СОЧ Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русская литература с русским языком обучения 8 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЗА ЧЕТВЕРТЬ

ПО ПРЕДМЕТУ

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(с русским языком обучения»

8 КЛАСС

ПРОЕКТ

2
ПРОЕКТ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ ………………………………………………… 4

2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЗА ЧЕТВЕРТЬ ……………………………………………………………………………………………………………………….. 4

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………………………………………………………………… 4

4. УРОВЕНЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ……………………………………………………………………….. 4

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ

НАВЫКОВ В РАЗРЕЗЕ ЧЕТВЕРТЕЙ …………………………………………………………………………………….. 5

6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ………………………………………. 5

7. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ …………………………………………………………………….. 5

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………………….. 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 13

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 20

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 29

3
ПРОЕКТ

1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.

2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9
классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по
обновленному содержанию.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— понимает термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический
образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм,
афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;
— понимает содержание произведения в деталях;
— различает открытую и скрытую информации;
— уместно и правильно приводит цитаты;
— дает развернутые, аргументированные ответы на вопросы;
— анализирует эпизоды, определяет роль эпизода в произведении, находит элементы его
композиции, характеризует персонажей этого эпизода
— анализирует особенности жанра, тему и идею текста, систему образов, хронотоп, структуру,
авторскую позицию, литературные приёмы;
— выражает собственное мнение о героях и событиях, приводит аргументы;
— сопоставляет художественные произведения с произведениями других видов искусства, с
другими художественными произведениями.

4. УРОВЕНЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Навык Описание

Знание Знать и воспроизводить термины, конкретные факты, основные понятия,
правила, согласно описанию в учебной программе.

Понимание Демонстрировать понимание через правильное воспроизведение,
прогнозирование или объяснение информации, согласно описанию в
учебной программе.

Применение Использовать и применять информацию и предшествующие знания в новых
или незнакомых контекстах и ситуациях, согласно описанию в учебной
программе.

Критическое Использовать систему суждений для анализа информации и событий с
мышление формулированием обоснованных выводов, интерпретировать полученные
результаты в соответствии с конкретной ситуацией.

Анализ Демонстрировать умение вычленять части целого, выявлять взаимосвязи
между ними, определять принципы организации целого, видеть ошибки в
логике рассуждения, определять различие между фактами и следствиями,
оценивать значимость данных согласно описанию в учебной программе.

Синтез Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое,
обладающее новизной согласно описанию в учебной программе.

Оценка Принимать решения о ценности идей или материалов в рамках
определенного критерия согласно описанию в учебной программе.

4
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ

НАВЫКОВ В РАЗРЕЗЕ ЧЕТВЕРТЕЙ

Четверть Понимание и ответы Анализ и Оценка и
по тексту интерпретация сравнительный анализ
текста

I 20% 40% 40%

II 20% 40% 40%

III 20% 40% 40%

IV 20% 40% 40%

6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.

7. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ

Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов — 30

Типы заданий

Тип вопроса Распределение баллов

Вопросы с Обучающиеся будут отвечать на 2 обязательных вопроса. За
множественным каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут
выбором ответа. представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта
ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.

Вопросы, Обучающиеся будут отвечать на 5 вопросов. Им необходимо
требующие дать краткие ответы для проверки понимания текста (1 вопрос)
краткого ответа. и навыков анализа и интерпретации текста (4 вопроса).
Необходимо будет проанализировать жанр, тему, образы
персонажей, языковые средства.

Вопросы, Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из
требующие предложенных тем.
развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Вариант состоит из 8 заданий, требующих выбора из множества ответов,
развернутого и краткого ответов. С 1-го по 7-е задания направлены на проверку понимания
художественного произведения, на формирование аналитических способностей, 8-е задание
способствует развитию критического и творческого подхода к прочитанному.

6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Общий
мыслительных заданий* заданизадания* выполненбалл
навыков я* ие, мин*
онимани8.1.1.1 Понимать термины: романтизм и Знание, 3 №1-3 Вопросы 8 мин 1 6
Дети и взрослые П
1. Н.А. Некрасов. е и ответы реализм как литературные направления, понимание, с
«Школьник», по тексту исторический образ (персонаж), трагедия, применение, множеств
«Крестьянские комедия, поэма, символ, психологический критическое енным

дети» параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, мышлениевыбором
,
2. В. Распутин.
нализ о
автобиографизм атвета
«Уроки
8.1.2.1
Понимать художественное 1
французского» К
раткий
произведение, критически осмысливая;
3. Ч. Айтматов.
рответ
азличать открытую и скрытую (подтекст)
«Белый пароход» и
нформацию
8.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и 4
выразительно читать наизусть цитаты,
фрагменты, отражающие тематику
произведения
8.1.6.1 Давать аргументированный ответ на
проблемный вопрос, используя цитаты
Анализ и 8.2.2.1 Определять тему и идею применение, 4 №4-7 Краткий 12 мин 3 12
интерпретапроизведения, выражая свое мнение о анализ, оценка, ответ
цияпроблематике синтез

3
Выделять в тексте произведения
8.2.3.1
лементы композиции, объяснять значение
э
ставных эпизодов 3
в
арактеризовать героев
8.2.5.1 Х
роизведения, их поступки, мотивы
3
п
оведения, значение имен и фамилий

п
Оценка и Применение, 1 №8 Разверну20 мин 12 12
8.4.1.1 Участвовать в обсуждении
сравнительоценка, -тый
произведения, отстаивая свою точку
ный ответ
синтез
рения, оценивая поведение, поступки
анализ з
ероев, позицию автора
г

ПРОЕКТ

ИТОГО 8 40
30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения

8
ПРОЕКТ

Образец заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту

Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Направление, к которому относятся произведения Н.А. Некрасова «Школьник»,
«Крестьянские дети»

А) реализм
Б) классицизм
В) романтизм
Г) сентиментализм [1]

2. Определите последовательность описания персонажей в произведении
«Крестьянские дети»

1) та в лужу забилась
2) кто нянчит сестренку
3) у каждого полно лукошко
4) кто ловит пиявок [1]

А) 1, 2, 3, 4 В) 2, 4, 1, 3 С) 1, 2, 4, 3 D) 3, 4, 2, 1

Задание: аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение.

3. Почему произведение Ч. Айтматова называется «Белый пароход»? Аргументируйте
свой ответ при помощи двух цитат.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________[4]

[6]

Анализ и интерпретация

Задание: аргументированно ответьте на вопросы.

4. Определите тему и основную мысль стихотворения Некрасова «Школьник».
Докажите идею при помощи 2 аргументов.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________[3]
5. В чем смысл названия произведения В. Распутина «Уроки французского»? Связан ли
он с основной мыслью?

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

9
ПРОЕКТ

__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________[3]
6. Каким образом герои из произведения Айтматова «Белый пароход» делятся на
положительных и отрицательных? Каков принцип такого разделения?

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________[3]
7. Объясните, с какой целью вставлена сказка о рогатой матери-оленихе в произведение
Айтматова? Какую идею она несет?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________[3]

[12]

Оценка и сравнительный анализ

Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы
– 120 — 150 слов.

1. Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении
Распутина «Уроки французского».
2. Вот за что тебя глубоко/ Я люблю, родная Русь! За что автор так любит свой край?
(По мотивам произведений Некрасова.)
3. «Детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не
прорастает». Каким образом автор пытается пробудить совесть в читателе?

Схемы выставления баллов

Понимание и ответы по тексту

№ Ответы Дополнительная Балл
вопроса информация для учителя

1 А 1

2 D 1

3 Заглавие повести отражает его основную 2 балла –аргументы; 4
тему «Человек и природа», «Природа и 2 балла – цитаты.
цивилизация»… Баллы присуждаются за
Слово «белый» не случайно используется
приближенный к
в заглавии повести. Белый, т.е. чистый,
правильному ответ
светлый. Под словом «пароход»
понимается «чистая, светлая мечта».
Вывод: Белый пароход – это мечта
мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход
подплыл к нему поближе, хочет
достигнуть своей мечты. Он решил и
верит, что там его отец, иссык-кульский
матрос, которого он ни разу не видел.

10
ПРОЕКТ

Цитаты: «Была бы на то его воля, он
упросил бы белый пароход подплыть
поближе, чтобы можно было видеть
людей, которые на нем плыли».
«Было долго видно, как плывет пароход, и
мальчик долго думал о том, как он
превратится в рыбу и поплывет по реке к
нему, к белому пароходу…»

Общий балл 6

Анализ и интерпретация

№ Ответы Дополнительная Балл
вопроса информация для учителя

4 Тема стихотворения – роль По баллу за определение, 3
образования в становлении личности и в основной мысли и
судьбе родины. аргументы.
Основная мысль: благодаря
образованию из русского народа выходят
славные люди — добрые, благородные,
сильные любящей душой.

5 Произведение об уроках французского 1 балл – за объяснение 3
языка, которые индивидуально проводит смысла названия, 2 балла –
учительница с учеником. Смысл этих за проведение логической
уроков не только в преподавании связи между названием
предмета, но и во внимательном
рассказа и его идеей.
отношении к ребёнку, его проблемам,
стремление ему помочь даже ценой
самопожертвования. Название связано с
идеей произведения: самоотверженная и
бескорыстная доброта – вечная
человеческая ценность.

6 Один из принципов деления героев на Приводит один из 3
положительных и отрицательных — принципов деления
отношение к природе, к маралам. персонажей на
Положительные: мальчик, Момун. положительных и
Отрицательные: Оразкул, Сейдахмет. отрицательных,
Мальчик…маралы скрылись в лесу. обосновывает свой ответ.
Мальчику не хотелось с ними
расставаться, и он стал придумывать то,
что ему хотелось видеть.
Момун … Если не трогать их, они и будут
жить. Хоть тысячу маралов держи. Кормов
у нас вдоволь…
Оразкул … Запрещена охота там, где они
водятся. А у нас они не водятся. —
Красотой сыт не будешь.
– Эх, ружье бы сейчас!
– Что ты, Сейдахмет. Охота на них
запрещена.

7 Правда пребудет вовеки, пока рождаются Определяет основную 3
и умирают люди, пока живут в нашем мысль сказки, ее роль для

11
ПРОЕКТ

сознании сказки, легенды и мифы, что учат героев и автора.
нас добру и справедливости, где испокон
веков добро побеждает зло. Ребенок –
человек, еще не до конца вышедший из
мифа, из пристальной чистоты и мудрости
отношений с людьми, которые для него
все родные и близкие, чья детская совесть
– опора, надежда и утешение для
взрослых, один противостоит злу
бездуховности. Идея легенды о матери-
оленихе – люди и природа – едины.

Общий балл 12

Оценка и сравнительный анализ

Баллы Описание

11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую
заданию, эффективное развитие идей в логической
последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.

8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую
заданию, с ясно выраженными идеями в логической
последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.

4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас

12
ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов — 30

Типы заданий:

Тип вопроса Распределение баллов

Вопросы с Обучающиеся будут отвечать на 2 обязательных вопроса. За
множественным каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы
выбором ответа. будут представлены в виде тестов закрытого типа
(с множественным выбором). К каждому вопросу будут
предложены 4 варианта ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.

Вопросы, Обучающиеся будут отвечать на 5 вопросов. Им
требующие необходимо дать краткие ответы для проверки понимания
краткого ответа. т
екста (1 вопрос) и навыков анализа и интерпретации текста
(4 вопроса). Необходимо будет проанализировать жанр,
тему, образы персонажей, языковые средства.

Вопросы, Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну
требующие из предложенных тем.
развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Вариант состоит из 8 заданий, требующих выбора из множества ответов,
развернутого и краткого ответов. С 1 по 7 задание направлено на проверку понимания
художественного произведения, на формирование аналитических способностей и 8 задание
способствует развитию критического подхода к прочитанному.

13
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип задания* Время Балл Общий
мыслительных заданий* задания* на балл*
навыков выпол
нение,
мин*
онимание и 8.1.2.1 Понимать художественное Знание, 3 1-3 Вопросы с 8 мин 1 6
Любовь и честь П
ответы на произведение, критически понимание, множественным
1.У. Шекспир. вопросы осмысливая; различать открытую применение, выбором
«Ромео и и скрытую (подтекст) критическое
Ответа 1
Джульетта» имышление,
нформацию
2. А.С. Пушкин. анализ К
8.1.3.1 Сраткий ответ
амостоятельно находить 4
«Капитанская в
тексте и выразительно читать
дочка» н
аизусть цитаты, фрагменты,
3. Лирика поэтов
отражающие тематику
19 века п
роизведения
4. О. Сулейменов.
Анализ и 8.2.1.1. Определять жанр и его Знание, 4 4-7 Краткий ответ 12 мин 3 12
«Последнее слово
интерпретация признаки (трагедия, комедия, понимание,
акына Смета» п
рименение,
оэма) п
8.2.2.1 Ооценка, синтез
пределять тему и идею 3
произведения, выражая свое
мнение о проблематике
8.2.3.1 Выделять в тексте 3
произведения элементы
композиции, объяснять значение
вставных эпизодов
8.2.6.1 Анализировать систему 3
образов, хронотоп, структуру
произведения и оформлять свое
представление с помощью
различных способов свертывания
информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные
карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.)
8.2.7.1 Определять способы
выражения авторского

ПРОЕКТ

отношения к героям

8.2.8.1 Анализировать способы
авторской характеристики
героев, изобразительные
средства, в том числе звукопись
и цветопись, фигуры
поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы
(символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и
др.)
8.2.9.1 Писать творческие работы
(письмо литературному герою,
сценарии и др.), выражая
отношение к герою, его
поступкам, используя
изобразительные средства
Оценка и 8.3.2.1 Сравнивать Применение, 1 8 Развернутый 20 мин 12 12
сравнительный художественное произведение с оценка, ответ
анализ произведениями других видов
синтез
скусства, характеризуя
и
специфические средства
создания образов в разных видах
искусства
8.3.3.1 Сопоставлять
произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой
итературы, близкие по
л
тематике/проблематике/жанру,
учитывая особенности
национальной культуры
ИТОГО 8 40 30
минут баллов
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения

15
Образец заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту

Задание: Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.

1. Определите основную мысль произведения Шекспира «Ромео и Джульетта»
А) вражда семей бессмысленна;
Б) Ромео и Джульетта любят друг друга;
В) Верона – олицетворение порока и ненависти;
Г) для настоящей любви не существует никаких преград. [1]

2. Соотнесите персонажей и слова, им принадлежащие

1) Ромео А) Трусливая, презренная покорность!
Я кровью должен смыть ее позор.
Как, крысолов Тибальт, ты прочь уходишь?

2) Джульетта Б) Стань у окна. Убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною

3) Тибальт В) Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.

4) Меркуцио Г) Ромео, сущность чувств моих к тебе
Вся выразима в слове: ты мерзавец.

А) 1Б 2А 3Г 4В 2) 1Б 2Г 3А 4В 3) 1Б 2В 3Г 4А 4) 1Б 2Б 3В 4Г [1]

Задание: аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение.

3. Охарактеризуйте Петра Гринева (основные черты образа и цитаты),
прокомментируйте.

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [4]

[6]

Анализ и интерпретация

Задание: аргументированно ответьте на вопросы.
4. Укажите два признака жанра произведения «Ромео и Джульетта».

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [3]

5. Определите основную мысль произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
аргументируйте ее при помощи 2 цитат.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

ПРОЕКТ

________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[3]

6. Объясните роль кульминации в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта».
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [3]

7. Объясните роль антитезы в произведении О. Сулейменова «Последнее слово акына
Смета».
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [3]

[12]

Оценка и сравнительный анализ

Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы –
120 — 150 слов. Выразите свое отношение к прочитанному, воспользуйтесь
изобразительными средствами языка.

1. Каким образом раскрывается автором мотив чести в произведениях А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» и О. Сулейменова «Последнее слово акына Смета»?
2. Сопоставьте трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» с ее экранизацией или
постановкой.
3. «Невольник чести» в лирике поэтов 19 века и казахской поэзии.

[12]

Схемы выставления баллов

Понимание и ответы по тексту

№ вопроса Ответы Дополнительная Балл
ин
формация для
учителя
1 Г 1
2 В) 1Б 2В 3Г 4А 1
3 1) Петр Гринев — молодой человек, дворянин, сын Два балла ставится 4
состоятельного помещика, владеющего 300 за любые две
крепостными крестьянами: «…у батюшки триста душ характеристики
крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на персонажа, два
свете богатые люди!..»: «..Я природный дворянин…»балла за

подтверждение с
2) Петр Гринев получил домашнее воспитание и
цитатами.
учился кое-как: «…В то время воспитывались мы не
по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на
руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение
пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на
двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог
очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.

17
ПРОЕКТ

3) Как и многие дворяне той эпохи, Петр Гринев
еще до рождения был записан в престижный
Семеновский полк в Петербурге «…Матушка была
еще мною брюхата, как уже я был записан в
Семеновский полк сержантом, по милости майора
гвардии князя Б., близкого нашего родственника…»
4) Петр Гринев — добрый, отзывчивый человек:
«…вы всегда желали мне добра и что вы всякому
человеку готовы помочь…» (Маша Миронова о
Гриневе) «
…Я слишком был счастлив, чтоб хранить в
сердце чувство неприязненное. Я стал просить за
Швабрина…».
Общий балл 6

Анализ и интерпретация

№ вопроса Ответы Дополнительная Балл
ин
формация для
учителя
4 «Ромео и Джульетта» – трагедия, так как Определяет жанр 3
1) действительность изображена наиболее произведения.
Приводит 2 признака
заостренно, как сгусток внутренних противоречий
трагедии как жанра.
между враждой семей Монтекки и Капулетти и
любовью их детей;
2) конфликты реальности даны в предельно
напряженной и насыщенной форме, обретающей
значение художественного символа – символа
большой и страстной любви Ромео и Джульетты;
3) сильнейший внутренний конфликт вражды
семей разрешается через смерть Ромео и Джульетты,
катарсис – семьи приходят к согласию.
5 Основная мысль – береги честь смолоду. Тема чести Правильно 3
солдатского мундира неразрывным образом связана с сформулирована
сновная мысль – 1
любовью к отечеству, долгом перед императрицей. о
балл, приведены и
Доказательством могут служить слова отца Петра
прокомментированы
Гринева: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся
итаты — 2 балла
начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не ц
напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни
пословицу: береги платье снову, а честь смолоду», – с
помощью которых он наставляет своего сына.
Доказательством может служить поступок Гринева,
который не мог изменить присяге: «Меня снова
привели к самозванцу и поставили перед ним на
колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку.
«Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но
я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому
унижению».
6 Кульминацией в стихотворении является обращение к Определяет 3
надменным потомкам, при помощи которого автор кульминацию
показывает, что убийство поэта не останется стихотворения – 1
безнаказанным, так как есть божий суд. Кульминация балл, объясняет роль
расположена в конце, что соответствует цели автора – кульминации – 2
показать, что смерть поэта — это убийство его не балла
одним человеком, а всем обществом. Усиливает
эффект отсутствие развязки.

18
ПРОЕКТ

7 Роль антитезы велика. Во-первых, антитеза в словах Находит антитезу – 1 3
Смета: жалею и не жалею, которая подчеркивает балл, объясняет ее
важность чувства любви в жизни персонажа, даже роль – 2 балла
если она сопровождается грустью и тоской.
Во-вторых, антитеза в образах: начинающий поэт и
опытный, мудрый поэт, который смог оценить по
достоинству творчество юного, – показывает
читателю ценность искусства.
В-третьих, антитеза в ситуациях – предполагаемая
смерть за позорящий поступок – великодушный
поступок обиженного мужа, подчёркивает трудность
решения Азербая.
Возможно, контраст в идее: поэт в Азербае побеждает
в нем опозоренного мужа.
Общий балл 12

Оценка и сравнительный анализ

Баллы Описание

11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.

8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с ясно
выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.

4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас

19
ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов — 30

Типы заданий

Тип вопроса Распределение баллов

Вопросы с Обучающиеся будут отвечать на 4 обязательных вопроса. За каждый
множественным правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут представлены в
выбором ответа виде тестов закрытого типа (с множественным выбором). К каждому
вопросу будут предложены 4 варианта ответа, из которых обучающийся
выбирает один вариант ответа.

Вопросы, Обучающиеся будут отвечать на 4 вопроса. Им необходимо дать краткие
требующие ответы для проверки понимания текста.
краткого ответа

Вопросы, Обучающиеся будут выполнять анализ эпизода, в котором необходимо
требующие будет проанализировать жанр, тему, образы персонажей, языковые
развернутого средства.
ответа Второе задание, выполняемое в виде развернутого ответа, – творческое
задание на одну из предложенных тем.

Структура суммативного оценивания

Вариант состоит из 10 заданий, требующих выбора из множества ответов, краткого и
развернутого ответов. С 1 по 8 задание направлено на проверку понимания художественного
произведения, 9 задание — на формирование аналитических способностей и анализа
произведения. 10 задание способствует развитию критического и творческого подхода к
прочитанному.

20
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть

Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время Балл Общий
мыслительных заданий* задания* задания* на балл*
навыков выполне
ние, мин
Сатира и юмор Понимание и 8.1.1.1 Понимать термины: Знание, 8 1-8 Вопросы с 8 мин 4 9
ответы по романтизм и реализм как понимание, множестве
1. Н.В. Гоголь. тексту литературные направления, применение, нным
«Ревизор» исторический образ (персонаж), критическое выбором
2. А.П. Чехов. трагедия, комедия, поэма, символ, мышление
, От
вета
Рассказы (по психологический параллелизм,
анализ
выбору учителя) афоризм, эпиграф, прототип,
Краткий
3. В. Шукшин
твет
автобиографизм о
Рассказы (по
8.1.5.1 П
ересказывать содержание 5
выбору учителя) п
роизведения или отрывка,
и
спользуя разные приемы
цитирования
8.1.6.1 Давать аргументированный
ответ на проблемный вопрос,
используя цитаты
Анализ и 8.2.4.1 Анализировать эпизоды Знание, 1 9 Развернут12 мин 1 9
интерпретация произведений, объяснять их связь с понимание, ый ответ
проблематикой и роль в развитии применение,
ценка,
сюжета о
8.2.5.1 синтез
Характеризовать героев 1
п
роизведения, их поступки, мотивы
п
оведения, значение имен и
ф
амилий
8.2.6.1 А
нализировать систему 1
об
разов, хронотоп, структуру
п
роизведения и оформлять своё
п
редставление с помощью
1
различных способов свёртывания
информации (схемы, таблицы,

ПРОЕКТ

интеллект-карты, ментальные 1
карты, ПОПС-формулы, диаграммы
и пр.)1
8.2.7.1 Определять способы 1
выражения авторского отношения к
героям
8.2.8.1 Анализировать способы 1
авторской характеристики героев,
изобразительные средства, в том
2
числе звукопись и цветопись,
фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы
(символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и др.)
Оценка и 8.3.2.1 Сравнивать художественное Применение, 1 10 Развернут20 мин. 12 12
сравнительный произведение с произведениями оценка, ый ответ
анализ других видов искусства,
синтез
арактеризуя специфические
х
средства создания образов в разных
видах искусства
8.3.3.1 Сопоставлять произведения
(или фрагменты) русской, казахской
мировой литературы, близкие по
и
тематике/ проблематике/жанру,
учитывая особенности
национальной культуры
ИТОГО 10 40 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения

22
Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту

Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех

предложенных.

1. Укажите жанр произведения Гоголь «Ревизор»
А) эпос
Б) рассказ
В) комедия
Г) трагедия [1]

2. Определите литературное направление произведения Гоголя «Ревизор»

A) реализм
Б) романтизм
В) классицизм
Г) сентиментализм [1]

3. Какой литературный прием используется в названии рассказа Чехова «Толстый и тонкий»?
А) эпитет
Б) антитеза
В) метафора
Г) олицетворение [1]

4. Какие средства создания комической ситуации использованы автором в рассказе
«Хамелеон»? ]
А) сатира, монолог
Б) гипербола, рифма
В) речь героев, экспозиция
Г) «говорящие» фамилии, деталь [1]

[4]

Задание: аргументированно ответьте на вопросы, приведите цитаты, объясните их
выбор.
5. В чем смысл названия произведения А.П. Чехова «Хамелеон»?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________[1]

6. Приведите цитату из произведения «Ревизор», показывающую комичность образа
Хлестакова.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________[1]

7. Сформулируйте основную мысль произведения В. Шукшина «Сапожки».
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

ПРОЕКТ

________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ [1]

8. Назовите черты характера Чудика. Приведите в качестве доказательств цитаты из
текста.
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ [2]

[5]

Анализ и интерпретация

9. Задание: проанализируйте отрывок из произведения в форме аналитического
эссе.

1. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения
элементов композиции.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [3]
2. Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения
других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [3]
3. Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения
авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью
их использует автор.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [3]

[9]

Эпизод из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

– Так ты кусаться, окаянный? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай ее! Нынче
не велено кусаться! Держи! А… а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца
Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в
ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись
туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично
собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро
около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
– Никак беспорядок, ваше благородие!.. – говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада,
видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую
руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано:
«Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом
человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив

24
ПРОЕКТ

передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой
щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение
тоски и ужаса.
– По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему
тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!

Оценка и сравнительный анализ

10. Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной
работы – 120 — 150 слов.

1. Каким образом литературные приемы позволяют Чехову раскрыть идею
рассказа «Толстый и тонкий»? Используйте 2-3 цитаты.
2. Каким образом и с какой целью В. Шукшин использует в рассказе способы и
приемы комического (на примере одного рассказа по выбору)? Используйте 2-3 цитаты.
3. Проанализируйте черты образа Хлестакова из произведения «Ревизор» в
разных видах искусства, прокомментируйте свою точку зрения. Сопоставьте средства
создания образа в тексте, на картине художника А. Константиновского и в экранизации 1996
года (режиссер С. Газаров, в роли Хлестакова Евгений Миронов).

Художник А. Константиновский

Схемы выставления баллов

Понимание и ответы по тексту
№ Ответы Дополнительная Балл
вопроса информация для учителя
1 В 1
2 А 1
3 Б 1
4 Г 1
5 Название произведения указывает на главного героя Объясняет название, 1
рассказа надзирателя Очумелова, который в связывая его с идеей.
соответствии с ситуацией и собственной выгодой
меняет свое мнение и убеждения.
6 1) «…Хлестаков, молодой человек лет двадцати Приводит любую из цитат 1
трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, о Хлестакове, доказывает,
как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, что Хлестаков смешон.
которых в канцеляриях называют пустейшими»; В
озможны другие цитаты.
2) «…Добро бы было в самом деле что-нибудь путное,
а то ведь елистратишка простой!..» (в народе
«елистратором» называли регистратора, чиновника
самого низшего класса в «Табели о рангах»);
3)»…делом не занимается: вместо того чтобы в
должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки

25
ПРОЕКТ

играет…»;
4)»…Батюшка пришлет денежки, чем бы их
попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на
извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а
там через неделю, глядь – и посылает на толкучий
продавать новый фрак…»
5)»…С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто
говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат,
– отвечает, бывало, – так как-то все…» Большой
оригинал…»
6)»…Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много
есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-
Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»
7 Доброе отношение друг к другу лежит в основе любви, Ответы могут содержать 1
и человек имеет возможность, даря приятные минуты близкие по смыслу и
близким, создавать мгновения счастья. перефразированные
предложения.
8 «Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, Называет черты характера 2
что делать. Опять ему стало больно. Когда его Чудика.
ненавидели, ему было очень больно. И страшно.
Приводит цитату и
Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось
объясняет особенности
куда-нибудь уйти подальше от людей, которые
образа.
ненавидят его или смеются».

Основные черты Чудика – честность и искренность,
простодушие и наивность. Герой поступает всегда так,
как подсказывает ему сердце, ибо именно такое
решение единственно правильное и искреннее.
Общий балл 9

Анализ и интерпретация
Балл Описание
8-9 Демонстрирует отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее
характерные особенности. Представляет подробный анализ использованных
автором языковых средств, комментирует их с использованием цитат.
6-7 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи, жанра, выделяет основные
особенности.
Хороший анализ используемых языковых средств, комментирует их.
4-5 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
некоторые отличительные особенности. Соответствующий анализ используемых
языковых средств.
2-3 Демонстрирует ограниченное понимание темы, идеи и жанра, выделяет
незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых
языковых средств.
0-1 Демонстрирует полное непонимание признаков текстов, предложенных для
анализа.

26
ПРОЕКТ

Конкретная схема выставления баллов
Ответ Дополнительная Общий
информация для балл
учителя
Роль данного эпизода в композиции всего произведения. Балл присуждается
9
Эпизод является завязкой, так как здесь представлено за приближенный к
начало конфликта — скандал, в который вовлечены золотых
правильному ответ.
дел мастер и собака. Очумелов подходит, чтобы разобраться.
Количество баллов
В эпизоде можно выделить завязку (-Так ты кусаться,
за ответ
окаянный?), развитие действия (Слышен собачий визг),
определяется по
кульминацию (Ужо я сорву с тебя, шельма!»), развязку (По
общей схеме
какому это случаю тут?). С помощью данной композиции
выставления баллов.
эпизода автор хочет донести мысль о странном положении
Для объективного
дел, когда в роли обиженного оказывается человек, который
оценивания
гордится своим окровавленным пальцем и хочет иметь
рекомендуется
выгоду от этого обстоятельства. Поэтому в кульминации
провести модерацию
слова: самый палец имеет вид знамения победы. и
стандартизацию
Идею эпизода автор доносит через следующие приёмы в
подходов к
создании образов героев, в анализе которых просматривается
оцениванию.
авторская позиция.
Хрюкин – говорящая фамилия, указывающая на
непорядочность человека, он золотых дел мастер, стало быть,
обеспечен. Это подтверждает его внешность: «гонится человек
в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке» —
он хорошо одет.
Его характеризует и его поведение: гонится за собакой,
ловит её, подавшись туловищем вперёд, — он не выглядит как
пострадавший, скорее, в этой ситуации он агрессор.
Поведение демонстративное: подняв вверх правую руку,
показывает толпе окровавленный палец – указывает на его
намерения, которые подтверждает и выражение его
полупьяного лица о будущей выгоде для пострадавшей
стороны, то есть, него: Ужо я сорву с тебя, шельма!»
Автор характеризует Хрюкина как отрицательного
персонажа, не останавливающегося ни перед чем ради
получения выгоды.
Второй персонаж – щенок. В данной ситуации он должен
быть агрессивным и нападающим. И автор называет его
«виновник скандала», но это является авторской иронией,
потому что через описание его внешности («в слезящихся
глазах его выражение тоски и ужаса») становится понятно, что
в этой ситуации он – пострадавший.
Автор формирует жалостливое отношение к персонажу
со стороны читателя и потому, что это не взрослая собака,
а щенок, и потому что персонаж постоянно через поведение
показывает крайний испуг: «слышен собачий визг», «прыгая
на трех ногах и оглядываясь», «растопырив передние ноги и
дрожа всем телом», «в слезящихся глазах».
Следующий персонаж – Очумелов, полицейский
надзиратель, который сначала слышит, потом наблюдает
происходящую ситуацию, а в конце эпизода собирается
разобраться в ней. В этом эпизоде он является пассивным
участником, и только в развязке можно его
охарактеризовать через речь: он задает короткие
проблемные вопросы, которые являются типичными для
полицейского, выясняющего обстоятельства дела.

27
ПРОЕКТ

И последним персонажем является толпа: сначала это
«сонные физиономии», олицетворение некой безликой и
ленивой массы, толпа собирается, ей показывают палец, в нее
врезывается Очумелов, у нее есть центр. Далее у толпы будет и
мнение, выражаемое разными персонажами. Синоним толпы –
сборище, указывающее на случайный принцип собравшихся и
разношерстность публики. Автор при помощи этого
персонажа заранее показывает равнодушие зевак к
происходящему и из-за того, что Очумелов сначала тоже
оказывается сторонним наблюдателем, прогнозируется
равнодушие и со стороны полицейского.
Таким образом, автор уже в завязке показывает
неоднозначность ситуации, которая заметна любому
стороннему наблюдателю. В данном случае единственным
заинтересованным наблюдателем является автор.

Оценка и сравнительный анализ
Баллы Описание
11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.
8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с
ясно выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.
4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.
1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.
0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас

28
ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30

Типы заданий

Тип вопроса Распределение баллов

Вопросы с Обучающиеся будут отвечать на 4 обязательных вопроса и выполнять
множественным одно задание. За каждый правильный ответ получат по 1 баллу, за
выбором ответа задание, требующее краткого ответа – 2 балла. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта, из
которых обучающийся выбирает один вариант ответа.

Вопросы, Обучающиеся будут выполнять 4 задания для проверки аналитических
требующие и интерпретационных навыков. Они должны будут дать краткий ответ.
краткого ответа

Вопросы, Обучающиеся будут выполнять задание, выполняемое в виде
требующие развернутого ответа, — творческое задание на одну из предложенных
развернутого
тем.
ответа

Структура суммативного оценивания

Вариант состоит из 10 заданий, требующих выбора из множества ответов, краткого и
развернутого ответов. С 1 по 9 задание направлено на проверку понимания художественного
произведения, 10 задание способствует развитию критического и творческого подхода к
прочитанному.

29
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время БаллОбщий
мыслитель заданийзаданиязадания* на * балл
ных навыков * * выполн
ение,
мин*

Мечты и Понимание и 8.1.3.1 Самостоятельно находить в Знание 5 1-5 Вопросы 8 мин 1 6
реальность ответы на тексте и выразительно читать понимание с
1
1. М.Ю.
вопросы наизусть цитаты, фрагменты, применение, множеств
Лермонтов.
о
тражающие тематику критическое енным
«Мцыри» пр
оизведения мышление выбором
2. А. Грин.
твета 1
анализ о
«Алые паруса»
8.3.4.1 Составлять сложный 1
3. А. де Сент-Кр
аткий
атный план
Экзюпери.
цитответ
«Маленький
принц» 2
4.М.Цветаева
Анализ и 8.2.1.1 Определять жанр и его Знание 4 6-9 Краткий 12 мин 3 12
Лирика. инт
ерпретация признаки (трагедия, комедия, понимание ответ
5.А. Ахматова
именение Р
поэма) празвернут
«У самого моря» о
ценка ый
8.2.4.1 А ответ
нализировать эпизоды 3
псинтез
роизведений, объяснять их связь
с проблематикой и роль в
развитии сюжета

8.2.6.1 Анализировать систему 3
образов, хронотоп, структуру
произведения и оформлять свое
представление с помощью
3
различных способов свертывания
информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные

карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.)

30
ПРОЕКТ

8.2.7.1 Определять способы
выражения авторского отношения
к героям

8.2.8.1 Анализировать способы
авторской характеристики героев,
изобразительные средства, в том
числе звукопись и цветопись,
фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы
(символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и
др.)

8.2.9.1 Писать творческие работы
(письмо литературному герою,
сценарии и др.), выражая
отношение к герою, его
поступкам, используя
изобразительные средства

Оценка и 8.4.1.1 Участвовать в обсуждении Применение 1 11 Развернут20 мин. 12 12
сравнительный произведения, отстаивая свою оценка ый ответ
анализ точку зрения, оценивая поведение, синтез
поступки героев, позицию автора

8.4.4.1 Оценивать устные и
письменные высказывания (свои,
одноклассников и другие) с точки
ения полноты и глубины
зр
раскрытия темы,
композиционного единства и
фактологической точности

ИТОГО 10 40 30

Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения

31
ПРОЕКТ

Образец заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту

Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех
предложенных.

1. Укажите тему произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

A) мечта
B) дружба
C) ненависть
D) жестокость
[1]
2. Что символизирует название «Алые паруса» в произведении Грина?

A) мечта
B) радость
C) симпатия
D) одиночество
[1]

3. Какая из цитат содержит тему произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

А) А душу можно ль рассказать?

В) Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?

С) Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.

D) Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
[1]

4. Какая из цитат содержит в себе тему поэмы А. Ахматовой «У самого моря»?

А) Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.

32
ПРОЕКТ

B) К самому уху ее склонившись,
Я прошептала: «Знаешь, Лена,
Ведь я сама придумала песню,
Лучше которой нет на свете».

C) Вынес моряк того, кто правил
Самой веселой, крылатой яхтой,
И положил на черные камни.

D) «Он никогда не придет за мною,
Он никогда не вернется, Лена.
Умер сегодня мой царевич».
[1]

5. Составьте цитатный план к стихотворению М. Цветаевой «Ошибка».
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________[2]

[6]

Анализ и интерпретация

Задание: аргументированно ответьте на вопросы.

6. При помощи каких образов автор описывает лирическую героиню в стихотворении
М. Цветаевой «Ошибка»? Назовите основные черты этих образов.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [3]

7. Определите жанр произведения А. Грина «Алые паруса». Назовите не менее двух
признаков жанра.
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [3]

8. Назовите 2 признака философской сказки на примере произведения А. Сент-
Экзюпери «Маленький принц». Подтвердите свой ответ примером из текста.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [3]

33
ПРОЕКТ

9. Проанализируйте способы авторской характеристики одного из героев: Грэя
или Ассоль.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [3]

[12]

Оценка и сравнительный анализ

10. Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной
работы – 120 — 150 слов.

1. Докажите, что Мцыри – романтический герой, характеризуя романтическую
ситуацию, пейзаж, черты личности, судьбу, поступки. Используйте цитаты.

2. Опишите встречу Эгля и Ассоль глазами Эгля. Включите описание мыслей,
чувств и настроения героев. Используйте цитаты.

3. «Нельзя мечту свою хватать руками,/ Нельзя мечту свою держать в руках!»
Каким образом литературные приемы и художественные средства позволяют Цветаевой
раскрыть идею?

[12]

Схемы выставления баллов
Понимание и ответы по тексту

№ Ответы Дополнительная Балл
вопроса информация для
учителя

1 В 1

2 А 1

3 C 1

4 А 1

5 1. «И возвратить воздушность ей нельзя». Возможно 2
2. «Вдруг побледнеет и погибнет вдруг». использование
3. «Где их наряд? От них на наших пальцах других цитат,
Одна зарей раскрашенная пыль!» выражающих
4. «Нельзя мечту свою держать в руках!» основную мысль
5. «Твоя любовь была такой ошибкой». четверостиший.

Общий балл 6

Анализ и интерпретация

№ Ответы Дополнительная Балл
вопроса информация для
учителя

34
ПРОЕКТ

6 Автор описывает лирическую героиню Возможны другая 3
опосредованно: через образы снежинки, медузы, интерпретация
мотыльков-скитальцев. Образ снежинки стихотворения, но
подчеркивает легкость, воздушность лирической ответ на вопрос
героини, в то же время яркость – через сравнение должен быть со
«как звездочка упавшая скользя». ссылками на текст.
Образ медузы привносит прозрачность и
чувствительность в образ лирической героини.
Образ мотылька-скитальца привносит символику
мечты в образ лирической героини. Итак,
лирическая героиня, как объект мечтаний
лирического героя, необыкновенна: нежная,
чувствительная, яркая – воплощенная мечта.

7 Феерия (от слова «фея») — это драматическое Определение 3
произведение, в котором жанра
обязательно.
противоборствуют волшебные силы и, как
озможны другие
в сказках, побеждают добро и красота. В
ссылки на текст.
1) Грин назвал свое произведение феерией,
потому что в жизнь Ассоль, главной героини, Называет не менее
приходит сказка по воле сказителя и двух жанровых
преображает ее. особенностей.
2) Побеждают добро и красота (доброта и
красота главной героини позволяют воспринимать
концовку истории как справедливый финал);
3) Сама мечта похожа на сказку, которую
воплощает Грэй в виде корабля с алыми парусами.
Алый цвет – апогей красоты.

8 Философская сказка – сказка-притча, В ответе должен 3
которая в иносказательной форме содержит нравобыть 1 признак
учение. с
казки и 1 признак
Признаки сказки: наличие сказочного мира планет,
притчи.
по которым путешествует сказочный принц; В ответе должна
Наличие волшебных перемещений: умер и быть ссылка на
очутился на своей планете текст
Признаки притчи: учит быть ответственным за тех, произведения.
с кем дружишь и кого любишь;
человек, которого любишь, всегда особенный для
тебя.

9 Ассоль – главная героиня повести А.С. В ответе должны 3
Грина «Алые паруса», девушка, чья мечта стала быть два
явью. литературных
1) Автор характеризует Ассоль через приема
жизненную ситуацию: Ассоль рано лишилась
характеристики
матери, и ее воспитал отец – суровый и
персонажа: Ассоль
замкнутый Лонгрен. Поэтому Ассоль была
или Грэя.
привязана к отцу и дичилась окружающих.
2) Через ее характеристику жителями городка:
корабельная, полоумная Ассоль.
3) Ассоль добра и наивна, это можно увидеть
через ее поведение: она могла заговаривать с
деревьями и кустарниками, как с живыми,
заботиться о братьях меньших.

35
ПРОЕКТ

4) Через черты портрета видна чистота души
Ассоль: «Каждая черта Ассоль была выразительно
легка и чиста, как полет ласточки».
5) Через путь к воплотившейся мечте Ассоль
автор показывает ее умение самозабвенно
мечтать и игнорировать злые насмешки.

Общий балл 12

Оценка и сравнительный анализ

Баллы Описание

11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.

8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
с ясно выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.

4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас

36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *