СОЧ Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русский язык и литература (как второй язык) 6 класс

Спецификация суммативного оценивания

за четверть

«Русский язык и литература»

(как второй язык)

6 класс

ЖОБА

2 ЖОБА

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ…………………………..………….4

2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА ЧЕТВЕРТЬ………………………………………………………………………………………………4

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………………….……4

4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ……………………………………………………….5

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ…………………………..…..7

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ………………………………………………………7

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………..…..8

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………….….16

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………….….25

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………………..33

3 ЖОБА

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ

1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.

2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-9
классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) по
обновленному содержанию.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слушание:
учащийся понимает основную информацию сообщения, определяет ключевые слова,
значение слов социально-культурной тематики, тему и основную мысль, анализирует тексты,
характеризует и оценивает поступки персонажей или лирического героя; прогнозирует
содержание текста по ключевым словам.
Чтение:
учащийся понимает основную информацию, определяет тему, цель или назначение
текста; определяет стилистические особенности текстов художественного стиля (рассказ,
басня), официально-делового стиля (объяснительная записка, расписка; поздравление,
объявление, реклама); формулирует вопросы, направленные на оценку содержания текста, и
ответы на вопросы, выражает свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме; владеет
стратегиями чтения, включая изучающее и выборочное чтение; составляет простой план;
анализирует содержание художественных произведений небольшого объема; извлекает
необходимую информацию из различных источников; сравнивает содержание, идеи и
структурные особенности текстов.
Письмо:
учащийся пишет тексты художественного стиля и официально-делового стиля;
подробно излагает содержание текста на основе прослушанного, прочитанного,
аудиовизуального материала; представляет информацию в виде иллюстраций, сюжетных
рисунков, комиксов, в том числе с использованием ИКТ; пишет творческие работы, эссе
(повествование, рассуждение, описание по картине/ теме; соблюдает орфографические и
пунктуационные нормы.

Говорение:
учащийся владеет словарным запасом, включающим фразеологические единицы,
паронимы, заимствованные слов; пересказывает подробно, выборочно содержание текста;
создаёт монологическое высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на
ключевые слова или план; диалог-расспрос, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с
учетом выбранной роли; оценивает монолог/диалог с точки зрения полноты, логичности
содержания с опорой на ключевые слова/план.

4 ЖОБА

4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Виды речевой Уровень Описание заданий Рекомендуемый
деятельности мыслительных тип заданий
навыков
Для проверки уровня
нание и Понимание основной информации
Слушание З
рекомендуется
понимание сообщения продолжительностью до
задания с
использовать
минут, определение ключевых
Применение 2-4
ожественным
слов; значение слов социально- мн
Навыки высокого
выбором ответов
ультурной тематики; содержание
порядка к
задания,
(МВО) и/или
ассказов, поэтических
р
требующие краткого
произведений/фрагментов,
ответа (КО)
содержащих знакомые лексические и
грамматические единицы,
определение темы и основной
мысли, характеристика и оценка
поступков персонажей или
лирического героя; основная мысль
текста на основе ключевых слов и
словосочетаний; прогнозирование
содержания текста по ключевым
словам;
нание и Понимание основной информации, Для проверки
Чтение З
понимание определение темы, цели или уровня
рекомендуется
Применение назначения текста; стилистические
использовать
Навыки высокого
особенности текстов
задания с
порядка х
удожественного стиля (рассказ,
множественным
басня), официально-делового стиля
выбором ответов
(объяснительная записка, расписка;
(МВО) и/или
поздравление, объявление, реклама);
задания, требующие
принадлежность текста к типу
краткого ответа
описание на основе характерных
(КО) и развернутого
признаков; формулирование
ответа (РО).
вопросов, направленных на оценку
содержания текста, и ответы на
вопросы, выражение своего мнения
по теме и/или поднимаемой
проблеме; виды чтения, включая
изучающее и выборочное чтение;
простой план; анализ содержания
художественных произведений
небольшого объема, определение
особенностей изображения главных
и второстепенных персонажей,
лирического героя; извлечение
необходимой информации по
предложенной теме из различных
источников, сопоставление
полученных сведений; сравнение
содержания, идей и структурных
особенностей текстов;
нание и Тексты художественного стиля Для проверки
Письмо З
понимание (стихотворение, сказка, рассказ) и уровня
рекомендуется
Применение официально-делового стиля
использовать
Навыки высокого
(объяснительная записка, расписка,
задания, требующие
порядка п
оздравление, объявление, реклама);
развернутого ответа
п
одробное изложение содержания
текста на основе прослушанного, (РО).

5 ЖОБА

прочитанного и/или
аудиовизуального материала;
п
редставление информации в виде
и
ллюстраций, сюжетных рисунков,
к
омиксов, в т.ч. с использованием
И
КТ; творческие работы (в том
ч
исле на литературные темы) от лица
героя с использованием эпитетов,
сравнений и фразеологизмов; эссе
(повествования, рассуждения,
описания) объемом 80 -100 слов по
картине/ теме; правописание
безударных глагольных окончаний;
знаки препинания в предложениях с
прямой и косвенной речью.

нание и Словарный запас, включающий Для проверки
Говорение З
понимание фразеологические единицы, уровня
рекомендуется
Применение паронимы, заимствованные слова;
использовать
Навыки высокого
подробный, выборочный пересказ
задания, требующие
порядка со
держания текста; лексические
развернутого ответа
н
ормы, связанные с выбором
(РО).
соответствующих слов, речевой
избыточностью и недостаточностью;

монологическое высказывание

(описание, повествование,

рассуждение) с опорой на ключевые

слова или план; диалог-расспрос,

смена позиции «говорящий» на

«слушающий» с учетом выбранной
роли; оценка монолога/диалога с
точки зрения полноты, логичности
содержания с опорой на ключевые
слова/план;
Применение Использование грамматических Для проверки
Использование
форм слов: существительные в уровня
языковых
рекомендуется
ачестве несогласованных
единиц к
использовать
определений, отглагольные
задания, требующие
существительные, краткие
РО и входящие в
прилагательные; возвратные
задание
глаголы; дробные и собирательные
Письма/Говорения.
числительные в разных формах,
неопределенные местоимения и
наречия для обозначения количества;
2) использование синтаксических
конструкций: активные и пассивные
конструкции; простые и сложные
предложения, выражающие
определительные, изъяснительные,
временные, целевые, причинно-
следственные отношения; прямая и
косвенная речь.

6 ЖОБА

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты наглядные
материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут служить
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли правила проведения суммативного
оценивания, и спросите до начала выполнения работы, есть ли у них вопросы.
Удостоверьтесь, что учащиеся во время оценивания работают самостоятельно, и у них
нет возможности помогать друг другу. У учащихся не должно быть доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся не пользоваться ластиком, а зачёркивать неправильные
ответы.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, оказывать помощь в
правописании, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным учащимся.
За 5 минут до завершения суммативного оценивания сообщите учащимся, что у них
осталось 5 минут.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/карандаши на парту. Соберите работы учащихся,
убедитесь, что их количество соответствует количеству учащихся, находящихся в аудитории
и выполнивших работу.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ

Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

7 ЖОБА

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Темы разделов:
Характер и внешность человека.
Мир вокруг нас: животные и растения.

Продолжительность – 40 минут (без учета навыка Говорение)
Слушание -10 минут, Чтение — 10 минут, Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно

Количество баллов – 35

Типы заданий:

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из заданий по 4 частям: Слушание, Чтение, Письмо,
Говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие
краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа,
обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.

8 ЖОБА

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Тема Виды речевой Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время Балл Общий
деятельности заданизаданизаданина балл
й* я* я* выпол
нение,
мин*
Характер и Слушание 6 1 6.1.1.1 Понимать основную МВО Отвечает на вопросы, 10 1 7
внешность информацию сообщения КО определяет значение слова, 1
человекаосновную мысль и 1
продолжительностью до 2-4
моценивает поступок 1
инут, определяя ключевые слова
персонажей, демонстрируя 1
Мир вокруг 6.1.2.1 Понимать значение слов
онимание аудиоматериала 2
нас:
социально- культурной тематики п
животные и
6.1.3.1 Понимать содержание
растения
рассказов, поэтических
п
роизведений/фрагментов,
со
держащих знакомые
л
ексические и грамматические
е
диницы, определяя тему и
ос
новную мысль, характеризовать
и
оценивать поступки персонажей
или лирического героя
Чтение 5 2 6.3.1.1 Понимать основную МВО Понимает текст, 10 1 8
информацию, определяя тему, РО определяет стиль, отвечает 1
а вопросы, выражая своё 2
цель или назначение текста н
мнение по поднимаемой 2
6.3.2.1 Определять стилистические
проблеме. 2
особенности текстов
художественного стиля (рассказ,
басня), официально-делового
стиля (объяснительная записка,
расписка; поздравление,
объявление, реклама); определять
принадлежность текста к типу
описание на основе характерных
признаков
6.3.3.1 Формулировать вопросы,
направленные на оценку

9 ЖОБА

содержания текста, и отвечать на
вопросы, выражая своё мнение по
теме и/или поднимаемой проблеме
Письмо 1 3 6.4.4.1 Создавать тексты РО Пишет текст 20 10 10
художественного стиля художественного стиля,
(стихотворение, сказка, рассказ) и соблюдая правописание
официально-делового стиля безударных глагольных
(окончаний,
объяснительная записка,
р
асписка, поздравление,
об
ъявление, реклама)
Использование
6.4.6.1 Правильно писать
языковых без
ударные глагольные окончания
единиц 6.5.5.1 И
спользовать
существительные в качестве
несогласованных определений,
отглагольные существительные,
краткие прилагательные
Говорение 1 4 6.2.5.1 Участвовать в диалоге-РО Участвует в диалоге, меняя Говоре10 10
расспросе, меняя позицию позицию «говорящий» на ние
«говорящий» на «слушающий» с «слушающий», соблюдает проверя
учетом выбранной роли лексические нормы, ется
избегая повторов. отдельн
6.2.3.1 Соблюдать лексические
о.
нормы, связанные с выбором
Ученик
соответствующих слов, избегая
отовит
повторов г
я 2
с
минуты
,
отвечае
т 1,5
минуты
.
Итого 13 4 40 35

римечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
П

10 ЖОБА

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть

Слушание

Задание
Перед прослушиванием ознакомьтесь с заданиями. Прослушайте текст два раза, отметьте
один правильный ответ: А, В, С или D. В задании №6 допишите предложения. За каждый
правильный ответ выставляется 1 балл.

Транскрипт
http://lukoshko.net/story/pohvalite-menya.htm

У нас в Туле была кошка. Дымчато-серая. С острою мордою, — вернейший знак, что
хорошо ловит мышей; с круглой мордочкой, — такие кошки больше для того, чтоб ласкаться к
людям и мурлыкать.
Кошка эта ловила мышей с удивительным искусством. И никогда их не ела. И
совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее
похвалы. Она появлялась с мышью в зубах и, как-то особенно призывно мурлыкая, терлась о
ноги мамы. Уже по этому торжествующему, громкому мурлыканью все мы узнавали, что она
поймала мышь.
Мама одобрительно гладила кошку по голове; кошка еще и еще пихала голову под ее
руку, чтоб еще раз погладили. Потом обходила всех нас, и каждый должен был ее погладить
и похвалить.

1. Какой заголовок соответствует теме текста?

А) У нас в Туле…

В) Похвалите меня!

С) Ласковая кошка.
D) Искусство кошки. [1]

2. Ключевые слова текста: …
А) В Туле, кошка, ловит, мышей, ласкаться

В) кошка, хорошо, ловит, искусство, похвала

С) кошка, ловила, знала, мышь, мама
D) кошка, ласкаться, поймала, обходила, похвалить [1]

3. Основная мысль текста
А) рассказать о необычном поведении кошки;

В) показать, какие бывают кошки;

С) показать, что все кошки ловят мышей;
D) сообщить об отношении кошки к хозяевам. [1]

4. В каком значении употреблено в тексте слово искусство?
А) творческая художественная деятельность

В) отрасль, вид творчества

С) умение, ловкость
D) сноровка, умение быстро бегать [1]

5. Какая информация отсутствует в тексте?
А) кошка была дымчато-серой
В) кошка хорошо ловила мышей
С) кошка любила ласку и похвалу
D)
кошка ела мышей [1]

11 ЖОБА

6. Допишите предложения.
А) Она появлялась с мышью ______________________________________________ [1]
В) Мама гладила кошку __________________________________________________ [1]

[7]

Чтение
Задание
http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochineniya-na-oge/10-oge-15-3-9-klass-
sochinenie-na-temu-dobrota-po-a-likhanovu

Прочитайте текст и выполните задания.
Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его
боли. Это уж потом узнал Пряхин, что работает тетя Груня не санитаркой, не медсестрой, а
вахтершей. Сидит при входе, а после смены обходит палаты госпиталя, чтобы кому водички
подать, кому подоткнуть одеяльце, хотя никто ее об этом не просил. Только разве надо
просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? И
неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивала подушки и приговаривала
какие-то словечки, то ли сказку какую волшебную рассказывала.
После дежурства усаживалась тетя Груня на табурет возле Алексея, смачивала
уголком полотенца его губы и подносила водички. Все время гладила она его холодную,
неживую руку и приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка из марли.
Добилась-таки своего. Рука порозовела, стала теплой, и однажды Пряхин посмотрел
на тетю Груню и заплакал. И она заплакала тоже. Знала тетя Груня, что теперь выживет этот
солдат, потому что боль свою победил.

1. Какой заголовок отражает идею текста?
А) Солдат Алексей Пряхин.
В) Военный госпиталь.
С) Сила доброты.
D) Алексей и Тетя Груня. [1]

2. К какому стилю речи относится текст?
А) разговорный
В) художественный
С) публицистический
D) научный [1]

Ответьте на вопросы:
3. Как Вы думаете, что помогло Алексею выжить? Приведите 2 аргумента.
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[2]
4. Какие слова/словосочетания использует автор для выражения заботливого отношения тети
Груни к Алексею? Выпишите 2 слова/словосочетания.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

12 ЖОБА

[2]
5. Замените выделенные словосочетания согласованными определениями.
палаты госпиталя_________________________________________________________________
повязка из марли_________________________________________________________________
[2]

[8]

Письмо и использование языковых единиц
Задание
Напишите текст-повествование или текст-описание в художественном стиле объемом 80 —
100 слов на одну из предложенных тем.
1. Мой домашний питомец.
2. Как я помогал маме.
Соблюдайте правописание безударных глагольных окончаний.

[10]

Говорение
Задание
Выберите одну из ситуаций, составьте в паре диалог-расспрос, меняя позицию «говорящий»
на «слушающий» с учетом выбранной роли. Соблюдайте лексические нормы, избегая
повторов.
Время для подготовки – 2 минуты, время для выступления — 1,5 минуты. [10]

1. Представьте, что у вас с одноклассником возник спор о том, что важнее: иметь хороший
характер или красивую внешность? Постарайтесь в диалоге убедить собеседника в том, что
характер (умение оказать помощь, честность, правдивость, доброта) важнее в человеке, чем
модная причёска или дорогая одежда.
2. Представьте, что Вы являетесь артистом цирка, который выступает в номерах с участием
животных. Корреспондент школьной газеты интересуется у Вас, как Вы относитесь к
животным, как с ними обращаетесь. Объясните, что при подготовке номеров Вы учитываете
возраст, повадки животных, что с теплотой относитесь к своим питомцам.

1-2 Демонстрирует очень слабое понимание темы диалога; сбивчиво ведет беседу, отходит от темы,
есть значительные отклонения от высказываний собеседника.
Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, недостаточный для выполнения
поставленной задачи.
Допускает речевые, грамматические ошибки, затрудняющие понимание. Диалогическое единство
не соблюдается, реплики не связаны по смыслу.

Схемы выставления баллов
Слушание

№ Дополнительная
твет Балл
вопроса Оинформация

1 В 1

2 В 1

3 А 1

4 С 1

5 Д 1

в зубах;
6 А)2
В) по голове

Всего баллов 7

13 ЖОБА

Чтение

№ Ключи ответов БаллДополнительная информация
вопроса ы
1 С 1
2 В 1
3 Возможные варианты ответов: 2 Допустима другая формулировка, суть в
— забота и доброта тети Груни. добром отношении незнакомой
— доброта и вера тети Груни в то, что он
женщины к раненому солдату в
выживет. госпитале.
4 Возможные варианты ответов: 2 1 балл за 1 слово или словосочетание.
Обходит палаты; взбивала подушки и 2 балла учащийся получает за любые 2
приговаривала; подносила водички; слова/словосочетания из данных слов,
приговаривала, не жалея слов; все время которые свидетельствуют о заботе,
гладила его руки; заплакала тоже; знала, сострадании женщины и стремлении
что выживет. помочь.
5 Госпитальные палаты, марлевая повязка. 2
Всего 8

Письмо и использование языковых единиц

Баллы Содержание и моделирование Грамотность языка – 5 баллов
письменной речи – 5 баллов
5 Очень хорошо понимает и раскрывает Стиль хороший. Демонстрирует высокий уровень
тему. соблюдения речевых норм.
Выдерживает чёткую структуру текста-Соблюдает орфографические нормы, соблюдает
повествования/описания. нормы пунктуации.
Использует богатый лексический запас.
4 На хорошем уровне понимает тему и Стиль хороший. Демонстрирует хороший уровень
раскрывает её. соблюдения речевых норм. Допускает
В целом выдерживает структуру орфографические ошибки. Соблюдает нормы
текста-повествования/описания. пунктуации.
Использует разнообразную лексику.
оказывает недостаточное понимание Стиль выражен слабо. Демонстрирует недостаточный
3 П
темы. Использует приемлемую словарный запас. Показывает слабый уровень
опускает
структуру, но части (абзацы) не соблюдения речевых норм языка; д
орфографические ошибки, не препятствующие
выделены. Демонстрирует
едаче информации.
ограниченный запас лексики. пер
Низкий уровень соблюдения норм пунктуации.
2 Показывает незначительное понимание Стиль нарушен. Использует бедный словарный запас,
темы, структура не соответствует синтаксические конструкции однообразны, не в
заданию. полной мере соответствуют заданию. Не соблюдает
рмы пунктуации. Нарушает речевые нормы языка,
но
орфографические ошибки препятствуют передаче
информации.
1 Тема не раскрыта, есть существенные Стиль письма не выдержан. Использует бедный
отклонения от темы. Части текста не словарный запас, нарушает речевые нормы языка;
выделены. орфографические ошибки затрудняют понимание.

Говорение
Балл Описание
9-10 Демонстрирует очень хорошее понимание темы диалога, цели общения.
Высказывания связные и логичные, использует очень хорошую аргументацию, принимая во
внимание точку зрения собеседника.
Логично и связно ведет беседу: начинает при необходимости, поддерживает ее с соблюдением
очередности. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче.
Соблюдается очень хорошее диалогическое единство (
смысловое, тематическое объединение
нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое

14 ЖОБА

последующее из которых зависит от предыдущего).
7-8 Демонстрирует хорошее понимание темы диалога, цель общения достигнута, однако тема
раскрыта не в полном объеме. Использует хорошую аргументацию.
Обдуманно поддерживает беседу, но иногда нуждается в поддержке собеседника.
Демонстрирует хороший словарный запас и хорошее использование грамматических структур.
Соблюдается хорошее диалогическое единство. Допускает незначительные ошибки в
использовании грамматических структур.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы диалога, цели
общения; пытается строить высказывание по заданной теме, принимая во внимание реплики
собеседника, пытается аргументировать. Ведет беседу, пользуясь поддержкой.
Пытается использовать разнообразную лексику и грамматические структуры, соблюдать
диалогическое единство. Допускает речевые/грамматические ошибки, не препятствующие
пониманию.
3-4 Демонстрирует некоторое понимание темы диалога, цель общения достигнута не полностью, тема
раскрыта в ограниченном объеме, есть значительные отклонения от реплик собеседника,
аргументация отсутствует.
Демонстрирует ограниченный словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной
задачи.
Допускает речевые/грамматические ошибки, не препятствующие пониманию.
Диалогическое единство соблюдается не во всей структуре диалога.
1-2 Демонстрирует очень слабое понимание темы диалога; сбивчиво ведет беседу, отходит от темы,
есть значительные отклонения от высказываний собеседника.
Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, недостаточный для выполнения
поставленной задачи.
Допускает речевые, грамматические ошибки, затрудняющие понимание. Диалогическое единство
не соблюдается, реплики не связаны по смыслу.

15 ЖОБА

Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
Обзор суммативного оценивания

Темы разделов:
Климат: погода и времена года.
Чудеса света.

Продолжительность – 40 минут (без учета навыка Говорение)
Слушание – 10 минут, Чтение – 10 минут, Письмо – 20 минут.
Говорение проверяется отдельно.
Количество баллов – 35

Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из заданий по 4 навыкам: Слушание, Чтение, Письмо,
Говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие
краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа,
обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.

16 ЖОБА

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть

Тема Виды Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время Балл* Общий
речевой заданий* задания* задания* на балл
деятельности выполне
ние,
мин*
онимать значение Отвечает на вопросы, 3 6
Климат: Слушание 4 1 6.1.2.1 ПМВО 10
слов социально- культурной демонстрируя понимание
погода и КО
диоматериала, значение
тематики ау
времена
слова, определяя не
онимать содержание
года. 6.1.3.1П
соответствующую тексту
ссказов, поэтических
ра
информацию, дописывает
произведений/фрагментов,
Чудеса
слова на месте пропусков.
держащих знакомые
света со
ексические и По ключевым словам делает
л
прогноз содержания текста.
рамматические единицы,
г
ределяя тему и основную
оп
ысль, характеризовать и
м
ценивать поступки
о
персонажей или лирического
героя
6.1.5.1 Прогнозировать
содержание текста по
ключевым словам
онимать основную МПонимает текст, определяет 1 9
Чтение 6 2 6.3.1.1 ПВО 10
информацию, определяя тему, цель, стиль, 1
КО
тилистические особенности 1
тему, цель или назначение
РО с
екста, использует различные
текста т
виды чтения, находит нужную
6.3.2.1 Определять
информацию в соответствии с
стилистические особенности
заданием, определяет
текстов художественного
правильную
стиля (рассказ, басня),
последовательность
официально-делового стиля
предложений.
(объяснительная записка,
расписка; поздравление,
объявление, реклама);
определять принадлежность

17 ЖОБА

текста к типу описание на
основе характерных
признаков
6.3.4.1 Использовать виды
чтения, включая изучающее
и выборочное чтение
исать эссе (объем 80 Пишет эссе (объём 80-100 20 5 10
Письмо 1 3 6.4.5.1 ПРО
лов) по картине/ теме, слов) по теме, учитывая 5
— 100 с
читывая особенности особенности текста-описания,
у
екста повествования, использует в работе простые
т
редложения и сложные
ассуждения, описания п
р
редложения, выражающие
п
6.5.2.2 Использовать
пзъяснительные отношения.
и
ростые и сложные
п
редложения, выражающие
о
пределительные,
Использован
изъяснительные, временные,
ие ц
елевые, причинно-
языковых сл
едственные отношения.
единиц
ладеть словарным Пересказывает подробно Говорени5 10
Говорение 1 4 6.2.2.1 ВРО
запасом, включающим прочитанный текст, используя е 5
фразеологические единицы, в пересказе паронимы, проверяе
паронимы, заимствованные заимствованные слова, тся
слова демонстрирует разнообразие отдельно.
словаря. Вр
6.2.2.1 Пересказывать емя
подробно, выборочно для
содержание текста подготов
ки -2
минуты,
время
для
пересказа
-1,5
минуты
на
каждого
учащегос

18 ЖОБА

я.

Итого 12 4 40 35

римечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
П

19 ЖОБА

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за четверть 2

Слушание
Задание 1
Послушайте ключевые слова и определите, о чем пойдет речь. Запишите ваши идеи тремя
предложениями.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[3]

Транскрипт
Памятники архитектуры, чудо, прекрасное, остаться в веках, разрушения, легенды, слагается
история.

Задание 2
Перед прослушиванием ознакомьтесь с заданиями. Прослушайте текст два раза, отметьте
один правильный ответ: А, В, С или D. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Транскрипт (из книги Литвиновой У. «Семь чудес света», с. 5)
Приходилось ли когда-нибудь вам задумываться о том, что такое чудо? И почему
сегодня все человечество называет эти памятники архитектуры, давно стертые с лица земли,
чудесами? Чудо – это то, что удивляет, то, что не похоже ни на что и ни с чем не может
сравниться. За всю свою историю мировая культура знала огромное количество чудес,
однако не всем им было суждено остаться в веках. Многое разрушается в результате войн и
пожаров, но погибнуть не так страшно и обидно, как быть забытым. Человек – это существо,
способное помнить не только плохое, но и самое прекрасное. Оно живет в его памяти и
переходит в легенды. Из них-то и слагается наша история.
Так, одним из самых популярных и значимых является миф о семи чудесах света.
Почему миф? Не подумайте, что чудес этих никогда не существовало – нет, они были, это
доказано уже давным-давно, а египетские пирамиды существуют и сегодня. Реальное
оказалось настолько удивительным, что превратилось в легенду.

1. Почему человек называет памятники архитектуры чудесами?
А) потому что они разрушились

В) потому что о них забыли

С) потому что они прекрасны
D) потому что они не существовали [1]

2. Укажите значение слова архитектура
А) Искусство создания объемных или рельефных изображений

В) Искусство изображать действительность красками.

С) Искусство проектирования и строительства зданий, сооружений
D) Специалист в области строительства зданий, сооружений
[1]
3. Какая информация не соответствует содержанию текста?
А) чудо ни с чем не может сравниться
В) мировая культура не знала о чудесах
С) прекрасное не забывается
D) реальное превратилось в легенду [1]

[6]

20 ЖОБА

Чтение
Задание
Прочитайте текст и выполните задания.
https://www.litres.ru/uriy-nagibin/izbrannoe/chitat-onlayn/

Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу на задах
школы. Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их
спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Сороки и
вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев
крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. Но ничто не рождало здесь звука.
Кругом белым-бело, деревья до самого малой, чуть приметной веточки убраны
снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берез, и тонкие
веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.
Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами
ручей был застелен толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь,
а порой среди льда и снега проглядывала темным, недобрым глазком живая вода.

1. Укажите тему текста
А) Зимний лес
В) Прогулка в зимний лес
С) Мир покоя и беззвучия
D) Дорога к ручью.
[1]
2. Определите цель текста
А) рассказать о прогулке в лес
В) показать красоту зимнего леса
С) описать птиц в лесу
D) показать красоту берез
[1]
3. Определите стиль текста, приведите 2 аргумента для обоснования своей точки зрения.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[3]
4.Определи правильную последовательность предложений в соответствии с текстом.
1. Кругом белым-бело
2. Дорожка вновь сбежала к ручью
3. Чернеют макушки берез
4. Ручей застелен толстым одеялом

А) 1,2,3,4
В) 2,4,3,1
С) 1,3,2,4
D) 3,1,4,2
[1]

5.Найдите в последнем абзаце синоним слова тропинка________________________________
[1]

6. Выпишите из текста 2 словосочетания, которые использует автор для описания лесного
ручья.

21 ЖОБА

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]

[9]

Письмо
Задание 3
Напишите эссе (объем 80 — 100 слов) по одной из тем, учитывая особенности текста-
описания, используйте простые предложения и сложные предложения, выражающие
изъяснительные или временные, или целевые отношения.
1. Хочу рассказать вам об одном из чудес света…
2. Зима в наших краях.
[10]

Говорение
Задание
Прочитайте текст и подготовьтесь к подробному пересказу, используя паронимы (подвести,
сажали, представляла), заимствованные слова (терраса, престиж, финики, инжир).
Время для подготовки -2 минуты, для пересказа – 1,5 минуты.
[10]

Висячие сады Семирамиды были не первыми зелеными насаждениями в Вавилоне. В
Древнем Вавилоне садоводство было очень развито, это было и искусство, и ремесло. А
«профессия» садовника считалась престижной. К примеру, согласно преданию, царь Саргон
до своего восшествия на престол был садовником.
Следует сказать, что строительство и разведение садов на террасах было занятием не
из лёгких. Нужно было укрепить стены, подвести воду на верхние ярусы, распределить
растения так, чтобы они не затеняли друг друга. Сажали в садах по большей части
финиковые пальмы, гранаты, инжир, груши, фисташки, разные овощи и цветы.
Царь велел построить это сооружение в угоду своей супруге, чтобы она могла
наслаждаться прохладой в тени деревьев. Для того чтобы создать это чудо, задействованы
были все силы древнего царства, весь опыт лучших строителей и математиков того времени.
Каждая из семи террас представляла собой самостоятельный сад. А вместе они образовывали
единое целое. Казалось, что растения висят или парят, отчего сады и прозвали «висячими».
По приказу Навуходоносора воины его царства выкапывали все неизвестные растения
и доставляли их в Вавилон. Не было ни одного каравана или судна, не привезшего сюда из
дальних стран хоть что-нибудь для дивных садов. Так появился большой и очень
разнообразный сад, первый ботанический сад на свете.

Схемы выставления баллов

Слушание

№ Дополнительная
твет Балл
вопроса Оинформация

Возможные ответы. Допустима и другая
Речь пойдет о прекрасных старинных формулировка ответов.
амятниках архитектуры. Они столь За каждое предложение
Задание 1 п3
прекрасны, что являются чудом. Хоть они присваивается один
подверглись разрушениям, но остались в балл.
памяти народа в виде легенд.

22 ЖОБА

Задание 2

1 С 1

2 С 1

3 В 1

Всего баллов 6

Чтение

№ Ключи ответов Баллы Дополнительная
вопроса информация

1 А 1
2 В 1
3 Художественный; 3 За правильное определение
цель текста -воздейстие на чувства стиля — 1 балл, за каждый
читателя; аргумент по 1 баллу.
это отрывок из художественного
3 балла учащийся
произведения; п
олучает, если верно
автор передает настроение персонажей; о
пределяет стиль и
создает образ тихого зимнего леса;
приводит 2 аргумента из
использованы выразительные средства:
данных, возможно, что
эпитеты (очарованный мир, плакучие
ученик напишет другие
березы и др.), олицетворение (дорожка
верные аргументы в
сбежала, вода проглядывала), много
качестве обоснования, в
глагольных форм и другие. т
аком случае учитель
засчитывает ответ)
4 С 1
5 дорожка 1
6 застелен толстым снеговым одеялом; 2 Учащийся получает 2
закован в чистый ледяной панцирь; балла за любые 2 ответа из
3-х данных вариантов.
проглядывала темным, недобрым
глазком живая вода
Итого 9

Письмо и использование языковых единиц

Баллы Содержание и моделирование Грамотность языка – 5 баллов
письменной речи – 5 баллов
5 Очень хорошо понимает и раскрывает тему. Стиль хороший. Демонстрирует
Выдерживает четкую структуру текста-высокий уровень соблюдения речевых
повествования/описания. норм.
Использует богатый лексический запас. С
облюдает орфографические нормы,
использует простые предложения и
сложные предложения с одним из
указанных придаточных, соблюдает
нормы пунктуации.
4 На хорошем уровне понимает тему и Стиль хороший. Демонстрирует
раскрывает ее. хороший уровень соблюдения речевых
орм. Допускает орфографические
В целом выдерживает структуру текста-н
шибки. Использует простые
повествования/описания. о
редложения и сложные предложения с
Использует разнообразную лексику. п
дним из указанных придаточных,
о
соблюдает нормы пунктуации.
оказывает недостаточное понимание Стиль выражен слабо. Демонстрирует
3 П
темы. Использует приемлемую структуру, недостаточный словарный запас.

23 ЖОБА

но части (абзацы) не выделены. Показывает слабый уровень соблюдения
Демонстрирует ограниченный запас речевых норм языка; ошибки заметны,
лексики. но не препятствуют передаче
информации.
Неверно составлена структура сложных
предложений с одним из придаточных,
нарушение норм пунктуации.
2 Показывает незначительное понимание Стиль нарушен. Использует бедный
темы, структура не соответствует заданию. словарный запас, синтаксические
онструкции однообразны, не в полной
к
мере соответствуют заданию. Не
соблюдает нормы пунктуации. Нарушает
речевые нормы языка, ошибки заметны,
препятствуют передаче информации. Не
использует сложные предложения.
1 Тема не раскрыта, есть существенные Стиль письма не выдержан. Использует
отклонения от темы. Части текста не бедный словарный запас, нарушает
выделены. речевые нормы языка; ошибки заметны,
затрудняют понимание.
Не использует сложные предложения.

Говорение

Баллы Раскрытие идеи (5 баллов) Грамотность речи (5 баллов)

5 На высоком уровне раскрывает тему, чётко Демонстрирует высокий уровень
передает основную мысль, использует грамотности речи, соблюдает нормы
понятия текста. Подробно пересказывает орфоэпии (произношение, ударение,
текст, соблюдая последовательность. интонация)
Использует паронимы, заимствованные
слова.
4 На хорошем уровне раскрывает тему, Демонстрирует хороший уровень
передает основную мысль, использует грамотности речи, соблюдает нормы
понятия текста. орфоэпии, есть отдельные нарушения
Подробно пересказывает текст, однако (произношение, ударение, интонация),
опускает некоторые фрагменты.
Использует паронимы, заимствованные
слова.
3 Демонстрирует достаточный уровень Демонстрирует средний уровень
раскрытия темы, передачи основной мысли, грамотности речи, есть отдельные
использует не все понятия текста, пытается нарушения норм орфоэпии
подробно пересказать. Есть нарушения (произношение, ударение, интонация),
последовательности текста. Пытается не влияющие на понимание.
использовать паронимы, заимствованные
слова.
2 Тема раскрыта слабо, идеи и понятия текста Демонстрирует низкий уровень
в основном не использованы, большинство грамотности речи, частые нарушения
фрагментов текста опущено. Нарушается норм орфоэпии (произношение,
последовательность. Не использует ударение, интонация), ошибки влияют
паронимы, заимствованные слова. на понимание.
1 Тема не раскрыта, идеи не озвучены, понятия Демонстрирует очень низкий уровень
не использованы. Последовательность грамотности речи, часты нарушения
отсутствует. Не использует паронимы, норм орфоэпии (произношение,
заимствованные слова. ударение, интонация), ошибки
затрудняют понимание.

24 ЖОБА

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Темы разделов:
Древние и современные цивилизации.
Язык и общение.
Герои и злодеи: реальность и выдуманные истории.

Продолжительность – 40 минут (без учета навыка Говорение)
Слушание — 10 минут, Чтение — 10 минут, Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов – 35

Типы заданий:

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из заданий по 4 навыкам: Слушание, Чтение, Письмо,
Говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие
краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа,
обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ,
используя аргументы.

25 ЖОБА

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема Виды Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время на Балл Общий
речевой заданизадания* задания* выполненбалл
деятельности й* ие, мин*
Слушание 6 1 6.1.1.1 Понимать основную МВО Отвечает на вопросы, 10 1 6
Древние и
информацию сообщения демонстрируя 1
современны
онимание 1
продолжительностью до 2-4 п
е
аудиоматериала, 1
минут, определяя ключевые
цивилизаци
начения слова, 1
ова з
и. сл
определяет тему, 1
онимать значение
6.1.2.1 П
основную мысль,
слов социально- культурной
Язык и
аходит возвратные
матики н
общение. те
глаголы, сравнение.
онимать содержание
6.1.3.1 П
рассказов, поэтических
Герои и
произведений/фрагментов,
злодеи:
содержащих знакомые
реальность
лексические и грамматические
и
единицы, определяя тему и
выдуманные
новную мысль,
истории. ос
рактеризовать и оценивать
ха
оступки персонажей или
п
ирического героя
л
Ч
тение 6 2 6.3.2.1 Определять МВО Понимает текст, 10 1 9
с
тилистические особенности РО определяет тему, 1
т
стиль, 1
екстов художественного
2
стиля (рассказ, басня), использует различные
1
виды чтения,
официально-делового стиля
3
анализирует текст,
(объяснительная записка,
определяя стиль, тип,
расписка; поздравление,
извлекает
объявление, реклама);
информацию из
определять принадлежность
текстов, определяет
текста к типу описание на
сходства и отличия
основе характерных
кстов,
признаков те
сравнивает стиль, тип
6.3.3.1 Формулировать
текстов.
вопросы, направленные на
оценку содержания текста, и

26 ЖОБА

отвечать на вопросы, выражая
своё мнение по теме и/или
поднимаемой проблеме
6.3.5.1 Составлять простой
план
Письмо 1 3 6.4.1.1 Создавать тексты РО Пишет текст 20 5 10
художественного стиля художественного
(стихотворение, сказка, стиля, сказку,
рассказ) и официально-соблюдая
делового стиля пунктуационные
(нормы в предложениях
объяснительная записка,
рс прямой и косвенной
асписка, поздравление,
обречью; использует
ъявление, реклама)
Использованиактивные и пассивные

е 6.4.4.1 Пконструкции.
рименять знаки
языковых п
репинания в предложениях с
единиц п
рямой и косвенной речью

6.5.2.1 Использовать 5
активные и пассивные
конструкции.
Говорение 1 4 6.2.3.1 Соблюдать РО Создает высказывание Говорение 10 10
лексические нормы, –повествование, проверяетс
связанные с выбором учитывая особенности я
соответствующих слов, типа текста, соблюдает отдельно,
избегая повторов лексические нормы, ученик
збегая повторов. готовится
и
Составляет план 2 минуты,
6.2.4.1 Создавать
высказывания. отвечает –
высказывание (описание,
повествование, рассуждение) 1-1,5
минуты
с опорой на ключевые слова
или план
Итого 15 4 40 35

римечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
П

27 ЖОБА

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания

Слушание

Задание
Перед прослушиванием ознакомьтесь с заданиями. Прослушайте текст 2 раза, отметьте один
правильный ответ: А, В, С или D. К тексту есть и вопросы, требующие краткого ответа. За
каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Транскрипт http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--

p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589131/

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа
народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую
любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого
малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства.
Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только
большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который
дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я
впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». Я хочу, чтобы мой
язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. Уважение и любовь к русскому
языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его,
совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К. Кулиев)

1. Определите ряд ключевых слов, словосочетаний
А) Мир, радость, народ, язык матери

В) Язык, душа, уважение, родная речь

С) Сокровище, мир, численность, свой язык
D) Боль, память, хлеб, родная речь
[1]

2.Основная мысль текста. Автор хотел сказать, что…
А) все языки заслуживают уважения

В) есть большие и малые народы

С) стоит восхищаться русским языком
D) надо любить родной язык [1]

3. Дайте краткий ответ на вопрос: «Какое чувство вызывает в человеке язык?»
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[1]
4.В каком значении употреблено в тексте слово язык?
А) подвижный орган в ротовой полости

В) блюдо, приготовленное из языка коровы

С) система со звуковым, лексическим и грамматическим строем
D) способность говорить [1]

5. Укажите возвратные глаголы:
А) не заслуживал бы, развивался
В) развивался, восхищаюсь
С) живут, имеет
D) изучать, любить [1]

28 ЖОБА

6. Запишите одно сравнение, которое использовал автор
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[1]

[6]
Чтение
Задание
Прочитайте тексты и выполните задания.

http://www.voxpopuli.kz/history/udivitelnye-tayny-zolotogo-cheloveka-12980.html

Более 45 лет назад в 50 километрах от Алматы на окраине города Иссык была сделана
находка века. Единственное на территории Казахстана нетронутое погребение сакского
вождя. Он стал известен широкой общественности под именем «Иссыкский золотой
человек» или «Алтын адам».
Во время раскопок удивительное зрелище предстало перед археологами. Останки
погребенного человека были буквально усыпаны золотыми бляхами и украшениями.
Золотые пластины, некогда украшавшие головной убор, лежали выше черепа. На шейных
позвонках была обнаружена золотая гривна. Среди костей пальцев был найден золотой
перстень с изображением солнечного бога Митры. В районе уха была золотая серьга. С
правой стороны лежали остатки железного меча, также украшенного золотыми пластинками,
а слева находился железный кинжал — акинак. Самым удивительным во всем этом было то,
что все предметы и украшения сохранились на тех же местах, где они располагались в
момент погребения.
Кималь Акишев отмечал, что находка «Золотого человека» помогла узнать больше о
жизни и культуре саков. По мнению ученого, захороненный в кургане человек был не просто
знатным кочевником. Акишев считал, что могила принадлежала царевичу, сыну и
наследнику вождя крупного объединения сакских племен.

1. Определите стиль текста
А) Художественный
В) Научный
С) Официально-деловой
D) Публицистический
[1]
2. Какая информация не соответствует тексту: находка помогла узнать…
А) о взглядах саков
В) о статусе воина
С) об оружии саков
D) об украшении саков
[1]
3. Придумайте заголовок в соответствии с темой текста.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

[1]
4. Составьте простой план
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

[2]

29 ЖОБА

5. Составьте один простой вопрос по тексту
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

[1]
6. Установите соответствия, соединив линиями слова и понятия.

кинжал пластинки

перстень акинак

меч Митра

[3]

[9]

Письмо
Задание
Напишите волшебную сказку-миниатюру (объем 80 — 100 слов) по одной из тем, включите
изобразительно – выразительные средства, используйте активные и пассивные конструкции,
предложения с прямой и косвенной речью, соблюдайте пунктуационные нормы.
1. Как я научился понимать язык цветов.
2. Добро побеждает зло.

[10]

Схемы выставления балло
Слушание

№ Дополнительная
твет Балл
вопроса Оинформация

1 В 1

2 А 1

Язык вызывает в человеке чувство
3 уважения (восхищения, любви, 1
признательности, трепетного отношения).

4 С 1

5 В 1

ак голос матери (как хлеб родной земли)
6 к1

Всего баллов 6

Чтение

№ Ключи ответов Баллы Дополнительная информация
вопрос
а
1 D 1
2 А 1
3 Возможные варианты ответов: 1
Уникальная находка. Алтын адам.
Иссыкский золотой человек.
4 Возможный вариант: 2 1 балл учащийся получает за составление

30 ЖОБА

1. Находка века простого плана, 1 балл – за отражение
2. Украшения «Золотого структурных частей текста.
человека»
3. Культурная ценность
находки.
5 Возможные варианты: 1
Где был найден «Золотой
человек»?
Когда был найден «Золотой
человек»?
Какие украшения были на воине?
И т.д.
6 кинжал — акинак перстень — 3 За каждое найденное соответствие ученик
Митра получает по 1 баллу.
меч — пластинки
Итого 9

Письмо и использование языковых единиц

Баллы Содержание и моделирование Грамотность языка – 5 баллов
письменной речи – 5 баллов
5 Демонстрирует глубокое понимание темы и Стиль хороший. Демонстрирует высокий
раскрывает ее. уровень соблюдения речевых норм.
Выдерживает четкую структуру текста-Соблюдает орфографические нормы,
повествования/описания. использует предложения с прямой и
Письмо соответствует особенностям жанра. косвенной речью, активные и пассивные
Использует богатый лексический запас. конструкции, соблюдает нормы пунктуации.
4 На хорошем уровне понимает тему и Стиль хороший. Демонстрирует хороший
раскрывает её. уровень соблюдения речевых норм. Допускает
В целом выдерживает структуру текста-о
рфографические ошибки. Использует
повествования/описания. пр
едложения с прямой и косвенной речью,
Письмо в целом соответствует
активные и пассивные конструкции, соблюдает
особенностям жанра. но
рмы пунктуации.
Использует разнообразную лексику.

оказывает недостаточное понимание темы. Стиль выражен слабо. Показывает слабый
3 П
Использует приемлемую структуру, но уровень соблюдения речевых норм языка;
части (абзацы) не выделены. Учащийся ошибки заметны, но не препятствуют передаче
пытается создать письмо в соответствии с информации.
изкий уровень использования предложений с
особенностями жанра. Н
Демонстрирует ограниченный лексический
прямой и косвенной речью, активных и
запас. пасси
вных конструкций, допускает
пунктуационные ошибки.
2 Показывает незначительное понимание Стиль нарушен. Использует бедный
темы, структура не соответствует заданию. словарный запас, синтаксические конструкции
Особенности жанра слабо выражены. однообразны, не в полной мере соответствуют
з
аданию. Не соблюдает нормы пунктуации.
Нарушает речевые нормы языка, ошибки
заметны, препятствуют передаче информации.
1 Тема не раскрыта, есть существенные Стиль письма не выдержан. Использует
отклонения от темы. Части текста не бедный словарный запас, нарушает речевые
выделены. Письмо не соответствует жанру. нормы языка; ошибки заметны, затрудняют
понимание.
Не использует предложения с прямой и
косвенной речью, активные и пассивные
конструкции.

Говорение

31 ЖОБА

Баллы Раскрытие идеи Грамотность речи
5 Глубоко раскрывает тему и объясняет идеи Демонстрирует богатый словарный запас,
и понятия, высказывает своё мнение, соблюдает речевые нормы, допускает
опирается на составленный план, соблюдает незначительные ошибки.
структуру и особенности текста-В
ысказывание последовательно и логично, не
повествования (рассуждения) допускает повторов.
4 Достаточно точно раскрывает тему, Демонстрирует хороший словарный запас,
объясняет идеи, в высказывании опирается соблюдает речевые нормы, допускает
шибки, которые не влияют на понимание, есть
на план, соблюдает структуру текста-о
иничные случаи повтора.
повествования (рассуждения). ед
Есть последовательность, логичность
высказывания.
3 Недостаточно раскрывает тему, идеи, Демонстрирует скудный словарный запас, есть
составлен план, не совсем отражающий повторы. Допускает ошибки, которые не влияют
содержание высказывания, пытается на понимание. Нарушена последовательность,
соблюдать структуру текста- повествования логичность.
(рассуждения).
2 Тема не раскрыта, пытается объяснить идеи, Демонстрирует ограниченный словарный запас,
план не составлен, структура текста-допускает много повторов. Допускает ошибки,
повествования (рассуждения) не которые затрудняют понимание. Не соблюдает
соблюдается. последовательность, логичность.
1 Тема не раскрыта, идеи не объясняет, план Демонстрирует очень ограниченный словарный
не составлен. Структура отсутствует. запас. Ошибки препятствуют пониманию.

32 ЖОБА

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Темы разделов:
Астрономия: планеты и спутники.
Человек и современные технические устройства.

Продолжительность – 40 минут (без учета навыка Говорение)
Слушание -10 минут, Чтение — 10 минут, Письмо – 20 минут

Говорение проверяется отдельно

Количество баллов – 35

Типы заданий:

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа

Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из заданий по 4 частям: Слушание, Чтение, Письмо,
Говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие
краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа,
обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.

33 ЖОБА

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Тема Виды речевой Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время на Балл* Общий
деятельности заданий* задания* задания* выполненибалл
е, мин*
Слушание 5 1 6.1.1.1 ПМВО О10 1 6
онимать твечает на вопросы,
Астрономия: 1
КО д
основную информацию емонстрируя понимание
планеты и 1
аудиоматериала, находит
ообщения
спутники. с1
информацию,
родолжительностью до
п2
отсутствующую в тексте,
2-4 минут, определяя
Человек и
е соответствующую
ключевые слова н
современные
содержанию, определяет
6.1.3.1 Понимать
технические
ключевые слова, тему,
держание рассказов,
устройства. со
основную мысль текста
оэтических .
п
роизведений/фрагментов
п
, с
одержащих знакомые
л
сические и
ек
грамматические единицы,
определяя тему и
основную мысль,
характеризовать и
оценивать поступки
персонажей или
лирического героя

Чтение 5 2 6.3.4.1 ИМВО П10 1 9
спользовать онимает текст,
1
РО ф
виды чтения, включая ормулирует вопросы
1
высокого порядка,
изучающее и выборочное
1
спользует различные
чтение и
1
виды чтения, сравнивает
6.3.8.1 Сравнивать
2
тексты, определяя
содержание, идеи и
2
основную мысль, тип,
структурные особенности
тиль.
текстов с
6.3.7.1 Извлекать
необходимую
информацию по
предложенной теме из
различных источников,

34 ЖОБА

сопоставляя полученные
сведения

Письмо 1 3 6.4.5.1 ПРО П20 5 10
исать эссе (объем ишет эссе по теме,
80 — 100 с
ов) по картине/ учитывая особенности
л
еме, учитывая текста –р
ассуждения,
т
собенности текста- со
блюдает правописание
о
ассуждения. без
ударных глагольных
р
окончаний, использует
облюдение
6.4.6.1 С
ростые и сложные
ографических норм п
орф
5
редложения, выражающие
6.5.2.2 Использовать
п
целевые, причинно-п
ростые и сложные
Использовани
педственные отношения.
е сл
редложения,
языковых в
ажающие целевые,
единиц ыр
причинно-следственные
отношения

Говорение 1 4 6.2.3.1 РО Со10 10
Соблюдать здает высказывание –Говорение
лексические нормы, рассуждение с опорой на проверяетс
связанные с выбором план, учитывая я
соответствующих слов, особенности типа текста, отдельно.
избегая повторов соблюдает лексические Время
ормы, избегая повторов. подготовк
н
и – 2 мин.,
6.2.4.1 Создавать
время
высказывание (описание,
выступлен
повествование,
я – 1-1,5
рассуждение) и
мин.
с опорой на ключевые
слова или план
Итого 13 4 40 35

Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения

35 ЖОБА

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания

Слушание

Задание
Перед прослушиванием ознакомьтесь с заданиями. Прослушайте текст 2 раза, отметьте один
правильный ответ: А, В, С или D. К тексту есть и вопросы, требующие краткого ответа. За
каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Транскрипт http://posterspb.ru/articles/roboty/view/248-poznakomtes-s-myuzio—on-

budet-vashim-drugom

Промышленные роботы или роботы, которые работают на складе, — все это
робототехника для взрослых. А вот роботы-приятели — это друзья детей, хотя с ними не
прочь пообщаться даже взрослые. Одним из таких роботов является Мьюзио, которого
разработала компания AKA.
Мьюзио может писать за вас письма, записывать даты в календарь, но также он
может взаимодействовать с разными устройствами в вашем доме, однако наиболее важно,
что Мьюзио может стать вашим другом.
На самом деле, AKA разрабатывала Мьюзио как помощника при изучении
английского языка для детей в Азии. Но затем разработчики расширили опции робота и
сделали его полезным для общения и записей.
Мьюзио отвечает относительно медленно, но стоит помнить, что он не человек. Зато
он запоминает информацию о том, кто с ним разговаривает, умеет включать лампочки,
вентиляторы и музыку. Даже знает, как шутить. Его может купить каждая семья. Этот робот
будет способен только на общение. Можно будет купить дополнение, которое будет обучать
ребенка в интерактивном режиме.

1. Ключевые слова текста: …
А) роботы, может стать, полезный, информация

В) робототехника, друг, опции, купить

С) Мьюзио, взаимодействовать, опции, общение
D) Мьюзио, помощник, отвечает, дополнение [1]

2. Какой заголовок отражает идею текста?

А) Робот – друг детей

В) Робот Мьюзио

С) Помощник в изучении языка
D) Мьюзио не человек [1]

3.Для чего использовали Мьюзио в странах Азии?
включать лампочки и музыку
А)

В) писать за вас письма

С) помогать в изучении языков
D) запоминать информацию. [1]

4. Укажите утверждение, которое не соответствует тексту

А) Мьюзио может писать книги

В) Робота разработали для детей в Азии

С) Мьюзио отвечает медленно
D) Робот включает вентиляторы
[1]

36 ЖОБА

5. Какими человеческими качествами наделили Мьюзио? Укажите 2 качества.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]

[6]

Чтение

Задание

Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст 1 http://www.boxter.org/stihi/show.php?id=244

Ночи длинные, томно-темные.
Звезды россыпью, как на парад.
Август месяц, дни еще теплые.
Праздник лета – большой звездопад.

Вот серебряным росчерком мчится,
Оставляя белеющий след,
Как волшебная, яркая птица,
Лишь одна из небесных комет.

Словно спелые яблоки с неба,
Звезды падают в зелень травы.
Не найти опаленного следа
От упавшей с небес синевы.

1. Найдите и выпишите из текста №1 эпитет и сравнение:
эпитет _______________________________________________________________________[1]
сравнение ____________________________________________________________________[1]

2. Как вы думаете, почему автор называет звездопад «праздником лета»?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[1]

Текст 2 http://kosmokid.ru/palneta_zemlya/pochemu_mozhno_nablyudat_zvezdopad.html

Если посмотреть в августовское небо, то в разных его частях можно заметить яркие
светящиеся дорожки. Обычно в таком случае говорят, что это падают звезды и можно
загадывать желание: оно непременно сбудется.
На самом деле звезды не падают, а яркие следы в ночном небе оставляют космические
камни — метеоры. Они, приближаясь к нашей планете, «сталкиваются» с атмосферой и ярко
вспыхивают, оставляя на прощание светящийся след. Метеоры — это «кусочки» хвоста
кометы, которая, помимо камней, состоит также еще и изо льда. Когда метеоров очень
много, кажется, что идет «звездный» дождь.

3. Слово звездопад и выражение «звездный» дождь в тексте
А) являются антонимами
В) являются синонимами

37 ЖОБА

С) имеют разные значения
D) являются паронимами
[1]
4. Найдите слова, которые встречаются в обоих текстах. Выпишите 3 таких слова.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[1]
5. О
предели стиль и тип речи 1-го текста
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Определи стиль и тип речи 2-го текста
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[4]

[9]

Письмо
Задание
Напишите эссе (объем 80 — 100 слов) по одной из тем:
1. Мы живем в обществе, где технологии являются важной частью нашей повседневной
жизни.
2. Солнце — удивительная звезда.
Учитывайте особенности текста – рассуждения, соблюдайте правописание безударных
глагольных окончаний. Используйте в работе простые предложения и сложные
предложения, выражающие целевые или причинно-следственные отношения,
соблюдайте пунктуационные нормы.
[10]

Говорение
Задание
Создайте высказывание – рассуждение, учитывая особенности типа текста по одной из тем:
1. Как вы думаете, почему люди издавна стремились к звездам?
2. «Плюсы» и «минусы» современных технических устройств.

Составьте план высказывания. Соблюдайте лексические нормы, избегая повторов.
Время для подготовки – 2 минуты, время для выступления — 1,5 минуты.

Схемы выставления баллов

Слушание

№ Дополнительная
твет Балл
вопроса Оинформация

1 С 1

2 А 1

3 С 1

4 А 1

озможны другие
5 Мьюзио умеет шутить, писать письма 2 В
варианты ответов

Итого 6

38 ЖОБА

Чтение

№ Ключи ответов Баллы Дополнительная информация
вопрос
а
1 Эпитет: томно-темные, 1 1 балл получает, если верно выписал 1 эпитет
большой, серебряным, 1 или 1 сравнение;
волшебная и другие. н
ачисляется 2 балла, если верно выписаны
равнение и эпитет
с
Сравнение: звезды
россыпью, как на парад;
серебряным росчерком; как
волшебная, яркая птица;
словно спелые яблоки.

2 Звездопад — явление очень 1 1 балл учащийся получает за правильное
красивое, бывает только в объяснение, допустимо, если ученик выразил
августе, поэтому автор мысль другими словами.
образно называет его
праздником лета.
3 В 1
4 Небо, звезды, комета 1 1 балл учащийся получает за любые 3 слова,
(август — августовский, которые есть и в 1-м, и во 2-м текстах.
падают)
5 1-й текст — 2 По 2 балл учащийся получает, если верно
художественный, описание 2 определяет стиль и тип каждого текста
2 –й текст –
публицистический,
рассуждение
Итого 9

Письмо и использование языковых единиц

Баллы Содержание и моделирование Грамотность языка – 5 баллов
письменной речи – 5 баллов
5 Очень хорошо понимает и раскрывает Стиль хороший. Демонстрирует высокий
тему. уровень соблюдения речевых норм.
Выдерживает четкую структуру Соблюдает орфографические нормы,
текста- рассуждения. использует простые предложения и сложные
Использует богатый лексический предложения, выражающие целевые или
запас. причинно-следственные отношения,
соблюдает нормы пунктуации.
4 На хорошем уровне понимает тему и Стиль хороший. Демонстрирует хороший
раскрывает её. уровень соблюдения речевых норм.
Допускает орфографические ошибки.
В целом выдерживает структуру
спользует простые предложения и сложные
текста- рассуждения. И
редложения, выражающие целевые или
Использует разнообразную лексику. п
ричинно-следственные отношения,
п
соблюдает нормы пунктуации.
оказывает недостаточное понимание Стиль выражен слабо. Демонстрирует
3 П
темы. недостаточный словарный запас. Показывает
слабый уровень соблюдения речевых норм
Использует приемлемую структуру,
но части (абзацы) не выделены. языка; ошибки заметны, но не препятствуют

39 ЖОБА

Демонстрирует ограниченный запас передаче информации.
лексики. Низкий уровень использования сложных
предложений, выражающих целевые или
причинно-следственные отношения,
допускает нарушение норм пунктуации.
2 Показывает незначительное Стиль нарушен. Использует бедный
понимание темы. Структура не словарный запас, синтаксические
соответствует заданию, части конструкции однообразны, не в полной мере
(абзацы) не выделены. соответствуют заданию. Не соблюдает
ормы пунктуации. Нарушает речевые
н
нормы языка, ошибки заметны,
препятствуют передаче информации.
1 Тема не раскрыта. Структура текста-Стиль письма не выдержан. Использует
рассуждения не соблюдается. Части бедный словарный запас, нарушает речевые
текста не выделены. нормы языка; ошибки заметны, затрудняют
понимание.
Не использует сложные предложения,
выражающие целевые или причинно-
следственные отношения.

Говорение

Баллы Раскрытие идеи Грамотность речи
5 Глубоко раскрывает тему и высказывает Демонстрирует богатство языка, соблюдает
оригинальные идеи и понятия, высказывает речевые нормы, допускает незначительные
своё мнение, опирается на составленный ошибки.
план, соблюдает структуру и особенности
Высказывание последовательно и логично,
текста-рассуждения. не допускает повторов.
4 Достаточно точно раскрывает тему, Демонстрирует хороший словарный запас
объясняет интересные идеи, в высказывании по теме, соблюдает речевые нормы,
опирается на план, соблюдает структуру допускает
текста-рассуждения. о
шибки, которые не влияют на понимание,
есть единичные случаи повтора.
Соблюдается последовательность,
логичность высказывания.
3 Недостаточно раскрывает тему, высказывает Демонстрирует минимальный словарный
простые идеи, составляет план, не запас по теме. Допускает повторы, ошибки,
соответствующий теме высказывания. которые не влияют на понимание.
Пытается соблюдать структуру текста-Нарушена последовательность, логичность.
рассуждения.
2 Тема не раскрыта, пытается объяснить идеи, Скудный словарный запас, допускает
план не составлен, структура текста-много повторов. Допускает ошибки,
рассуждения не соблюдается. которые затрудняют понимание. Не
соблюдает последовательность,
логичность.
1 Тема не раскрыта, идеи не объясняет, план не Ограниченный словарный запас. Ошибки
составлен. Структура отсутствует. препятствуют пониманию.

40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *