ФО Художественный труд (для мальчиков) 5 класс Сборник заданий формативного оценивания 2017-2018 год

Сборник заданий формативного оценивания
Художественный труд
(для мальчиков)
5 класс

========1========

Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» http://josparik.kz/.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях.

2

========2========

Содержание
1 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………4 Раздел 1. Визуальное искусство…………………………………………………………………………………..4 2 четверть …………………………………………………………………………………………………………………….21 Раздел 2 Декоративно прикладное искусство……………………………………………………………..22 3 четверть …………………………………………………………………………………………………………………….36 Раздел 3 «Дизайн и технология»……………………………………………………………………………….36 4 четверть …………………………………………………………………………………………………………………….56 Раздел 4. В «Культура питания»…………………………………………………………………………………56 Раздел 4. А «Культура дома»……………………………………………………………………………………..58
3

========3========

1 четверть
Раздел 1. Визуальное искусство
Тема Средства выразительности в изобразительном искусстве
Цель обучения
5.1.2.1 Изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры
Критерий оценивания
Обучающийся
 Отличает различия казахской и европейской
культуры
 Определяет произведения искусства, ремесла и
дизайна разных стран
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите картину А. Кастеева «В юрте» и средневекового художника «Мануфактура», сравните и опишите их.

Дескриптор Обучающийся
-рассматривает и изучает картины;
-определяет сюжет и национальную принадлежность;
-определяет вид изобразительного искусства;
-описывает картины, жанр;
-называет основную тематику, изображенную на данных —
картинах;
-показывает изображения первого, второго и дального плана;
-определяет цветовую гамму картин.
4

========4========

Тема Шедевры классического искусства
Цель обучения
5.1.3.1 Работать с источниками информации для исследования и творческих идей (в том числе применяя ИКТ)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Ведет пойсковую работу по средствам масовой
информации
 Изучает информацию по картинам
 Рассказывает содержание картин
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите и сравните картины.
А. Кастеев «Колхозная

ферма» В.Г. Перов «Охотники на привале»
Дескриптор
Обучающийся
— находит в носителях информацию о картинах ;
— определяет композицию рисунка;
— называет основную цветовую гамму на картине;
— описывает сюжет;
— определяет исторический период и время года.
5

========5========

Тема Творчество Казахстанских художников
Цель обучения
5.3.2.1 Описывать идеи и темы, отраженные в собственной работе и работе других (художники, ремесленники, дизайнеры), используя предметную терминологию
Критерий оценивания
Обучающийся
 Используя предметную терминологию,
сравнивает произведения зарубежных и
Казахстанских художников
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Сравните картину М. Кенбаева «Ловля скакуна» с работами других художников и опишите еѐ.
М. Кенбаев В. Васнецов П. Пикассо
Дескриптор
Обучающийся
— рассматривает картины;
— описывает пейзаж и сюжет пройсходящего действия в картинах
художников;
— изучает работу М.Кенбаева «Ловля скакуна»;
— называет жанр картин;
— определяет изображения на картине на переднем, на втором, на
дальнем плане.
6

========6========

Тема Искусство натюрморта
Цель обучения
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для
реализации творческих идей
Критерий оценивания
Обучающийся
 Объясняет отличия натюрморта от
остальных жанров
 Выполняет эскиз натюрморта из трѐх и
более предметов
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Выполните эскиз натюрморта в рабочем альбоме из предложенных предметов
Дескриптор Обучающийся






растолковывает значение слов «натуре» «море»; называет основные правила построения натюрморта сравнивает натюрморт с другими жанрами; комбинирует натюрморт из предложеных предметов; размечает общие контуры рисунка;
размечает положение отдельных элементов эскиза
7

========7========

Тема Виды и жанры изобразительного искусства
Тема Искусство натюрморта
Цель обучения
5.1.6.4 Экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств
Критерий оценивания
Обучающийся
 Применяя различные художественные материалы,
рисует натюрморт
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Нарисуйте натюрморт, используя различные художественные материалы и техники.
Дескриптор Обучающийся
-подготавливает принадлежности к работе;
-располагает бумагу согласно будущего рисунка;
-размечает на бумаге основные линий;
-наносит общий контур будущего рисунка;
-выделяет контуры предметов;
-закрашивает и окрашивает предметы натюрморта, применяя
различные художественные материалы и техники.
8

========8========

Тема Декоративный национальный натюрморт
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств Обучающийся
 Выполняет эскиз рисунка
 Составляет композицию, используя предметы быта
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Составьте из разных предметов национального быта композицию натюрморта, выполнив предварительный набросок рисунка.
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает предметы быта;
— составляет из предметов композицию;
— подготавливает рабочее место;
— закрепляет бумагу на планшет;
— определяет размеры и пропоции будущего рисунка;
— выполняет последовательно эскиз.

9

========9========

Тема Декоративный национальный натюрморт
Цель обучения
5.2.3.4 Использовать элементы казахской национальной культуры, в процессе создания творческих работ и изделий
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет основные элементы казахской
национальной культуры
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Нарисуйте натюрморт из предметов национального быта
Дескриптор Обучающийся
-на эскизе выделяет предметы первого и второго плана;
-убирает вспомогательные линии и линии построения;
-готовит палитру и краски;
-окрашивает фон рисунка;
-закрашивает предметы в соответствующий цвет.

10

========10========

Тема Пейзаж. Гармония с природой
Цель обучения
5.1.1.1 Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изучает и сравнивает пейзажи
 Пишет эссе, описывая природу в картинах
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Задание
Посмотрите пейзажи И.И Шишкина «Рожь»и «Перед грозой», сравните их и напишите эссе по этим картинам (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает пейзажи И.И Шишкина «Рожь»и «Перед
грозой»;
— сравнивает картины;
— обсуждает в группе содержание темы картин;
— пишет эссе, описывает состояние природы в картинах.

11

========11========

Тема Пейзаж. Воздушная перспектива
Цель обучения
5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств
Критерий оценивания
Обучающийся
 Рисует пейзаж, используя определенную технику
Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Нарисуйте пейзаж в технике рисование по влажной бумаге(Алла прима)
Дескриптор Обучающийся
-рисует карандашный набросок будущего пейзажа;
-располагает фигуры в перспективе в зависимости от линии
горизонта;
-закрашивает фон рисунка;
-рисует фигуры элементов пейзажа с изменением форм -в
перспективе;
-выполняет первичную окраску элементов рисунка;
-использует изменения тональности цвета, создает —
перспективу рисунка;
-показывает объемность предметов первого плана.
12

========12========

Тема Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж
Цель обучения
5.1.1.1 Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Изучает визуальные характеристики улицы и
описывает
Знание и понимание
Задание
Изучите улицу из окна и опишите еѐ ( расположение здании, форма и их пропорции, перспективные изменение)
Дескриптор Обучающийся
-наблюдает вид своей улицы;
-обсуждает в группе увиденное;
-рассказывает визуальные характеристики вида улицы ;
-определяет точку схода линий перспективы;
-рисует набросок улицы.

13

========13========

Тема Линейная перспектива
Цель обучения
5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств.
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Рисует улицу, используя элементы окружающего
мира
Применение
Задание
Нарисуйте рисунок на тему «Моя улица»
Дескриптор Обучающийся
— проводит линию горизонта;
— определяет точку схода линий перспективы;
— делает наброски объектов переднего плана;
— чертит линии песпективы из точек переднего плана к точке
схода линий;
— по линиям перспективы выполняет построение домов в
перстпективе;
— рисует деревья вдоль улицы;
— размечает окна в домах;
— закрашивает фон;
— раскрашивает элементы рисунка .
14

========14========

Тема Искусство пластических форм. Скульптура
Цель обучения
5.1.1.1 Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Изучает пластические формы скульптурных
изображений.
 Готовит презентацию
Знание и понимание
Задание
Сделайте презентацию на тему «Виды и жанры скульптурных изображений»
Дескриптор Обучающийся
-рассматривает предложенные изображения скульптур с эпохи Древнего
мира и до нового времени;
-делит эти скульптуры на объѐмные, рельефные иплоские;
-определяет материалы использованные в данных пройзведениях;
-называет приемы работы с пластическим материалом;
-объясняет каркасную и без каркасную скульптуру.
Тема Искусство пластических форм. Скульптура
15

========15========

Цель обучения
5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Лепит фигуру животного, используя визуальные
элементы окружающего мира и выразительные
средства искусства
Применение
Задание
Вылепите фигуру животного из пластилина
Дескриптор Обучающийся
— готовит рабочее место;
— готовит пластилин к работе;
— катает колбаску для туловища;
— вытягивает из туловища голову;
— вытягивает из туловища ноги, хвост и другие части тела
животного.
Тема Искусство пластических форм. Скульптура
16

========16========

Цель обучения
5.3.3.1 Описывать методы и подходы (техники) использованные для создания собственной работы и работы других (художники, ремесленники, дизайнеры), используя предметную терминологию
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Используя предметную терминологию, описывает
фигуры скульптур
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите фигуры скульптур и опишите их.
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает предложенные фигуры;
— исследует материалы, методы и технику изготовления этих фигур;
— обсуждает в группе своивыводы;
— описывает технику изготовления скульптур малых форм;
— сравнивает со своей работой.
Тема Творческая работа
17

========17========

Цель обучения
Критерий оценивания
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей
Обучающийся
 Выполняет эскиз своего проекта
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Разработайте проект индивидуальной творческой работы
Дескриптор Обучающийся
— выбирает направление проекта (пейзаж, натюрморт,
скульптура);
— рисует эскиз будущего проекта;
— планирует поэтапное выполнение проекта.

Тема Творческая работа
18

========18========

Цель обучения
Критерий оценивания
5.1.6.4 Экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств
Обучающийся
 Готовит дополнительный материал для лепки
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Исследуйте качество и свойства материалов, отберите необходимый материал к работе. (пластилин, глина, солѐнное тесто и д.р.)
Дополнительный материал для лепки
Рецепт теста для лепки
1 ст. муки;
1 ст. соли мелкого помола;
125 мл воды.
Это рецепт соленого теста для лепки крупных изделий. В первую очередь соль соедините с мукой, а затем вливайте понемногу воду, вымешивая до получения эластичной массы.
Дескриптор Обучающийся
-исследует материалы необходимые для работы;
-выбирает материалы годные для работы;
-производит первичную подготовку материалов к работе.

Тема Творческая работа
19

========19========

Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств
Обучающийся
 Выполняет творческую работу, используя
выразительные средства и визуальные элементы
окружающего мира
Применение
Задание
Слепите фигуру животного.
Дескриптор Обучающийся
-подготавливает рабочее место;
-поэтапо выполняет проект;
-при работе соблюдает чистоту и порядок за рабочим местом;
-соблюдает технику безопасности за рабочим местом и дисциплину в
классе.

Тема Организация выставки
20

========20========

Цель обучения
Критерий оценивания
5.3.1.1 Презентовать готовую работу всему классу (выставка и т.п.)
Обучающийся
 Защищает свою работу на выставке
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Подготовьте презентацию к работе. Оформите работу на выставку.
Дескриптор Обучающийся
— готовит презентацию работы;
— выставляет работу на выставку;
— защищает свою работу.

2 четверть
21

========21========

Раздел 2 Декоративно прикладное искусство
Тема Декоративно – прикладное искусство, основные формы и особенности
Прикладное искусство Казахстана
Цель обучения
Критерий оценивания
5.1.2.1 Изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры
Обучающийся
 Находит информацию о казахских ремеслах
 Описывает изделия казахского ремесла
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите изделия казахского ремесла и опишите их.
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает и сравнивает предложенные предметы ремесла;
— определяет вариант, не относящийся к национальному искусству;
— находит информацию для изучения видов народных промыслов
своего региона;
— определяет технику изготовления и ее особенности;
— объясняет вид ремесла к которым относятся данные изделия.
22

========22========

Тема Декоративно – прикладное искусство, основные формы и особенности
Прикладное искусство Казахстана
Цель обучения
5.1.2.1 Изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской
национальной и мировой культуры
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изучает изделия искусства и ремесла казахской и
мировой культуры
 Определяет стили орнаментов на предметах быта Знание и понимание
Уровень мыслительных навыков
Задание
Рассмотрите и определите стили орнаментов на предметахказахского быта.
Дескриптор
Обучающийся
— определяет изделия национального характера;
— изучает оформление изделия, форму, материал;
— объясняет отличие изделий казахского ремесла от
мировых образцов.
23

========23========

Тема Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.2.1 Определять, описывать и применять ручные инструменты и оборудования для обработки
конструкционных, природных и искусственных материалов
Обучающийся
 Изучает ручные инструменты для обработки
различных материалов
 Описывает устройство инструментов и оборудования
для обработки материалов
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Изучите ручные инструменты обработки конструкционных, природных и искусственных материалов
Дескриптор
Обучающийся
— рассматривает предлагаемый набор инструментов;
— раскладывает инструменты по видам работ;
— определяет название инструментов и их назначение;
— показывает приемы хватки инструмента.
24

========24========

Тема Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения
5.2.2.1 Определять, описывать и применять ручные инструменты и оборудования для обработки конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Называет ручные инструменты и оборудования  Перечисляет правила техники безопасности при
работе с инструментами
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Назовите ручные инструменты правила техники безопасности при работе с ними
Дескриптор Обучающийся
— обсуждает в группе содержание темы;
— готовит рабочее место;
— выполняет пробные действия работы с инструментом;
— формулирует правила безопасной работы с
инструментами.
25

========25========

Тема Декоративное изделие из различных материалов.
Обсуждение и развитие идей. Эскиз
Цель обучения
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей
Критерий оценивания
Обучающийся
 Выполняет эскиз будущего изделий  Выполняет технологическую карту изделия
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Выполните эскиз и технологическую карту на изготовление коллажа из природного материала
(Наименование изделия)
(Чертѐж, эскиз изделия)
№ Наименование
операции 1
2
3
4
Эскиз, чертѐж операции
Инструменты и оборудование
Примечание
Дескриптор Обучающийся
-рисует эскиз коллажа из природных материалов;
-называет основные этапывыполнения коллажа;
-чертит таблицу технологической карты;
-заполняет таблицу пооперационно.

26

========26========

Тема Декоративное изделие из различных материалов.
Обсуждение и развитие идей. Эскиз
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Обучающийся
 Использует материалы и инструменты в создании
художественного проекта
Применение
Задание
Составьте композицию коллажа из природного материала на А4

Дескриптор Обучающийся
-подготавливает рабочие инструменты и принадлежности к работе;
-собирает композицию натюрморта из предметов;
-располагает бумагу согласно будущего рисунка;
-размечает на бумаге основные элементы композиции коллажа;
-фиксирует расположение предметов композиции к основе на клею;
-покрывает изделие лаком.
27

========27========

Тема Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения
Критерий оценивания
5.1.6.2 Распознавать ряд современных и
нетрадиционных материалов, определяя их свойства и назначения
Обучающийся
 Выполняет плетение в технике макраме
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Оплетите карандаш цветным шнурком в технике макраме узелковым плетением.
Дескриптор Обучающийся
— проводит эксперименты с разными материаламы (проволока,
шнур, веревка) ;
— учится способам завязывания узелков макраме;
— опплетает карандаш простым узором.
28

========28========

Тема Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей
Критерий оценивания
Обучающийся
 Рисует эскиз будущего изделия
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Нарисуйте эскиз плетенного изделия

Дескриптор Обучающийся
-рассматривает рисунки плетенных из различного материала изделий;
-узнает способы и приемы плетения;
-подбирает вариант изделия для работы;
-рисует эскиз будущего изделия в рабочей тетради.
29

========29========

Тема Плетение изделия
Цель обучения
5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Изготавливает простые изделия из различных
материалов
Применение
Задание
Сплетите для книг закладку из трѐх ниток.

Дескриптор Обучающийся
-подготавливает нитки по длине;
-связывает концы ниток в узел;
-плетѐт косичку из трѐх ниток;
-связывает концевой узел.
30

========30========

Тема Плетение изделия
Цель обучения
5.2.3.4 Использовать элементы казахской национальной культуры, в процессе создания творческих работ и изделий
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Выполняет творческую работу, применяя элементы
казахской национальной культуры
Применение
Задание
Сплетите плѐтку в 4 нитки.

Дескриптор Обучающийся
— подготавливает материалы к работе;
— собирает нитки в узел;
— начинает плетение, соблюдая правильную очерѐдность
переплетания ниток;
— туго стягивает узлыв процессе плетения;
— соблюдает технику безопасности при работе.

31

========31========

Тема Плетение изделия
Цель обучения
5.2.3.4 Использовать элементы казахской национальной культуры, в процессе создания творческих работ и изделий
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Выполняет творческую работу, применяя элементы
казахской национальной культуры
Применение
Задание
Сплетите плетку в 4 нитки

Дескриптор Обучающийся
— плетѐт плѐтку в 30 см длины;
— соединяет концы ниток в узел.
32

========32========

Тема Плетение изделия
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность.
Критерий оценивания
Обучающийся
 Готовит рукоятку камчи, используя материалы и
инструменты, соблюдая технику безопасности
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Выберите материал и обработайте рукоятку камчи.
Дескриптор Обучающийся
— подбирает ветку дерева;
— отрезает необходимый размер по длине;
— очищает заготовку от коры и мелих сучков;
— зачищает рукоятку наждачной бумагой;
— соблюдает при работе технику безопасности и чистоту на
рабочем месте.
33

========33========

Тема Плетение изделия
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Изготавливает предметы национальной культуры,
используя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Применение
Задание
Соберите камчу
Дескриптор Обучающийся
— соединяет плетку и рукоятку;
— украшает камчу.
34

========34========

Тема Выставка работ
Цель обучения
5.3.1.1 Презентовать готовую работу всему классу (выставка и т.п.)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Оформляет изделие на выставку  Готовит презентацию работы
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Подготовьте изделие на выставку
Дескриптор Обучающийся
— готовит бирку для своей работы и паспорт изделия;
— готовит презентацию по процессу изготовления изделия.
35

========35========

3 четверть
Раздел 3 «Дизайн и технология»
Тема Конструкционные материалы. Исследование видов и свойств материалов
Цель обучения
5.1.6.1 Изучать общие свойства и строение конструкционных, природных и искусственных материалов и определяя их сходства и различия
Критерий оценивания
Обучающийся
 Рассказывает о видах конструкционных,
природных и искусственных материалов.
 Отличает сходства и различия конструкционных,
природных и искусственных материалов
 Называет общие свойства и строение
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Рассмотрите предложенные материалы и определите к какому из материалов они относятся
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает и изучает предложенные виды
материалов;
— определяет их свойства и строение;
— называет сходства и различия материалов;
— показывает особенности строения этих материалов;
— называет виды материалов и их классификацию;
— объясняет где и как используются данные материалы.
36

========36========

Тема Оборудование, ручные инструменты и приспособления для обработки
конструкционных материалов
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.2.2 Объяснять назначение и устройство столярного/слесарного верстака
Обучающийся
 Называет устройство верстака
 Показывает приемы работы за верстаком
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Рассмотрите верстак и изучите его сторение и приемы рабочей стойки за ним

Дескриптор
Обучающийся
— рассматривает устройство верстака;
— изучает устройство верстака непосредственно
на верстаке;
— называет основные приемы крепления заготовок
на верстаке;
— показывает приемы рабочей стойки при работе
за верстаком.
37

========37========

Тема Оборудование, ручные инструменты и приспособления для обработки
конструкционных материалов
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.2.1 Определять, описывает и применяет ручные инструменты и оборудования для обработки
конструкционных, природных и искусственных материалов
Обучающийся
 Сравнивает ручные инструменты и оборудования
 Показывает приемы работы с ручными
инструментами и оборудованием
Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Изучите ручные инструменты, их устройство и приемы работы с ними

Дескриптор Обучающийся
— изучает предложенные инструменты и оборудование;
— определяет устройство данного оборудования;
— описывает приемы работы с ними;
— называет правила техники безопасности при работе с ними.
38

========38========

Тема Оборудование, ручные инструменты и приспособления для обработки
конструкционных материалов
Цель обучения
5.2.6.2 Знать способы безопасной работы с ручными инструментами и правила гигиены труда (организация и уборка рабочего места и инструментов, работа в спецодежде).
Критерий оценивания
Обучающийся
 Поясняет основные правила техники безопасности
при работе с ручными инструментами.
 Рассказывает правила организации рабочего места Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Расскажите и покажите правила безопасной работы и правила организации рабочего места

Дескриптор Обучающийся
-изучает организацию рабочего места;
-раскладывает инструменты и оборудования на рабочем месте;
-изучает приемы хватки рабочего инструмента при работе;
-демонстрирует приемы безопасной работы с инструментами и
оборудованием.
39

========39========

Тема Художественное выпиливание
Цель обучения
5.1.5.1 Выполнять задания, по разработке дизайна простых объектов, соблюдая основные законы композиции и основываясь на опыте других (художников, ремесленников, дизайнеров)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Рассказывает как выполнены изделия  Делает зарисовки элементов узоров
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Задание
Определите сходства и различия на этих рисунках и расскажите как выполнены данные узоры.
Дескриптор Обучающийся
— дает определение художественного выпиливания;
— называет основные правила выпиливания;
— сравнивает выпиливание с другими видами художественно-
декоративных работ;
— зарисовывает отдельныеэлементы узоров.

40

========40========

Тема Художественное выпиливание
Цель обучения
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей
Критерий оценивания
Обучающийся
Выполняет эскиз для выпиливания из фанеры
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Выполните эскиз силуэта для выпиливания лобзиком

Дескриптор Обучающийся
— знает инструменты и приемы выпиливания лобзиком;
— называет основные правила последовательности подготовки
материала к выпиливанию;
— сравнивает выпиливание лобзиком с другими видами пиления
древесины;
— выбирает формат будущего эскиза;
— размечает общие контуры рисунка;
— размечает положение отдельных элементов эскиза.

41

========41========

Тема Художественное выпиливание изделий криволинейной формы по внешнему и
внутреннему контуру
Цель обучения
5.2.3.1 Обрабатывать материалы ручными инструментами для изготовления изделия на основе выполненных разметок и обмеров
Критерий оценивания
Обучающийся
 Подготавливает материал к работе
 Проводит предворительную обработку материала  Размечает контуры выпиливания на материале
Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Разметьте контуры рисунка на фанере

Дескриптор Обучающийся
— выбирает материал для работы;
— опиливает необходимый размер заготовки;
— обрабатывает заготовку наждачной бумагой;
— размечает на рабочей поверхности заготовки контура рисунка;
— просверливает необходимые отверстия по контуру рисунка.
42

========42========

Тема Художественное выпиливание изделий криволинейной формы по внешнему и
внутреннему контуру
Цель обучения
5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Выпиливание лобзиком несложные изделия из
различных конструкционных материалов, по
криволинейному и прямолинейному контуру Применение
Задание
Выпилите ручным лобзиком силуэт рисунка из фанеры
Не правильное и правильное пиление
Дескриптор Обучающийся
— закрепляет выпиловочный столик на верстаке;
— подготавливает к работелобзик;
— располагает заготовку на рабочем столе;
— выпиливает контур рисунка с соблюдением правила техники
безопасности;
— по окончании работы убирает рабочее место.

43

========43========

Тема Художественное выпиливание изделий криволинейной формы по внешнему и
внутреннему контуру
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Изготавливает изделие, используя материалы и
инструменты, соблюдая технику безопасности Применение
Задание
Обработайте изделие и покрасьте лаком
Дескриптор Обучающийся
— запиливает торцы пропилов надфилем;
— устраняет дефекты выпиливания;
— удаляет заусенцы и занозы;
— закрашивает аквалаком.

44

========44========

Тема Моделирование изделий из проволоки. Разработка эскизов (цепочки, головоломки, фигурки животных). Выбор материала. Инструменты и приспособления
Цель обучения
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
Рисует эскиз головоломки из проволоки Применение
Задание
Нарисуйте эскиз головоломки и разбейте еѐ по деталям

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает рисунки ажурных изделий в разных носителях;
— делает предположение о технологии изготовления этих
изделий;
— знакомится с головоломками из проволоки;
— изучает последовательность изготовления изделия из
проволоки ( цепочка, головоломка, фигурка животных);
— рисует эскиз изделия из проволоки и еѐ деталировку в
размерах.
45

========45========

Тема Создание изделия (цепочки, головоломки, фигурки животных)
Цель обучения
5.2.3.1 Обрабатывать материалы ручными инструментами для изготовления изделия на основе выполненных разметок и обмеров
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
Проводит заготовку материала ручными инструментами для изготовления изделия Применение
Задание
Выберите и подготовьте заготовки для своей работы

Дескриптор Обучающийся
— выбирает проволоку необходимого диаметра и длины;
— очищает проволоку от ржавчины и грязи;
— правит проволоку на правочной плите;
— разрезает проволоку по размерам кусачками;
— зачищает острые концы проволоки с соблюдением правила техники
безопасности.

46

========46========

Тема Создание изделия (цепочки, головоломки, фигурки животных)
Цель обучения
5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изготавливает простые изделия из различных
конструкционных материалов
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Изготовьте из заготовок детали изделия
Дескриптор Обучающийся
— с помощью ручных нструментов (полоскогубцы,
круглогубцы) сгибает заготовки по эскизу;
— сверяется в процессе работы с эскизом каждойдетали;
— закругляет торцы заготовок надфилями;
— при работе соблюдает правила техники безопасности.

47

========47========

Тема Создание изделия (цепочки, головоломки, фигурки животных)
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Изготавливает изделия применяя материалы и
инструменты, соблюдая технику безопасности Применение
Задание
Соберите изделие и зачистите еѐ
Дескриптор Обучающийся
— правит детали изделия на правочной плите по плоскости;
— соединяет детали согласно эскиза;
— зачищает изделие мягкой тканью;
— демонстрирует работу.
48

========48========

Тема «Проектирование музыкальных (ударно шумовых) инструментов с применением
различных материалов»
Цель обучения
5.1.5.1 Выполнять задания, по разработке дизайна простых объектов, соблюдая основные законы композиции и основываясь на опыте других (художников, ремесленников, дизайнеров)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Разрабатывает дизайн ударно-шумового инструмента
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Нарисуйте свой вариант ударно-шумового инструмента

Дескриптор Обучающийся
-в носителях рассматривает рисунки ударно-шумовых
инструментов;
-изучает устройство этих инструментов;
-узнаѐт первоначальное назначение этих инструментов;
-в альбоме рисует выбранный инструмент;
-раскрашивает элементы рисунка в соответствии с правилами
национальной орнаментации.

49

========49========

Тема «Проектирование музыкальных (ударно шумовых) инструментов с применением
различных материалов»
Цель обучения
5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей
Критерий оценивания
Обучающийся
 Выполняет эскиз музыкального инструмента  Создаѐт чертежи отдельных деталей  Готовит технологическую карту изготовления
музыкального инструмента
Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Нарисуйте эскиз и начертите чертежи «Сақпан»

Размер, материал, техника: 39,5х4,5 см.
Описание: Сакпан — народный музыкальный инструмент, имеющий своеобразное звучание. Имеет вид трещотки. Состоит из нескольких деревянных дощечек крепких сортов дерева, скрепленных между собой леской и вставленных в деревянный фуляр, с ручкой, украшенной резьбой. Для того чтобы звучание Сакпана было более выразительным между каждой дощечки оставлены небольшие зазоры.
Дескриптор Обучающийся
-изучает усторойство «Сақпан»;
-в альбоме рисует эскиз «Сақпан»;
-выполняет чертежи деталей инструмента в размере;
-чертит таблицу технологической карты;
-заполняет технологическую карту по операционно.
50

========50========

Тема «Изготовление музыкального инструмента»
Цель обучения
5.2.3.1 Обрабатывать материалы ручными инструментами для изготовления изделия на основе выполненных разметок и обмеров
Критерий оценивания
Обучающийся
 Производит первичную обработку заготовок
ручными инструментами для изготовления изделия
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Разметьте и отпилите заготовки для инструмента

Дескриптор Обучающийся
— отбирает необходимый материал с учетом их свойств;
— отпиливает заготовки с учетом припуска;
— закрепляет заготовку на верстаке;
— выполняет черновое строгание рубанком;
— при пилении и строгании соблюдает технику безопасности
правила эргономики.
51

========51========

Тема «Изготовление музыкального инструмента»
Цель обучения
5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изготавливает детали изделия из различных
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Разметьте на заготовках размеры по чертежу
Дескриптор Обучающийся
-фиксирует заготовку на рабочем столе;
-переносит размеры на заготовки по чертежу;
— разметку выполняет с применением
разметочных инструментов.
52

========52========

Тема «Изготовление музыкального инструмента»
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изготавливает детали музыкального инструмента,
применяя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Изготовьте детали инструмента согласно разметке
Дескриптор Обучающийся
— закрепляет заготовку на верстаке;
— стругает заготовку в размер;
— удаляет припуски на торцах заготовки;
— выполняет чистовую обработку деталей наждачной бумагой;
— при выполнение работ соблюдает правила техники безопасности и
эргономики.

53

========53========

Тема «Изготовление музыкального инструмента»
Цель обучения
5.3.4.1 Принимать конструктивные комментарии и делать предложения по адаптации, усовершенствованию своей работы и работы других
Критерий оценивания
Обучающийся
 Совершенствует конструкцию инструмента,
используя конструктивные комментарии и
предложения по адаптации работы
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Соберите музыкальный инструмент «Сақпан» и распишите его.

Дескриптор Обучающийся
— собирает детали инструмента согласно эскиза;
— закрепляет соединения на клею и фиксирует
стекольными гвоздями;
— зачищает инструмент наждачной бумагой;
— расписывает инструмент;
— покрывает готовое изделие лаком.

54

========54========

Тема «Выставка работ»
Цель обучения
5.3.1.1 Презентовать готовую работу всему классу (выставка и т.п.)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Готовит презентацию своего изделия на выставку
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Подготовьте презентацию своих работ за четверть
Дескриптор Обучающийся
— готовит презентацию работ;
— оформляет изделия на выставку;
— защищает свои работы перед классом.

55

========55========

4 четверть
Раздел 4. В «Культура питания»
Тема Основы здорового питания
Цель обучения
5.2.4.1 Изучать и описать правила здорового и рационального питания
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изучает правила здорового питания
 Описывает особенности здорового и
рационального питания
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Напишите эссе «Что понимается под здоровым питанием»
Дескриптор Обучающийся
— находит информацию о здоровом питание;
— обсуждает информацию в группе;
— пишет эссе о здоровом питание.
56

========56========

Тема «Составление меню»
Цель обучения
5.2.4.2 Составлять меню здорового и рационального питания
Критерий оценивания
Обучающийся
 Изучает рекомендации по питанию подростка
 Составляет оптимальное суточное меню
для себя
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Составьте суточное меню для себя
Дескриптор Обучающийся
— находит информацию о рациональном питание
подростков в интернете;
— изучает найденный материал:
— составляет варианты суточного меню для себя.
57

========57========

Раздел 4. А «Культура дома»
Тема Общие сведения об источниках электрической энергии
Цель обучения
5.2.5.3 Рассказывать об источниках электрической энергии
Критерий оценивания
Обучающийся
 Называет источники электрической энергии
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Нарисуйте постер о видах генерации электрической энергии
Дескриптор
Обучающийся
— вспоминает источники электрической энергии;
— определяет возобновляемые и невозобновляемые ресурсы
источников электрической энергии;
— показывает процесс преобразования энергии в электрическую;
— называет источники постоянного и переменного тока и
их особенности.
58

========58========

Тема «Электротехническая арматура»
Цель обучения
5.2.5.4 Перечислять и объяснять назначение простой электротехнической арматуры и электромонтажных инструментов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Объясняет назначение и принцип действия
электрической арматуры
 Рассказывает технику безопасности при работе с
электромонтажными инструментами
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Разберите и соберите бытовую электрическую арматуру (розетка)
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает необходимый инструмент;
— готовит рабочее место;
— разбирает электрический прибор (розетка бытовая);
— соблюдает правила безопасной работы с
инструментами;
— собирает розетку бытовую
— объясняет устройство розетки;
— знает приемы работы и назначение элетромонтажных
инструментов.
59

========59========

Тема «Электротехническая арматура»
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.5.4 Перечислять и объяснять назначение простой электротехнической арматуры и электромонтажных инструментов

Обучающийся
 Объясняет назначение и принцип действия
электрической арматуры
 Рассказывает технику безопасности при работе с
электромонтажными инструментами
Уровень мыслительных навыков
Применение

Задание
Разберите и соберите бытовую электрическую арматуру (выключатель)
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает необходимый инструмент;
— готовит рабочее место;
— разбирает электрический прибор (выключатель бытовой);
— соблюдает правила безопасной работы с инструментами;
— собирает розетку бытовую;
— объясняет устройство и работу выключателя;
— знает электромонтажные инструменты и их назначение.

60

========60========

Тема «Эксперименты с различными источниками электрической энергии (батарея,
гальванические элементы)»
Цель обучения
5.2.5.5 Собирать простые изделия с применением источников постоянного тока
Критерий оценивания
Обучающийся
 Составляет простую последовательную
элетрическую цепь с применением источников
постоянного тока
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Соберите последовательную электрическую цепь постоянного тока
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает рабочие инструменты и
принадлежности к работе;
— выбирает необходимые приборы для электрической
цепи;
— чертит схему электрической цепи;
— располагает элементы цепи согласно схемы;
— соединяет приборы проводниками;
— подсоединяет источник постоянного тока;
— проверяет электрическую цепь.
61

========61========

Тема «Эксперименты с различными источниками электрической энергии (батарея,
гальванические элементы)»
Цель обучения
5.2.5.5 Собирать простые изделия с применением источников постоянного тока
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Составляет простую последовательную
элетрическую цепь с применением источников
постоянного тока
Применение
Задание
Соберите параллельную электрическую цепь постоянного тока.
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает рабочие инструменты и
принадлежности к работе;
— выбирает необходимые приборы для электрической
цепи;
— чертит схему электрической цепи;
— располагает элементы цепи согласно схемы;
— соединяет приборы проводниками;
— подсоединяет источник постоянного тока;
— проверяет электрическую цепь.
62

========62========

Тема «Ремонтные работы в быту»
Цель обучения
5.2.5.6 Выполнять практические работы по организации интерьера и простые ремонтные операции по устранению дефектов, используя ручные
инструменты
Критерий оценивания
Обучающийся
 Производит простые ремонтные операции по
устранению дефектов, используя ручные
инструменты
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Соедините вилку с электрическим проводом.
Дескриптор Обучающийся
-подготавливает рабочие инструменты и
принадлежности к работе;
-подготавливает вилку и электрический шнур к
работе;
-зачищает концы провода шнура;
-разъединяет половинки вилки;
-прикручивает провод шнура к штекеру вилки;
-соединяет половинки вилки.
63

========63========

Тема «Ремонтные работы в быту»
Цель обучения
5.2.5.6 Выполнять практические работы по организации интерьера и простые ремонтные операции по устранению дефектов, используя ручные инструменты
Критерий оценивания
Обучающийся
 Производит простые ремонтные операции по
устранению дефектов, используя ручные инструменты Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Замените патрон и лампочку на светильнике.

Дескриптор Обучающийся
— проверяет исправность вилки;
— проверяет целостность шнура;
— снимает лампочку, аккуратно снимает стеклянную колбу;
— разбирает патрон, заменяет еѐ;
— собирает светильник в обратной последовательности;
— проверяет работу светильника в присутствии учителя.
64

========64========

Тема «Основные направления растениеводства»
Цель обучения
5.2.5.1 Изучать и описывать основные направления растениеводства и плодоовощных культур
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Называет основные направления
растениеводства и плодоовощных культур

Применение
Задание
Подготовьте грунт и посадите семена корнеплодов(свеклы) на рассаду.

Грунт для посева свеклы на рассаду. Для посева семян можно использовать готовый грунт из магазина или приготовить почвенную смесь самостоятельно. Для этого смешайте 2 части торфа, 1 часть перегноя или хорошо перепревшего компоста, 1 часть дерновой или садовой земли и 0,5 части промытого песка. Свекла не любит кислых почв, поэтому к смеси нужно добавить 0,5 стакана древесной золы на каждые 5 л смеси. Зола послужит хорошим удобрением для проростков свеклы, так как содержит все питательные элементы кроме азота.
Дескриптор Обучающийся
— находит информацию о направлениях
растениеводства;
— рассказывает о правилах выполнения весенних
полевых работ;
— проводит практическую работу;
— замачивает семена в питательном растворе;
— подготавливает грунт в процентном соотношении;
— перемешивает грунт;
— закладывает грунт в контейнер;
— сеет семена.
65

========65========

Тема «Основные направления растениеводства»
Цель обучения
5.2.5.1 Изучать и описывать основные направления растениеводства и плодоовощных культур
Критерий оценивания
Обучающийся
 Называет основные направления растениеводства
и плодоовощных культур
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Подготовьте грунт и посадите семена тыквенных (огурцы, тыква,кабачки и т.д.) на рассаду
Дескриптор Обучающийся
-находит информацию о видах растениеводства;
-объясняет правила весеннего сева растений;
-замачивает семена в питательном растворе;
-подготавливает грунт в процентном соотношении;
-перемешивает грунт;
-закладывает грунт в контейнер;
-сеет семена.

66

========66========

Тема «Весенние работы в растениеводстве»
Цель обучения
5.2.5.2 Выполнять весенние работы в растениеводстве (обработка почвы, защита от вредителей, посевы и посадки и др.)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Проводит весенную обработку почвы
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Вскопайте земельный участок

Дескриптор Обучающийся
-подготавливает шанцевый инструмент (лопата, грабли);
-размечает участок земли под грядку;
-вскапывает землю на глубину 20-25 сантиметров (в один штык);
-разбивает комки земли ребром лопаты;
-разравнивает вскопанный участок граблями.
67

========67========

Тема «Весенние работы в растениеводстве»
Цель обучения
5.2.5.2 Выполнять весенние работы в растениеводстве (обработка почвы, защита от вредителей, посевы и посадки и др.)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Проводит весенную обработку и защиту почвы от
вредителей
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Подготовьте грядку к посеву семян и рассады.
Дескриптор Обучающийся
— выравнивает грядку и поднимает бурты по краям грядки;
— засыпает середину грядки слоем компоста и перегноя;
— вносит минеральные удобрения;
— выравнивает поверхность грядки.
68

========68========

Тема «Весенние работы в растениеводстве»
Цель обучения
5.2.5.2 Выполнять весенние работы в растениеводстве (посевы и посадки)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Проводит весенние работы в растениеводстве
(обработка почвы, защита от вредителей, посевы и
посадки и др.)
Применение
Уровень мыслительных навыков
Задание
Посейте семена и посадите рассаду.
Дескриптор Обучающийся
-размечает лунки;
-высаживает сеянцы;
-поливает грядку после посадки;
-готовит бирку с указанием культуры, даты посева и
ответственного.
69

========69========

Тема «Весенние работы в растениеводстве»
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Проводит после посевную обработку почвы,
применяя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Применение
Задание
Взрыхлите грядку и очистите от сорняков.
Дескриптор Обучающийся
-подбирает инструмент;
-разбивает рыхлителем корку почвы на грядках;
-разрыхляет почву на глубину 3-4 см;
-удаляет сорняки с грядки;
-поливает грядку.
70

========70========

Тема «Весенние работы в растениеводстве»
Цель обучения
5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя еѐ важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 Проводит после посевную обработку почвы
применяя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Применение
Задание
Проведите мульчирование грядки.
Дескриптор Обучающийся
-готовит материал для мульчирования;
-пропалывет грядку удаляет сорняки;
-насыпает слой мульчи (опилки, мякина, торф, солома);
-очистить окружение ростка от мульчи;
-полить грядку.
71

========71========

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *