СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию История Казахстана 8 класс

Методические рекомендации

по суммативному оцениванию

История Казахстана

8 класс

1
ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для
обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2
ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………………………………. 4

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахско-джунгарские войны» ………………………. 4

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахское ханство в XVIII веке» ……………………. 7

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ……………………………………….. 10

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке» ………………. 10

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-освободительная
борьба» ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 13

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ……………………………………….. 16

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-освободительная
борьба» ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 16

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской империи» …… 19

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской империи» …… 22

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ……………………………………….. 25

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XIХ — начале ХХ веков»
………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 25

3
ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахско-джунгарские войны»

ачало Отечественной войны против джунгарской
Тема Н
рессии. Организация единого народного ополчения
аг
Определять последствия джунгарского нашествия на
Цели обучения 7.4.1.1
хозяйство казахов
7.3.1.2 Анализировать внутреннее политическое положение
Казахского ханства

бучающийся
Критерий оценивания О

Определяет влияние последствий войны с
джунгарами на хозяйство казахов

• Анализирует внутреннее политическое положение
Казахского ханства
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Приведите факты о разрушительных последствиях джунгарского нашествия на хозяйство
казахов.

1 2

3 4

2. Опишите значение курултая в Ордабасы в объединении казахов против джунгар по
следующему плану:
1. Политическая ситуация накануне курултая (не менее 3 примеров).
2. Влияние курултая на развитие последующих исторических событий (не менее 2 фактов).
3. Вывод.

4
ПРОЕКТ

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся

Определяет влияние приводит первый факт о 1
последствий войны 1 разрушительных последствиях
с джунгарами на хозяйство джунгарского нашествия на
казахов х
озяйство казахов;

приводит второй факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов;

приводит третий факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов;

приводит четвертый факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов.

Анализирует внутреннее 2 подбирает 1-й пример, 1
политическое положение раскрывающий политическую
Казахского ханства ситуацию накануне курултая;

подбирает 2-й пример, 1
раскрывающий политическую
ситуацию накануне курултая;

подбирает 3-й пример, 1
раскрывающий политическую
ситуацию накануне курултая;

приводит 1-й факт влияния курултая 1
на развитие последующих
исторических событий;

приводит 2-й факт влияния курултая 1
на развитие последующих
исторических событий;

делает обоснованный вывод. 1

Всего баллов 10

5
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахско-джунгарские войны»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет влияние Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет влияние
последствий войны с фактов разрушительных определении 1/2/3/4 фактов о последствий войны с
последствий войны с разрушительных последствиях джунгарами на хозяйство
джунгарами на хозяйство
жунгарами на хозяйство джунгарского нашествия на казахов
казахов д
азаховхозяйство казахов
к

Анализирует внутреннее Затрудняется в анализе Допускает ошибки при Анализирует внутреннее
политическое положение внутреннего политического определении 1/2/3 политических политическое положение
Казахского ханства положенияя Казахского ситуаций накануне Казахского ханства
акта о
ханства курултая/приводит 1/2 ф
лиянии курултая на развитие
в
последующих исторических
событий /делает вывод

6
ПРОЕКТ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахское ханство в XVIII веке»

стория казахско-русских отношений до начала XVIII
Тема И
ека.
в
Внутренняя и внешняя политика Абылай хана
Определять результаты внешней политики
Цели обучения 7.3.2.2
Казахского ханства
7.3.1.2 Анализировать внутреннюю политику Казахского
ханства
бучающийся
Критерии оценивания О

Описывает результаты внешней политики
Казахского ханства

• Характеризует внутреннюю политику в Казахском
ханстве
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Отметьте на карте не менее 3 крепостей, построенных на территории Казахстана в начале
XVIII века.

2. Дайте оценку политики Абылай хана по следующему плану:
 Опишите политическую ситуацию в Казахском ханстве до прихода к власти Абылай
хана (не менее 3-х примеров).
 Ситуация в Казахском ханстве, сложившаяся после прихода к власти Абылай хана
(не менее 3-х примеров)
 Влияние политики Абылай хана на развитие последующих исторических событий.

7
ПРОЕКТ

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся

Описывает результаты 1 отмечает на карте 1-ю крепость; 1
внешней политики
Казахского ханства о
тмечает на карте 2-ю крепость; 1

отмечает на карте 3-ю крепость; 1

Характеризует 2 приводит 1-й пример политической 1
внутреннюю политику в ситуации в Казахском ханстве до
Казахском ханстве прихода к власти Абылай хана;

приводит 2-й пример политической 1
ситуации в Казахском ханстве до
прихода к власти Абылай хана;

приводит 3-й пример политической 1
ситуации в Казахском ханстве до
прихода к власти Абылай хана;

приводит 1-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;

приводит 2-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;

приводит 3-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;

определяет влияние политики 1
Абылай хана на развитие
последующих исторических
событий.

Всего баллов 10

8
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахское ханство в XVIII веке»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Описывает результаты Затрудняется при определении Допускает ошибки при отметке Описывает результаты внешней
внешней политики Казахского результатов внешней политики на карте 1/2/3 крепостей политики Казахского ханства
азахского ханства
ханства К

Характеризует Затрудняется в анализе Допускает ошибки при Характеризует внутреннюю
внутреннюю политику в внутренней политики в описании 1/2/3 политических политику в Казахском ханстве
Казахском ханстве Казахском ханстве ситуаций в Казахском ханстве
о прихода /после прихода к
д
власти Абылай хана/влияния
политики Абылай хана на
развитие последующих
исторических событий

9
ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке»

стное народное творчество казахов в XVIII веке.
Тема У
Материальная культура казахов в XVIII веке
Определять ценность и значимость обычаев и
Цели обучения 7.2.1.1
традиций
7.2.2.4 Оценивать достижения прикладного искусства
бучающийся
Критерии оценивания О

Определяет ценность и значимость обычаев и
традиций

• Анализирует достижения прикладного искусства

Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Дополните текст, используя слова для справок.
У казахского народа принято считать своим долгом — знать всех своих (_________) до
седьмого колена. Эта традиция исходит из (_________). Другой отличительной чертой
казахского народа являлось и является (_________). Обычаев и традиций, связанных с
гостеприимством, у казахов очень много. Так, обязанностью хозяина и хозяйки считалось
радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием
вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как (_________), казы, шужык и т.д., а также
полезными напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно же, чай. Свои особенности имеет и
воспитание детей у казахов. Еще одной характерной чертой казахского народа являются его
сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна
большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно
стремились помочь. Выручали «всем миром», этот обычай называется (_________).
Слова для справок

1 2 3 4 5
гостеприимство асар предков ет тенгрианства

10
ПРОЕКТ

2. Напишите эссе о достижениях прикладного искусства казахского народа на тему:
«Красота искусства – знак красоты народа»

Критерии оценивания:
 Укажите достижений прикладного искусства казахского народа.
 Опишите влияние данных достижений на материальную культуру казахов
 Составляет аргументированный вывод.
3. Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:
1. Назовите орнамент, изображенный на иллюстрации.
2. Раскройте смысловое значение данного орнаментального мотива
прикладного искусства казахского народа.

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся

Определяет 1 определяет 1-ю характерную особенность 1
ценность и обычаев и традиций казахского народа;
значимость
определяет 2-ю характерную особенность 1
обычаев и
обычаев и традиций казахского народа;
о
традиций
пределяет 3-ю характерную особенность 1
об
ычаев и традиций казахского народа;

определяет 4-ю характерную особенность 1
обычаев и традиций казахского народа;

определяет 5-ю характерную особенность 1
обычаев и традиций казахского народа;

Анализирует 2 указывает достижение прикладного искусства 1
достижения казахского народа;
прикладного
описывает влияния достижений на 1
искусства м
атериальную культуру казахов;

пишет аргументированный вывод; 1

3 определяет название орнамента; 1

определяет смысловое значение данного 1
орнаментального мотива.

Всего баллов 10

11
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура Казахстана в XVIII веке»
ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет ценность и Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет характерные
значимость обычаев и характерных особенностей определении 1/2/3/4/5 особенности обычаев и традиций
традиций обычаев и традиций казахского характерных особенностей казахского народа
об
народа ычаев и традиций казахского
народа

Анализирует достижения Затрудняется при описании и Допускает ошибки при Описывает и дает оценку
прикладного искусства оценивании достижений определении достижений достижениям прикладного
прикладного искусства прикладного искусства/ искусства казахского народа
казахского народа приводит примера о влиянии
достижений на материальную
культуру казахов/ пишет вывод/
называет орнамент/определяет
смысловое значение орнамента

12
ПРОЕКТ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-
освободительная борьба»

ационально-освободительное движение Сырыма Датулы.
Тема Н
ационально-освободительное движение под руководством
Н
Кенесары Касымулы
Определять причины и последствия национально-
Цели обучения 7.3.1.5
освободительной борьбы казахского народа против
колониальной политики
7.3.1.6 Оценивать роль руководителей национально-
освободительных восстаний

бучающийся
Критерии оценивания О

Описывает причины и последствия национально-
освободительных восстаний

• Характеризует историческую роль руководителей
национально-освободительных восстаний

Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Заполните сравнительную таблицу о характере национально-освободительных восстаний.

Восстания С. Датулы и К.Касымулы

Сходства

Различия

Восстание С. Датулы Восстание К.Касымулы

Результат

Восстание С. Датулы Восстание Кенесары

2. Дайте историческую оценку роли руководителей восстания (по выбору — С. Датулы/
Кенесары Касымулы/ М.Утемисулы и И. Тайманулы) в борьбе казахов против колониальной
политики по следующему плану:
 Политическая ситуация накануне восстания (не менее 2-х фактов).
 Роль руководителя в достижении целей восстания (не менее 2-х аргументов).
 Можно ли считать, что личный вклад руководителя восстания оказывал влияние на
последующие исторические события?

13
ПРОЕКТ

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся

Описывает причины и 1 определяет сходство восстаний С. Датулы и
последствия Кенесары хана; 1
национально-
определяет различие восстания С. Датулы; 1
освободительных
пределяет различие восстания Кенесары 1
восстаний о
ана;
х
описывает результат восстания С. Датулы; 1

описывает результат восстания Кенесары 1
хана;

Характеризует 2 приводит 1-й факт политической ситуации 1
историческую роль накануне восстания;
руководителей
приводит 2-й факт политической ситуации 1
национально-н
акануне восстания;
освободительных
приводит 1-й аргумент о значимости роли 1
восстаний л
идера в народном восстании;

приводит 2-й аргумент о значимости роли 1
лидера в народном восстании;

пишет обоснованный вывод об исторической 1
роли руководителя национально-
освободительного восстания.

Всего баллов 10

14
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Колонизация и народно-освободительная борьба»
ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Описывает причины и Затрудняется в определении Допускает ошибки при Определяет основные сходства и
последствия национально-основных сходств и различий определении сходств и различия восстаний, делает
освободительных восстаний восстаний и при анализе различий восстаний и при анализ последствий восстаний
п
оследствий восстания анализе последствий восстания

Характеризует Затрудняется при описании Допускает ошибки при Оценивает историческую роль
историческую роль вклада руководителей восстаний описании 1/2 фактов руководителей национально-

руководителей в борьбе против колониальной политической ситуации освободительных восстаний
национально-политики накануне восстания; приводит
освободительных 1/2 аргумента о значимости
восстаний роли лидера в народном
восстании

15
ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-
освободительная борьба»
заимоотношения казахов со среднеазиатскими
Тема В
ударствами в 40-е – 60-е годы XIX века.
гос
Завершение присоединения Казахстана к Российской империи
пределять результаты внешней политики Казахского
Цели обучения 7.3.2.2 О
ханства
7.3.1.6 Оценивать роль руководителей национально-
освободительных восстаний
бучающийся
Критерии оценивания О

Характеризует последствия внешней политики
Казахского ханства

• Анализирует историческую роль руководителей
национально-освободительных восстаний
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Прочитайте предложенный текст и, используя свои знания из курса истории, ответьте на
вопросы.

19-21 октября 1860 года вблизи Узынагаша кокандские войска были разбиты русскими
войсками во главе с правителем Алатауского округа Г.А. Колпаковским. В октябре 1862 года
русскими войсками вторично был взят Пишпек, это привело к окончательной ликвидации
власти Кокандцев в южных районах Казахстана. В конце 1863 года Александр II приказал
захватить в кольцо и соединить территории до р. Арыс и взять Туркестан, Аулие-Ата и
Шымкент.
Весной 1864 года началось мощное наступление: в мае из Верного вышли войска под
начальством полковника Черняева, которые 4 июня 1864 года штурмом взяли Аулие-Ата.
Войска полковника Веревкина, выступившие из форта Перовского (Ак-Мечеть), 12 июня
заняли город Туркестан, бывшую столицу Казахского ханства. Отряд Черняева направился в
Шымкент и выступил со стороны Туркестана вместе с отрядами Ларке, прибывших с Аулие-
Ата. Затем вышли на штурм и 22 сентября 1864 г. ворвались в Шымкент. 17 июня 1865 года
русские войска штурмом взяли крупный политический и экономический центр всего
Туркестана — Ташкент. Весной 1866 года русские войска достигли территории Бухарского
эмирата, к осени захватили владения бухарского эмира. В 1867 году эти земли вошли в
состав созданного Туркестанского генерал-губернаторства.

• Какое основное событие описывается в тексте? И в чем его значимость?

• Политические последствия данного события для Казахского ханства.

1.

2.

16
ПРОЕКТ

• Экономические последствия данного события для Казахского ханства.

• Государства, вовлеченные в данное событие. Итоги столкновения политических
интересов.

2. Дайте историческую оценку роли руководителей восстания (по выбору — Жанкожа батыр/
Есет батыр) в борьбе казахов против колониальной политики по следующему плану:
1. Политическая ситуация накануне восстания
2. Роль руководителя в достижении целей восстания
3. Можно ли считать, что личный вклад руководителя восстания оказал влияние на
последующие исторические события?

Критерии оценивания № Дескрипторы Баллы
задания О
бучающийся

Характеризует 1 называет основное событие, описываемое 1
последствия внешней в тексте;
политики Казахского
определяет значимость события, 1
ханства оп
исанного в тексте;
о
пределяет 1-е политическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;

определяет 2-е политическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;

определяет экономическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;

называет государства, которые были 1
вовлечены в данное событие;

определяет итог столкновений 1
политических интересов;

Анализирует 2 приводит факт о политической 1
историческую роль напряженности;
руководителей
приводит аргумент о значимости роли 1
национально-л
идера в народном восстании;
освободительных
пишет обоснованный вывод об 1
восстаний и
сторической роли руководителя
национально-освободительного
восстания.

Всего баллов 10

17
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Колонизация и народно-освободительная борьба»
ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Характеризует последствия Затрудняется Допускает ошибки при описании Характеризует последствия
внешней политики характеризовать основного события/ определении внешней политики Казахского
Казахского ханства последствия внешней значимости события, определении ханства
п
олитики Казахского 1/2 политических /экономических
х
анства последствийй, /определении
государства, /определении итога
столкновений политических
интересов

Анализирует Затрудняется в оценивании Допускает ошибки при описании Оценивает историческую роль
историческую роль исторической роли фактов о политической руководителей национально-
/ о значимости роли
руководителей руководителей напряженностиосвободительных восстаний
идера / обоснованного вывода об
национально-национально-л
исторической роли руководителя
освободительных освободительных
ционально-освободительного
в
восстанийосстаний на
осстания
в

18
ПРОЕКТ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской
империи»
дминистративно-территориальные реформы в Казахстане
Тема А
о второй половине ХIХ века.
в
Массовая крестьянская колонизация Казахстана
бъяснять административно-территориальные
7.3.1.4 О
енения в результате реформ царской власти
Цели обучения изм
7.1.2.1 Определять изменения в традиционном казахском
обществе на основе сравнений с предыдущими периодами
бучающийся
Критерии оценивания О

Определяет административно-территориальные
изменения в результате реформ царской власти

• Описывает изменения в традиционном казахском
обществе на основе сравнений с предыдущими
периодами
Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Укажите на карте и подпишите названия трех генерал-губернаторств с указанием областей
согласно реформе 1867 — 1868 годов.

2. Запишите последствия реформы 1867 — 1868 годов по категориям.
Последствия реформы 1867 — 1868 годов для Казахстана

Политические Социально-экономические

1 1
2 2

19
ПРОЕКТ

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся

Определяет 1 указывает на карте 1-е генерал-1
административно-губернаторство;
территориальные
указывает на карте 2-е генерал-1
изменения в
губернаторство;
результате реформ
указывает на карте 3-е генерал-губернаторство; 1
царской власти у
казывает на карте 1-ю область; 1
у
казывает на карте 2-ю область; 1

указывает на карте 3-ю область; 1

Описывает 2 определяет 1-е последствие; 1
изменения в
определяет 2-е последствие; 1
традиционном
определяет 3-е последствие; 1
казахском обществе
определяет 4-е последствие; 1
на основе сравнений
с предыдущими
периодами

Всего баллов 10

20
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахстан в составе Российской империи»
ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет Затрудняется в определении Допускает ошибки в Определяет административно-
административно-административно-определении территорий 1/2/3 территориальные изменения в
территориальные изменения территориальных изменений в генерал-губернаторств/областей результате реформ царской
в результате реформ царской
результате реформ царской власти
власти в
ласти

Описывает изменения в Затрудняется при определении Допускает ошибки при Описывает изменения в
традиционном казахском изменений в традиционном определении и анализе традиционном казахском
обществе на основе казахском обществе на основе политических, социально-обществе на основе сравнений с
сравнений с сравнений с предыдущими экономических последствий предыдущими периодами
предыдущими периодами реформы
периодами

21
ПРОЕКТ

Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Казахстан в составе Российской империи»
азвитие капиталистических отношений в Казахстане.
Тема Р
азвитие ярмарочной торговли
Р
пределять влияние развития капиталистических
Цели обучения 7.4.2.1 О
отношений на экономику Казахстана
7.4.2.2 Определять изменения, которые произошли в торговых
отношениях в связи с развитием ярмарок
бучающийся
Критерии оценивания О

Характеризует влияние развития капиталистических
отношений на экономику Казахстана

• О
писывает изменения, которые произошли в торговых
отношениях в связи с развитием ярмарок

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Опишите изменения в экономике по каждой из указанных отраслей (не менее 2-х в
каждой).
С 50-х годов XIX века в результате исследований проявляются районы с богатыми
природными ресурсами. В Казахстан капитализм проникает по 3 направлениям:
1. Развитие горнодобывающей промышленности.
2. Переработка сельскохозяйственного сырья.
3. Строительство железных дорог.

1 2 3

1 1 1
2 2 2

Капитализм оказал положительное/отрицательное влияние на жизнь местного
населения

2. Отметьте на контурной карте крупные ярмарки в Казахстане (не менее 3).

22
ПРОЕКТ

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задан
Обучающийся
ия

Характеризует влияние 1 пишет о 1-м изменении в развитии 1
развития горнодобывающей промышленности;
капиталистических
пишет о 2-м изменении в развитии 1
отношений на экономику
горнодобывающей промышленности;
Казахстана пиш
ет о 1-м изменении в переработке 1
с
ельскохозяйственного сырья;

пишет о 2-м изменении в переработке 1
сельскохозяйственного сырья;

пишет о 1-м изменении в 1
строительстве железных дорог;

пишет о 2-м изменении в 1
строительстве железных дорог;

определяет, какое влияние капитализм 1
оказал на жизнь местного населения.

Описывает изменения, 2 отмечает на контурной карте 1-ю 1
которые произошли ярмарку;
в торговых отношениях о
тмечает на контурной карте 2-ю 1
в связи с развитием
ярмарку;
ярмарок о
тмечает на контурной карте 3-ю 1
ярмарку.

Всего баллов 10

23
ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахстан в составе Российской империи»
ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Характеризует влияние Затрудняется при описании Допускает ошибки при Описывает изменения
развития капиталистических изменений в экономике описании 1/2 изменений в в экономике Казахстана
отношений на экономику Казахстана развитии горнодобывающей
Казахстана п
ромышленности/ переработки
с
ельскохозяйственного сырья/
строительстве железных дорог

Описывает изменения, Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет на карте
которые произошли в на карте местоположения определении на карте местоположение ярмарок
торговых отношениях в ярмарок местоположения 1/2/3 ярмарок
связи с развитием
ярмарок

24
ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XIХ — начале
ХХ веков»
бразование и просвещение в XIX веке.
Тема О
окан Уалиханов – первый казахский ученый
Ш

Объяснять особенности развития образования и
Цели обучения 7.2.3.2
просвещения во второй половине XIX века
7.2.3.1 Определять историческое значение научного наследия
Ш. Уалиханова

бучающийся
Критерии оценивания О

Определяет особенности развития образования и
просвещения

• О
писывает историческое значение научного наследия
Ш. Уалиханова
Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Проанализируйте особенности развития образования и просвещения во второй половине
XIX века.

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
развития образования и просвещения развития образования и просвещения
во второй половине XIX века во второй половине XIX века

1. 1.
2. 2.
3 3

Вывод:

2. Опишите значимость наследия Шокана Уалиханова в деле изучения культуры тюркских
народов.
Критерии оценивания:

• Укажите не менее 2-х аргументов о значимости наследия Шокана Уалиханова.

• Приводите факты о влиянии трудов Шокана Уалиханова на изучение культуры
тюркских народов.

25
ПРОЕКТ

Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся

Определяет особенности 1 определяет 1-й положительный 1
развития образования и аспект в развитии образования и
просвещения просвещения;
о
пределяет 2-й положительный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;

определяет 3-й положительный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;

определяет 1-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;

определяет 2-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;

определяет 3-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;

Пишет вывод: 1

Описывает историческое 2 приводит 1-й аргумент о значимости 1
значение научного наследия Шокана Уалиханова;
наследия Ш. Уалиханова п
риводит 2-й аргумент о значимости 1
наследия Шокана Уалиханова;

приводит факт о вкладе ученого в 1
исследование культуры тюркских
народов.

Всего баллов 10

26
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура Казахстана в XIХ — начале ХХ веков»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет особенности Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет положительные и
развития образования и положительных и определении 1/2 отрицательные аспекты развития
трицательных аспектов положительных/отрицательных образования и делает
просвещения о
азвития образования и аспектов развития образования обоснованный вывод
р
росвещения и в обосновании и в обосновании вывода
п
вывода

Описывает историческое Затрудняется при описании Допускает ошибки при анализе Описывает научную значимость

значение научного научного значения наследия научного значения наследия наследия Ш. Уалиханова
наследия Ш. Уалиханова Ш
. Уалиханова Ш. Уалиханова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *