СОЧ Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Естествознание 6 класс

Спецификация суммативного оценивания

за четверть

по предмету

«Естествознание»

6 класс

ПРОЕКТ

1 ПРОЕКТ

Содержание

1. Цель суммативного оценивания за четверть ……………………………………………………………………… 3

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ………………….. 3

3. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………………………………………. 3

4. Уровни мыслительных навыков ………………………………………………………………………………………. 4

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей 5

6. Правила проведения суммативного оценивания ………………………………………………………………. 5

7. Модерация и выставление баллов ……………………………………………………………………………………. 5

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ………………………….. 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ………………………… 13

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ………………………… 23

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ………………………… 31

2 1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,

приобретенных учащимися в течение четверти.

Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных

на четверть в учебных планах целей обучения.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Естествознание», основная школа (5-6 классы) (с русским

языком обучения).

3. Ожидаемые результаты

Знать:

— первоначальные географические, биологические, физические и химические понятия;
— вклад выдающихся ученых в становление и развитие естественных наук;
— правила техники безопасности при проведении экспериментальных и практических
работ;
— единицы измерения физических величин;
— классификацию веществ;
— влияние факторов окружающей среды на живые организмы, влияние человеческой
деятельности на окружающую среду;
— методы географических исследований;
— особенности природы материков и океанов, отдельных территорий, стран и Республики

Казахстан;

— глобальные и региональные демографические проблемы.

Понимать:

— физический смысл величин, основных терминов и законов;
— различие между классами органических и неорганических веществ;
— глобальные и локальные экологические проблемы.

Применять:

— основные физические, химические, биологические, географические понятия и термины
для описания объектов, процессов и явлений в живой и неживой природе;
— методы безопасного проведения опытно-экспериментальных и исследовательских
работ;
— графические методы представления результатов;
— Международную систему единиц измерения;
— приемы картометрии, навыки ориентирования и навигации.

:
Анализировать

— информацию, представленную в графической и табличной форме;
— закономерности биологических процессов и явлений;
— процессы круговорота веществ в биогеоценозе;
— достижения в области естественных наук и сферы использования научных открытий. ПРОЕКТ

Синтезировать:
— план проведения эксперимента и исследования;
— знания о процессах, протекающих в живой и неживой природе, для систематизации,
классификации и выявления эмпирических правил, принципов и закономерностей.

Оценивает:
— результаты проведенного эксперимента;
— влияние различных физических и химических процессов на жизнедеятельность
человека и окружающую среду.

4. Уровни мыслительных навыков

Уровни Описание Рекомендуемый тип
мыслительных заданий
навыков

Знание и Знать конкретные факты, термины, Для проверки уровня
понимание методы и приемы. рекомендуется использовать
Демонстрировать понимание задания с множественным
предмета через правильное выбором ответов(МВО)
воспроизведение, прогнозирование и/или задания, требующие
или объяснение информации. краткого ответа (КО).

Применение Использовать информацию и ранее Для проверки уровня
полученные знания в различных рекомендуется использовать
контекстах и новых ситуациях. задания, требующие
Модифицирует изученные способы краткого ответа (КО) и/или
действий задания, требующие
развернутого ответа (РО).

Навыки Интерпретировать полученные Для проверки уровня
высокого результаты и информацию через рекомендуется использовать
порядка исследование составных частей задания, требующие
изучаемого процесса. краткого ответа (КО) и/или
Объединять ранее полученные задания, требующие
знания в единое целое для создания развернутого ответа (РО).
моделей; интерпретировать модели,
которые описывают реальные
процессы; формировать суждения,
вытекающие из источников.
Выносить решение об эффективности
или достоверности

4 ПРОЕКТ

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей

авыки высокого
Четверть Знание и понимание Применение Н
порядка

I 60% 35% 5%

II 55% 45% 0%

III 30% 45% 25%

IV 25% 40% 35%

Итого 43% 41% 16%

6. Правила проведения суммативного оценивания

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.

7. Модерация и выставление баллов

Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность — 40 минут
Количество баллов – 20

Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл
мыслительнызаданийзаданиязаданиявыполненза
х навыков * * * ие, мин* раздел

6.1.1.1 – перечислять объекты Знание и 7
1 2
исследований естественных наук понимание 1 1 КО

рафически представлять
6.1А 6.1.5.1 – г
рименение 1 2 РО 3 2
полученные данные П
Мир
науки
6.1.6.1– представлять полученные выводы Навыки
в различной форме высокого 1 3 РО 4 3
порядка

6.2.1.1 – называть параметры объектов Знание и 13
О 3 2
макро- и микромира понимание 1 4 К

6.2.2.2 – объяснять свойства Земли
Применение 1 5 КО/РО 4 2

6.2.4.2 – оценивать современные условия Навыки
уществования человека на Земле высокого 1 6 КО 10 4
6.1В с
порядка
Человек.
6.2.6.1 – определять особенности природы
Земля.
материков и их физико-географических Применение 1 7 РО 5 2
Вселенн
гионов по плану
ая ре
6.2.7.1 – определять закономерности
нание и
3 1
размещения населения З
понимание 1 8 КО

Навыки
6.2.7.2 – оценивать показатели плотности
ысокого 1 9 КО 7 3
населения в
порядка

20

7 Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Естествознание»

1. Напишите, что изучают естественные науки.
Астрономия изучает космические тела.

Физика изучает ________________________________________________________________[1]

Химия изучает химические явления и вещества.

Биология изучает живые организмы.

География изучает_____________________________________________________________ [1]

2. Атмосфера имеет следующее строение: тропосфера, высота до 17 км;

стратосфера, высота до 55 км;

мезосфера, высота до 80 км.

Изобразите графически строение атмосферы.

[2]
3. Изучите таблицу, сделайте вывод о средней плотности населения мира по регионам.

Вывод представьте в форме текста.
2
лотность, человек на 1 км
Название региона П

Европа 103 человек

Азия 207 человек

Африка 55 человек

Северная Америка 16 человек

Южная Америка 40 человек

Мир 48 человек

ПРОЕКТ

Вывод:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ [3]

4. Примерами микромира являются атомы, молекулы, капля воды, песчинка. А примерами

макромира – яблоко, стакан воды, животное, растение и др.

Назовите параметры обьектов макро- и микромира.

Параметры микромира Параметры макромира

[2]

5. По рисунку объясните свойства планеты Земля.

(а) Вид движения Земли:
___________________________________ [1]

(b) Влияние наклона оси Земли на смену времен
года:
___________________________________ [1]

6. На рисунке изображена, созданная человеком материальная среда.

(a) Напишите не менее двух преимуществ и двух недостатков современных условий

существования человека в городе.

ПРОЕКТ

Преимущества:
1. __________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________ [2]

Недостатки:
1. __________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________ [2]

7. Охарактеризуйте физико — географическое положение Евразии по плану.

Общая площадь материка

Океаны, омываюшие побережье

материка

[2]

8. Назовите причины неравномерного расселения людей на Земле.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]

ПРОЕКТ

9. (a) Вычислите плотность населения для Бангладеш.

№ Страна Территория Численность Плотность
населения населения
2
1 Бангладеш 144 тыс. км 168 млн …

2
2 Австралия 7,7 млн. км 24 млн 700 тыс 2 человека

2
3 Китай 9,6 млн. км 1 млрд 380 млн 143 человека

2
4 Бразилия 8,5 млн. км 205 млн 24 человека

2
5 Казахстан 2,7 млн. км 18 млн 6,6 человека

2
6 Германия 357 тыс. км 82 млн 230 человека

[1]

(b) Определите, в какой стране самая большая плотность населения.

_____________________________________________________________________________[1]

Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация

изика изучает физические явления
1 Ф2
Гография изучает земную поверхность

2 2

Из таблицы видно, что средняя плотность
2
населения мира составляет 48 человек на 1 км.
2
3 Самая высокая плотность в Азии – 207 чел на км, 3
самая низкая в Северной Америки – 16 чел на
2
км.

Параметры Параметры
микромира макромира

асса/ размеры/ Масса / размеры /
4 М2
3 3
нанометры, объем / кг, т, см, м
пикометры,
микрограммы

Движение Земли вокруг Солнца по орбите 1

Ось Земли всегда наклонена к плоскости орбиты
од углом 66,5º. Это обеспечивает различное
5 п
ринять
положение планеты к Солнцу в течение года, 1 П
другие верные ответы
влияет на угол падения солнечных лучей и как
следствие смену времен года.

Преимущества: развитая инфраструктура,
комфортные условия (центральное отопление, 2
ринять
з, транспорт, интернет, мобильная связь и др.) П
6 га
другие верные ответы
Недостатки: загрязнение воздуха, воды,
недостаток пресной воды, шум, пробки 2
2
Площадь Евразии: 54 000 км
1

7
Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический,
Северный Ледовитый 1

играция, процесс урбанизации, изменение Принять любой другой
8 М1
условий жизни. верный ответ
2 2
лн/144 тыс. км= 1167 человек на 1 км1
9 168 м

Бангладеш 1

И
того 20 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность — 40 минут
Количество баллов – 20

Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 12 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть

Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на БаллБалл
мыслительных заданийзаданиязаданиявыполнение, * за
навыков * * * мин* раздел

6.3.1.1 Различать атомы и молекулы, Знание и 2 1, 2 КО 3 2
простые и сложные вещества понимание

6.3.1.2 Описывать фундаментальные Знание и 1 3 КО 2 1
частицы атома и их расположение в понимание
атоме

6.3.1.3 Описывать свойства вещества: Знание и 1 4 КО 4 2
температуры плавления и кипения понимание

6.3.2.1 Классифицировать вещества на Знание и 1 5 КО 4 2
органические и неорганические понимание

6.3.2.2 Различать кислые, щелочные и Применение 1 6 КО 5 2
нейтральные среды в живой и неживой
рироде и определять среду с помощью
6.2А п
ниверсального индикатора
Вещества и у20
бъяснять процесс нейтрализации Применение 1 7 КО 5 2
материалы 6.3.2.3 О
6.3.3.1 Определять преимущества и Применение 1 8 КО 5 3
недостатки природных и искусственных
материалов

6.3.3.2 Объяснять области применения Применение 1 9 РО 5 3
продуктов бытовой химии и правила
безопасного обращения с ними

6.3.3.3 Определять месторождения Применение 2 10, 11 КО 4 2
полезных ископаемых в Казахстане и
области их применения

6.3.3.5 Объяснять влияние добычи и Применение 1 12 РО 3 1
переработки полезных ископаемых на
окружающую среду

20

Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Естествознание»

1. Определите, где на рисунке изображены простые и сложные вещества.

(а) (b) (c)

[1]

2. Установите соответствие между частицами и их характеристиками.

1. Атомы А. Не разрушаются в химических реакциях
В
. В химических реакциях разрушаются
С
. Содержат положительно заряженное ядро и отрицательно
2. Молекулы з
аряженные электроны

1. __________________
2. __________________
[1]

3. На рисунке изображено строение атома гелия (Не).

Подпишите названия элементарных частиц, составляющих атом.

[1] ПРОЕКТ

4. Изучите рисунок и закончите предложения:

(а) Точка таяния льда _____ , вода переходит из ________________ состояния в
_________________ состояние. Это явление называется ________________ .
[1]
(b) Точка кипения воды _____ , вода переходит из _______________ состояния в
_________________ состояние. Это явление называется _______________ .
[1]

5. Определите, к органическим или неорганическим веществам относятся предложенные
вещества.

Название вещества Органические/
неорганические вещества

Сахар

Кислород (газ)

Этиловый спирт

Углекислый газ

Поваренная соль

Лимонная кислота

[2]

6. Ученик определил среду предложенных растворов и записал наблюдения в таблицу.

По данным, определите среду и значение рН исследуемых растворов.

Исследуемый Универсальная
Среда раствора рН среды
акмусовая бумажка
раствор л
(> 7, < 7, = 7) (жёлтая) «Coca-cola» изменила цвет на красный ... ... «FAIRY» изменила цвет на синий ... ... Раствор детского мыла изменила цвет на зелёный ... ... [2] ПРОЕКТ 7. Прочитайте утверждения. Если вы считаете, что утверждение верно, поставьте знак «+», если неверно – знак «—». рно / Утверждение Ве Неверно Избыток кислоты в желудке нейтрализуют лекарства, имеющие кислую среду. Чрезмерно кислые почвы могут давать плохой урожай. Для нейтрализации кислотности почвы, агрономы добавляют в почву гашеную известь, которая имеет щелочную среду. При употреблении сладостей, в ротовой полости образуется кислая среда, которая разрушает зубную эмаль и приводит к образованию кариеса. Для нейтрализации кислой среды нужно почистить зубы зубной пастой. Яд муравьёв содержит муравьиную кислоту, поэтому раздраженную кожу после укуса муравьями, следует промыть кислым раствором, таким как разбавленный лимонный сок. [2] 8 (a) Соедините линиями и покажите логические цепочки: «Материал → Свойства материала → Применение материала». ПРОЕКТ [2] 8(b) Напишите недостатки, которые имеют материалы полиэтилен и капрон. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ [1] 9. Для устранения засоров в канализационных трубах используют средство «Крот». При работе с ним нужно соблюдать осторожность! Используя предложенные знаки безопасности, составьте инструкцию по работе с этим средством. ПРОЕКТ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________[3] 10. Используя «Карту полезных ископаемых Казахстана», назовите месторождение алюминиевого сырья. ________________________________________________________________________________ [1] 11. Из 4-5 тонн бокситной руды получают 1 тонну алюминия. Назовите, что можно производить из чистого алюминия. Приведите 3-4 примера. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ [1] ПРОЕКТ 12. Напишите, какой вред может нанести окружающей среде добыча и переработка нефти. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ [1] ПРОЕКТ Схема выставления баллов № Ответ Балл Дополнительная информация 1 (а) Простое вещество 1 (b) Сложное вещество (с) Простое вещество 2 1.А В D 2.C 1 3 1 4 (а) Точка таяния льда 0оС, вода переходит из твёрдого 1 состояния в жидкое состояние. Это явление называется плавлением. (b) Точка кипения воды 100оС, вода переходит из 1 жидкого состояния в газообразное состояние. Это явление называется испарением 5 Н2 1 балл за азвание вещества Органические или неорганические неорганические ещества вещества в алл за Сахар Органическое 1 б рганические Кислород (газ) Неорганическое о ещества Этиловый спирт Органическое в Углекислый газ Неорганическое Повареная соль Норганическое Лимонная кислота Органическое 6 «Coca-cola» - кислая среда – рН < 7 2 1 балл за «FAIRY» - щелочная среда – рН > 7 определение среды
алл за
Раствор детского мыла — щелочная среда – рН > 7 1 б
определение рН

7 1. «-» 2 1 балл — три верных
2. «+» ответа
3. «+» 2 балла – четыре
4. «-» верных ответа

8(a) 2 1 балл – две
правильные
логические цепочки

2 балла – три
правильные
логические цепочки

8(b) Полиэтилен и капрон – не устойчивы к воздействию 1 Принять

ПРОЕКТ

высоких температур; при контакте с огнём загораются; другие верные
длительное время не разлагаются в природе, что ответы
приводит к экологическим катастрофам.

9 «Крот» — это средство, которое разъедает кожу. 3 1 балл за 1-2
Необходимо работать в перчатках, чтобы защитить кожу правила
рук. 2 балла за 3
Беречь глаза, чтобы средство не попало в глаза. Хранить правила
в местах, недоступных для детей 3 балла за 4
правила

10 Северный Казахстан/ Костанайская обл./Аркалык 1

11 Алюминиевая фольга, тара для напитков, 1 Принять
самолётостроение, в электротехнике, товары другие верные
хозяйственного потребления. ответы

12 Сжигание нефтепродуктов высвобождает углекислый 1 Принять
газ в атмосферу, что может привести к смене климата на другие верные
планете, непредсказуемым изменениям погоды, таянию ответы
ледников.
Нефть, проливающаяся в результате аварий на буровых
вышках (аварий танкеров), нарушает экосистему,
приводит к гибели морских птиц, млекопитающих и
других организмов.

И
того 20

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 20

Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 10 заданий. В вопросах, требующих краткого ответа,
обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого
предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Оценивается способность обучающегося выбирать и применять математические приемы в
ряде математических контекстов. Задание может содержать несколько структурных
частей/вопросов.

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть

Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на БаллБалл за
6 класс мыслительных задазаданиязаданиявыполнение, * раздел
навыков ний* * * мин*

6.3А 6.4.2.1 — определить основные компоненты Применение 1 1 КО 2 2 10
Процессы клетки
в живой и
6.4.2.2 — объяснять процессы, присущие живым Навыки высокого 1 2 КО 3 2
неживой
организмам порядка
природе 6.4.2.4 — со
ставлять сбалансированный рацион Применение 1 3 КО 4 1
пит
ания

6.4.2.7 — исследовать различие в содержании Навыки высокого 1 4(a) РО, КО 9 4
вдыхаемого и выдыхаемого воздуха порядка 4(b)

6.4.2.8 — называть продукты выделения у Знание и 1 5 МВО 2 1
организмов понимание.

6.3В 6.5.1.2 — называть и приводить примеры Знание и 1 6 МВО 2 1 10
Энергия и процессов, протекающих с выделением и понимание
движение поглощением энергии;

6.5.1.5 — предлагать альтернативные источники Применение 1 7 КО 6 2
получения энергии

6.5.1.3 — называть единицу электрической Применение 1 8 КО 2 1
энергии;

6.5.2.1 — приводить примеры и пояснять Применение 1 9(i) КО 6 2
относительность движения; 9(ii)

6.5.2.6 — измерять атмосферное и артериальное Знание и 1 10 КО 4 4
давление, используя соответствующие понимание
приборы и делать выводы

Итого: 20

Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения

Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Естествознание»

1. Определите 2 основных компонента клеток. Назовите и обозначьте их на рисунке.

1 _________________________________ 2 _______________________________

[2]

2. Объясните свойства живых организмов (А, В, С, D), изображенных на рисунке.

A ________________________ B______________________________
ПРОЕКТ

C ___________________________ D ______________________________

[2]
3. На рисунке показана пирамида полноценного питания организма.

В ряду С, назовите продукты и вещество, входящее в состав данных продуктов, и важность

этого вещества для человека.

Название продукта Название вещества Важность этого вещества

[1]

4. Ученик провел эксперимент, он сделал 4 вдоха и выдоха, после этого измерил объем
выдыхаемого воздуха (с помощью прибора). Определил процентное содержание газов в
воздухе при дыхании (кислород, углекислый газ, азот).

26 ПРОЕКТ

Результат эксперимента записал в таблицу:

Выдыхаемый Вдыхаемый
воздух воздух
3
Общий объем выдыхаемого воздуха / см
2 000 ——
3
Средний объем воздуха на одно дыхание / см
500 ——

Процентное содержание кислорода /% ???
17.2

Процентное содержание углекислого газа /% ???
3.6

Процентное содержание азота /%
74.9 75.0

(а) В колонку «Вдыхаемый воздух» впишите процентное содержание кислорода и
углекислого газа при вдохе.
[1]

(b) Опишите, как изменился состав воздуха при дыхании, и покажите ваши расчеты.

— Количество кислорода в легких ________________________ на _________%_._

Расчеты:________________________________________________________________________

— Количество углекислого газа в легких ________________________ на ________%.___

Расчеты:________________________________________________________________________

— Содержание азота _______________________________________________________________
[3]

5. Определите правильную строку, показывающую органы выделения и продукты, которые

они выделяют.

иоксид углерода мо
A дчевина соль и вода

иоксид углерода мо
B мочевина дчевина

иоксид углерода с
C доль и вода мочевина

иоксид углерода
D соль и вода мочевина д

[1]

27 ПРОЕКТ

6. Назовите правильный вариант, где процессы, протекают…

первый – с поглощением энергии, второй – с выделением энергии:

A) капелька воды превращается в льдинку; солнце нагревает воду в бассейне

B) таяние ледников в горах; после пробежки мальчик снимает пальто

C) в печке горят дрова; вода в чайнике закипает над костром

D) приготовление пищи на газовой плите; температура воды в стакане понизилась

[1]
7. Приведите в соответствие источники энергии и энергии природы.

1. Солнечная батарея A. Энергия воды

2. Гидроэлектростанция B. Энергия пара

3. Теплоэлектростанция C. Энергия топлива

4. Паровой двигатель D. Энергия солнца

[2]

8. Напишите единицу измерения электрической энергии: ______________________________

[1]

9. На рисунке (а) за тело отсчета принята гора; на рисунке (b) – мальчик.

(i) Определите, какие тела находятся в движении относительно тела отсчета на рисунках:

(а)__________________________________________________________________________

(b)__________________________________________________________________________

[1]

(ii) Определите, какие тела находятся в покое относительно тела отсчета на рисунках:

(а) _________________________________________________________________________

(b) __________________________________________________________________________

[1]

28 ПРОЕКТ

10. Используя рисунок, заполните таблицу.

Н
азвание

п
рибора

Чт
о он измеряет?

аковы (а)
К
казания _____мм.рт.ст;
по
рибора?
п
)
(b_________
___гПа

[4]

29 Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация

3

1
2 балла – если
1 2 названы любые два
компонента
2

1. Ядро 2. Цитоплазма 3. Мембрана

ринимается
А – питание П
ругая, близкая по
– раздражимость д
слу
2 В 2 см
С – рост ы
ормулировка
D – движение ф
ответа

вощи, фрукты / название овощей или фруктов – 1 ба
за полный
3 О1 лл
твет
углеводы – источник энергии в организме о

роцент кислорода /% — 21
4(а) П1
Процент диоксида углерода /% — 0,03

Количество кислорода в легких больше /
увеличивается при вдохе на 3,8 %.
Расчеты: 21 – 17,2 = 3,8%
(b) Количество двуокиси углерода в легких при вдохе в 3
120 раз меньше, чем в выдыхаемом воздухе.
Расчеты: 3,6/0,03 = 120
Количество азота почти не изменилось.

1
5 А

1
6 В

лла за полный
7 1- D, 2 — A, 3 — C, 4 — B 2 2 ба
ответ

8 кВт*ч / Дж 1

а-поезд; b-горы 1
9 (i)
(ii) а-земля; b- вагон, пассажир 1

Барометр-анероид 1

тмосферное давление 1
10 А
740 мм.рт.ст. 1

987 гПа 1

И
того 20

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность — 40 минут
Количество баллов – 20

Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов

31 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл
мыслительных заданийзаданиязаданиявыполненза
навыков * * * ие, мин* раздел

6.6.1.1 — графически представлять и Применение 1(а) РО 5 3 14
объяснять взаимосвязь компонентов 1
рименение 1(b) РО 3 1
экосистем П

6.6.1.2 — объяснять причины смены
рименение 1 2 КО 3 2
6.4А
экосистем П
Экологи
6.6.1.3 — объяснять переход энергии и
рименение 1 3 РО 3 3
я и
веществ в экологической пирамиде П
устойчив
сследовать многообразие
ое 6.6.2.2 — и
Навыки высокого
ивых организмов в различных 1 4 КО 4 2
развитие ж
орядка
экосистемах п

6.6.3.1 — анализировать причины
Навыки высокого
некоторых экологических проблем
О 7 3
орядка 1 5 К
своего региона п

6.7.1.1 — обсуждать значение открытий, Навыки высокого 6
О 6 4
изменивших мир порядка 3 6 К
6.4В
6.7.1.2 — обсуждать вклад казахстанских
ОткрытиНавыки высокого
ученых в развитие естественных наук
О 5 1
я, порядка 1 7 К
меняющ
рогнозировать направления
ие мир 6.7.1.3 — п
Навыки высокого
развития исследований науки в 1 8 КО 4 1
орядка
будущем п

20

32 ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Естествознание»

1. Перед вами описание экосистемы.

Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Небольшой

уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега.

Эта экосистема распространена в Евразии и Северной Америке, также встречается в

горах северного и южного полушарий.

В этой экосистеме множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и

занимают верхний ярус в экосистеме. Основные виды это: сосна, ель, кедр, лиственница.

Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники. Они не только участвуют в

процессе фотосинтеза, но и являются питанием для животных. Главными и вершиной

трофической цепи этого вида леса являются хищники, — тигр, снежный барс, рысь. Здесь

водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из

семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды

птиц.

Почвы не плодородны.

(а) Представьте графически описанную экосистему.
[3]
(b) Объясните взаимосвязь компонентов в этой экосистеме.
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[1]

2. Объясните причины смены экосистем, изображенных на рисунке от А Б В Г.

________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [2]

3. Объясните переход энергии в экологической пирамиде.

33 ПРОЕКТ

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[3]

4. На рисунке изображены две экосистемы: экосистема степи и смешанного леса.

Сравните многообразие экосистем (видовой состав растений, животных, грибов):

Экосистема степи Экосистема смешанного леса

[2]

5. Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе.

34 ПРОЕКТ

Заполните таблицу (первая строка заполнена для примера):

Форма влияния человека П
римеры Последствия влияния
(отрицательное)

1. Большое число Загрязнение атмосферы города;
В Алматы на 1,5 млн
автомобилей ж
болезни органов дыхания у людей;
елей приходится
ит
700 тыс. автомобилей

2.

3.

[3]

6. Используя таблицу, ответьте на вопросы:

Открытие Ученый и его изобретение

В 1874 г. А.Н.Лодыгин изобрел лампу

накаливания. Ее запатентовали почти во всей

Европе. Он выкачал из стеклянной ламповой

колбы воздух, увеличив долговечность

лампочки. Нить накаливания изготовил не из

угля, а из тугоплавкого вольфрама.

В 1875 г. Павел Яблочков изобрел
электрическую угольную дуговую лампу.
Впервые она была продемонстрирована в
качестве уличного и театрального освещения
в Париже.

В 1879 г. Томас Эдисон разработал лампочку

накаливания с угольной нитью.

35 ПРОЕКТ

(а) Что общего у этих открытий с точки зрения назначения и превращения энергии?
_____________________________________________________________________________ [2]

(b) В чем различие этих открытий?
_____________________________________________________________________________ [2]

7. Ответьте на вопрос, используя информацию из таблицы:

Вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук

Идлис Григорий Основные труды в области звёздных систем, космологии, проблем

Моисеевич малых тел Солнечной системы и солнечно-земных связей с помощью

тического и радиотелескопа.
(1928-2010) оп

Омаров Основные труды в области галактик и их систем, сверхскоплений,

Тукен двойных звезд.

Бигалиевич

(1935-2013)

Был одним из основателей Академии наук Казахстана, НИИ
Тихов Гавриил
строномии и физики, а также обсерватории Каменское плато.
Адрианович а
сновные работы посвящены фотометрии и колориметрии звёзд
(1875-1960) О
планет с помощью фотометра, спектрометра.
и

Перечислите, с помощью каких астрономических приборов или устройств ученые проводили
свои исследования.
________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________[1]

8. Соотнесите области исследований с объектом исследования в будущем (укажите
стрелками).

Области исследований Объект исследования в будущем

1) область космических исследований А
) таяние ледников, возникновение ураганов

2) область климатических изменений на В) исследование черных дыр

Земле

3) возобновляемые источники энергии С) ценность продуктов питания

4) в области питания человека D) энергия биомассы, ветра, воды

[1]

36 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация

3 балла за полный
ответ,
балла –допущена 1-
1(а) 3 2
2 ошибки,
1 балл –составлен и
назван один уровень

Растения / их листья, хвоя, шишки являются пищей для
травоядных животных (олени, зайцы, белки, птицы, ежи). 1 б
алл – названы
1(b) Травоядными питаются хищники (соболь, куница, медведь и 1 взаимосвязь растений
др.). Растения и животные/их жизнь зависит от состава почвы, и животных
количества осадков.
Смена сообществ при зарастании водоема. Растительность
2 балла – если ответ
продвигается от берегов к центру водной поверхности (А).
олный
тот процесс продолжается, и озеро постепенно превращается
2 Э2 п
1 балл –ответ не
в болото, заполняется торфом (Б, В). После того как озеро
олный
полностью заполнится торфом, на его месте вырастает лес (Г) п

Экосистема луга. Продуценты – травы и кустарники; 3 балла –названа
консументы (потребители) – 1 порядка (травоядные) – экосистема и кол-во
насекомые, их гусеницы, грызуны. Ими питаются птицы, трофических
лягушки, мыши. Этими животными питаются змеи и хищные уровней;
тицы. Данная экосистема состоит из 5 трофических
3 п3 2 балла –названы все
(пищевых) уровней. т
рофические уровни;
1 балл –названы не
менее 2 трофических
уровней.

Экосистема степи Экосистема смешанного леса

Растут только травы, Растут деревья, как
кустарники; лиственные, так и хвойные,
алл – перечислены
кустарники, травы – 1 б
животные, растения,
Обитают, насекомые,
растительность
рибы в экосистемах;
4 п2 г
ресмыкающиеся, птицы,
многообразная. Есть
алла – дается
млекопитающие, такие как
азличные грибы. 2 б
сравнение экосистем
сайгаки, волки, грызуны. р
Обитают насекомые, птицы,
По многообразию эта
млекопитающие –
экосистема беднее, чем
равоядные, хищники.
экосистема леса. т

3
1 балл – называет
Форма влияния Примеры Последствия
роблему,
человека влияния п
балла – приводит
отрицательное) 2
5 (
еще пример,
Выбросы мусора В Казахстане Спутник каждого
3 балла – ели дан
ежегодно города – свалка /
полный ответ.
образуется 1 млрд складирование
Принимается одна из

37 ПРОЕКТ

проблем или другие
тонн отходов, из мусора,
проблемы региона
них загрязнение
перерабатывается окружающей
только 2-5 % среды/ болезни и
вымирание
растений и
животных /
распространение
болезнетворных
организмов для
человека
Сжигание угля, ТЭЦ 2 в Алматы за Парниковый
газа, мазута, год сжигает более 2 эффект,
керосина, млн тонн угля изменение
деревьев и др. климата,
природные
катаклизмы,
образование смога
Предприятия «Балхашцветмет» Выброс в воздух
металлургии, Его выбросы тяжелых металлов
шахты, рудники составляют пятую – основной
часть всех загрязнитель
загрязнений в окружающей
Казахстане. В среды. Болезни
Темиртау за год людей
образуется 294,5
тыс. тонн
загрязняющих
веществ, Это 15 %
от общего объема
загрязнений
атмосферы
республики
(а) общее:
1) созданы лампы накаливания; 1
алл – назван любой
2 б
верный признак
2) тепловая энергия нагревания, нити превращается в световую
энергию
6 (b) р
азличия:
1) в первой лампе выкачан воздух, у второй — нет стеклянной
балл – назван любой
колбы, в третьей — воздух в колбе; 2 1
верный признак
2) в первой — вольфрамовая проволока, во второй — угольный
стержень, в третьей — угольная нить.
балл – назван любой
7 Оптический телескоп, спектроскоп, фотометр, радиотелескоп 1 1
верный прибор
балл – названы
8 1-B, 2-А, 3-D, 4-С 1 1
3 из 4 ответов
И
того 20

38

1 Reply to “СОЧ Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Естествознание 6 класс”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *