СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Русский язык как первый 3 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Русский язык как первый

3 класс ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык как
первый» для обучающихся в 3 классах. Методические рекомендации подготовлены на
основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на
четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация
со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2 ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………………….. 4

Суммативное оценивание за раздел «Живая природа» …………………………………………………….. 4

Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо. Что такое плохо?» …………………….. 7

Спецификациясуммативного оценивания за 1 четверть …………………………………………………. 10

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 15

Суммативное оценивание за раздел «Время»…………………………………………………………………. 15

Суммативное оценивание за раздел«Архитектура» ……………………………………………………….. 18

Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть ………………………………………………… 21

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 27

Суммативное оценивание по раздел«Искусство» …………………………………………………………… 27

Суммативное оценивание за раздел«Выдающиеся личности» ……………………………………….. 30

Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть ………………………………………………… 33

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 39

Суммативное оценивание за раздел «Вода – источник жизни» ………………………………………. 39

Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники» ……………………………… 42

Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть ………………………………………………… 45

3 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»

лушание и говорение
Вид речевой деятельности С
твечать на открытые и закрытые вопросы по
Цель обучения 3.1.1.1 О
прослушанной информации, определять основные
моменты, фиксировать их
3.1.4.1 Участвовать в диалоге, планируя свою речь в
соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией,
соблюдая речевые нормы
бучающийся
Критерий оценивания О

• Отвечает на вопросы по прослушанной информации

• Участвует в диалоге, соблюдая речевые нормы
Применение
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м

Задания 1
Прослушайте текст
В осенний парк пришла художница-осень. Она не жалела красок для кленов,
раскрашивая их листву то в лимонно-желтый, то в золотисто-оранжевый, а то и в красный
цвет. Началась пора листопада: деревья теряли свой летний убор — листья высыхали,
слабее удерживались на ветках и опадали.
Один кленовый листочек очень боялся, что на него кто-нибудь наступит. В парк
пришли веселые ребята. Дети увидели красивые листочки и стали собирать их. Принесли
их домой и сделали поделки. Листочек обрадовался, что из него сделали цветок, и всем
сказал спасибо. Теперь он будет жить долго, долго и радовать людей.

Ответьте на вопросы.
— Какое время года наступило?
— Какие изменения произошли в природе? Какая началась пора?
— Почему кленовому листочку было страшно?
— Если бы ты оказался на месте ребят, как бы ты поступил?

Задание 2
Составьте в парах диалог по иллюстрации.

4 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Отвечает на вопросы по — определяет тему текста; 1
прослушанной
— определяет основную мысль текста; 1
информации. — от
вечает на вопрос по содержанию текста; 1

— оценивает ситуацию в окружающей среде и 1
приводит свои примеры;

Участвует в диалоге, — составляет диалог в соответствии с иллюстрацией; 1
соблюдая речевые
— высказывает свое мнение в соответствии с темой 1
нормы. д
иалога;

— соблюдает связанное и логичное высказывание. 1

Всего баллов 7

5 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живая природа»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Уровень учебных достижений

Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий

Отвечает на вопросы по Затрудняется ответить на вопросы Допускает ошибки в ответах на Верно отвечает на вопросы
прослушанной прослушанного текста. вопросы прослушанного текста. прослушанного текста.
информации.

Участвует в диалоге, Затрудняется составить диалог, Допускает ошибки в составлении Верно составляет диалог,
соблюдая речевые нормы. соблюдая речевые нормы. диалога / допускает нарушение соблюдая речевые нормы.
речевых норм.

6 Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо. Что такое плохо?»
тение и письмо
Вид речевой деятельности Ч
пределять типы текстов – описание, повествование
Цель обучения 3.2.4.1 О
– по их особенностям
3.3.1.2 Создавать тексты публицистического и делового
стиля на основе их особенностей (заметка, справка,
объявление)

бучающийся
Критерий оценивания О

• Сравнивает и определяет текст-описание и текст-
повествование по их особенностям

• Составляет тексты публицистического и делового стиля
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Прочитай тексты. Определи по их особенностям, какой из них относится к описанию и
какой – к повествованию. Соотнеси тексты и их типы.

сли сын чернее ночи, П
натуре своей Ваня хороший,
Е
рязь лежит на рожице, — о
мный мальчик. Он честный и
г
сно, это плохо очень у
праведливый, с добрым
я
ля ребячьей кожицы. с
д
ердцем, с чистой душой,
Если мальчик любит мыло с
юбящий свою семью. Ваня
И зубной порошок, л
уважает окружающих его
этот мальчик очень милый,
ей, проявляет заботу и
поступает хорошо. люд

Текст — описание Текст — повествование

Задание 2
Напиши объявление о продаже домашнего питомца, указав его хорошие стороны.

ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Сравнивает и определяет — определяет тип первого текста и соотносит его с 1
текст-описание и текст-текстом-повествование;
повествование по их
— определяет тип второго текста и соотносит его с 1
особенностям т
екстом-описание;

Составляет тексты — составляет и записывает объявление о продаже 1
публицистического и домашнего питомца;
делового стиля на основе
— соблюдает публицистический стиль изложения; 1
их особенностей — и
спользует слова-описания; 1

— логически и последовательно выстраивает 1
предложения;

— правильно ставит знаки препинания в конце 1
предолжений.

Всего баллов 7

8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо?»

ФИО обучающегося ______________________________________________

ровень учебных достижений
Критерий У
оценивания
Низкий Средний Высокий

Сравнивает и определяет Затрудняется определить текст-Допускает ошибки в Верно определяет текст-
текст-описание и текст-описание и текст-повествование. определении текста-описание / описание и текст-
повествование по их текста-повествование. повествование.
особенностям.

Составляет тексты Затрудняется в составлении и Допускает ошибки в записи Верно составляет и
публицистического и записи объявления. объявления / в стиле изложения / записывает объявление.
делового стиля на основе использовании слов-описаний/

их особенностей. последовательности изложений/
расставлении знаков препинаний.

ПРОЕКТ

Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 1 четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16

3.2. Структура теста

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы требующие
развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и
третье – на проверку письма.

10 ПРОЕКТ

№ Вид речевой Раздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1 Слушание и 3.1.5.1 Строить монологическое Обучающийся выполняет задание,
говорение Живая высказывание на основе опорного плана направленное на умение составлять 1 4
природа и ключевых слов/ моментов. рассказ по плану и ключевым
словам.

3.2.6.1 Сравнивать тексты описательного Задание направлено на умение
2 Чтение Что такое и повествовательного характера по определять и сравнивать типы 1 5
хорошо, текста по предлагаемым
следующим параметрам: тема, основная
что такое параметрам.
мысль, стиль и тип текста, структурные
плохо? элементы текста, ключевые слова.

3 Письмо Живая 3.3.5.1 Исправлять лексические, Обучающийся выполняет задание, 1 7
природа стилистические, орфографические и которое направлено на умение
пунктуационные ошибки. писать и переносить слова с
разделительным твердым и мягким
знаками.

Что такое 3.3.7.2* Различать значимые части слова; Обучающийся выполняет
хорошо, находить и проверять безударные обязательное письменное задание.
что такое гласные в корне слова, изменяя форму Задание направлено на проверку
плохо? слова и подбирая однокоренные слова. умения определять орфограмму и
3.3.7.3* Обозначать на письме
подбирать проверочные слова.
непроверяемые безударные гласные

(проверяемые) в корне слова.
бозначать парные глухие/
3.3.7.4* О
звонкие согласные твердые/ мягкие,
непроизносимые, удвоенные согласные в
корне слова, применяя способы их
проверки.

11 4. Образец заданий и схема выставления баллов.

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русский язык»

Слушание и говорение

Задание
Составь рассказ по плану и ключевым словам. [4]
Осень в лесу
1. Наступила осень.
2. Прогулка в лес.
3. Хороший денек!
Опорные слова: сентябрь, ласковое солнышко, пожелтели листья, воскресный день,
тропинка в лесу, пестрый ковер, листопад, хоровод листьев, веселый денек.

Чтение [5]

Задание
Прочитай два текста.

Ничего в природе не могло быть лучше, Егорушка, задыхаясь от зноя, побежал к
чем степь! Вся поверхность земли осоке и оглядел местность. Увидел он то же
представляется зелено-золотым океаном, самое, что видел и до полудня: равнину,
по которому брызнули миллионы разных холмы, небо, лиловую даль; только холмы
цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли стояли поближе, да не было мельницы,
травы сквозили голубые, синие и лиловые которая осталась далеко позади.
В траве Егорушка поймал скрипача, поднес к
волошки; желтый дрок выскакивал вверх
уху и долго слушал, как тот играл на своей
своею пирамидальною верхушкою; белая
скрипке. Когда надоела музыка, он погнался
кашка зонтикообразными шапками
за толпой желтых бабочек, прилетавших к
пестрела на поверхности; занесенный бог
осоке на водопой, и сам не заметил, как
знает откуда колос пшеницы наливался в
гуще. очутился опять возле брички.

Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.

Параметры Текст №1 Текст №2 Похожи (+) Разные (-)

Тема (запишите тему каждого текста).

Основная мысль (запишите основную

мысль каждого текста).

Ключевые слова (запишите по 4-5
ключевых слов каждого текста).

Сравниваем тексты и определяем их тип:

текст-описание или текст-повествование.

Письмо [7]

Задание
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В конце с…нтября стояла чудесная погода. В субботу друзья решили сходить на
л…сное озеро. Берега озера поросли тростником. Вокруг тишина – не хрустят ве…ки, не
св…стят птицы. Наступил вечер. Р…бята развели костер. Как вкусна печеная на углях
карто…ка! ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
рекомендация

1 Примерный ответ обучающегося: 1 Принимаются
аналогичные ответы,
которые соответствуют
Наступила осень. В сентябре солнышко ещё ласковое. В
содержанию указанной
воскресный день мы пошли в лес на прогулку. Стоял
теме.
хороший осенний денёк. Светило лучистое солнышко.
Листья уже пожелтели и начали опадать. Листопад

превратил дорожки в пестрый ковер! Мы с ребятами

носились по дорожкам и прятались между деревьями.

Веселый денек, подарила нам осень!
Составляет текст, соблюдая логическую 1
последовательность.
Соблюдает структурные части текста в соответствии с 1
планом.
Демонстрирует достаточный словарный запас, используя 1
опорные слова.
2 Определяет тему текстов. 1
1 текст – Степь. 2 текст – Егорушка

Определяет основную мысль текстов. 1
1 текст – описание степи.
2 текст – рассказ о мальчике
Ключевые слова 1 текста: зелено-золотой океан, голубые, 1 Возможны другие
синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал варианты ответов,
вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка соответствующие теме
зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; текстов.
колос пшеницы наливался в гуще.
Ключевые слова 2 текста: Егорушка, побежал к осоке, 1
оглядел местность; увидел равнину, холмы, небо,
лиловую даль; поймал скрипача, поднес к уху, долго
слушал; погнался за толпой желтых бабочек, очутился
опять возле брички.
Записывает результат сравнения: 1 При записи ключевых
1 – схожие слов возможны другие
2 – различные варианты. От этого
3 – различные зависит результат
4 – различные сравнения.

3 Записывает текст. 1
В конце сентября стояла чудесная погода. В
субботу друзья решили сходить на лесное озеро. Берега
озера поросли тростником. Вокруг тишина – не хрустят
ветки, не свистят птицы. Наступил вечер. Ребята
развели костер. Как вкусна печеная на углях картошка!
сентября 1

лесное 1

ветки 1
картошка 1
ребята 1
не свистят 1
Всего баллов 16

13 ПРОЕКТ

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

14 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Время»

лушание и говорение
Вид речевой деятельности С

Определять тему, основную мысль высказывания,
Цель обучения 3.1.2.1
опираясь на ключевые моменты
3.1.4.1 Участвовать в диалоге, планируя свою речь в
соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией,
соблюдая речевые нормы

бучающийся
Критерий оценивания О

• Называет тему и основную мысль прослушанного
текста

• Принимает участие в диалоге

• Формулирует и высказывает свое мнение в
соответствии с целями, условиями, временем,
ситуацией

• Соблюдает нормы речевой культуры и общения

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Прослушай текст и выполни задания.
Почему год круглый
Почему год круглый?
– Потому год круглый, – сказало Солнце, – что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как
полный круг сделает, так и год.
– И совсем не потому! – проскрипел Дуб. – Год потому круглый, что за год на всех деревьях
годовое кольцо нарастает. Как год, так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!
– Нет, друзья, – прошептала Елка, – ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые.
А как мы были бы зелеными, если б год не был круглым?

Назови тему и основную мысль текста.

Тема __________________________________________________________________________

Основная мысль текста
_______________________________________________________________________________

Как вы считаете, почему год круглый?
_______________________________________________________________________________

Задание 2

Составь в парах диалог между учителем и учеником на тему «Время».

15 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Называет тему и основную — определяет тему текста; 1
мысль прослушанного текста
— определяет основную мысль текста; 1

— полно и точно выражает свои мысли по 1
предложенной теме;

Принимает участие в диалоге — составляет диалог по предложенной теме; 1
Формулирует и высказывает
— формулирует и задает вопросы по теме 1
свое мнение в соответствии с
диалога;
целями, условиями,
— демонстрирует достаточный словарный 1
временем, ситуацией з
апас;
Соблюдает
нормы речевой
блюдает речевые нормы. 1
культуры и общения — со

Всего баллов 7

16
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Время»

ФИО обучающегося ______________________________________________

ровень учебных достижений
Критерий У
оценивания
Низкий Средний Высокий

Называет тему и основную Затрудняется определить тему Допускает ошибки в Верно определяет тему и
мысль прослушанного и основную мысль текста. определении темы / основной основную мысль текста.
текста. мысли текста.

Принимает участие в Затрудняется в составлении Допускает ошибки в Верно составляет диалог,
диалоге. диалога, выражении своего составлении диалога / выражает свое мнение и
Формулирует и высказывает
мнения и нарушает речевые высказывании своего мнения / соблюдает речевые нормы.
свое мнение в соответствии с
нормы. допускает нарушение речевых
целями, условиями, н
орм.
временем, ситуацией.
Соблюдает нормы речевой

культуры и общения. Суммативное оценивание за раздел «Архитектура»

Чтение и письмо
Вид речевой
деятельности

Определять типы текстов – описание, повествование
Цель обучения 3.2.4.1
– по их особенностям
3.3.8.3 Определять основу и окончание слова; определять
части основы: корень, суффикс, приставка
3.3.7.5 Писать слова с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, —
ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, -онок- и употреблять их в
речи

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет тип текста по его особенностям

• Выделяет основу и окончание предложенных слов

• Указывает части слова

• Составляет слова, используя суффиксы -оньк-, —
еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, -онок-

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1

Прочитай текст. Установи соответствие.

Что за улица! Что за городок! Мостовая Смотрит Миша, впереди шатер; наверху
вымощена перламутром; небо флюгер вертится, а под шатром лежит
пёстренькое, черепаховое; по небу ходит царевна Пружинка и, как змейка, то
золотое солнышко; поманишь его, оно с свернется, то развернется и постоянно
неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять надзирателя толкает. Мише захотелось
поднимается. А домики-то стальные, узнать про пружинку. Он наклонился и
полированные, крытые разноцветными прижал ее пальчиком — и что же? Тут же
раковинками, и под каждою крышкою пружинка с силою развилась, валик
сидит мальчик-колокольчик с золотою завертелся, молоточки застучали,
головкою, в серебряной юбочке, и много колокольчики заиграли дребедень и вдруг
их, много и все мал мала меньше. пружинка лопнула. Все умолкло.

Текст — повествование Текст — описание ПРОЕКТ

Задание 2
Разбери слова по составу

солнышко домики

Задание 3
Запиши по 1 слову, используя данные суффиксы.

— еньк- ___________________________________
— ушк- ___________________________________
— ик — ____________________________________
— енок- ___________________________________
— онок — __________________________________

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Определяет тип текста по — определяет тип текста-описание; 1
его особенностям. — о
пределяет тип текста-повествование; 1

Выделяет основу и — выполняет разбор по составу первого слова; 1
окончание предложенных
— выполняет разбор по составу второго слова; 1
слов.
Указывает части слова

Записывает слова, — записывает слово с суффиксом -еньк-; 1
используя суффиксы — з
аписывает слово с суффиксом -ушк-; 1
оньк-, -еньк-, -ушк-, — з
аписывает слово с суффиксом -ик-; 1
юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, — з
аписывает слово с суффиксом -енок-; 1
онок- — з
аписывает слово с суффиксом -онок-. 1

Всего баллов 9

19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Архитектура»

ФИО обучающегося _____________________________________________

Уровень учебных достижений

Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий

Определяет тип текста по его Затрудняется определить тип Допускает ошибки в определении Верно определяет тип
особенностям текста. типа текста-описания / текста.
повествования.

Выделяет основу и Затрудняется определить части Допускает ошибки в определении Верно выполняет разбор
окончание предложенных слова корня /окончания/ суффикса слов по составу.
слов предложенных слов.
Указывает части слова

Записывает слова с Затрудняется составить и Допускает ошибки в составлении и Верно составляет и
помощью суффиксов -оньк-, записать слова с помощью записи слов с помощью суффиксов записывает слова с
-еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -предложенных суффиксов. -еньк- / -ушк-, / -ик- / -ёнок- / -помощью предложенных
ек-, -енок-, -онок- онок-. суффиксов.
ПРОЕКТ

Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть

1. Цель суммативного оценивания за 2 четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким ответами и
вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и
третье – на письмо.

21 ПРОЕКТ

№ Вид речевой Раздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1 Слушание и Архитек3.1.5.1 Строить монологическое Обучающийся выполняет задание, 1 5
говорение тура высказывание на основе опорного которое направлено на проверку
плана и ключевых моментов. умения составлять и рассказывать
текст на основе опорного плана и
ключевых моментов.

2 Чтение Время 3.2.4.2 Определять художественный, Обучающийся выполняет 1-е 1 6
публицистический и деловой стиль по задание, которое направлено на
сравнение трех текстов по их
их особенностям (рассказ, статья,
обенностям.
объявление, реклама, биография). ос
3.2.2.1* Различать синонимы, 2-е задание проверяет умение
антонимы, омонимы, однозначные и
различать синонимы, антонимы и
многозначные слова и использовать их
многозначные слова.
в речи; понимать прямое и переносное
значение слов из контекста,
устойчивые сочетания слов.

3 Письмо Архитек3.3.7.6 Писать неизменяемые Обучающийся выполняет задание, 1 5
тура приставки: об-, от-, до-, под-, над -, от-, которое направлено на умение
о-, про-, под-, над-, за-, на- определять и выделять приставки.
(практически).

Время 3.3.2.1 Составлять и писать тексты на Обучающийся выполняет задание,
заданную тему по опорным словам, по которое направлено на умение
готовому плану и составленному текст на заданную тему
составлять
о опорным словам.
коллективно. п

22 ПРОЕКТ

4. Образец заданий и схема выставления баллов.

Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русский язык»

Слушание и говорение
Задание

Составь рассказ по опорному плану и ключевым словам. [5]

Мой город
1. Города Казахстана.
2. Достопримечательности города.
3. Самый красивый город!
Много городов, красивые, большие, маленькие, главные, проспекты, улицы, бульвары,
переулки, фонтаны, памятники, парки, скверы, река, набережная, цветы, люди, машины,
любимый, замечательный.
Чтение [2]

Задание

Прочитай два текста.
1) Какой из текстов относится к художественному, а какой – к нехудожественному тексту.
Установи соответствие.
2) Соотнеси текст и жанр.

Художественный текст Нехудожественный текст

— Пав, а Пав, — спросил я, — ты знаешь, что
такое солнечные часы? Солнечные часы — устройство для
́
́
Павка не стал теряться в догадках. Он всегда все определения времени по изменению
знал. длины тени от солнца и её движению
— Солнечные? — переспросил он. — Все равно по циферблату. Пользоваться солнечными
асами можно только днём при ясном небе
что электрические. ч
ли при лёгкой облачности, не мешающей
— То есть как это? — опешил я. и
образованию чёткой тени.
Павка хмыкнул и, как большой маленькому,
объяснил:
— Электрические от чего заводятся? От тока. Ну а
солнечные — от солнца, понял?

Статья из толкового словаря Рассказ

23 ПРОЕКТ

3) Распредели предложенные слова по группам.
[4]
Пора, быстро, золотое сердце, соль, мальчик бежит, мир, эпоха, кран, коротко, время бежит,
золотые монеты.

Синонимы Антонимы Омонимы Многозначные слова

Письмо
Задание
[2]
1) Найди слова с приставками и выдели их.

подснежник гнездышко

помидор отвар

избушка полянка

2) Составь и запиши текст по опорным словам. [3]

Часы с кукушкой

Жили-были, старый дом, часы с кукушкой, камин, старичок, скучали, гордился,
истории, внуки, остановились, расстроились, новый дом, приносить радость.

24 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Примерный ответ обучающегося: 1 Принимаются другие
варианты ответа, которые
У нас в Казахстане много красивых соответствуют теме,
городов. Есть большие и маленькие отображают понимание
города. Мой любимый город – Астана. учащимися основной
Столица нашей Родины — Астана. На мысли текста.
берегах реки Ишим расположился

замечательный город. Здесь большие

проспекты, улицы, много красивых

цветов и фонтанов. Символ города –
монумент Байтерек. Астана – самый

красивый город!

Проверка навыков
Соблюдает структуру плана. 1
слушания и говорения
спользует ключевые слова. 1
Ипроходит индивидуально.
Демонстрирует достаточный словарный 1
запас по теме разговора.

Высказывание имеет законченную 1
логическую мысль.

балл — ставится за верно
2 2 1
указанный стиль текста.
1 балл за верно указанный
жанр текста.

балл – ставится за
4 1
пределение синонимов;
о
алл за определение
3 1 б
антонимов;
1 балл за определение
онимов;
ом
1 балл за определение
многозначных слов.

4 1

1

римерный ответ обучающегося: 1 Принимаются другие
П
арианты ответа, которые
5 в
Жили-были в старом доме старичок со соответствуют теме, с
старухой. И у них были часы с кукушкой. использованием опорных
Когда к ним приходили внуки, старик слов и отображают
рассказывал им разные истории про часы понимание учащимися
с кукушкой. Они очень гордились этими основной мысли текста.

25 ПРОЕКТ

часами. Но однажды они остановились.
Старики расстроились, что Кукушка не
выглядывает из домика и перестала
громко говорить «ку-ку». Тогда внуки
пригласили мастера, который
отремонтировал часы. И вновь бьют
часы, принося радость в дом!

Соблюдает логическую 1
последовательность предложений.

Сохраняет структуру частей текста. 1

Всего баллов 16

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

26 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Искусство»

ушание и говорение»
Вид речевой деятельности «Cл

Прогнозировать содержание информации на
Цель обучения 3.1.3.1
основе заголовка и рисунков/фото/диаграмм
3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе
опорного плана и ключевых слов/моментов

бучающийся
Критерий оценивания О

Предполагает, о чем будет рассказ на основе
з
аголовка и рисунка

Составляет монологическое высказывание на
основе плана и ключевых слов

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Рассмотри иллюстрацию и прослушай заголовок текста. Расскажи, о чем может идти речь в
таком тексте.

Квартет

Задание 2
Используя ключевые слова, продолжи текст.
Ключевые слова: Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
затеяли сыграть Квартет, запляшут лес и горы, уселись чинно в ряд, пошли у них разборы и
ссоры, прилетел на шум соловей.

27 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Предполагает, о чём будет — предвидит по заголовку и рисунку, о чем может 1
рассказна основе заголовка и быть текст;
рисунка — и
спользует слова в соответствии с темой; 1
— о
писывает действие участников событий; 1

Составляет монологическое — составляет продолжение текста на основе 1
высказывание на основе ключевых слов;
плана и ключевых слов — со
блюдает логическую последовательность 1
р
азвития сюжета;

— полно и точно выражает свои мысли по 1
предложенной теме;

— демонстрирует достаточный словарный запас. 1

Всего баллов 7

28 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Искусство»

ФИО обучающегося ___________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р

Низкий Средний Высокий

Предполагает, о чем будет Затрудняется на основе Допускает ошибки в Верно определяет по
рассказна основе заголовка и заголовка и рисунка определении содержания текста заголовку и рисунку
рисунка предположить содержание по заголовку / рисунку. содержание текста.
текста.

Составляет монологическое Затрудняется продолжить Допускает ошибки в Продолжает рассказ на
высказывание на основе плана и рассказ на основе рисунка и составлении продолжения основе рисунка и ключевых
ключевых слов ключевых слов. рассказа на основе рисунка и слов.
к
лючевых слов.

29 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Выдающиеся личности»

тение и письмо
Вид речевой деятельности Ч

пределять типы текстов – описание,
Цель обучения 3.2.4.1 О
повествование – по их особенностям
3.2.6.1 Сравнивать тексты описательного и
повествовательного характера по следующим параметрам:
тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные
элементы текста, ключевые слова
3.3.7.11 Писать глаголы неопределенной формы, изменяя
их по временам, по числам (настоящее время), по родам
(прошедшее время), употреблять с частицей не

бучающийся
Критерий оценивания О

Различает по особенностям типы текстов –
описание, повествование

• Сравнивает текст-описание и текст-повествование
по предлагаемым параметрам

• Изменяет глаголы неопределенной формы по
временам, числам и родам

• Выбирает слитное или раздельное написание
частицы не с глаголами

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Прочитай два текста. Установи соответствие.

С жизнью и творчеством Аль-Фараби В музейной витрине выставлен портрет Аль-
человек знакомится еще в школьные Фараби. Именно таким его образ дошел до
годы при изучении истории. Аль-наших дней. Глубокий старец лет
Фараби привлекали и астрономия, и восьмидесяти. Борода его бела, как снег, одет
логика, и теория музыки, и математика, он тоже во все белое. Его голову покрывала
и социология, и этика, и медицина, и простая чалма. Лицо обрамляла аккуратная
психология, а также философия и бородка. С портрета на нас смотрят
право. Ведь недаром ему был присвоен пронизывающим взглядом умные глаза.
титул «Муаллимассана» – Второй Спокойствие и уверенность передает портрет.
учитель.

Текст — описание Текст — повествование

30 ПРОЕКТ

Задание 2
Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.

Параметры Текст №1 Текст №2 Похожи (+)
Разные (-)

Тема (запиши тему каждого текста).

Основная мысль (запиши основную мысль каждого

текста).

Ключевые слова (запиши по 4-5 ключевых слов

каждого текста).

Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-
описание или текст-повествование.

Задание 3
Измени глаголы неопределенной формы, определи время глагола, число, род. Запиши.

Степь весело (пестрить) цветами. Скромно (глядеть) голубые колокольчики. Целыми
зарослями (блестеть) пахучая ромашка. Дикая гвоздика (гореть) пунцовыми пятнами. (Не)
(оторвать) взгляд от этой красоты!

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся:

Различает по — определяет тип текста — повествование; 1
особенностям типы
— определяет тип текста — описание; 1
текстов – описание,
повествование

Сравнивает текст— записывает тему текстов, сравнивает ее и заносит результат 1
описание и текст-сравнения в таблицу;
повествование по
— записывает основную мысль текстов, сравнивает ее и 1
предлагаемымым
заносит результат сравнения в таблицу;
параметрам — з
аписывает 2-3 ключевых слова для каждого текста, 1
сравнивает их и заносит результат сравнения в таблицу;

— определяет тип текста и записывает его в таблицу; 1

Определяет время, число — изменяет и записывает время, число, род глагола – 1
и род глаголов пестрить;
— и
зменяет и записывает время, число, род глагола – глядеть; 1

— изменяет и записывает время, число, род глагола – 1
блестеть;

— изменяет и записывает время, число, род глагола – гореть; 1

— пишет глагол неопределенной формы, употребляя частицу 1
не раздельно.

Всего баллов 11

31 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Выдающиеся личности»

ФИО обучающегося _____________________________________________

Уровень учебных достижений

Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий

Различает по особенностям Затрудняется определить тип Допускает ошибки в определении Верно определяет тип текста.
типы текстов – описание, текста. типа текста-описания /
повествование. повествования.

Сравнивает текст-описание и Затрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет текст-
текст-повествование по текст-описание и текст-определении и сравнении темы / описание и текст-
предлагаемымым параметрам. повествование по основной мысли / опорных слов / повествование по
предлагаемым параметрам. типа текста. предлагаемым параметрам.

Изменяет форму глагола, Затрудняется определить Допускает ошибки в определении Верно определяет время,
определяет время, число и род время, число и род глаголов. времени / числа / рода глаголов. число и род глаголов.
глаголов.

ПРОЕКТ

Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким ответами и
вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – чтения и
третье – на проверку письма.

33 ПРОЕКТ

№ Вид речевой Раздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1 Слушание и Выдающиеся 3.1.1.1 Отвечать на открытые и Обучающийся выполняет задание,
говорение личности закрытые вопросы по направленное на понимание 1 7
прослушанной информации, со
держания информации. Задание
определять основные моменты, проверяет умение отвечать на вопросы
фиксировать их. прослушанного текста.

3.1.4.1 Участвовать в диалоге, Во 2-м задании обучающийся
планируя свою речь в соответствии
составляет и участвует в диалоге.
с целями, условиями, временем, Данное задание проверяет умение
ситуацией, соблюдая речевые понимать тему и основную мысль
нормы. диалога, участвовать в диалоге в разных
ролях, слушать собеседника,
формулировать и задавать вопросы.

2 Чтение Искусство 3.2.5.1 Находить информацию по Обучающийся выполняет задание, 1 4
двум источникам (словари, направленное на умение находить
равочники, детские
спнужную информацию по двум
энциклопедии, детские
источникам, выделяя главное.
познавательные журналы) на
заданную тему, выделять главную
и второстепенную информацию.

3 3.3.8.2 Определять род, число, Обучающийся выполняет задание, 1 5
Письмо падеж имен существительных и направленное на умение определить
правильно употреблять их в речи. род, число, падеж имен
с
уществительных.

34 ПРОЕКТ

4. Образец заданий и схема выставления баллов.

Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение
Задание [5]

1) Прослушай текст и ответь на вопросы.
Однажды по дороге в школу Артур так ударил маленького Ньютона головой в живот,
что тот упал и потерял сознание. После уроков между мальчиками завязалась драка.
Маленький, но очень упрямый Ньютон победил Артура.
— В драке я тебя победил, — сказал он, — теперь надо победить в учении.
В этот вечер маленький Ньютон так подготовился к урокам, что удивленный учитель
поставил ему отличную отметку.
За месяц Ньютон так разогнался, что неожиданно стал из худшего ученика — лучшим. И
оказалось, что все предметы очень интересны, просто увлекательны. А в математике и в
науке о природе было столько тайн, что Ньютон теперь только о них и думал.

1. Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ?
2. Какие черты характера отличают маленького Ньютона?
3. За какой период Ньютон из худшего ученика стал лучшим?
4. Какие предметы увлекли Ньютона больше всего? Почему?
5. Оцени главного героя и его поступки.

2) Составьте в паре диалог о детстве Ньютона. [2]

Чтение
Задание [4]
Прочитай два текста.

Суворов с детства мечтал стать военным. Александр Васильевич Суворов родился 13
Однако он был слабым и болезненным ноября 1730 года в Москве в семье
мальчиком. «Ну где же тебе быть военным! генерала. Получил свое имя в честь князя
— смеялся над ним отец. — Ты и ружья не Александра Невского. Александр был
подымешь!» слабым, часто болеющим ребенком, но
Слова отца огорчали Суворова. Он решил
очень хотел стать военным. Суворов стал
закаляться. за
ниматься изучением военного дела,
Зимой маленький Суворов в легкой
закалял свое тело и дух. Он пошел служить
куртке целый день проводил на улице. А
в Семеновский полк, затем обучался в
весной — бух в студеную воду. Его не
Сухопутном кадетском корпусе, учил
страшили теперь ни жара, ни холод.
иностранные языки, занимался
Мальчик много ходил, хорошо научился
самообразованием. На дальнейшую судьбу
ездить верхом. С
уворова большое влияние оказал генерал
Суворов добился своего. Он окреп и
Абрам Ганнибал — друг семьи Суворовых и
вскоре поступил на военную службу. прадед Александра Пушкина.

Ответь на вопросы, используя слова из текстов.

1. О ком ты прочитал?

___________________________________________________________________________

2. Найди в текстах одинаковую информацию и запиши.

____________________________________________________________________________

35 ПРОЕКТ

3. Где служил и где обучался А.В. Суворов?

____________________________________________________________________________

4. Что помогло А.В. Суворову стать великим полководцем?

____________________________________________________________________________

Письмо
Задание [5]

Прочитайте текст. В выделенных словах определите род, число, падеж имен
существительных.

Архимед был самым известным ученым Сиракуз. Он учился в Александрии, дружил
с великими мыслителями Греции. Архимед прославился множеством открытий в
математике и геометрии. Он заложил основы механики, на его счету несколько выдающихся

изобретений.

36 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительные
№ Ответ Балл Д
рекомендации

1 Примерный ответ обучающегося: 1 Ответ засчитывается, если
радость/ гордость/ восхищение учащийся приводит один из
Ууказанных примеров.
прямство/ настойчивость/ трудолюбие/ 1
ум

За месяц 1

Математика и наука о природе, потому 1
что в них было много тайн

Я считаю, что маленький Ньютон был 1
храбрым, упрямым и очень умным
мальчиком. Поэтому он смог победить
Артура в драке и стать отличником всего
за месяц.

2 Составляет и участвует в диалоге. 1 Реплики учащихся должны
отображать понимание
Соблюдает речевые нормы. 1
учащимися основной мысли
темы.

3 О Суворове/ А.В. Суворове 1 Принимаются краткие и полные
ответы учащихся с
н был слабым и болезненным 1
Овысказыванием своего мнения.
льчиком; был слабым, часто
ма
болеющим ребенком/
Ответ засчитывается, если
Слова отца огорчали Суворова. Он решил
учащийся приводит один из
акаляться; закалял свое тело и дух/
зуказанных примеров.
уворов добился своего. Он окреп и
С
коре поступил на военную службу; Он
вс
ошел служить в Семеновский полк
п

Учащийся может предложить
Он пошел служить в Семеновский полк, 1
другую формулировку, но
атем обучался в Сухопутном кадетском
зпредложение должно отражать
орпусе
кзаданный вопрос.
акалялся, учил иностранные языки/ 1
З
анимался самообразованием/ на
з
дальнейшую судьбу Суворова большое
Ответ засчитывается, если
влияние оказал генерал Абрам Ганнибал —
учащийся приводит один из
руг семьи Суворовых.
дуказанных примеров.

4 ученым — м.р., ед.ч., тв.п. 1
м
ыслителями – мн.ч., тв.п. 1
от
крытий – мн.ч., р.п. 1

геометрии — ж.р., ед.ч., п.п. 1

изобретений — мн.ч., р.п. 1

Всего баллов 16

37 ПРОЕКТ

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

38 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Вода – источник жизни»

ушание и говорение»
Вид речевой деятельности «Cл

Определять тему, основную мысль высказывания,
Цель обучения 3.1.2.1
опираясь на ключевые моменты
3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе
опорного плана и ключевых слов/моментов

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет тему и основную мысль текста

• Составляет монологическое высказывание на
заданную тему, используя план и ключевые слова

Навыки высоко порядка
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 15 м

Задание 1
Прослушай текст и выполни задание.
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи. Из ручьев в речки, из речек в большие
реки, а из больших рек течет в моря. В моря текут все реки. Куда девается вода из моря?
Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом. Из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветер и
разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев
течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по
земле…

Назови тему и основную мысль текста.

Тема _________________________________________________________

Основная мысль высказывания
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Задание 2
Составь рассказ по опорному плану и ключевым словам.

Летом на речке
1. Отдых на солнечном берегу.
2. Сверкающая река.
3. Развлечение на реке.
Ключевые слова: пойти на реку, освежиться в воде, отдыхать на солнечном берегу,
плыть на лодке, услышать звуки природы, увидеть красоту берегов, много развлечений,
пикник, прыгать в воду с шумом и брызгами, сидит рыбак с удочкой.

39 ПРОЕКТ

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Определяет тему и основную — определяет тему текста; 1
мысль текста — о
пределяет основную мысль текста; 1

Составляет монологическое — составляет и рассказывает текст, 1
высказывание на заданную соответствующий заданной теме;
тему, используя план и
— выдерживает логику и последовательность 1
ключевые слова р
ассказа;
— с
облюдает структурные части текста в 1
со
ответствии с планом;

— использует ключевые слова; 1

— демонстрирует достаточный словарный запас; 1

— соблюдает речевые нормы. 1

Всего баллов 8

40 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вода – источник жизни»

ФИО обучающегося ______________________________________________

ровень учебных достижений
Критерий оценивания У
Низкий Средний Высокий

Определяет тему и основную Затрудняется определить тему Допускает ошибки в определении Верно определяет тему и
мысль текста и основную мысль текста. темы/ основной мысли текста. основную мысль текста.

Составляет монологическое Затрудняется составить и Допускает ошибки при Верно составляет и
высказывание на заданную рассказать текст на заданную составлении текста на заданную рассказывает текст на
тему, используя план и тему, используя план и тему/ нарушает логику и заданную тему, используя
ые слова.
ключевые слова ключевые слова. последовательность рассказа/ план и ключев
н
арушает последовательность
структурных частей текста/
использовании ключевых слов/
допускает нарушение речевых
норм.

41 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники»

тение и письмо
Вид речевой деятельности Ч

пределять типы текстов – описание, повествование
Цель обучения 3.2.4.1О
– по их особенностям
3.2.6.1 Сравнивать тексты описательного и
повествовательного характера по следующим параметрам:
тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные
элементы текста, ключевые слова
3.3.1.2 Создавать тексты публицистического и делового
стиля на основе их особенностей (заметка, справка,
объявление)

бучающийся
Критерий оценивания О

• Сравнивает и определяет текст-описание и текст-
повествование по их особенностям

• Сравнивает текст-описание и текст-повествование по
предлагаемымым параметрам

• Составляет тексты разных жанров

Применение
Уровень мыслительных
авыки высоко порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Прочитай два текста. Установи соответствие.

В детстве отец взял меня с собой в Поверхность земли казалась зеленым
степь на сенокос. На всю жизнь я запомнил океаном, по которому брызнули миллионы
этот светлый майский день. разных цветов. Сквозь высокие стебли травы
Отец водит косой широко, ровно. Я сквозили голубые, синие и лиловые
иду вслед за отцом, любуясь его работой. волошки. Желтый дрок тянулся вверх своею
Весь день отец косил траву, а я ходил вслед верхушкою. Белая кашка круглыми шапками
за ним, подносил ему воду в старом пестрела на поверхности. Ирисы и маки
закопчённом чайнике, смотрел, как он покачивали своими синими и алыми головками.
жадно пил её крупными глотками. Но уже в середине лета цветочное пламя
Вечером отец растеплил костёр, и мы начинает гаснуть. От растущей повсюду полыни
долго пили с ним чай. Спать мы с отцом степь седеет. Приближается ненастная осень.
легли под копной сена.

Текст — описание Текст — повествование

42 ПРОЕКТ

Задание 2
Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.

Параметры Текст Текст Похожи (+) Разные (-)
№1 №2

Тема (запишите тему каждого текста)

Основная мысль (запишите основную мысль

каждого текста)

Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых

слов каждого текста)

Сравниваем тексты и определяем их тип:

текст-описание или текст-повествование

Задание 3
Напиши заметку в газету о своей прогулке в парк.

Критерий оценивания Дескриптор Балл

Обучающийся

Сравнивает и определяет определяет тип текста — описание; 1
текст-описание и текст-оп
ределяет тип текста — повествование; 1
повествование по их
особенностям

Сравнивает текст-записывает тему текстов, сравнивает ее и заносит 1
описание и текст-результат сравнения в таблицу;
повествование по
записывает основную мысль текстов, сравнивает ее и 1
предлагаемымым
заносит результат сравнения в таблицу;
параметрам з
аписывает 2-3 ключевых слова для каждого текста, 1
сравнивает их и заносит результат сравнения в таблицу;

определяет тип текста и записывает его в таблицу; 1

Составляет тексты разных составляет и записывает заметку в газету; 1
жанров со
блюдает последовательность изложения; 1
и
спользует слова-описания. 1

Всего баллов 9

43 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Культура отдыха. Праздники»

ФИО обучающегося ______________________________________________

ровень учебных достижений
Критерий оценивания У
Низкий Средний Высокий

Сравнивает и определяет Затрудняется в определении Допускает ошибки в Верно определяет текст-
текст-описание и текст-текста-описание и текста-определении текста-описание/ описание и текст-
повествование по их повествование. текста-повествование. повествование.
особенностям

Сравнивает текст-описание и Затрудняется определить текст-Допускает ошибки при Верно определяет текст-
текст-повествование по описание и текст-повествование определении и сравнении темы/ описание и текст-
п
предлагаемымым параметрамо предлагаемымым параметрам. основной мысли/ опорных слов/ повествование по
т
ипа текста. предлагаемымым
параметрам.

Составляет тексты разных Затрудняется в составлении и Допускает ошибки в записи Верно составляет и
жанров записи заметки в газету. заметки/ последовательности записывает заметку в
изл
ожения/ использовании слов-газету.
описаний.

44 ПРОЕКТ

Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть

1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.

Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – чтения и
третье – на проверку письма.

45 ПРОЕКТ

№ Вид речевой Сквозная тема Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1 Слушание и Культура 3.1.4.1 Участвовать в диалоге, Обучающийся выполняет задание,
говорение отдыха. планируя свою речь в соответствии с которое направленно на проверку 1 5
целями, условиями, временем,
Праздникиумения составлять устное
туацией, соблюдая речевые нормы в
сиысказывание по плану

2 Чтение 3.2.5.1 Находить информацию по Обучающийся выполняет задание, 1 5
двум источникам (словари, которое направлено на понимание
справочники, детские энциклопедии, текста, умение выделять главную и
детские познавательные журналы) на второстепенную информацию.
заданную тему, выделять главную и
второстепенную информацию

3 Письмо Вода – источник 3.3.8.6 Различать и употреблять в Обучающийся выполняет задание, 1 6
жизни речи предложения по цели которое направлено на развитие
высказывания и интонации; навыков пунктуации, на определение
главных и второстепенных членов
определять главные и второстепенные
редложения.
члены предложения п

46 ПРОЕКТ

4. Образец заданий и схема выставления баллов.

Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русский язык»

Слушание и говорение [5]

Задание
Составьте диалог по опорному плану.

Мой любимый праздник
1. Праздники вокруг нас.
2. Мой любимый праздник.
3. Жизнь без радости – невозможна!

Чтение [5]

Задание
Прочитай текст и выполни задания.

Знайка очень любил читать книжки о дальних странах и путешествиях. А вечером он
рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти
рассказы и мечтали о путешествии. Тогда Знайка сказал:
— Давайте сделаем воздушный шар и полетим в путешествие на шаре. Он придумал
сделать шар из резины. Знайка вместе с малышами стали накачивать насосом воздух.
Пузырь постепенно раздувался и превращался в большой шар. К вечеру все было готово и
Знайка сказал: — Полет состоится завтра, в восемь часов утра.

1. Определи тип текста.

Художественный Нехудожественный

2. Определи жанр текста.
А) стихотворение
В) рассказ
С) сказка
D) басня

3. Запиши ответ.
О чем мечтали малыши?
__________________________________________________________________________

4. Выбери верное утверждение.
Малыши собрались путешествовать …
А) на самолете по воздуху
В) на воздушном шаре
С) на лодках по реке
D) на скором поезде

5. Выбери пословицу, которая соответствует произведению.
А) Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.
В) Для дорогого друга – ворота настежь.
С) В гостях хорошо, а дома лучше.
D) От теплого слова и лед тает.

47 ПРОЕКТ

Письмо [6]

Задание
Дополни предложения второстепенными членами. Спиши. Поставь в конце нужный знак
препинания. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

1. девочка плывёт 2. озеро рябит 3. тучи плывут

Слова для справок: по широкой реке; маленькое, на ветру; по небу, серые

1.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

48 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительные

твет Балл Д
рекомендации
задания О

1 Составляет диалог по плану и в 1 Реплики учащихся должны
соответствии с темой. соответствовать
содержанию темы,
Задает вопросы собеседнику. 1
отображать понимание
Отвечает на вопросы собеседника. 1
учащимися основной
охраняет нормы речевой культуры и 1
Смысли.
общения.
Проверка навыков
Приводит аргументы при высказывании 1
слушания и говорения
оих мыслей.
свпроходит индивидуально

2 Художественный 1

В) рассказ 1

мечтали о путешествии 1

В) на воздушном шаре 1

А) Лучше один раз увидеть, чем тысячу 1
раз услышать.

3 2 В каждом предложении 1
б
алл ставится за
составление предложения и
2
за проставленный знак
препинания; 1 балл
3. 2
ставится за нахождение и

подчеркивание главных
членов предложения

Всего баллов 16

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания

49 ПРОЕКТ

времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

50

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *