечу на Марс я хочу стать космонавтом а для этого мне нужно заниматься спортом
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося. Чарующий космос манил меня. Я люблю звезды. В них есть что-то загадочное. Мне интересно узнать, есть ли жизнь в космосе. Когда я вырасту, я полечу на Марс. Я хочу стать космонавтом, а для этого мне нужно заниматься спортом. Принимаются предложения с правильным определением границ и проставленными знаками препинания
составляет текст, определяя границы предложений; 1
пишет слова в соответствии с правилами орфографии; 1
определяет сложное предложение, расставляя знаки препинания. 1
соблюдает каллиграфические нормы. 1
Всего баллов 4
53
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом СО зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы обучающихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения СО.
При завершении СО попросите обучающихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *