Обновленка ДСП Русская литература 9 класс Долгосрочный план по обновленному содержанию

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения)

Г л а в а 1. Общие положения

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
3. Задачи обучения учебному предмету «Русская литература»:
1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы;
2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;
3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;
4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.

Г л а в а 2. Организация содержания учебного предмета «Русская литература»

4. Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет: в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
5. Содержание программы по учебному предмету «Русская литература» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.
6. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.
7. Базовое содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».
8. Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:
1) понимание терминов;
2) понимание художественного произведения;
3) чтение наизусть и цитирование;
4) составление плана;
5) пересказ;
6) ответы на вопросы.
9. Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы: 1) жанр;
2) тема и идея;
3) композиция;
4) анализ эпизодов;
5) характеристика героев;
6) художественный мир произведения в разных формах представления;
7) отношение автора;
8) художественно-изобразительные средства;
9) творческое письмо.

10. Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих подразделов:
1) оценивание художественного произведения;
2) сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства;
3) сопоставление произведений литературы;
4) оценивание высказываний.

19. Базовое содержание для 9 класса:

1) Понимание и ответы по тексту: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм, понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, выражение отношения к услышанному или прочитанному, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, связанных с проблематикой произведения, тезисный план, пересказ содержания произведения, использование разных приемов пересказа, творческое переосмысление развития сюжета, развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники;
2) анализ и интерпретация: определение жанра и его признаков (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ), определение темы и идеи произведения, выражение мнения об их актуальности и аргументация своей позиции, выделение в тексте произведения элементов композиции, различие видов композиции, объяснение значения лирических отступлений, анализ в произведении эпизодов, важных для определения конфликта, объяснение связи с другими эпизодами, характеристика героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений, анализ художественного мира произведения, оформление своего представления с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы), способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям, анализ средств и приемов создания образов, изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градации, парцелляции), написание сочинений на литературные и свободные темы, рецензий (на спектакли и/или экранизации произведения);
3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, объяснение своей позиции с учетом различных мнений, оценивание актуальности проблематики произведения, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, выделение индивидуальных авторских приемов, сопоставление произведений (или фрагментов) русской литературы с произведениями казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, с учетом особенностей национальной культуры, объяснение позиции авторов, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности.

20. Изучаемые произведения:

1) У. Шекспир. Сонеты;
2) П. Н. Васильев. «И имя твое…» и другие стихотворения;
3) А. С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»;
4) И. С. Тургенев. «Ася»;
5) А. И. Куприн. «Олеся»;
6) Н. В. Гоголь. «Шинель»;
7) Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»;
8) Л. Н. Толстой. «После бала»;
9) А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»;
10) А. С. Грибоедов. «Горе от ума»;
11) Н. В. Гоголь. «Мертвые души»;
12) А. С. Пушкин. «Пиковая дама»;
13) А. П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре» (по выбору учителя);
14) Н. С. Лесков. «Жемчужное ожерелье».

Тема Изучаемые произведения Навыки Цели обучения
1 четверть
Странности 1. У. Шекспир. Понимание и 9.1.1.1 – понимать термины: романтизм и
любви Сонеты ответы на реализм как литературные направления,
2. П.Н. Васильев. вопросы исторический образ (персонаж), трагедия,
«И имя твое…» и комедия, поэма, символ, психологический
другие параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип,
стихотворения автобиографизм;
3. А.С. Пушкин. 9.1.2.1 – понимать художественное
Лирика, «Цыганы» произведение, критически осмысливая;
4. И.С. Тургенев. различать открытую и скрытую (подтекст)
«Ася» информацию;
5. А.И. Куприн. 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и
«Олеся» выразительно читать наизусть цитаты,
фрагменты, отражающие тематику
произведения;
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный
план;
9.1.5.1 – пересказывать содержание
произведения или отрывка, используя
разные приемы цитирования;
9.1.6.1 – давать аргументированный ответ
на проблемный вопрос, используя цитаты
Анализ и 9.2.2.1 – определять тему и идею
интерпретация произведения, выражая свое мнение о
проблематике;
9.2.3.1 – выделять в тексте произведения
элементы композиции, объяснять значение
вставных эпизодов;
9.2.5.1 – характеризовать героев
произведения, их поступки, мотивы
поведения, значение имен и фамилий;
9.2.8.1 – анализировать способы авторской
характеристики героев, изобразительные
средства, в том числе звукопись и
цветопись, фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры, градация),
литературные приемы (символ,
психологический параллелизм,
автобиографизми)
Оценка и 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении
сравнительный произведения, отстаивая свою точку зрения,
анализ оценивая поведение, поступки героев,
позицию автора
2 четверть
Тема 1. Н.В. Гоголь. Понимание и 9.1.2.1 – понимать художественное
«малень- «Шинель» ответы на произведение, критически осмысливая;
кого вопросы различать открытую и скрытую (подтекст)
человека» информацию;

2. Ф.М. Достоевский.
«Бедные люди»
3. Л.Н. Толстой.
«После бала»
4. А.И. Куприн.
«Гранатовый браслет» 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику
произведения
Анализ и интерпре- тация 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);
9.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о проблематике;
9.2.3.1 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов;
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллекткарты, ментальные карты, ПОПС- формулы, диаграммы);
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям;
9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологи- ческий параллелизм, автобиографизм);
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства
Оценка и сравнительны й анализ 9.4.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в
разных видах искусства
3 четверть
Сатира на общество 1. А.С. Грибоедов.
«Горе от ума» 2.
Н.В. Гоголь.
«Мертвые души» Понимание и ответы на вопросы 9.1.1.1 – понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;
9.1.5.1 – пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования;
9.1.6.1 – давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Анализ и интерпретация 9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета;
9.2.5.1 – характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллекткарты, ментальные карты, формулы, диаграммы);
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям;
9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм)
Оценка и сравнительный анализ 9.4.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства;
9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры
4 четверть
Тайны человече- ской души 1. А.С. Пушкин.
«Пиковая дама»
2. А.П. Чехов.
«Ионыч»,
«Человек в футляре» (по выбору учителя)
3. Н.С. Лесков.
«Жемчужное ожерелье» Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план
Анализ и интерпретация 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и ролью в развитии сюжета;
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллекткарты, ментальные карты, формулы, диаграммы);
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *