Сборник заданий для формативного оценивания Художественный труд 3 класс

Сборник заданий

для формативного оценивания

Художественный труд

3 класс

1
ПРОЕКТ

Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции. Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
** используется одна из частей цели обучения учебной программы.

2
ПРОЕКТ

Содержание

1 четверть ……………………………………………………………………………………………………………….. 4
Сквозная тема Живая природа………………………………………………………………………………….. 4
Сквозная тема Что такое хорошо, что такое плохо? ………………………………………………….10
2 четверть ……………………………………………………………………………………………………………… 16
Сквозная тема Время…………………………………………………………………………………………… 16
Сквозная тема Архитектура…………………………………………………………………………….21
3 четверть ……………………………………………………………………………………………………………… 27
Сквозная тема Искусство ….…………………………………………………………………………………. 35
Сквозная тема Выдающиеся личности ……………………………………………………………….37
4 четверть …………………………………………………………………………………………………………….. 38
Сквозная тема Вода — источник жизни …………………………………………………………………… 39
Сквозная тема Культура отдыха. Праздники ………………………………………………………..42

3
ПРОЕКТ

1 четверть
Сквозная тема Живая природа
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

нание и понимание окружающего мира
Подраздел 1.1 З
пределять и распознавать декоративные узоры
Цель обучения 3.1.1.1 О
орнаменты) и формы, созданные природой и
(
ерпретировать их в собственных работах
инт

бучающийся
Критерий оценивания О

Различает декоративные узоры и формы, созданные
п
риродой

Использует узоры и формы в своей работе

Уровень мыслительных П
именение
навыков р

Задание 1

Работа в парах.
Рассмотри декоративные узоры и формы, созданные природой.

Ответь на вопросы:
-Какие картинки симетричны ?
-Какую симметрию ты наблюдаешь?
-Назови декоративные узоры, формы созданные природой?

Дескриптор Обучающийся
— распознает узоры и формы, созданные природой;
-отвечает на вопросы;
— называет узоры и формы, созданные природой.

4
ПРОЕКТ

Задание 2
Назови отличия птиц на рисунке.

Рассмотри изображение птицы в стилизации.

Выбери один контурный рисунок и нарисуй птицу в стилизации.
Используй линии и простые геометрические фигуры.

Дескриптор Обучающийся
-называет различия птиц ;
— использует линии и геометрические фигуры в рисунке;
— выполняет рисунок в цвете.

5
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

азвитие творческих идей
Подраздел 1.3 Р
ередавать творческие идеи и чувства
3.1.3.1 П
эмоциональное состояние, характер), обоснованно
Цель обучения (
ыбирая техники работы
в
бучающийся
О

Критерий оценивания •
Выбирает различные способы техники при
в
ыполнении творческого задания

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание 1

Сделай или нарисуй животное, выбирая одну из техник для выполнения творческого
задания.

Дескриптор Обучающийся
— выбирает одну из техник и создает творческую работу;
— передает характер выполненной работы.

6
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

зображение окружающего мира
Подраздел 2.1.И

зображать визуальные элементы окружающего мира
Цель обучения 3.2.1.1 И
омбинируя различные техники и средства
к
бучающийся
О

Критерий оценивания •
Сочетает различные техники и средства в творческой
ра
боте

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
1.Рассмотри композиции с бабочками, выполненные в разных техниках.

Обсуди в парах представленные работы и определи использованные материалы.
Ответь на вопросы.
1. Какую бабочку ты хотел бы выполнить?
2. Будет ли бабочка объёмной (3D) или плоской (2D)?
3. Какие материалы для этого тебе необходимы?

Выбери одну из предложенных техник и выполни свою бабочку. Можно совместить вместе
несколько техник.

• аппликация из цветной бумаги;

• аппликация из пластилина на картоне;

• аппликация из природного материала (листья, жёлуди и др.);

• объемная композиция из пластика;

• объёмная композиция из цветной бумаги.

Дескриптор Обучающийся
— анализирует и определяет использованные материалы в создании бабочки.
— выбирает необходимые материалы для создания бабочки;
— выбирает и использует технику выполнения работы;
— аккуратно создает работу, соблюдая все этапы.

7
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ
ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

змерять, размечать, вырезать, придавать форму,
Цель обучения 3.2.3.1 И
обирать, соединять, объединять различные материалы и
с
омпоненты, добиваясь точности
к

бучающийся
Критерий оценивания О

Создает работу, объединяя различные материалы

Соблюдает этапы изготовления

Уровень мыслительных П
именение
навыков р

Задание
Рассмотри предложенные работы – птицы из фетра. Изготовь по образцу птицу из фетра,
используя шаблоны.

Этапы изготовления:
1. Выбрать одну из поделок на картинке.
2. Перевести шаблон на фетр, используя ручку.
3. Вырезать аккуратно все детали.
4. Приклеить детали к туловищу.
5. Сложить 2 половинки туловища и пришить друг к другу.
6. Оформить работу бантиком, ленточкой или пуговицей.
Птичка готова.

Материалы для работы.

Дескриптор Обучающийся
— выполняет одну из предложенных поделок;
— следует этапам изготовления работы;
— завершает работу.

8
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

бсуждение и оценка творческих работ
Подраздел 3.3.3.3 О

ценивать творческую работу и предлагать идеи
Цель обучения 3.3.3.1 О
ля улучшения творческой работы
д

бучающийся
Критерий оценивания О

Предлагает идеи для улучшения творческой
ра
боты

Уровень мыслительных Н
авыки высокого порядка
навыков

Задание

Оцени творческую работу одноклассника по данным пунктам:
1) рассмотри созданный рисунок птицы.
2) определи, аккуратно ли выполнен рисунок.
3) отметь два положительных момента в изображении птицы.
4) предложи идеи для улучшения творческой работы.

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает рисунок одноклассника и анализирует процесс его создания;
— определяет, аккуратно ли выполнен рисунок;
— выделяет два положительных момента в изображении птицы;
— высказывает свои идеи для улучшения творческой работы.

9
ПРОЕКТ

Сквозная тема Что такое хорошо, что такое плохо?
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

нание и понимание искусства, культуры и
Подраздел 1.1. 1.2 З
радиций
т

нать различные произведения искусства
Цель обучения 3.1.2.1 З
ечественной и мировой культуры и объяснять их
от
обенности (жанр, техника исполнения, настроение)
ос

бучающийся
Критерий оценивания О

Объясняет особенности различных произведений
и
скусства

Уровень мыслительных З
нание и понимание
навыков

Задание

Рассмотри 3 изображения.

Е. М. Сидоркин Айбек Розаков Геоф Кёрн

Обсуди в парах формы и линии, тона, использованные в работах художников.
Вопросы:
-В чем схожесть работ?
-Чем они отличаются?
-Можно ли определить, откуда падает свет?
-По каким признакам мы узнаем об источнике света?
-Какие линии характерны для каждой картины?

Дескриптор Обучающийся
— обсуждает формы и линии, тона, использованные в работах
художников.
-отвечает на вопросы.

10
ПРОЕКТ

Задание 2
Рассмотри представленные работы художников.

С. Нестерчук Е. Садырбаев К. Муллашев
«Весна» «Переправа» «Степная Мадонна»

Н. Килибаев В. Ван Гог Клод Моне
«Нурай» «Красные виноградники в Арле» «Прогулка»

Обсуди в парах использование тона, света и тени для создания иллюзии 3D пространства.
Вопросы:
— Что ты можешь видеть в произведении искусства?
— Где находятся самые темные и самые светлые участки на этом произведении
искусства?
— Откуда идет свет? Откуда ты это знаешь? Где находятся тени?
— Как ты думаешь, почему художник использовал тень, свет и тон таким способом?
— Какие техники художник использовал для создания иллюзии 3D пространства?
— Что ты чувствуешь, когда смотришь на нее? Почему?
— Что нравится, /не нравится в этом произведении искусства? Почему?

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает работы художников;
— определяет в картинах тональность, свет и тень для создания иллюзии
3D пространства;
— отвечает на вопросы;
— обмениваются идеями, работая в парах;
— комментируют свои идеи всему классу.

11
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

ыражение чувств и развитие творческих идей
Подраздел 1.3 В

ередавать творческие идеи и чувства (эмоциональное
Цель обучения 3.1.3.1 П
остояние, характер) обоснованно выбирая техники работы
с

бучающийся
О
Критерий оценивания •
Отвечает на вопросы по иллюстрациям

Выбирает рисунок , используя различные способы техники

Уровень мыслительных П
именение
навыков р

Задание 1
Работа в парах.
Рассмотри представленные иллюстрации к казахским сказкам.

Ответь на вопросы:
-Какой герой является положительным, а какой отрицательным?
— Какие цвета ты бы применил при создании изображения положительного героя?
Отрицательного?
— Как ты думаешь, почему художник использовал эти цвета?

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает в парах иллюстрации к казахским сказкам;
— определяет положительного и отрицательного героев;
— отвечает на вопросы.

Задание 2
Нарисуй персонажа к казахской сказке, выбирая технику работы.
Этапы работы:
1. Определи, какого героя ты нарисуешь.
2. Определи цвета, которые ты будешь использовать в своей работе, передавая характер
героя.
3. Нарисуй персонаж к выбранной сказке.

Дескриптор Обучающийся
— рисует героя, передавая цветом его характер;
— выбирает технику работы;
— представляет свою работу классу.

12
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

атериалы и техники выполнения творческих работ
Подраздел 2.2.М

спользовать и экспериментировать с
Цель обучения 3.2.2.1 И
трументами и материалами (природные и
инс
скусственные), применяя более сложные приемы и
и
ехники
т

бучающийся
Критерий оценивания О

Выполняет более сложные приемы и техники при
со
здании своей работы

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание

Рассмотри работы художников, выполненные тушью. Нарисуй пейзаж осени тушью.

Этапы выполнения работы:
1. Смочи лист водой при помощи ватного диска/широкой кисти.
2. Нарисуй дальние объекты ватной палочкой и тушью.
3. Нарисуй объекты, расположенные на переднем плане при помощи зубочистки.

Дескриптор Обучающийся
— создает пейзаж осени;
— использует подходящие инструменты и материалы;
-применяет приемы для создания пейзажа тушью.

13
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

облюдение техники безопасности работ
Подраздел 2.4. С

спользовать материалы и инструменты, соблюдая
Цель обучения 3.2.4.1 И
ехнику безопасности
т

бучающийся
Критерий оценивания О

Применяет правила техники безопасности при
ра
боте с острыми инструментами

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание 1
Рассмотри натюрморты из геометрических фигур.

Обсуди работы, отвечая на вопросы:
— Какие фигуры расположены на переднем плане, какие — на заднем?
— Как они расположены по отношению друг к другу?
— Какие фигуры кажутся больше, когда они вблизи или, когда они находятся далеко?
— Откуда падает свет? Где находится тень?
— Как передана в работе иллюзия 3D пространства?

Задание 2
Выполни творческую работу «Натюрморт из геометрических фигур в технике коллаж».
Процесс работы в технике коллаж:
1) подобрать различные оттенки белого, серого, черного цветов, газету;
2) подобрать фон;
3) приклеить фигуры, стоящие на заднем плане;
4) подобрать фигуры для переднего плана;
5) передать при помощи белого, серого, черного цветов объёмность фигур;
6) определить источник света с создать тень от фигур;
7) соблюдать технику безопасности при работе с инструментами в процессе всей работы.

Дескриптор Обучающийся
— создаёт коллаж из геометрических фигур;
— подбирает различные оттенки белого, серого, черного цветов, газету для
составления коллажа;
— создает фон;
— передаёт объёмность предметов, сохраняя связь между предметами;
— соблюдает технику безопасности.

14
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

нализ подходов в искусстве
Подраздел 3.2.А

пределять и сравнивать выразительные средства и
Цель обучения 3.3.2.1О
атериалы исполнения различных произведений
м
скусства, используя специальную терминологию
и

бучающийся
Критерий оценивания О

Анализирует и сравнивает выразительные средства
пр
оизведений

Использует специальную терминологию

Уровень мыслительных Н
выки высокого порядка
навыков а

Задание

Работа в парах или малых группах.
Рассмотри и сравни образцы работ.

Ответь на вопросы, используя специальную терминологию:
— Что общего между представленными работами?
— Какими материалами созданы работы?
— Как называется техника, которую применил художник?
— Какие средства художественной выразительности использовал художник?

Специальная терминология: коллаж, аппликация, части, кусочки, форма, объем,
красочность, яркость.

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает и сравнивает произведения;
— отвечает на вопросы;
— использует специальную терминологию.

15
ПРОЕКТ

2 ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема Время
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей
ыражение чувств и развитие творческих идей
Подраздел 1.3 В
обирать информацию из разных источников, для
Цель обучения 3.1.3.2 С
азвития творческих идей
р

бучающийся
Критерий оценивания О

Находит информацию из разных источников

Представляет творческие идеи

Уровень мыслительных Н
выки высокого порядка
навыков а

Задание 1
Работа в парах
Рассмотри репродукции картин.

И. И. Левитан Л. А. Алфремов А. К. Саврасов
«Золотая осень» «Осень» «Грачи прилетели»

Б. М. Кустодиев В. А. Серов И. И. Левитан
«Осень над городом» «Октябрь» «Осень. Дорога вдеревне»

Ответь на вопросы:
-Назови цветовую гамму в увиденных репродукциях.
-Как состояние природы передает сюжет в картинах?
-Какие объекты нарисованы на картине?
-Чем пейзажи отличаются друг от друга?
-Какой из них декоративный? Почему ты так думаешь?
-Как бы ты по-другому назвал картины?

Дескриптор Обучающийся
— называет цветовую гамму в увиденных репродукциях;
— определяет, как состояние природы передает сюжет в картинах;
— отмечает объекты, нарисованные на картине;
— придумывает другие названия картинам;
— называет идеи для создания рисунка осени.

16
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

ланирование
Подраздел 1.4 П

ланировать процесс работы и правильно
Цель обучения 3.1.4.1 П
низовывать рабочее место
орга

бучающийся
Критерий оценивания О

Составляет план работы

Самостоятельно организовывает рабочее место

Уровень мыслительных З
ние и понимание
навыков на

Задание

Рассмотри и подумай в какой технике и какими материалами выполнены работы. Выбери
одну из них и выполни.

Приготовь рабочее место и составь план работы.

Дескриптор Обучающийся
— готовит рабочее место;
— планирует процесс создания творческой работы;
— выполняет одну из выбранных работ.

17
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

атериалы и техники выполнения творческих работ.
Подраздел 2.2 М
спользовать и экспериментировать с инструментами
Цель обучения 3.2.2.1 И
материалами (художественные, природные и
и
скусственные), применяя более сложные приемы и техники
и

бучающийся
Критерий оценивания О

Выполняет творческую работу различными инструментами
и
материалами

Использует более сложные приемы и техники

Уровень мыслительных П
именение
навыков р

Задание
Работа в парах.
Сделай коллаж одной из комнат, используя газетные и журнальные вырезки.

Материалы:
 Формат А3, А4.
 Газеты и журналы с иллюстрациями, современных предметов домашнего обихода.
 Ножницы.
 Клей.

Этапы создания коллажа:
1. Определить в парах комнату, для которой будет составлен интерьер.
2. Просмотрите журналы, газеты, брошюры, рекламные листы в которых есть
иллюстраций, современных предметов домашнего обихода.
3. Вырежь необходимые предметы на основе запланированного интерьера для комнаты.
4. Расположи вырезанные предметы на основу комнаты формата согласно задуманной
композиции.
5. Обсуди в парах правильность подачи идеи запланированного интерьера.
6. Приклей части коллажа.
7. Дорисуй интерьер недостающими предметами и деталями, используя цветные
карандаши/краску, пастельные мелки, к примеру: тюли, цвет стен, пол, двери, окна и т.д.

бучающийся
Дескриптор О
— создает коллаж, комбинируя различные материалы;
— соблюдает последовательность изготовления коллажа;
— соблюдает технику безопасности;
— завершает творческую работу.

18
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

змерять, размечать, вырезать, придавать форму,
Цель обучения 3.2.3.1 И
обирать, соединять, объединять различные материалы и
с
омпоненты, добиваясь точности
к

бучающийся
Критерий оценивания О
оздает работу, следуя этапам изготовления
• С

рименение
Уровень мыслительных П
навыков

Задание 1

Рассмотри работы, созданные в разных техниках.

Обсуди и определи работу, выполненную в технике «мозаичная-аппликация».

Задание 2

Работа в группах.
Составь мозаичную — аппликацию «ковра – самолета», используя национальный узор.

Этапы создания аппликации:
1. Нарезать из цветной бумаги небольшие квадратики.
2. Нарисовать и вырезать казахские узоры.
3. Составить композицию ковра путем накладывания квадратиков.
4. Приклеить квадратики на формат-основу «ковра-самолета».
5. На цветовую основу «ковра – самолета» наклеить подготовленные узоры, учитывая
композиционное решение.

Дескриптор Обучающийся
— выполняет последовательно весь процесс изготовления поделки;
— собирает, объединяет материалы для изготовления аппликации;
-завершает творческую работу.

19
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

бсуждение и оценка творческих работ
Подраздел 3.3 О

ценивать творческую работу и предлагать идеи
Цель обучения 3.3.3.1 О
ля улучшения творческой работы
д

бучающийся
Критерий оценивания О

Предлагает идеи для улучшения творческой работы

Уровень мыслительных Н
авыки высокого порядка
навыков

Задание 1

Продемонстрируйте в парах созданный коллаж классу. Отметьте изображения каких
предметов вы использовали в своем коллаже. Выдели положительные моменты в создании
коллажа.

Ключевые выражения:
Мы создали интерьер ………
В своей работе мы использовали иллюстрации следующих предметов ………
В интерьере мы дорисовали следующие недостающие предметы и детали ………
В нашей работе мне понравилось ……..
Оцени презентацию друг друга.

бучающийся
Дескриптор О
— представляет коллаж классу;
— отмечает, какие предметы использовал в своем коллаже;
— выделяет положительные элементы в создании коллажа;
-оценивают презентацию друг друга;
— предлагает свои идеи для улучшения работы.

20
ПРОЕКТ

Сквозная тема Архитектура
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

ланирование
Подраздел 1.4 П
ланировать процесс работы и правильно
Цель обучения 3.1.4.1 П
низовывать рабочее место
орга

бучающийся
Критерий оценивания О

Составляет план работы

Самостоятельно организовывает рабочее место

Уровень мыслительных П
именение
р

Задание

Вопросы для размышления:

 Из чего будет основа для макета?
 Как ты разместишь на основе элементы ландшафтного дизайна (газон, асфальт,
дорожки)?
 Будет ли в ландшафте архитектура малых форм (фонарики, скамейки и др.)?
 Из каких материалов сделаешь кустики и деревья?
С помощью вопросов составь план создания ландшафта для своих замков.
Подготовь рабочее место для создания ландшафта.

Дескриптор Обучающийся
— отвечает на вопросы;
-составляет план работы;
— организовывает рабочее место.

21
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т
змерять, размечать, вырезать, придавать форму,
Цель обучения 3.2.3.1 И
обирать, соединять, объединять различные материалы и
с
омпоненты, добиваясь точности
к

бучающийся
Критерий оценивания О

Создает работу, следуя этапам изготовления

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Сделай домик для гномика.
Материалы для работы:

Этапы работы:
1. Разрежь один картонный цилиндр от туалетной бумаги
пополам.
2. Разрежь белую бумагу на полоски длинной 15 см и
шириной на 2-3 см больше, чем высота цилиндра, который
будете оборачивать этой полоской.
3. Из цветной бумаги вырежи окошки и двери. Используй
фломастер, чтобы нарисовать ручки дверям, и детали окон.
4. С помощью клея-карандаша приклей окна и двери к белым
полоскам.
5. Оберни полосками соответствующие цилиндры и закрепи
их клеем. Лишнюю часть бумаги согни внутрь цилиндра.
6. Из цветной бумаги сделай несколько конусов разного цвета,
приклей концы конусов, а сами конусы приклей клеем ПВА к
цилиндрам-домикам.
* Можешь добавить немного клея на каждую крышу домика и
посыпать на него блестки, которые будут имитировать
упавший снег.

Дескриптор Обучающийся
— создает макет домика;
— самостоятельно дорисовывает необходимые элементы домику;
— завершает работу.

22
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

оздавать объемные формы разными способами и
Цель обучения 3.2.3.2 С
атериалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы
м
др.)
и

бучающийся
Критерий оценивания О

Выполняет объемные формы разными способами

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание

Работа в парах.
Создай сказочный замок, используя различный материал.
Материалы для работы.

Этапы изготовления:
1. Начнем с зубчатых башен. Сначала сверху начерти линию основания зубчиков, для
чего отступи от среза на один сантиметр. После этого на одинаковом расстоянии друг от
друга проведи несколько вертикальных линий. Чтобы не запутаться в том, какие
элементы вырезать, заштрихуй их. Вырежь зубцы.
2. Разукрась башни, нарисуй окна-бойницы.

3. Теперь можно приступать к созданию стен замка. Из плотного картона следует
вырезать четыре прямоугольника (ширина 6,5 сантиметра, высота 9 сантиметров).
Декорировать под камень будем только три стены. Нанеси серую краску, дождись
высыхания, а затем фломастером нарисуй камни произвольной формы и размера.

23
ПРОЕКТ

4. По шаблону, приведенному ниже, вырежь створки ворот на четвертой стене замка,
делая надрезы только по пунктирной линии. Эти ворота можно закрывать и открывать.
Укрась их рисунком под дерево, нарисуй кованые петли, а стену вокруг ворот декорируй
так же, как и остальные стены.

5. Возьми башню-тубу и раздели ее окружность на четыре равных по длине дуги,
отметив эти точки карандашом. Затем в двух соседних точках сделай надрезы (6,5
сантиметра в длину). Они необходимы для соединения башни с двумя стенами замка.
Аналогичным образом Сделай надрезы на остальных башнях. Соединив четыре башни с
тремя стенами и четвертой стеной с воротами, ты получишь замок.

6. Вырежь по шаблону из коричневого картона крышу, фломастером нарисуй черепицу
и прикрепи на самую высокую башню. Такие крыши можно сделать и для остальных
башен. Можно украсить башню флажком, прикрепленным к зубочистке.

Поделка готова! http://womanadvice.ru/kak-sdelat-iz-bumagi-zamok

Дескриптор Обучающийся
— создает макет башни;
— самостоятельно дорисовывает необходимые элементы башни;
— завершает работу.

24
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

редлагать альтернативные материалы и способы
Цель обучения 3.2.2.2 П
ыполнения работы
в

бучающийся
Критерий оценивания О

Использует различные способы выполнения
ра
боты

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание

Обсуди в парах и ответь на вопросы:
— Как можно использовать материалы, для создания ландшафтного дизайна к
созданному замку?
— Из чего ты изготовишь деревья?
— Какие элементы ландшафтного дизайна ты создашь?
— Из чего ты выполнишь основу для ландшафтного дизайна, на котором зафиксируешь
сам замок и детали ландшафтного дизайна?
— Какие ещё альтернативные материалы можно использовать для создания ландшафта?

Дескриптор Обучающийся
— предлагает свои идеи, отвечая на вопросы;
— предлагает альтернативные материалы для создания ландшафта.

25
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

резентация
Подраздел 3.1. П

резентовать свою работу (эскиз, изделие и др.),
Цель обучения 3.3.1.1 П
ъясняя основную идею и процесс, используя
об
пециальную терминологию
с

бучающийся
Критерий оценивания О

Представляет свою работу, используя специальную
т
ерминологию

Объясняет основную идею и процесс изготовления

Уровень мыслительных Н
выки высокого порядка
навыков а

Задание

Презентовать свой замок, используя специальную терминологию:
Ландшафт, архитектура, скамейки, фонари, дороги, газон, моделирование,
конструирование, соединение, замок, башня, окна, ворота.

Ключевые слова для презентации:
Мой замок состоит из следующих частей…
Для создания ландшафта я использовал(а) следующие материалы…
Для создания замка я использовал(а) следующие материалы…
Ландшафт состоит из…
Для того, чтобы сделать макет замка я…
Мне очень понравилось делать его, так как…
Мне было сложно только потому, что…

Дескриптор Обучающийся
— представляет творческую работу классу;
— выделяет положительные моменты в созданной работе;
— отмечает стороны, требующие улучшения;
— предлагает идеи для улучшения работы.

26
ПРОЕКТ

3 ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема Искусство
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

нание и понимание искусства, культуры и традиций
Подраздел 1.2 З

нать различные произведения искусства
Цель обучения 3.1.2.1 З
ечественной и мировой культуры и объяснять их
от
обенности (жанр, техника исполнения, настроение)
ос

бучающийся
Критерий оценивания О

Определяет особенности различных произведений
и
скусства

Уровень мыслительных З
нание и понимание
навыков

Задание
Работа в парах.
Рассмотри изображения старинной посуды.

Ответь на вопросы:
-Что изображено на картинках ?
-Из каких материалов раньше создавали посуду?
-Как украшена посуда?
-Какие цвета и формы использовали древние художники в этих изображений?
-Назови к каким народам относится представленная посуда?

Выполни зарисовки одного из изображений посуды.

Дескриптор Обучающийся
— называет изображенную посуду;
— называет материалы, из которых изготовлены;
— определяет, как украшена посуда;
— определяет цвета и формы выполнения посуды;
— делает одну зарисовку изображения посуды.

27
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

.2 Знание и понимание истории, культуры и традиций
Подраздел 1

пределять и описывать национальные
Цель обучения 3.1.2.2 О
обенности прикладного искусства казахского народа и
ос
ародов мира
н

бучающийся
Критерий оценивания О
казывает особенности посуды различных народов мира
У

нание и понимание
Уровень мыслительных З
навыков

Задание
Соотнеси изображения старинных предметов с названиями.

древнегреческая амфора

торсык

самовар

Обсуди в группах следующие вопросы:
1. Как украшены представленные виды посуды?
2. Определи назначение предмета по его форме и декорированию?
3. Объясни, культуру каких народов указывают орнаментальные узоры на посуде?

Дескриптор Обучающийся
— соотносит названия с предметами;
— называет, как украшены данные виды посуды;
— определяет связь формы посуды с ее назначением;
— определяет по узору к какому народу принадлежит посуда.

28
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ
ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

змерять, размечать, вырезать, придавать форму,
Цель обучения 3.2.3.1 И
обирать, соединять, объединять различные материалы и
с
омпоненты, добиваясь точности
к

бучающийся
Критерий оценивания О

Создает работу, следуя этапам изготовления

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Индивидуальная работа.
Сделай рельефную маску, следуя этапам создания.

Материалы:
 Формат А4, А3, картон
 Тесьма, ленточки, фетр, цветная бумага
 Ножницы, линейка
 Клей

Этапы создания изделия:
1. Выбери маску, которую будешь делать: африканская маска, маскарадная маска, маска
животного или др.
2. Измерь ширину лица.
3. Нарисуй форму маски так, чтобы она могла закрыть твое лицо. Можно использовать
готовые шаблоны.
4. Вырежь форму.
5. Добавь при необходимости различные элементы и детали.
6. Обрати внимание на аккуратность выполнения (как вырезаны и соединены, нет ли
следов клея и т. д.).
7. Укрась маску декоративными элементами.

бучающийся
Дескриптор О
— делает маску, используя простые приемы;
-выполняет, соблюдая этапы работы;
— завершает творческую работу.

29
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

спользовать элементы казахской национальной
Цель обучения 3.2.3.3 И
ультуры при создании творческих работ
к

бучающийся
Критерий оценивания О
спользует элементы казахской национальной культуры
И
ри выполнении работы
п

рименение
Уровень мыслительных П
навыков

Задание
Выполни рисунок старинной посуды и декорируй его национальным орнаментом.
Образцы: торсык, тостаган.

бучающийся
Дескриптор О
— выполняет рисунок торсыка или тостагана;
— декорирует его казахским национальным узором;
— завершает творческую работу.

30
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

нализ подходов в искусстве.
Подраздел 3.2 А

пределять и сравнивать выразительные средства
Цель обучения 3.3.2.1 О
материалы исполнения различных произведений
и
скусства, используя специальную терминологию
и

бучающийся
Критерий оценивания О

Описывает материалы и декоративные элементы,
ис
пользованные при создании работы

Уровень мыслительных Н
авыки высокого порядка
навыков

Задание
Оцени в парах маски друг друга:
— расскажи о материалах и декоративных элементах, которые ты использовал;
— создана ли работа аккуратно;
— отметь моменты, которые получились очень хорошо;
— поделись, как можно улучшить маску.

Специальная терминология: африканская маска, маскарадная маска, маска животного,
форма, элементы, детали, шаблон.

бучающийся
Дескриптор О
— рассказывает о материалах и декоративных элементах,
которые использовал;
— определяет сделана ли маска аккуратно;
— отмечает моменты, которые получились очень хорошо;
— предлагает идеи по улучшению маски;
— использует ключевые слова.

31
ПРОЕКТ

Сквозная тема Выдающиеся личности
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

нание и понимание искусства, культуры и традиций
Подраздел 1.2 З

нать различные произведения искусства
Цель обучения 3.1.2.1 З
ечественной и мировой культуры и объяснять их
от
обенности (жанр, техника исполнения, настроение)
ос

бучающийся
Критерий оценивания О

Определяет особенности различных произведений
и
скусства отечественной и мировой культур

Уровень мыслительных З
нание и понимание
навыков

Задание
Работа в группах.
Рассмотри иллюстрации картин художников, изобразивших спорт.

Александр Дейнеко Александр Дейнеко Александр Дейнеко
«Эстафета по кольцу «Б» «Вратарь» «Юность»

Козлов Сергей Казакевич Л. Н. Владимир Кутилин
«Спортивные скачки» «На катке» «Бегущая по волнам»

Ответь на вопросы:
-Какие виды спорта изображены в картинах художников?
-Какое настроение спортсменов изобразили художники в своих картинах?
-Назови вид искусства данных картин?

Дескриптор Обучающийся
-определяет, какие виды спорта изображены в картинах художников;
-описывает настроение спортсменов в картинах;
— называет вид искусства картин.

32
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

азвитие творческих идей
Подраздел 1.3 Р

ередавать творческие идеи и чувства
Цель обучения 3.1.3.1 П
эмоциональное состояние, характер) обоснованно
(
ыбирая техники работы
в

бучающийся
Критерий оценивания О

Представляет идеи для создания своей работы,
в
ыражая свои чувства, выбирая техники работы

Уровень мыслительных З
нание и понимание
навыков

Задание
Рассмотри созданные макеты Солнечной системы в технике «коллаж».

Работа в паре.
Обсуди и предложи свои идеи по созданию коллажа Солнечной системы.
-Из каких материалов можно сделать основу для коллажа?
-Из каких материалов можно создать макеты планет, Солнца, комет, спутников?
-В какой технике можно сделать работу?

Этапы создания солнечной системы.
• Сделай 8 планет из фольги.
• Сделай Солнце из шерстяных ниток.
• Покрась планеты и Солнце гуашью или акварелью.
• На черном картоне в центре поставь точку (расположение Солнца)
• Нарисуй 8 кругов вокруг точки, начиная с самого маленького.
• Обведи линии замазкой или гуашью белого цвета.
• Расставь планеты в солнечной системе.

Дескриптор Обучающийся
— предлагает свои идеи по созданию коллажа Солнечной системы;
— предлагает различные материалы и техники для создания работы;
-выполняет коллаж, следуя этапам работы.

33
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

азвитие творческих идей
Подраздел 1.3 Р

Собирать информацию из разных источников, для
Цель обучения 3.1.3.2
звития творческих идей
ра

бучающийся
Критерий оценивания О

Представляет информацию из разных источников

Использует творческие идеи

Уровень мыслительных Н
выки высокого порядка
навыков а

Задание
Сделай эскиз своего изобретения.
Этапы выполнения работы:
— Нарисуй эскиз своего изобретения (компоновки на листе формата)
— Выполни эскиз в цвете графическими материалами.
— Придумай ему название.
— Какие функции твое изобретение будет выполнять.
— Называет свои идеи о том, какие материалы могут быть использованы для его
создания.

Дескриптор Обучающийся
-рисует эскиз своего изобретения в цвете графическими материалами;
-придумывает ему название;
-продумывает и записывает, какие функции изобретение будет выполнять;
-перечисляет идеи о том, какие материалы могут быть использованы для его
создания;
— завершает работу.

34
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

атериалы и техники выполнения творческих работ
Подраздел 2.2 М

спользовать и экспериментировать с
Цель обучения 3.2.2.1 И
трументами и материалами (природные и
инс
скусственные), применяя более сложные приемы и
и
ехники
т

бучающийся
Критерий оценивания О

Применяет сложные приемы и техники для
с
оздания работы

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Рассмотри репродукции картин Муратбаева Абдуахата и Поповой Светланы.
Картины Муратбаева Абдуахата:

Әуен Полнолуние

Картины Поповой Светланы:

Невеста в казахском наряде Акын Наурыз

1. Ответь на вопросы:
— Как определить, что эти картины рисовал казахстанский художник?
— Назови особенности этих картин?

35
ПРОЕКТ

2. Рассмотри казахские национальные узоры и цветы:

Нарисуй цветок. Раскрась цветок казахским национальным узором акварельными красками и
добавь детали фломастерами.

Дескриптор Обучающийся
— рассматривает репродукции картин;
— называет особенность картин казахстанских художников;
— рисует стилизованный казахским национальным узором цветок.

36
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

резентация
Подраздел 3.1. П

резентовать свою работу (эскиз, изделие и др.),
Цель обучения 3.3.1.1 П
ъясняя основную идею и процесс, используя
об
пециальную терминологию
с

бучающийся
Критерий оценивания О

Представляет свою работу, используя специальную
т
ерминологию

Уровень мыслительных Н
авыки высокого порядка
навыков

Задание
Расскажи в парах об одной из своих работ, выполненных в этом разделе. Используй в
презентации специальные термины. Оцените работы друг друга.

Специальная терминология: аппликация, коллаж, стилизация, машина, изобретение,
Солнечная система, планеты, орбита, космос; конструирование, моделирование,
функционирование.

Вопросы для обсуждения:
-Какую работу ты представишь?
-Какими материалами ты её выполнил(а)?
-Расскажи о этапах создания работы.
-Что у тебя получилось?
-Что бы ты изменил в своей работе?

Разложите работы на импровизированной выставке. Рассмотри все работы и
прокомментируй, чья работа вам больше понравилась и почему.

Дескриптор Обучающийся
— обсуждает свою работу в парах;
— отвечает на вопросы при обсуждении;
— объясняет процесс создания работы, используя специальную
терминологию.

37
ПРОЕКТ

4 ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема Вода — источник жизни
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей
нание и понимание окружающего мира
Подраздел 1.1 З
пределять и распознавать декоративные узоры
Цель обучения 3.1.1.1 О
орнаменты) и формы, созданные природой и
(
нтерпретировать их в собственных работах
и

бучающийся
Критерий оценивания О

Описывает декоративные узоры и формы, созданные
п
риродой

Использует узоры и формы в своей работе

Уровень мыслительных П
именение
навыков р

Задание 1.
Работа в парах.
Внимательно рассмотри изображения на воде.
Образцы:

Ответь на вопросы:
— Что можете сказать о поверхности воды?
— На что похожи узоры?
— Чем они отличаются?
— Как бы ты изобразил поверхность художественными материалами на бумаге?

Дескриптор Обучающийся
— обсуждает в парах изображения на воде.
-описывает, на что похожи узоры на воде.

Задание 2
Создай при помощи набрызга узор на бумаге.
Образцы:

Дескриптор Обучающийся
— создает узоры при помощи техники «набрызг»;
-аккуратно выполняет, сохраняя в чистоте рабочее место.

38
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

зображения окружающего мира
Подраздел 2.1И

зображать визуальные элементы окружающего
Цель обучения 3.2.1.1 И
ира, комбинируя различные техники и средства
м

бучающийся
Критерий оценивания О

Рисует элементы окружающего мира

Комбинирует различные техники и средства

Уровень мыслительных П
именение
навыков р

Задание

Ответь на вопросы
— Назови время суток, изображенное на картинках.
— Опиши оттенки цветовой гаммы на картинках.
— Опиши настроение морского пейзажа.

Изобрази морской пейзаж, используя цветовую гамму.

Дескриптор Обучающийся
— отвечает на вопросы;
— изображает морской пейзаж, используя цветовую гамму;
— передает оттенки воды в разное время суток;
— завершает работу.

39
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

атериалы и техники выполнения творческих работ
Подраздел 2.2 М

спользовать и экспериментировать с
Цель обучения 3.2.2.1 И
трументами и материалами (природные и
инс
скусственные), применяя более сложные приемы и
и
ехники
т

бучающийся
Критерий оценивания О

Применяет сложные приемы и техники для
с
оздания работы

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Рассмотри образцы изображений воды на картинках

Обсудите один из методов и приемов работы с художественными материалами:
1 вариант: краски и воск.
2 вариант: цветная и белая бумага.
3 вариант: цветная бумага и картон.
4 вариант: бросовый материал.
5 вариант: фломастеры, цветные карандаши, мелки, пастель.

Изобрази поверхность воды, используя один из приемов.

бучающийся
Дескриптор О
— принимает участие в обсуждении методов и приемов работы с
художественными материалами;
— создает изображение воды, применяя одну из техник;
— завершает творческую работу.

40
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

Материалы и техники выполнения творческих работ
Подраздел 2.2
.2.2.2 Предлагать альтернативные материалы и способы
Цель обучения 3
ыполнения работы
в

бучающийся
Критерий оценивания О

Демонстрирует различные способы выполнения
т
ворческой работы

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Рассмотри в парах аппликации весёлого осьминога.

Обсуди в парах, какие еще альтернативные материалы и техники можно применить для
создания осьминога.
Материал:
 Формат А5
 Цветная бумага, картон
 Ножницы, линейка
 Клей
 Пайетки, бисер, пуговицы, пластилин

Выполни аппликацию осьминога.
Этапы создания аппликации:
1. Приготовить формат А5.
2. Выбрать цвет бумаги. Вырезать круг – голову осьминога.
3. Вырезать 8 ног.
4. Каждую нарезанную полоску закрутить в трубочку с помощью карандаша и таким
образом закрутите все нарезанные полоски.
5. Приклеить голову, затем ноги, соединяя их между собой.
6. Сделать глаза, щупальца.

Дескриптор Обучающийся
— обсуждает в парах, какие еще альтернативные материалы и техники
можно применить для создания работы;
— выполняет аппликацию осьминога;
— завершает работу.

41
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

бсуждение и защита работы
Подраздел 3.3 О

ценивать творческую работу и предлагать идеи
Цель обучения 3.3.3.1 О
ля улучшения творческой работы
д

бучающийся
Критерий оценивания О

Анализирует творческую работу

Выражает идеи для улучшения творческой работы

Уровень мыслительных Н
выки высокого порядка
навыков а

Задание

Оцени в парах творческую работу — морской пейзаж, используя прием «3 звезды и одно
пожелание».
 В твоей работе мне понравилось…
 Я считаю, что работа…
 Я думаю, что работу можно улучшить…
 Мне кажется, что…
 А мой взгляд, применение…. Может улучшить творческую работу.

бучающийся
Дескриптор О
— принимает участие в обсуждении творческой работы;
— выделяет положительные моменты в созданной работе;
— отмечает стороны, требующие улучшения;
— предлагает идеи для улучшения творческой работы.

42
ПРОЕКТ

Сквозная тема Культура отдыха. Праздники
Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

ыражение чувств и развитие творческих идей
Подраздел 1.3 В

ередавать творческие идеи и чувства (эмоциональное
Цель обучения 3.1.3.1 П
остояние, характер) обоснованно выбирая техники работы
с

бучающийся
Критерий оценивания О

Предлагает идеи для создания своей работы, выражая свои
ч
увства, выбирая техники работы

Уровень мыслительных З
нание и понимание
навыков

Задание 1.
Рассмотри оформленные коробки для подарка.

Ответьте на вопросы:
-Как украшены коробки?
-Какие материалы использовали для оформления коробок?
-Чем еще можно украсить коробку для подарка?

Оформи свою коробку.

Дескриптор Обучающийся
— описывает чем украшены подарочные коробки;
— предлагает свои идеи по оформлению коробки;
— украшает свою коробку.

43
ПРОЕКТ

Раздел 1 Исследование и развитие творческих идей

ыражение чувств и развитие творческих идей
Подраздел 1.3 В

обирая информацию из разных источников, для
Цель обучения 3.1.3.2 С
звития творческих идей
ра

бучающийся
Критерий оценивания О

Собирает информацию из разных источников о
пр
аздниках

Представляет свои идеи

Уровень мыслительных З
ние и понимание
навыков на

Задание
Работа в группах.
Выбери определенный вид праздника. Сделай коллаж о празднике.
Образцы:

Новый Год 9 мая Наурыз

Материалы для работы:

Дескриптор Обучающийся
— обсуждает в группе отличительные особенности праздника;
— принимает участие в создании коллажа;
— завершает коллаж.

44
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

змерять, размечать, вырезать, придавать форму,
Цель обучения 3.2.3.1 И
обирать, соединять, объединять различные материалы и
с
омпоненты, добиваясь точности
к

бучающийся
Критерий оценивания О

Создает работу, следуя этапам изготовления

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Сделай упаковку для небольшого подарка.
Материалы для работы: Линейка; Ножницы; Картон или плотная бумага (квадраты 15х15 и
14х14).

Этапы работы:

1. Загибаем углы к центру. Дальше те же углы, которые согнул к центру – загни к
противоположной линии загиба, а затем к ближней линии сгиба. Обрати внимание, что в
центре у образовался квадрат, который будет дном.

2. Затем по обе стороны начерченной диагонали по самым первым прогибам делаем
надрезы (длиной до обозначенного центрального квадрата).

3. Надрезанные края складываем по изгибам, у нас получились стенки коробочки.

4. Острые кончики стенок загибаем внутрь, к центру квадрата. Оставшимися не
загнутыми язычками бумаги прихватываем загнутые кончики, заворачивая их внутрь.

5. Сделай вторую упаковку из второго квадрата.

6. Оформи свои коробки.

Источник: http://ladynumber1.com/home/hobby/delaem-korobochku-dlya-podarkov-svoimi-
rukami.html

Дескриптор Обучающийся
— следует этапам выполнения работы;
— оформляет коробку;
— завершает работу.

45
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

ехнологии изготовления
Подраздел 2.3 Т

оздавать объемные формы разными способами и
Цель обучения 3.2.3.2 С
атериалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы
м
др.)
и

бучающийся
Критерий оценивания О

Использует различный материал для создания своей
ра
боты

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание
Выполни объемную творческую работу в виде подарка.
Образцы:

Дескриптор Обучающийся
— делает объемную форму;
— использует различный материал для создания своей работы;
— завершает работу.

46
ПРОЕКТ

Раздел 2 Создание и изготовление творческих работ

облюдение техники безопасности.
Подраздел 2.4. С

спользовать материалы и инструменты, соблюдая
Цель обучения 3.2.4.1 И
ехнику безопасности
т

бучающийся
Критерий оценивания О

Применяет материалы и инструменты, соблюдая
т
ехнику безопасности

Уровень мыслительных П
рименение
навыков

Задание

Выполни из бумаги разными способами сундучок или сумочку для хранения подарка.
Соблюдай технику безопасности.
Образцы:

Дескриптор Обучающийся
— создает из бумаги разными способами сундучок или сумочку;
— использует материалы и инструменты, соблюдая технику
безопасности;
— завершает работу.

47
ПРОЕКТ

Раздел 3 Презентация, анализ и оценивание

резентация
Подраздел 3.1. П

резентовать свою работу (эскиз, изделие и др.),
Цель обучения 3.3.1.1 П
ъясняя основную идею и процесс, используя
об
пециальную терминологию
с

бучающийся
Критерий оценивания О

Представляет свою работу, используя специальную
т
ерминологию

Уровень мыслительных Н
авыки высокого порядка
навыков

Задание

Работа в группах.
Придумай свою историю, в которой сможешь продемонстрировать результаты своего
творчества (подарок с коробкой).
Этапы работы:

• Обсуди в группе в честь какого праздника может быть рассказ.

• Представь, какие герои будут в вашем рассказе.

• Какими словами они могут поздравлять друг друга?

• Кому они подарят свои подарки?

• Выступи перед классом.

бучающийся
Дескриптор О
— обсуждает в группе этапы выступления;
— представляет свою работу.

48

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *