Обновленка КСП Русская литература 9 класс Краткосрочное планирование по новой программе обновленному содержанию

КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русская литература 9 класс
1-я четверть
Р азд ел І. СТРАННОСТИ ЛЮБВИ (24 ч.)

1–2. ТЕМА УРОКОВ: Вводное занятие.
«Люблю тебя, законченность сонета…» Краткая история сонета Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.1.1 – понимать термины: жанр и сонет.
9.1.2.1 – понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию.
Анализ и интерпретация 9.2.3.1 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.
Оценка и сравнительный анализ 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию
автора.

Ожидаемый результат Все учащиеся смогут: выразительно читать тексты; выделять признаки твердой стихотворной формы; отличать жанр сонета от других стихотворений.
Большинство учащихся будут уметь: сравнивать тексты сонета с жанрами басни и баллады; выделять виды рифмовки и виды строф; различать итальянскую и английскую формы сонетов.
Некоторые учащиеся смогут: сформулировать шесть правил сонета.
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник
Начало урока Определить этимологию слова «сонет». Построение ассоциативного ряда.
Родина сонета – Италия. Его название (Sonetto) переводят как
«звонкая песенка» и восходит оно к слову Son – звук. Уже в ХІІІ веке определились основные правила написания сонета, которые до сих пор соблюдаются поэтами, пишущими на разных языках. Давайте с ними познакомимся.
Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока. Учебник. ассоциативный ряд: концерт, соната, сонорные звуки

Учебник

Середина урока Чтение с пометками (ЗХУ) статьи «Люблю тебя, законченность сонета»
Ключевые слова: сонет, катрен, терцет, перекрестная рифмовка, тезис, антитезис, синтез.
Изучение нового материала
1) Знакомство с теорией
Сонеты посвящаются вечным темам: любви, искусству, жизни и смерти, природе, истории человеческой цивилизации, выдающимся личностям. Тема в сонете развивается по правилам композиционной триады: тезис – это тема, заявленная в первом катрене; антитезис – развитие и усложнение темы во втором катрене; синтез в терцетах или в двустишии в английском сонете
– это логическое завершение темы в финальных строчках.
О «Портрете поэтессы Лауры Баттифорри» художника Аньоло Бронзино.
Лаура Баттиферридельи Амманнати (1523–1589) – итальянская поэтесса эпохи Ренессанса. Ее творчество в основном – это сонеты, а также мадригалы, канцоны, оды и эклоги. Темой стихов Лауры часто становилась любовь и уважение к супругу- скульптору. В позднем творчестве сильно звучит глубоко религиозные темы. Ее произведения демонстрируют огромную эрудицию. Она была артистической натурой: на основе своего имени «Лаура» сконструировала образ лавра, назначив себя одновременно наследницей великого Петрарки, воспевавшего одноименную даму сердца. В течение жизни творчество Лауры Баттиферри была известно не только в Италии, но и за ее пределами,
Портрет Лауры Баттиферри, написанный приблизительно в 1550– 1555 годах, считается одним из лучших образцов портретного жанра. Его относят к числу «самых потрясающих женских портретов ренессанса». Лаура изображена в профиль, держит открытую книгу, указывая пальцем на сонет Петрарки к его возлюбленной Лауре, своей тезке. На одной странице написан сонет LXIV – «Sevoipotestiperturbatisegni…», на другой – CCXL –
«lopregatoAmor, elneriprego…»
2) Выразительное чтение сонетов, включенных в хрестоматию.
Работа в группах.
1) Используя технологию «Выделение ключевых слов», выпишите из статьи известные и новые для вас термины.
2) Сформулируйте шесть основных правил написания сонета. Постройте интеллект-карту.

Задание для первой группы: Вспомните уже известные вам стихотворные жанры. Сравните сонет и басню, используя диаграмму Венна.

Задание для второй группы: Вспомните уже известные вам стихотворные жанры. Сравните сонет и балладу, используя диаграмму Венна.
Задание для третьей группы:
Представьте историю сонета в виде кластера.
Задание для четвертой группы:
Прочитайте в хрестоматии сонеты Р. Жумановой из цикла
«Двадцать сонетов Шокану Уалиханову» и выскажите свое мнение о произведении. Почему, по-вашему, автор избрал форму сонета? Сформулируйте тему и основную идею цикла. Как выражена авторская позиция в этих сонетах?
Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание: прием «Верные и неверные утверждения» выявляет
уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

3. ТЕМА УРОКА: Краткая история сонета Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.6.1 – давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.
Анализ и интерпретация 9.2.3.1 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.
Оценка и сравнительный анализ 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение,
поступки героев, позицию автора.

Ожидаемый результат Все учащиеся смогут: рассказать историю появления сонета, его расцвет, влияние различных школ сонета на мировую поэзию; выразительно читать тексты;
Большинство учащихся будут уметь: определять жанр сонета и выделять его признаки, отличать жанр сонета от других стихотворений; выделять виды рифмовки и виды строф; понимать термины: жанр, сонет, венок сонетов, магистрал, акростих.
Некоторые учащиеся смогут: сравнивать и различать формы сонетов.
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы

0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Игра-приветствие «Здравствуйте!» (Учащиеся встают в круг и поочередно касаются одноименных пальцев рук соседа, начиная с больших пальцев, и приветствуют друг друга.) Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.

Начало урока «Волшебный сундучок». Распределить слова в колонки. 1-я колонка (слова по нашей теме урока): сонет, катрен, терцет, тезис, антитезис, синтез, жанр.
2-я колонка (другие слова): солнце, песня, книга, ученик…
Деятельность учащихся. Учащиеся называют последнее слово
«жанр» и определяют тему урока. Интерактивная доска флипчарт
Середина урока Ключевые слова: сонет, венок сонетов, магистрал, рифма, классический сонет, неклассические виды сонетов. Работа в группах.
1. Представьте историю сонета в виде кластера.
Работа в группах.
1. Прочитайте в хрестоматии сонеты из цикла
Р. Жумановой «Двадцать сонетов Шокану Уалиханову» и выскажите свое мнение о произведении. Почему, по- вашему, автор избрал форму сонета? Сформулируйте тему и основную идею цикла. Как выражена авторская позиция в этих сонетах?
Работа в группах.
1. Прочитайте помещенные в учебнике сонеты о сонете и составьте интеллект-карту или кластер из поэтических цитат. Работа в паре.
1. Подготовьте тематический анализ композиции одного из сонетов. Выделите тезис – антитезис – синтез.
2. Сделайте стиховедческий анализ одного сонета.
Работа в группах.
Прочитайте включенные в хрестоматию сонеты. Кратко сформулируйте темы и идеи этих сонетов. Используя технологию ПОПС-формула, напишите мини-эссе на тему
«Можно ли писать сонеты сегодня?». Учебник
Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание: прием «Острова настроений» отражает душевное,
эмоционально-чувственное состояние после урока.

3. ТЕМА УРОКА: Вечные загадки сонетов У. Шекспира Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
Анализ и интерпретация 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры, градация),

литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм).
Оценка и сравнительный анализ 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут: выразительно читать тексты; сравнивать тексты сонетов в оригинале и переводах.
Большинство учащихся будут уметь: находить особенности переводов; анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, звукопись и цветопись, поэтический синтаксис и др.
Некоторые учащиеся смогут: обсуждать произведение, оценивать поведение, поступки героев, позицию автора.
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
«Письмо по кругу». На листе бумаги друг другу пишут пожелание цитатами из изученных сонетов. Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник

Начало урока Просмотр видеоролика «Это тебе». Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока. https://www.youtube.com/ w atch?v=

Середина урока 1. Чтение статьи «Вечные загадки сонетов Шекспира» с использованием технологии Инсерт.

Ключевые слова: Шекспир, тайны сонетов, прототип, «смуглая леди», автобиографизм, поэтический синтаксис, метафора, афоризмы. Изучение нового материала
Шекспироведы предполагают, что сонеты писались примерно с 1592 по 1598 годы, но точного времени и обстоятельств написания сонетов выяснить не удается. Сонеты сочинялись с перерывами и ходили по рукам друзей и знакомых автора. В 1609 году сборник сонетов был издан в Лондоне английским издателем Томасом Торпом.

Книгу сонетов открывает предисловие, написанное прописными буквами с точками. Предполагают, что оно могло быть написано неизвестным владельцем рукописи или, может быть,
самим Т. Торпом, так как его инициалы стоят в конце посвящения.
Тому. единственному. кому. обязаны. своим. появлением нижеследующие. сонеты. мистеру W.Н. всякого. счастья. и. вечной. жизни. обещанной. ему. нашим. бессмертным. поэтом. желает. доброжелатель. рискнувший. издать. их. в свет.
Т. Т.
Человек, которому посвящена книга, скрыт за инициалами W. H. Существует более десятка гипотез о том, кто скрывается за этими инициалами. №2.
Работа в группах.
Задание для первой группы: Какие тайны скрывают сонеты Шекспира? Составьте ментальную карту. Задание для второй группы: Самостоятельно познакомьтесь с сайтами, посвященными Шекспиру и его произведениям.
Какое место на них занимает информация о сонетах? Подготовьте презентацию.
Работа в паре.
1. Объясните особенности английского сонета на примере одного из сонетов Шекспира.
Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание:
прием «Три М и Д» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке. (три М – три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, Д – действие, которое может
улучшить их работу на уроке).

4. ТЕМА УРОКА: Любовный треугольник в сонетах Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо
достичь на данном Понимание и ответы на вопросы 9.1.1.1 – понимать термины: символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.
9.1.6.1 – давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.

уроке Анализ и интерпретация 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация),
литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм).
Оценка и сравнительный анализ 9.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Ожидаемый результат Все учащиеся смогут: выразительно читать тексты; сравнивать тексты сонетов в оригинале и переводах.
Большинство учащихся будут уметь: находить особенности переводов; анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, звукопись и цветопись, поэтический синтаксис и др.
Некоторые учащиеся смогут: обсуждать произведение, оценивать поведение, поступки героев, позицию автора.
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Тренинг «Комплимент». Подарите друг другу комплименты, которые начинаются с той буквы, с которой начинается имя друга. (Максим, ты мужественный! и т.д.)
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.

Аплодисменты
Начало урока Построение ассоциативного ряда «Шекспир и его персонажи»
Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока. Учебник
Середина урока Чтение статьи «Образ автора и персонажи сонетов» с использованием технологии Инсерт.
Ключевые слова: образ автора, персонаж, прототип, автобиографизм, поэтический синтаксис, «смуглая леди». Изучение нового материала
Выполнение разноуровневых заданий.

Сравните чтение одного сонета на английском языке. 130-й сонет Шекспира («Ее глаза на звезды не похожи..»).
Читает актер Дэниел Рэдклифф. https://www.rg.ru/2016/04/23/videoanglijskie-aktery- chitaiut-sonety-shekspira.html 130-й сонет. Читает актер Алан Рикман.
https://www.youtube.com/watch?v=a4E0qzXekzY

Прослушайте чтение сонетов Шекспира на английском языке.
«Сонеты Шекспира в трактовке английских актеров» (2016). Специальный проект к 400-летию со дня рождения
У. Шекспира. Сравните чтение 18-го сонета Шекспира («Сравнить ли с летним днем твои черты…») в исполнении актеров Дэвида Теннанта и Тома Хиддлстона. https://www.rg.ru/2016/04/23/video-anglijskie-aktery-
chitaiutsonety-shekspira.html

ІІІ уровень – творческий. Объясните особенности английского сонета на примере одного из сонетов Шекспира. ІІ уровень – возможный. Объясните на примере сонетов Шекспира понятия «прототип» и «автобиографизм». І уровень – обязательный. Прочитайте сонеты Шекспира в хрестоматии или на сайте. Выберите по три сонета, обращенные к другу или смуглой леди. Докажите это цитатами из текстов. Выразительно прочитайте заключительные двустишия сонетов.
Работа в группах.
№4
Задание для первой группы: Подберите явную или скрытую информацию об авторе сонетов. Составьте интеллект-карту. Задание для второй группы: Подберите явную или скрытую информацию о двух персонажах сонетов: друге и «смуглой леди». Составьте интеллект-карту.
Работа в паре.
1. Составьте синквейны «Друг», «Смуглая леди». Оцените успехи друг друга.
2. Представьте ассоциативный ряд к термину «образ автора» в сонетах Шекспира.
3. Создайте психорисунок «Образ Шекспира в сонетах».
Самостоятельная работа (выполняют выборочно 5 учащихся).
4. Прочитайте приведенные ниже пять мнений об авторе сонетов. Согласны вы или не согласны с позицией автора?
Почему?
СРАВНИТЕ МНЕНИЯ Комментарии
1 Я убедился, что эти сочинения не имели в виду ни самого поэта, ни кого-нибудь еще, а были просто порождениями его фантазии, написанными на разные темы для развлечения узкого круга его личных друзей.
Джеймс Босуэлл, шотландский писатель XVIII века
2 Сонеты – это ключ, которым Шекспир открыл нам свое сердце.
Уильям Вордсворт,
английский поэт начала XIX века
3 Мы с самого начала отказались от прямого отождествления лирического героя сонетов с самим Шекспиром. Это поэтический образ, имеющий такое же отношение к реальному Шекспиру, какое к нему имеют Гамлет или Отелло. Есть сонеты, в которых ощущаются непосредственные чувства автора. Но Шекспир – гениальный поэт, и мы можем обмануться, считая, что он исповедуется перед нами, когда на самом деле он выражает не столько свои, сколько общечеловеческие чувства.
Александр Абрамович Аникст, шекспировед, театровед, переводчик
ХХ века

Самостоятельная работа в парах.
1. Прочитайте сонеты Шекспира в хрестоматии. Выделите темы и идеи этих сонетов.
2. Проанализируйте композицию одного из сонетов. Выделите тезис – антитезис – синтез.
3. Объясните отличие сравнения и развернутого сравнения на примере 143-го сонета Шекспира.
4. Выделите и объясните художественное значение фигур поэтического синтаксиса (анафоры, инверсии, градации, антитезы) и метафор в 66-м сонете Шекспира.
5. На чем основаны метафорические образы этих строк из 56-го сонета:
Чтобы любовь была нам дорога, Пусть океаном будет час разлуки, Пусть двое, выходя на берега, Один к другому простирают руки.
Пусть зимней стужей будет этот час, Чтобы весна теплей пригрела нас!

Домашнее задание.
Выучите наизусть один из сонетов.
Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание: прием «А напоследок я скажу…» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.






95. ТЕМА УРОКА: Щедрый талант писателя Н.С. Лескова Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план.
Анализ и интерпретация 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма).
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета.
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы).
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям.
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному
герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства.
Оценка и сравнительный анализ 9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры.
9.4.4.1 – оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и
фактологической точности.

Ожидаемый результат Уметь анализировать эпизоды и образы произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; определять способы выражения авторского отношения к героям; оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации; оценивать устные и письменные
высказывания; писать творческие работы.
Ход урока

Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник
Начало урока Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока.
1. Выразительно прочитайте изречение Конфуция, которое любил повторять Н. Лесков.
2. Назовите известные вам произведения Н. Лескова. Учебник
Середина урока Чтение с пометками (ЗХУ) статьи в учебнике. Ключевые слова: биография, личность, творчество. Изучение нового материала
Лесков был очень русским и самобытным писателем. Современники отмечали его оригинальность во всем.
«В нем было все свое «лесковское», начиная с почерка и манеры писать. У него были свои словечки, которых нельзя встретить ни у одного из наших писателей, свои обороты речи, такие цветистые прилагательные и такой юмор собственной окраски, по которым можно было узнать
«автора». Говорят, что в почерке, отчасти, выражается характер человека: это мнение вполне к нему подходило, потому что почерк его, – мелкий как бисер, – в то же время четкий, чистый и красивый, – даже близко не походил ни на какой другой; его можно было узнать из тысячи. Даже форма букв была у него особенная – кругловатая, иногда витиеватая, но всегда отчетливая и красивая».
«Наружность его невольно обращала на себя внимание. В молодости он был очень красив, но и в свои 53 года это был породистый, полный, среднего роста, приятный человек, с движениями медленными и даже важными, что очень к нему шло. В сравнении с ростом у него была небольшая голова с коротко стриженными седыми волосами, большой открытый лоб и приятная улыбка.
Особенно хороши были своим выражением его небольшие карие глаза: умные, живые, проницательные, иногда
лукаво-насмешливые, они легко загорались гневом и огнем, когда он начинал сердиться или слышал пошлость и несправедливость, которых не могла выносить его благородная душа».
Работа в группах.
Задание для первой группы:
В чем писатель видел цель литературного творчества? Как он определял задачи литературы?
Задание для второй группы:
Составьте интеллект-карту «Писатель и человек Н. Лесков».
Задание для третьей группы:
Как описывают современники кабинет писателя? Можно ли по описанию жилища понять этого человека? Уместно вспомнить одно из изречений Г. К. Лихтенберга:
«Я всегда придавал своей комнате более важное значение, чем другие люди. Значительная часть наших идей зависит
от ее расположения. Она, так сказать, второе наше тело. Интерактивная доска, интернет- ресурсы, представление в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент). Фломастеры.
Стикеры

Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание: прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.
Домашнее задание.
Прочитайте святочные рассказы Н. Лескова «Зверь»,
«Неразменный рубль», «Жемчужное ожерелье».

96. ТЕМА УРОКА: Сюжет рассказа «Жемчужное ожерелье» Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план.
Анализ и интерпретация 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма).
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета.
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы).
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям.
9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм).
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства.
Оценка и сравнительный анализ 9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры.
9.4.4.1 – оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и
глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.
Ожидаемый результат Уметь анализировать эпизоды и образы произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; определять способы выражения авторского отношения к героям; оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации; оценивать устные и письменные
высказывания; писать творческие работы.

Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник
Начало урока Деятельность учащихся. Учащиеся определяют тему урока.
Учащиеся задают друг другу вопросы по тексту рассказа, используя технологию «Ромашка Блума».
1. Выразительно прочитайте по ролям эпизод диалога из первой главы рассказа Н. Лескова
«Жемчужное ожерелье», где речь идет об особенностях святочных рассказов. Учебник
Середина урока Чтение с пометками (ЗХУ) статьи в учебнике. Ключевые слова: эпизод, святочный рассказ, душа, сюжет, прием «рассказ в рассказе».
Изучение нового материала
Рассказ «Жемчужное ожерелье» начинается с литературного спора, который происходит за чаем в одном образованном семействе. Речь идет о литературе, о вымысле и фабуле, «сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет». Далее разговор переходит к жанру
«святочного рассказа», которые интересны, но несколько однообразны.
И тогда один из спорящих предлагает в подтверждение иного мнения привести совершенно «истинное происшествие», которое доказывает, что святочные истории правдоподобны и необыкновенно интересны. И он рассказывает полусказочную, полуреальную историю необыкновенной женитьбы своего брата. В этом мире святочного рассказа фальшивое жемчужное ожерелье оказывается «пробным камнем» истинности и чистоты человеческих отношений.
Название рассказа уже говорит само за себя: читатель сразу понимает, о какой вещи будет идти речь. Жемчужное ожерелье – вещь непростая, таящая в себе некую загадочность. Сам рассказчик изначально описывает жемчужное ожерелье как
«престранный и совершенно непозволительный и зловещий подарок».
Работа в группах.
Задание для первой группы:
Составьте сложный цитатный план сюжета
рассказа. Оформите его.

Интерактивная доска, интернет-ресурсы, представление в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).
Фломастеры. Стикеры

Задание для второй группы:
Рассмотрите сюжет рассказа, выделите элементы сюжетной композиции, постройте сюжетную таблицу.
Задание для третьей группы:
Обладает ли признаками святочного рассказа
«Жемчужное ожерелье»? Есть ли в нем фантастика и «какая-нибудь мораль»? Задание для четвертой группы:
Объясните буквальный и символический смысл названия рассказа.
Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание: прием «Выбор» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке. Составьте синквейн «Святочный
рассказ».

97–98. ТЕМА УРОКОВ: Образы
рассказа. Красота человеческой души в рассказе «Жемчужное ожерелье»

Школа

Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество
присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Понимание и ответы на вопросы

Анализ и интерпретация

9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план
9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма).
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета.
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы).
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям.
9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы. (символ, психологический параллелизм, автобиографизм);
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства.

Оценка и сравнительный анализ 9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры.
9.4.4.1 – оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и
глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.

Ожидаемый результат Уметь анализировать эпизоды и образы произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; определять способы выражения авторского отношения к героям; оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации; оценивать устные и письменные высказывания; писать творческие работы
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник
Начало урока Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока.
Учащиеся задают вопросы по прочитанным трем святочным рассказам Лескова. Учебник
Середина урока Чтение с пометками (ЗХУ) статьи в учебнике. Ключевые слова: рассказ, идея, тема, образы. Изучение нового материала
Жемчужное ожерелье является предметом, который буквально переворачивает жизнь главного героя, женившегося на дочери богатого «сквалыжника»1. Оно является подарком, сделанным Николаем Ивановичем дочери на Новый год. Отец сам преподносит его неожиданно и прилюдно. «Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье…». Он хочет показать свое богатство перед гостями, тем самым вызвав у кого-то чувство зависти или наоборот – уважение, что с легкостью ему удается. Каждый из гостей отреагировал по-разному. «У женщин ведь на все свои точки зрения» – для них «жемчуг знаменует и предвещает слезы». А мужчины, наоборот, сразу начали оценивать украшение: «Ого-го, мол, сколько это должно стоить? Вероятно, такая штучка припасена с оных давних, благих дней, когда богатые люди из знати еще в ломбарды вещей не посылали, а при большой нужде в деньгах охотнее вверяли свои ценности тайным ростовщикам вроде Машенькиного отца…
<�…> мы, грубые мужчины, все находили отцовский подарок Машеньке прекрасным…».
С самого начала истории образ «жемчужного
ожерелья» обогащается разными смыслами. Во- первых, определение «богатое», указывает на большую Учебник Интерактивная доска, интернет-ресурсы, представление в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).
Фломастеры. Стикеры

1 Сквалыжник (просторечие) – скупой человек.

материальную ценность украшения и его великолепие. Во-вторых, характеристика его как «штучки с наговором», вводит мотивы тайны, заговора и мистики. Обогащая образ жемчужного ожерелья разными смыслами, автор хочет создать образ вещи как образ-символ.
Образ ожерелья из жемчуга символизирует испытание, выбор, преодоление соблазна, и, наконец, торжество истинного чувства и добродетели. Кроме того, через жемчужное ожерелье происходит спасение души «старого сквалыжника», самосуд над самими собой, переоценка себя и анализ своих глубинных грехов. Щедрый подарок, который отец преподносит трем дочерям в развязке рассказа, поможет вернуть мир и согласие в семью.
Работа в группах.
Задание для первой группы:
Прочитайте внимательно первую главу рассказа. Кто является рассказчиком истории в «Жемчужном ожерелье»? А кто является автором самого рассказа? Объясните прием «рассказа в рассказе» и его роль в раскрытии темы и идеи.
Задание для второй группы: Охарактеризуйте персонажей, сопоставьте их. Постройте кластер персонажей рассказа.
Задание для третьей группы:
Как характеризует персонажей их поведение в сюжете рассказа? Кто, по-вашему, является самым положительным героем рассказа? Составьте синквейн
этого персонажа.

Конец урока Рефлексия Создайте к рассказу «Жемчужное ожерелье». Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание: прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.
Домашнее задание.
Прочитайте новеллу французского писателя Ги де Мопассана «Ожерелье».

99. ТЕМА УРОКА: Художествен- ный стиль рассказа Н. Лескова Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необхо-
димо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план.
Анализ и интерпретация 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма).
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета.
9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление
с помощью различных способов свертывания информации

(схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы).
9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям.
9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства,
в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм);
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные
средства
Оценка и сравнительный анализ 9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры.
9.4.4.1 – оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.

Ожидаемый результат Уметь анализировать эпизоды и образы произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; определять способы выражения авторского отношения к героям; оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации; оценивать устные и
письменные высказывания; писать творческие работы.
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Создание коллаборативной среды.
Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник
Начало урока Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока.
1. Выразительно прочитайте описание жемчужного ожерелья в 4-й главе рассказа.
2. Расскажите о символике ювелирных украшений, которые упоминаются в тексте: жемчуг, лунный камень, бирюза, аметист.
3. Перечислите специальные термины, которые введены в текст рассказа. Учебник

Середина урока Чтение с пометками (ЗХУ) статьи в учебнике. Ключевые слова: стиль, термины, язык персонажа, описания, рассказ в рассказе.
Коллективное закрепление материала и сравни- тельный анализ.
Объясните, какое место жанр «святочного рассказа» занимает в творчестве Н. Лескова. Объясните, почему писатель неоднократно обращался к этому жанру.
Используйте технологию ПОПС-формула. Ученики сравнивают сюжеты святочных рассказов
Лескова «Зверь», «Неразменный рубль», «Жемчужное ожерелье». Присутствует ли комический элемент в этих произведениях?
Работа в группах.
Задание для первой группы:
Объясните понятия и национальные бытовые реалии, которые введены в рассказ: святки, сочельник, приданое, помолвка, обедня, просвира. Выделите национальные традиции и особенности русского быта, которые отражены в рассказе. Сравните их с традициями других национальностей.
Задание для второй группы:
Выделите признаки разговорной речи в рассказе. Объясните смысл выражений: «точно ее какая муха укусила»; «оставить на бобах», «шпильку в бок», «мы упились веселым нектаром Шампани». Найдите в тексте другие моменты просторечия и образной разговорной речи.
Задание для третьей группы:
Сопоставьте рассказ Н. Лескова «Жемчужное ожерелье» и
новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье». В чем состоит своеобразие развязки святочного рассказа и новеллы? Интерактивная доска, интернет- ресурсы, представление в мультимедийной форме информа- ционных материалов (видеофрагмент). Фломастеры.
Стикеры
Конец урока Рефлексия Ученики выполняют задания, проводят взаимооцени- вание: прием «Острова настроений» отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.
Подготовка к написанию письменной работы.

100–101. ТЕМА УРОКОВ: Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Н.С. Лескова Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план
Анализ и интерпретация 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма).
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя
изобразительные средства.

Оценка и сравнительный анализ 9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности
национальной культуры.

Ожидаемый результат Уметь анализировать эпизоды и образы произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; определять способы
выражения авторского отношения к героям; писать творческие работы.
Ход урока
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
0–2 мин Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. Учебник
Начало урока Деятельность учащихся.
Учащиеся определяют тему урока.
Написать письменную творческую работу на одну из предложенных тем. Учебник
Середина урока 1. Напишите эссе на одну из тем: «В чем проявилась тайна души человеческой в рассказе ”Жемчужное ожерелье“?; «Что важнее: счастье или деньги?»; «Живые и мертвые души в рассказах А. Чехова».
2. Напишите сочинение-рассуждение «Семейные и нравственные ценности в рассказе «”Жемчужное ожерелье“».
3. Напишите сочинение-сопоставление «Раскройте символический смысл названия рассказов «”Жемчужное ожерелье“» и «Ожерелье»; Тема денег в произведениях
«Пиковая дама» и «Жемчужное ожерелье».
Дескрипторы
• Обращаются к текстам художественных произведений.
• Используют литературоведческую терминологию.
• В процессе развития темы привлекают инструментарий анализа и интерпретации.
• Умеют оценивать, сравнивать и делать самостоятельные выводы.
• Используют образную и стилистически гармотную литературную речь. Интерактивная доска, интернет- ресурсы, представление в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент). Фломастеры.
Стикеры
Конец урока Рефлексия Прием рефлексии «Выбор» выявляет уровень проделанной работы данном уроке.
Прием рефлексии «Выбор»
1. На уроке работал активно, пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен
3. Урок показался мне коротким, длинным
4. За урок я не устал, устал
5. Мое настроение стало лучше, стало хуже
6. Материал урока для меня был понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен

102. ТЕМА УРОКА: СОЧ Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 9 Количество присутствующих Количество отсутствующих

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *