СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Русский язык (с русским языком обучения) 6 класс

Методические рекомендации

по суммативному оцениванию

«Русский язык»

(с русским языком обучения)

6 класс

ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» для
обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего
образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2 ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………… 4

Суммативное оценивание за раздел «Путешествия и достопримечательности» ……………………………….. 4

Суммативное оценивание за раздел «Образ жизни и культура: древние цивилизации» ……………………. 7

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………. 10

Суммативное оценивание за раздел «Структура семьи и семейные ценности» ………………………………. 10

Суммативное оценивание за раздел «Традиции празднования Нового года в Казахстане и за

рубежом» …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 13

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………. 16

Суммативное оценивание за разделы «Выдающиеся личности народа Казахстана», «Спорт и диета» 16

Суммативное оценивание за раздел «Живые организмы: животные» …………………………………………….. 19

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………. 22

Суммативное оценивание за раздел «Жара и холод: экстремальная погода» ………………………………….. 22

Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в будущем: изобретения и энергия» ……………………… 24

3 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Путешествия и достопримечательности»

Виды речевой деятельности Слушание и говорение
Письмо

Цель обучения 6.1.3.1 Пересказывать подробно, кратко, выборочно
содержание текстов (повествование, описание) от 3-го
лица
6.3.1.1 Составлять простой план

Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Навыки высокого порядка

Критерий оценивания Обучающийся

• Передает подробно содержание текста от 3-го
лица, сохраняя структуру

• Составляет простой план в соответствии со
структурой: вступление, основная часть,
заключение

Время выполнения 20 мин

Задание

Прослушайте текст 2 раза и выполните задания.

1. Составьте простой план прослушанного текста.
2. Опираясь на составленный план, подробно перескажите прослушанный текст от 3-
го лица, сохраняя его особенности.

Жил на свете батыр Карахан. Он влюбился в девушку по имени Айша-биби, дочь
своего заклятого врага. Отец девушки не давал благословения, тогда Карахан ворвался в
аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Разгневанный отец направил вслед за
ними своих стражников и приказал убить обоих.
Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней
непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу, на берегу которой они
остановились отдохнуть. Но стражники отца подстерегли их. Они подложили в головной
убор девушки — саукеле — степную гадюку. Девушка искупалась в теплой речной воде
и стала одеваться. Тут-то и ужалила ее проклятая змея. Айша-Биби потеряла сознание, и
стало ясно, что она умирает. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в
ближайший аул к мулле, чтобы получить благословение. Всего несколько минут длилось
их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан
поклялся любить ее вечно.
На том месте, где умерла Айша-Биби, позднее был построен мазар. Рядом с ним
Карахан построил и себе мазар в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши,
чтобы после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан,
одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, молясь богу. За
набожность и святость народ стал считать Карахана святым.

4 ПРОЕКТ

Мавзолей Айша-биби является одним из интереснейших и уникальных памятников
архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной
культуре Казахстана и средней Азии. Он также является местом паломничества, так как
считается святым местом в мусульманском мире. (240 слов)

Критерий оценивания Дескриптор Баллы

Обучающийся

Передает подробно пересказывает подробно содержание 1
содержание текста от 3-го прослушанного текста;
лица, сохраняя структуру,
пересказывает текст от 3-го лица; 1
соответствующую стилю
блюдает последовательность и логику 1
изложения. со
изложения при пересказе;

учитывает при пересказе стиль исходного 1
текста;

использует разнообразные грамматические 1
структуры;

Составляет простой план в составляет план, включающий структуру: 1
соответствии со вступление, основная часть, заключение;
структурой: вступление,
озаглавливает параграфы, демонстрируя 1
основная часть,
логическую последовательность;
заключение. со
ставляет план в соответствии с правилами 1
оформления.

Всего баллов 8

5 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел «Путешествия и достопримечательности»

Ф.И.О. учащегося __________________________________________

Уровни учебных достижений учащихся
Критерий оценивания

Высокий Средний Низкий

Передает подробно Верно передает подробное Допускает ошибки в передаче Затрудняется передать
содержание текста от 3-содержание текста от 3-го подробного содержания подробное содержание текста
го лица, сохраняя лица, сохраняя структуру, прослушанного текста от 3-го от 3-го лица, сохраняя
структуру, соответствующую стилю лица/соблюдении структуру.
соответствующую изложения. последовательности и логике

и
стилю изложения.зложения при пересказе/
учитывании при пересказе стиля
исходного текста/ использовании
разнообразных грамматических
структур.

Составляет простой Верно составляет простой Допускает ошибки в составлении Затрудняется составить
план в соответствии со план в соответствии со плана, включающего структуру: простой план в соответствии
структурой: структурой: вступление, вступление, основная часть, со структурой: вступление,
вступление, основная основная часть, заключение. заключение/озаглавливании основная часть, заключение.

часть, заключение. параграфов/ /логической
п
оследовательности/ составлении
плана в соответствии с правилами

оформления.

6 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Образ жизни и культура: древние цивилизации»

Чтение
Виды речевой
исьмо
деятельности П
облюдение речевых норм
С

спользовать виды чтения: ознакомительное,
Цель обучения 6.2.6.1 И
комментированное
6.2.5.1 Формулировать вопросы, оценивающие текст с
точки зрения актуальности, ценности, качества и
полезности
6.3.2.1 Излагать подробно, кратко, выборочно
содержание текстов-повествований от 3 лица, текстов-
описаний
6.4.4.1 Использовать знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями, при прямой и косвенной речи

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка

бучающийся
Критерий оценивания О

− Использует виды чтения: ознакомительное

− Составляет вопросы, оценивающие информацию
прочитанного текста

− Передает кратко содержание текста-повествования
от 3-го лица

− Расставляет в соответствии с нормами знаки
препинания в предложениях с прямой речью

инут.
Время выполнения 20 м

Задание

Внимательно прочитайте текст.
1. Определите соответствие информации данному тексту:

Информация Соответствует Не соответствует

Человечество поныне использует
формы ведения хозяйства, созданные
номадами.

Правление древних кочевых
сообществ было преобразовано в
модели различных государственных
структур.

«Звериный стиль» саков отражает
особенности обитания древних
животных.

2. Составьте по тексту 1 вопрос высокого порядка.
3. Изложите кратко материал прочитанного текста от 3-го лица.

7 ПРОЕКТ

4. Включите в работу одно предложение с прямой речью.

С древнейших времен обширная казахская земля была культурной колыбелью и
духовным остовом всего евразийского пространства. Степная цивилизация древних
номадов оставила глубокий след в истории человечества.
Они создали оптимальные механизмы приспособления к климату горной и степной
местности Евразии, придумали эффективные формы ведения хозяйства, применяемые
человечеством в последние тысячелетия. Впервые именно на казахской земле была
приручена дикая лошадь, и всадники, овладевшие особой тактикой ведения войн,
появились на просторах Великой степи. Была создана система правления древних
кочевых сообществ, которая затем преобразовалась в модели различных государственных
структур. Номады участвовали в процессе этнического формирования нынешних
крупных наций.
Известный «звериный стиль» саков до сего дня вызывает восхищение искусствоведов
всего мира удивительным мастерством исполнения, особым представлением предков о
мироздании. Истоки идеи евразийства, призывающей к миру и согласию на земле,
исходят из глубины веков. Мало кто знает, что она связана с целостной культурой
кочевников, формировавшейся тысячелетиями, еще в скифо-сакские времена.
В своем выступлении на расширенном заседании Общественного совета по
реализации программы «Мәдени мұра» Нурсултан Абишевич Назарбаев говорил, что
Великая степная цивилизация не уступает никому по своему историческому значению,
ждет дальнейшего обстоятельного исследования, а это означает, что мы должны на
мировом уровне показать Казахстан как колыбель Великой степной цивилизации.

Критерий оценивания Дескриптор Баллы

Обучающийся

Определяет соответствие 1-е предположение 1
/несоответствие
предположение 1
информации тексту 2-е
3-е предположение 1

Составляет вопрос формулирует и записывает 1 вопрос высокого 1
высокого порядка порядка;

формулирует вопросы с соблюдением 1
орфографических, пунктуационных, речевых
норм;

Передает кратко передает кратко содержание прочитанного 1
содержание текста-текста;
повествования от 3-го лица со
блюдает смысловую цельность, речевую 1
св
язность и последовательность изложения;

демонстрирует хороший уровень грамотности; 1

Расставляет в соответствии включает в работу предложение с прямой 1
с нормами знаки речью;
препинания в
соблюдает правила пунктуации при 1
предложениях с прямой
оформлении предложения с прямой речью.
речью

Всего баллов 10

8 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Образ жизни и культура:

древние цивилизации»

ФИО учащегося__________________________________________

Уровни учебных достижений учащихся
Критерий
оценивания
Высокий Средний Низкий

Использует виды Использует ознакомительное Допускает ошибки в определении Затрудняется использовать
чтения и формулирует чтение для определения соответстия информации и ознакомительное чтение для
вопрос высокого соответствия информации и формулировке вопроса высокого определения соответствия
порядка по тексту. грамотно составляет вопрос порядка/ формулировании вопроса с информации и грамотно
составляет вопрос высокого
высокого порядка. соблюдением орфографических,
порядка.
пунктуационных, речевых норм.

Допускает ошибки в передаче
Передает кратко Передает кратко содержание Затрудняется передать кратко
краткого содержания большей части
содержание текста-текста-повествования от 3-го содержание текста-
рочитанного текста/ соблюдении
повествования от 3-го лица. пповествования от 3-го лица.
ысловой цельности/речевой
лица. см
язности/ последовательности
св
зложения/ передаче содержания
и
соблюдении
текста от з-го лица/
грамотности письма.

Расставляет в Расставляет в соответствии с Допускает ошибки во включении в Затрудняется расставить в
соответствии с нормами знаки препинания в работу предложении с прямой соответствии с нормами знаки
нормами знаки предложении с прямой речью/ соблюдении правил препинания в предложении с
препинания в речью. пунктуации при оформлении прямой речью.
предложениях с предложении с прямой речью.
прямой речью.

9 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Структура семьи и семейные ценности»

Аудирование и говорение
Виды речевой
облюдение речевых норм
деятельности С

пределять основную мысль, опираясь на ключевые
Цель обучения 6.1.2.1 О
слова, словосочетания и др.
6.4.2.1 Использовать фразеологические обороты; метафоры,
олицетворения, риторические фигуры, антитезу, перифразы,
использовать слова в свойственном им значении

Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

бучающийся
Критерий оценивания О

− Выделяет ключевые слова/словосочетания; определяет
основную мысль прослушанного текста с опорой на
ключевые слова, словосочетания

− Понимает применение фразеологических оборотов в
контексте

− Применяет фразеологизмы в своей речи в
соответствующем им значении


инут
Время выполнения 20 м

Задание
1. Прослушайте текст 2 раза. Определите ключевые слова и словосочетания текста.
2. Используя ключевые слова и словосочетания, сформулируйте основную мысль текста.
3. Составьте короткий диалог, используя информацию и фразеологизмы (не менее двух) из
прослушанного текста.

Что такое для человека семья? Это в первую очередь отчий дом, полный родных и любимых
людей, где можно найти успокоение и поддержку, где все живут в согласии. Это тыл и
фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем
свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь. Если присмотреться, то можно
заметить, что семьи бывают разные. Бывают веселые и счастливые, строгие и
консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Ведь это должен быть крепкий оплот,
в основе которого лежит любовь мужчины и женщины. Разные семьи имеют разные
характеры, прямо как люди. Если каждый член семьи вносит свою лепту в общее дело
благополучия всей семьи, при этом основываясь на своих жизненных приоритетах, то и
семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, связанных между собой
родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее,
основываясь на собственных ценностях. Семья и семейные ценности – это два понятия,
которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение,
если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих
принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные
ценности – это отношение человека к человеку, насыщенное любовью и заботой. Мужчина и
женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует
фундамент семейных отношений, создает атмосферу, в которой будут рождаться и расти
дети. …

10 ПРОЕКТ

4 . Прочитайте фразеологизмы, письменно объясните: а) как вы их понимаете, б) какие
фразеологизмы соответствуют по смыслу данному тексту. Составьте с ними предложения.
Плечом к плечу. Родиться под счастливой звездой. Как за каменной стеной.

Критерий оценивания Дескриптор Баллы

Учащийся

Выделяет ключевые определяет пять и более ключевых слов/ 1
слова/словосочетания; словосочетаний прослушанного текста;
определяет основную
правильно определяет основную мысль 1
мысль прослушанного
прослушанного текста, используя ключевые слова
текста с опорой на
и словосочетания;
ключевые слова,
словосочетания.

Понимает применение объясняет значение приведенных фразеологизмов; 1
фразеологизмов в
ыбирает подходящие к содержанию текста 1
в
контексте.
фразеологизмы;

формулирует и записывает три предложения, 1
используя приведенные фразеологизмы;

формулирует и записывает ответ на вопрос и 1
предложения с соблюдением орфографических,
пунктуационных, речевых норм;

Применяет составляет диалог, используя информацию текста; 1
фразеологические
использует в диалоге не менее двух 1
обороты в речи в
фразеологизмов из текста.
соответствующем им
значении.

Всего баллов 8

11 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям

по итогам суммативного оценивания за за раздел «Структура семьи и семейные ценности»

ФИО учащегося ________________________________________

ровни учебных достижений учащихся
Критерий оценивания У
Высокий Средний Низкий

Выделяет ключевые Верно выделяет ключевые Допускает ошибки в определении Затрудняется выделить
слова/словосочетания; слова/словосочетания; определяет ключевых слов/ словосочетаний ключевые
определяет основную основную мысль прослушанного прослушанного текста/ определении слова/словосочетания;
мысль прослушанного текста, опираясь на ключевые основной идеи прослушанного определить основную мысль
текста с опорой на слова, словосочетания. текста. прослушанного текста с опорой
ключевые слова, на ключевые слова,
словосочетания. словосочетания.

Понимает применение Верно определяет значение Допускает ошибки в объяснении Затрудняется определить
фразеологизмов в фразеологизмов и вставляет их в значения фразеологизмов/ в значение фразеологизмов,
тексте. текст. Составляет с ними объяснении их применения/ соответствие их контексту;
предложения. формулировании и записи затрудняется составить с ними
предложений с фразеологизмами. предложения.

Использует Использует фразеологические Допускает ошибки в использовании Затрудняется использовать
фразеологические обороты в речи в свойственном им подходящих по смыслу фразеологические обороты в
обороты в речи. значении. фразеологизмов. речи.

12 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Традиции празднования Нового года в Казахстане

и за рубежом»

Чтение
Виды речевой
исьмо
деятельности П
Соблюдение речевых навыков
онимать применение фразеологизмов, обращений,
Цель обучения 6.2.3.1 П
однородных членов предложений, вопросительных и
восклицательных, побудительных предложений.
6.3.6.1 Писать творческие работы (150-200 слов),
представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая
собственные ощущения.
6.4.2.1 Использовать фразеологические обороты;
метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезу,
перифраз, использовать слова в свойственном им значении.
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка.
навыков Н
бучающийся
Критерий оценивания О

− Понимает применение фразеологических оборотов,
восклицательных предложений;

− Пишет творческую работу, представляя себя в
предлагаемой ситуации;

− Использует фразеологические обороты и средства
художественной выразительности.
ин
Время выполнения 20 м

Задание

1. Прочитайте фразеологизмы. Подберите из текста синонимичные им фразеологические
обороты.
В двух шагах, во весь дух, приходить в восторг, бить баклуши.

2. Выпишите из текста восклицательные предложения, письменно объясните их роль в
тексте.

Текст
До Нового года рукой подать! Дни можно по пальцам пересчитать! В это время в воздухе
витает дух праздника, будоражит запах мандаринов, радует повсюду мигание гирлянд.
Подготовка к празднованию идет полным ходом! Кто-то уже приготовил заветные
коробочки с подарками, которые он преподнесет близким и друзьям и уже потирает руки
от нетерпения… А кто-то, наоборот, усиленно ломает голову над решением вопроса: что
же подарить и как поздравить родных. Не составит труда определить таких людей на
улице. Они, как правило, носятся сломя голову по супермаркетам в поисках чего-то
особенного.
Это особая пора для каждого человека: хоть забот полон рот и сложа руки сидеть не
приходится, но душа радуется от этих хлопот, совсем как в далеком детстве, в
предвкушении Нового года и Рождества…

3. Используя материал прочитанного текста, напишите, как вы готовитесь к празднованию
Нового года. Опишите свои ощущения. Включите фразеологизмы и средства
художественной выразительности (сравнения, олицетворения, метафоры и др.).

13 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Баллы

Обучающийся

Понимает применение Подбирает синонимичные фразеологизмы к 1
фразеологических данным в тексте;
оборотов,
выписывает из текста восклицательные 1
восклицательных
предложения;
предложений об
ъясняет их роль в тексте; 1

Пишет творческую пишет творческую работу от 1-го лица; 1
работу, представляя себя в
ворчески перерабатывает информацию 1
предлагаемой ситуации т
прочитанного текста;

описывает собственные ощущения; 1

Использует использует фразеологические обороты; 1
фразеологические
использует средства художественной 1
обороты и средства
выразительности.
художественной
выразительности.

Всего баллов 8

14 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Традиции празднования Нового года в Казахстане и за рубежом»

ФИО учащегося ____________________________________________

Уровни учебных достижений учащихся

Критерий оценивания
Высокий Средний Низкий

Понимает применение Умело подбирает синонимы к Допускает ошибки в подборе Затрудняется в подборе
фразеологических фразеологизмам, может синонимов к синонимов к
оборотов, объяснить роль восклицательных фразеологизмам/объяснении фразеологизмам/объяснении
восклицательных предложений в тексте роли восклицательных роли восклицательных
предложений предложений в тексте предложений в тексте

Пишет творческую Пишет творческую работу, умело Пишет творческую работу, Затрудняется в написании
работу, представляя себя перерабатывая информацию допускает некоторые неточности творческой работы, не
в предлагаемой ситуации текста, описывает собственные в использовании информации может перерабатывать
ощущения текста и передаче собственных информацию текста
ощущений

Демонстрирует богатство Допускает некоторые Отсутствуют
Использует
словарного запаса, уместно неточности в использовании фразеологические обороты
фразеологические
используя фразеологические фразеологических оборотов и и средства художественной
обороты и средства
обороты и средства средств художественной выразительности
художественной
удожественной выразительности выразительности
выразительности. х

15 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы «Выдающиеся личности народа Казахстана»,

«Спорт и диета»

Слушание
Виды речевой
оворение
деятельности Г
частвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по
Цель обучения 6.1.5.1 У
предложенной теме
6.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки зрения
содержания, структуры высказывания и логики изложения
материала
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
бучающийся
Критерий оценивания О
− Участвует в диалоге, обменивается мнениями по
предложенной теме

− Делает обзор содержания прослушанного текста,
выражает собственное мнение по содержанию
ин
Время выполнения 20 м

Задания

1. Составьте диалог на тему « Выдающиеся личности народа Казахстана». О ком вы
хотите рассказать? Почему?

2. Прослушайте текст и выполните задания.
1. Определите тему прослушанного текста.
2. Сделайте обзор содержания прослушанного текста, опираясь на следующие
вопросы:
— Почему важно укреплять защитные силы организмы?
— Какие способы укрепления организмы предлагаются в тексте? Что из
предложенного вы считаете наиболее важным? Почему вы так считаете?
— В чем причины сокращения физической активности человека в последнее время?
— К каким последствиям это приводит?
3. Выразите собственное отношение к прослушанной информации.

«Спорт и здоровье. Почему нужно заниматься спортом?»

0.8 сек. до 1мин. 53 сек.)
Ссылка для скачивания: https://youtu.be/DMebmWAMfHE (с

16 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Баллы
Обучающийся
Участвует в диалоге, Участвует в диалоге 1
обменивается мнениями
по предложенной теме О
бменивается мнениями по предложенной теме 1

Определяет тему сообщения; 1
Делает обзор
называет причины важности укрепления организма; 1
содержания
называет способы укрепления организма; 1
прослушанного текста,
объясняет свое мнение о наиболее важных способах 1
выражает собственное
крепления организма;
мнение по содержанию у
называет причины сокращения физической 1
активности человека;

указывает последствия отсутствия физических 1
нагрузок;

выражает собственное отношение к прослушанной 1
информации;

демонстрирует грамотную и богатую речь. 1

Всего баллов 10

17 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Спорт и диета»
ФИО учащегося ____________________________________________

Уровни учебных достижений

Критерий оценивания Высокий Средний Низкий

Участвует в диалоге, Участвует в диалоге, свободно Участвует в диалоге, выражая
Участвует в диалоге, затрудняясь
обменивается мнениями по выражая собственное мнение по собственное мнение по
выражении собственного
предложенной теме предложенной теме предложенной теме в
нения по предложенной теме
м

Делает подробный обзор Допускает ошибки при обзоре Затрудняется делать обзор

содержания прослушанного содержания текста/ выражении содержания прослушанного
Делает обзор содержания
текста, выражает собственное собственного отношения к текста, выразить собственное
прослушанного текста, выражает
мнение по содержанию, прослушанной информации/в мнение по содержанию,
собственное мнение по
риводит примеры. примере аргументов. приводить примеры, допускает
содержанию. п
незначительные речевые ошибки.

18 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Живые организмы: животные»

Чтение
Виды речевой
исьмо
деятельности П
Соблюдение речевых норм
онимать применение фразеологизмов,
Цель обучения 6.2.3.1 П
обращений, однородных членов предложений,
вопросительных и восклицательных, побудительных
предложений
6.3.7.1 Корректировать текст, исправляя орфографические
и пунктуационные ошибки с помощью словаря,
редактируя текст с учетом типа
6.4.3.2 Образовывать степени сравнения прилагательных
и наречий в соответствии с нормой

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
бучающийся
Критерий оценивания О

− Корректирует текст, исправляя орфографические и
пунктуационные ошибки

− Понимает применение фразеологизмов

− Употребляет прилагательные в степенях сравнения

ин
Время выполнения 20 м

Задания

Прочитайте текст и выполните задания.
1. Найдите в 3-м абзаце текста слова с орфографическими ошибками и исправьте
ошибки.
2. Найдите в тексте фразеологизм, дайте его толкование. Объясните, почему автор
использует этот фразеологизм.
3. Составьте три предложения по теме, употребив прилагательные молодой, добрый,
пушистый в сравнительной или превосходной степени сравнения.

Известно, что не все казахи вели кочевой образ жизни. Небольшая часть народа,
будучи оседлой, сеяла зерновые культуры. Конечно же, в амбарах водились мыши, из-за
чего и появилась необходимость заводить кошку.
По народным поверьям молодым людям, у которых нет пока еще детей, не
рекомендовалось заводить кошку. Считалось, что это животное забирает всю ласку
женщины себе, тем самым препятствуя появлению младенца на свет.
Иногда на форумах в интернете обсуждается тема, где пытаются разобраться:
верны ли эти суеверия, связанные с кошками? Вот некоторые из них. «Я счетаю, что
кошки некогда не были священыми животными у казахов. Это больше встречалось у
египтян и арабов. Их держали для хазяйственых нужд. И щас в аулах кошек держат
только для того, штоб они мышей лавили. А так кошка доброе и пушистое существо». «В
традиционных казахских семьях не понимают чрезмерную любовь к кошкам и другим
домашним животным, а моим подругам их мамы говорят, что они не смогут выйти замуж
из-за того, что держат у себя кота. Послушаешь такое, и кошки заскребут на душе».

19 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Баллы
Обучающийся
Корректирует текст, Находит все слова с орфографическими 1
исправляя ошибками;
орфографические ошибки в
ерно исправляет все орфографические ошибки; 1

Понимает применение находит в тексте фразеологизм; 1
фразеологизмов
верно определяет его значение; 1

объясняет причину использования 1
фразеологизма в тексте;

Употребляет составляет три предложения по теме с 1
прилагательные в прилагательными в степенях сравнения;
степенях сравнения п
равильно образует степени сравнения имен 1
прилагательных.

Всего баллов 7

20 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живые организмы: животные»
ФИО учащегося ____________________________________________

Уровни учебных достижений

Критерий оценивания Высокий Средний Низкий

Корректирует текст, Верно корректирует текст, исправляя Допускает ошибки в Допускает ошибки в

исправляя орфографические орфографические ошибки. корректировании текста, не корректировании текста, не

ошибки. замечая 1-2 орфографические замечая более двух

ошибки. орфографических ошибок.

Понимает применение Представляет полное понимание Представляет понимание Неверно понимает значение

фразеологизмов использования автором использования автором фразеологизма, затрудняется в

фразеологизма, правильно фразеологизма, правильно объяснении цели использования.

истолковывает цель его истолковывает его значение, но

использования и значение. испытывает затруднение при

попытке объяснения цели

использования.

Употребляет прилагательные Правильно образовывает степени Допускает незначительные Затрудняется в образовании

в степенях сравнения сравнения прилагательных ошибки в образовании степеней степеней сравнения

сравнения прилагательных прилагательных

21 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Жара и холод: экстремальная погода»

Слушание
Виды речевой
оворение
деятельности Г

пределять основную мысль, опираясь на
Цель обучения 6.1.2.1 О
ключевые слова, словосочетания и др.
6.1.5.1 Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по
предложенной теме
Понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
бучающийся
Критерий оценивания О
− Определяет основную мысль, опираясь на
ключевые слова и словосочетания

− Участвует в диалоге по предложенной теме

ин
Время выполнения 20 м

Задание
1. Посмотрите видео. Запишите ключевые слова и выражения.
2. Составьте в парах диалог и обсудите проблему «Болезни» глобального изменения
климата: к чему готовиться?» Определите основную мысль видео, опираясь на ключевые
слова и словосочетания.

Ссылка для скачивания видео: https://www.youtube.com/watch?v=AcliBEdGYQo

Изменение климата в Казахстане.mp4

Критерий оценивания Дескриптор Баллы

Обучающийся

Формулирует основную записывает ключевые слова (не менее 3 — 5); 1
мысль прочитанного
аписывает ключевые выражения (не менее 2 – 3) 2
текста з
формулирует основную мысль, опираясь на 1
ключевые слова и выражения;

Участвует в диалоге по участвует в диалоге, задавая вопросы и отвечая на 1
предложенной теме них;

обменивается мнениями по предложенной 1
проблеме;

соблюдает речевые нормы. 1

Всего баллов 7

22 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Жара и холод: экстремальная погода»

ФИО учащегося ____________________________________________

Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся

ысокий Средний Низкий
В

Формулирует основную Выписывает ключевые слова и Допускает ошибки в Затрудняется
мысль прочитанного выражения (не менее 8-10). определении ключевых слов/ сформулировать основную
текста. Правильно формулирует формулировании основной мысль текста, найти
основную мысль текста. мысли текста. ключевые слова.
Показывает отличное понимание
текста.

Участвует в диалоге по Участвует в диалоге по Допускает ошибки в Затрудняется участвовать в
предложенной теме. предложенной теме, эффективно формулировании вопросов и диалоге, выражать свое
в
ыражает собственное мнение, ответов диалога/выражении мнение.
. с
соблюдает речевые нормыобственного
мнения/соблюдении речевых
норм.

23 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в будущем: изобретения и энергия»

Чтение
Виды речевой
исьмо
деятельности П
пределять и различать типы текстов: описание,
Цель обучения 6.2.4.1 О
повествование, рассуждение; распознавать характерные
черты, языковые и жанровые особенности текстов
публицистического и художественного стилей.
6.3.6.1 Писать творческие работы (150-200 слов),
представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая
собственные ощущения.
Применение
Уровень мыслительных
выки высокого порядка
навыков На
бучающийся
Критерий оценивания О
− Определяет тип текста, распознавая его
характерные черты;

− Пишет творческие работы (150-200 слов),
представляя себя в предлагаемой ситуации и
описывая собственные ощущения.
ин
Время выполнения 20 м
Задание
1. Прочитайте текст. Определите тип текста.
2. Подтвердите ответ 2 аргументами.

Жажда научных открытий не дает покоя ученым всего мира, в том числе и

казахстанским. Разработки в различных областях науки ведутся как отдельными

авторами, так и большими коллективами. Новые сорта картофеля, эликсиры молодости,

лекарства от рака и новые видения мировой истории наших соотечественников все чаще

становятся темой для обсуждения. Новый сорт картофеля фиолетового цвета вывели

казахстанские ученые путем скрещивания дикого картофеля родом из Южной Америки с

культурным. В итоге, по заверениям селекционеров, данный картофель благодаря своему

витаминному составу замедляет старение и даже может быть эффективен при лечении

некоторых онкозаболеваний. Этому картофелю уже и название дали «Емдәмдік картоп» —

низкокалорийный. Содержание белка в нем в 2 раза больше, чем в обычных сортах. Он

богат витаминами и антиоксидантами. Фиолетовый цвет делает картофель диетическим.
В «Ем дәмді картоп», или «низкокалорийный картофель», содержится в 2 раза
больше белка, чем в обычных сортах, а потому он является даже диетическим. Ученые
уверены, что новый сорт картофеля станет настоящим казахстанским брендом и уже в
скором времени появится на всех прилавках не только нашей родины, но и СНГ.
Талдыкорганские ученые изобрели фитоэлектростанцию, способную получать
электроэнергию из растений, не нанося экологического вреда. Использованию
подлежит любое биологическое сырье, но выгоднее работать с многолетними травами. В
этом году был создан лишь опытный образец, который вырабатывает чуть больше одного
миливольта, но в будущем, когда найдутся средства, планируется разработать более
мощную установку, которой нет аналогов.

3. Представьте, что вы ученый-изобретатель, который разработал новый способ
получения энергии. Напишите письмо другу (150-200 слов) и поделитесь своими
впечатлениями об открытии.

24 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Определяет тип текста, Определяет тип текста; 1
распознавая его
одтверждает 1-м аргументом; 1
характерные черты п
подтверждает 2-м аргументом; 1

Пишет творческую работу пишет текст объемом 150-200 слов; 1
с учетом жанра, типа и
ишет текст от 1-го лица; 1
стиля. п
раскрывает тему, делясь впечатлениями об 1
открытии;

соблюдает соответствующую структуру письма; 1

представляет хороший уровень грамотности. 1

Всего баллов 8

25 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в будущем: изобретения и энергия»

ФИО учащегося ____________________________________________

Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся

ысокий Средний Низкий
В

Определяет тип текста, Определяет тип текста, Допускает ошибки в Затрудняется в
распознавая его подтверждает свой ответ двумя определении типа/подборе определении типа текста,
характерные черты. аргументами. первого аргумента/ подборе не может привести
второго аргумента. аргументы.

Пишет творческую Пишет творческую работу с Допускает ошибки в соблюдении Затрудняется написать
работу с учетом жанра, учетом жанра, типа и стиля, объема текста/стиле письма/ творческую работу с
типа и стиля. соблюдая соответствующую соблюдении соответствующей учетом жанра, типа и стиля;
ст
структуру письма. руктуры письма/грамотности не соблюдает
с
написанного.оответствующую

структуру письма.

26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *