СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Всемирная история 6 класс

Методические рекомендации

по суммативному оцениванию

Всемирная история

6 класс

ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История»
для обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе
учебной программы по предмету «Всемирная История» (в рамках обновления содержания
среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и
учебного плана.

Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на
четверть.

Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических

рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.

Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся

(рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,

фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на

официальных интернет-сайтах.

2

ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ……………………………… 4

Суммативное оценивание за раздел «Падение Римской империи» ……………………………………. 4

Суммативное оценивание за разделы «Феодализм» и «История ислама» ………………………… 8

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 12

Суммативное оценивание за разделы «Крестовые походы» и «Монголы» ……………………. 12

Суммативное оценивание за раздел «Средневековое европейское общество в XIV веке-в

первой половине XVI века» ………………………………………………………………………………………………………. 15

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 19

Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке» ……………………… 19

Суммативное оценивание за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира» ………………….. 22

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 25

Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения» ……………………………………………… 25

Суммативное оценивание за разделы «Реформация» и «Научная революция» …………….. 29

3

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Падение Римской империи»

ведение. Почему Римская империя пала на Западе?
Раздел В
Почему в 568 году Византия направила посла к
тюркскому кагану Истеми?

Знать хронологические рамки раннего, среднего,
Цель обучения 6.3.1.1
позднего средневековья и отмечать их на ленте времени
6.3.2.1 Выявлять и классифицировать причины распада
Римской империи
6.3.2.4 Описывать политику дипломатии Византии на
примере ее взаимоотношений с соседними государствами

бучающийся
Критерий оценивания О

• Отмечает на ленте времени хронологические
рамки

• Классифицирует причину распада Римской
империи

• Определяет особенности дипломатии Византии с
соседними государствами

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Отметьте хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья на ленте
времени

4

ПРОЕКТ

2. Запишите цифрами в таблицу причины падения Римской империи по категориям
A. Армия римской империи потеряла свою боеспособность
B. Рабы не были заинтересованы в развитии производства
C. Римскую империю теснили войска варварских племен
D. Рабовладельческий строй тормозил развитие страны
E. Денежная система была подорвана неумеренными тратами императоров

Политические причины Социально-экономические причины

3. Прочитайте информацию и ответьте на вопросы.

а) В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в
Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской
империей против Ирана и военный договор.
в) Правительство княгини Ольги в X веке предприняло ряд дипломатических шагов,
которые описаны в “Повести временных лет”: визиты Ольги к византийскому
императору и патриарху, ее крещение в Константинополе, а также ответный
визит византийского посольства в Киев.

Какую роль сыграло искусство дипломатии во взаимоотношениях Византийской
империи с соседними государствами?

Каковы были цели посольств Тюркского каганата и Киевской Руси в отношениях с
Византией?

5

ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Отмечает на ленте времени 1 отмечает рамки раннего 1
хронологические рамки средневековья;

отмечает средний период 1
средневековья;

отмечает позднее средневековья; 1

2 оп1
Классифицирует причину ределяет первую политическую
распада Римской империи причину распада Римской империи;
1
определяет вторую политическую
причину распада Римской империи;
1
определяет третью политическую
причину распада Римской империи;

определяет первую социально-1
экономическую причину распада
Римской империи;

определяет вторую социально-1
экономическую причину распада
Римской империи;

Определяет особенности 3 раскрывает роль искусства 1
дипломатии Византии с дипломатии Византии в отношениях с
соседними государствами Тюркским каганатом и Киевской
Русью;

описывает цель посольства Киевской 1
Руси и Византийской империи.

Всего баллов 10

6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Падение Римской империи»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Отмечает на ленте времени Затрудняется в распределении Допускает ошибки в распределении Отмечает на ленте времени
хронологические рамки хронологических рамок раннего, хронологических рамок раннего / хронологические рамки раннего,
среднего, позднего средневековья на среднего / позднего средневековья на среднего, позднего средневековья
ленте времени ленте времени

Классифицирует причину Затрудняется в классификации Допускает ошибки в распределении Распределяет причины падения
распада Римской империи причин распада Римской империи политическихй / социально-Римской империи на
экономических причин падения соответствующие категории
Римской империи на
соответствующие категории

Определяет особенности Затрудняется в определении Допускает ошибку при определении Определяет политику дипломатии
дипломатии Византии с политики дипломатии Византии с политики дипломатии Византии с Византии с соседними
соседними государствами соседними государствами соседними государствами государствами

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за разделы «Феодализм» и «История ислама»

Тема Что представляла собой феодальная экономика?
Как было построено феодальное общество?
Какие ключевые события в истории ислама произошли в
610-1258 годы?
Почему VIII-XII вв. называют «золотым веком» исламской
культуры?

Цель обучения
6.4.2.1 Характеризовать особенности феодального типа
хозяйства, объясняя формы экономических отношений
6.3.2.5 Выявлять особенности международных отношений в
период средневековых завоеваний

Критерии оценивания
Обучающийся

• Перечисляет признаки феодализма

• Обозначает особенности международных
отношений

Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Перечислите признаки феодального строя.
a) _______________________________________________________________
b) _______________________________________________________________

2. Прочитайте текст. Выпишите в таблицу примеры повинностей крестьян.

Крестьянин Конрад хорошо обрабатывал свой небольшой надел земли, чтобы собрать
хороший урожай и прокормить свою семью. За эту землю он должен заплатить своему
господину одну овцу, три корзины фруктов и пару гусей. Также он должен со своими
орудиями труда вспахать господскую землю, засеять, а когда созреет урожай, собрать его.
Жена Конрада и две дочери ткали на ткацких станках ткань и шили одежду, которую они
должны были отнести господину.

№ Барщина № Оброк

1 1

2 2

8

ПРОЕКТ

3. Покажите стрелками направления завоевательных походов арабов (не менее двух
государств).

Назовите два основных последствия арабских завоеваний.

9

ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Перечисляет признаки 1 называет первый признак феодального 1
феодализма строя;

называет второй признак феодального 1
строя;

2 приводит первый пример барщины; 1

приводит второй пример барщины; 1

приводит первый пример оброка; 1

приводит второй пример оброка; 1

Обозначает особенности 3 показывает стрелкой 1-ое направление 1
международных отношений завоевательных походов арабов;

показывает стрелкой 2-ое направление 1
завоевательных походов арабов;

называет первое последствие арабских 1
завоеваний;

называет второе последствие арабских 1
завоеваний.

Всего баллов 10

10

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за разделы «Феодализм» и «История ислама»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков

Низкий Средний высокий

Перечисляет признаки Затрудняется в знании Допускает ошибки в первом / Демонстрирует знание всех
феодализма признаков феодализма втором признаке феодального признаков феодального строя
с
троя / первом / втором примере
барщины

Обозначает особенности Затрудняется в определении Допускает ошибки в направлениях Отвечает на вопросы об
международных отношений особенностей арабских завоевательных походов арабов / в особенностях арабских
завоеваний особенностях арабских завоеваний
завоеваний;

11

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы «Крестовые походы» и «Монголы»

Тема
Как крестовые походы изменили христианскую Европу
и мусульманский мир?
Как монголам удалось создать мировую империю?

Цель обучения 6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую
культуру, устанавливая взаимосвязь между
различными историческими событиями
6.3.2.5 Выявлять особенности международных
отношений в период средневековых завоеваний

Критерии оценивания
Обучающийся

• Характеризует положительное и отрицательное
влияние религии на мировую культуру

• Устанавливает взаимосвязь между крестовыми
походами и изменениями в европейской культуре

• Определяет причины быстрых побед монгол над
своими врагами

Уровень мыслительных Применение

навыков

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Определите положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

a. Затормозили развитие мировой цивилизации, так как были уничтожены многие

творения искусства и культуры,

b. В Европе стали соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, купаться в

горячих банях, сменять грязное белье и верхнюю одежду, постельные

принадлежности.

c. Европейцы стали роскошно и красиво одеваться и при еде употреблять

столовые приборы

d. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы.

e. Европейцы научились у восточных народов изготавливать шелковые ткани,
стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы.

f. Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу.
g. Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и
мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим
сторонам.

Положительные Отрицательные

12

ПРОЕКТ

2. Ответьте на вопросы.

a. Определите политические причины успешных монгольских завоеваний

b. Определите военные причины успешных монгольских завоеваний

c. Какие причины играли решающую роль в победе монгольской армии?

ескриптор Балл
Критерий № Д
оценивания задания Обучающийся

Характеризует определяет первое положительное последствие; 1
положительное и
определяет второе положительное последствие; 1
отрицательное влияние
определяет третье положительное последствие; 1
религии на мировую
пределяет четвертое положительное последствие; 1
культуру 1 о
определяет пятое положительное последствие; 1

определяет первое отрицательное последствие; 1

определяет второе отрицательное последствие; 1

Определяет причины определяет политические причины победы монгол; 1
быстрых побед монгол
определяет военные причины победы монгол; 1
над своими врагами 2 д
елает вывод по причинам успешных и
стремительных монгольских завоеваний. 1

Всего баллов 10

13

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Крестовые походы» и «Монголы»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков

Низкий Средний Высокий

Характеризует Затрудняется в определении Допускает ошибки при Характеризует положительное и
положительное и положительного и определении положительного / отрицательное влияние религии на
отрицательное влияние отрицательного влияния отрицательного влияния мировую культуру
религии на мировую религии на мировую культуру религии на мировую культуру
культуру

Определяет причины Затрудняется определить Допускает ошибки при Определяет причины побед
быстрых побед монгол над политические и военные определении политических / монгольских войск
своими врагами причины побед монгольских военных причин побед
войск монгольских войск / выводах

14

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел
«Средневековое европейское общество в XIV веке — первой половине XVI века»

аковы причины стремительного распространения Черного
Тема К
ора?
М
Являлся ли Черный Мор главной причиной крестьянских
восстаний и феодальных войн?
Как образовались централизованные государства в Европе?

пределять причины и последствия антифеодальных
Цель обучения 6.3.2.2 О
восстаний в позднем средневековье
6.2.4.1 Объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни
человека

бучающийся
Критерии оценивания О

Объясняет особенности антифеодальных восстаний

• Характеризует влияние окружающей среды на жизнь
человека

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м
Задания

1. Что из перечисленного относится к причине крестьянского восстания во Франции?
А) деятельность еретиков
В) усиление феодального гнета
С) поражение Франции в Столетней войне
D) усиление инквизиции
E) смена королевской власти

2. Назовите причину крестьянского восстания в Англии в 1381 году.
А) насильственное распространение христианства
В) разорение страны в результате Столетней войны
С) отказ английского короля встретиться с повстанцами
D) поражение восьмого крестового похода
E) деятельность англиканской церкви

3. Назовите общее в судьбе руководителей крестьянских восстаний во Франции и Англии.
А) встреча с королем
В) убиты в ходе восстания
С) участие в осаде Парижа
D) участие в Столетней войны
E) представители высшего сословия

4. Общая черта восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
А) стихийность выступления
В) борьба против папы римского
С) использование новой передовой тактики боя

15

ПРОЕКТ
D) организованность восстания
E) добились поставленных целей
5. Последствием крестьянских восстаний в XIV в. в Англии и во Франции было
А) усиление феодального гнета
В) начало крестовых походов
С) ускорение процесса освобождения крестьян
D) переход к сословно представительной монархии
E) усиление позиции католической церкви

6. Заполните пропуски в тексте, используя слова для справок.

Распространению чумы поспособствовали военные действия: во Франции бушевала
столетняя война, в Италии враждовали между собой гвельфы и гибеллины, в Испании шли
внутренние конфликты и гражданские войны. Бродяжничество, нищета и большое число
беженцев, _________способствовали быстрому распространению эпидемии. Важной
причиной распространения эпидемии стала санитарное состояние в городах.
______________самих городов было ужасающим: узкие улицы были
захламлены мусором, который
______________________из домов. Помои выливались зачастую прямо из окон в прорытую
вдоль улицы канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев
трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». Кроме этого сами
горожане не соблюдали элементарные__________________. Свою роль, несомненно,
сыграло и огромное количество __________ с кораблей, прибывших с Востока.

Слова для справок:
Высокая плотность населения, правила личной гигиены, выбрасывать на мостовую,
недостаток пищи, крысы

16

ПРОЕКТ

Критерий оценивания № задания Дескрипторы Балл

Обучающийся

Объясняет особенности указывает причину восстания во
антифеодальных восстаний Франции; 1

указывает причину восстания в
Англии; 1

определяет общую судьбу
руководителей крестьянских 1
осстаний во Франции и Англии;
1-5 в

определяет общую черту
восстаний под предводительством 1
Г. Каля, У.Тайлера;

определяет последствия
крестьянских восстаний в XIV в. в 1
Англии и во Франции;

Характеризует влияние вписывает слово «крысы»; 1
окружающей среды на жизнь
вписывает словосочетание
человека «в
ысокая плотность населения»; 1

вписывает словосочетание
равила личной гигиены»; 1
6 «п

вписывает словосочетание
«выбрасывать на мостовую»; 1

вписывает словосочетание
«недостаток пищи». 1

Всего баллов 10

17

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Средневековое европейское общество в XIV- в первой половине XVI вв.»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Объясняет особенности Затрудняется определить причины Допускает ошибки в определении Определяет причины и
антифеодальных восстаний и значение крестьянских причины и значения крестьянских значение крестьянских
восстаний под предводительством восстаний под предводительством восстаний под
Г. Каля, У.Тайлера Г. Каля, У.Тайлера предводительством Г. Каля,
У.Тайлера

Характеризует влияние Затрудняется охарактеризовать Допускает ошибки при описании Характеризует влияние
окружающей среды на жизнь влияние окружающей среды на влияния окружающей среды на окружающей среды на жизнь
человека жизнь человека жизнь человека человека

18

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»

юдовик XIV и Петра Великий: чья власть была более
Тема Л
абсолютной?
Была ли власть Юнлэ и Токугава такой же абсолютной, как
у западных монархов?

писывать этапы развития феодального государства
Цель обучения 6.3.1.3 О
6.3.1.2 Различать формы монархии в странах Запада и
Востока (сословно-представительная и абсолютная)

бучающийся
Критерий оценивания О

Различает этапы развития феодального государства

• Характеризует формы монархии

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Определите вид монархии по иллюстрации.

a) _______________________ b) _________________________________

Вывод:

2. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

История западноевропейского феодализма делится на три больших периода. Ранний
феодализм (раннее средневековье) — с V в. до конца Х в. Это время формирования
феодального строя, его генезиса, когда складывается феодальное крупное землевладение
и происходит постепенное закрепощение феодалами свободных крестьян — общинников.
Полностью господствует натуральное хозяйство. Наиболее значительным ранним
феодальным государством являлось королевство франков. Период развитого феодализма
(расцвет средневековья) охватывает XI — XV вв. Это время не только полного развития

19

ПРОЕКТ
феодального способа производства в деревне, но и успехов средневековых городов с их
цеховым ремеслом и торговлей. На смену политической раздробленности приходят
централизованные крупные феодальные государства. И, наконец, это время мощных
крестьянских восстаний, потрясавших средневековое общество. Период позднего
феодализма (позднее средневековье) — конец XV — середина XVII в. — время
разложения феодализма и вызревания в его недрах нового, капиталистического способа
производства.

Периоды Хронологические рамки Особенности

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Различает этапы развития определяет вид монархии по
феодального государства иллюстрации; 1

1 определяет вид монархии по
иллюстрации; 1

записывает вывод; 1

Характеризует формы определяет первый период
монархии средневековья; 1

определяет второй период
средневековья; 1

определяет третий период
средневековья; 1

ределяет хронологические рамки
2 оп1
первого периода средневековья;

определяет хронологические рамки
второго периода средневековья; 1

определяет хронологические рамки
третьего периода средневековья; 1

характеризует особенности периодов
средневековья. 1

Всего баллов 10

20

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»

ФИО обучающегося ___________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Различает этапы развития Затрудняется определить виды Допускает ошибки при Определяет виды монархии
феодального государства монархии определении вида монархии / в
выводах

Характеризует формы Затрудняется охарактеризовать Допускает ошибки при Характеризует периоды,
монархии периоды, хронологические определении первого / второго хронологические рамки и
рамки и особенности периодов / третьего периодов особенности периодов
средневековья средневековья / средневековья
хронологических рамок
периодов средневековья /
особенностей периодов
средневековья

21

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира»

ем отличались китайские и европейские морские
Тема Ч
путешествия?
Как Великие географические открытия изменили мир?

пределять влияние Великих географических
Цель обучения 6.2.4.3 О
открытий на представления о мире, фиксируя на карте
основные маршруты путешественников в XV-XVI веках
6.3.2.7 Объяснять понятие «колониальная политика» (на
примере завоеваний Испании и Португалии)

бучающийся
Критерии оценивания О

Показывает направления маршрутов
путешественников на карте

• Перечисляет положительные и отрицательные
изменения в мире в результате ВГО

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Покажите на контурной карте маршруты следующих путешественников.
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама.

2.Перечислите три положительные и три отрицательные изменения в мире в результате

22

ПРОЕКТ
ВГО на примере завоеваний Испании и Португалии.

Положительные изменения Отрицательные изменения

1 1

2 2

3 3

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Показывает показывает на карте маршрут Х.Колумба; 1
направления
оказывает на карте маршрут А.Веспуччи; 1
маршрутов 1 п
показывает на карте маршрут Б.Диаша; 1
путешественников на
оказывает на карте маршрут Васко да Гама; 1
контурной карте п

Перечисляет перечисляет 1-ое положительное изменение; 1
положительные и
перечисляет 2-ое положительное изменение; 1
отрицательные п
еречисляет 3-ье положительное изменение; 1
2 п
изменения в мире в
еречисляет 1-ое отрицательное изменение; 1
результате ВГО на
перечисляет 2-ое отрицательное изменение; 1
примере завоеваний
еречисляет 3-ье отрицательное изменение; 1
Испании и Португалии п

Всего баллов 10

23

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира»

ФИО обучающегося _______________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Показывает направления Затрудняется в показе Допускает ошибки в показе Показывает направления
маршрутов направлений маршрутов направлений маршрутов маршрутов путешественников
путешественников на путешественников Христофора Колумба/ Америго на контурной карте
контурной карте Веспуччи/ Бартоломеу Диаша/
Васко да Гама

Перечисляет Затрудняется в перечислении Допускает ошибки в Перечисляет положительные и
положительные и положительных и перечислении положительных / отрицательные изменения в
отрицательные изменения отрицательных изменений в отрицательных изменений в мире в результате ВГО
в мире в результате ВГО мире в результате ВГО мире в результате ВГО
на примере завоеваний
Испании и Португалии

24

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения»

ак Эпоха Возрождения изменила развитие искусства?
Тема К
Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс?

писывать влияние идей гуманистов на развитие
Цель обучения 6.2.3.2 О
средневековой культуры
6.2.2.4 Характеризовать особенности средневековой
культуры Востока

бучающийся
Критерии оценивания О

• Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в
период с 1300 по 1500 годы

• Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с
культурой античности.

• Характеризует особенности средневековой культуры
Востока

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Опредилите, какое из представленных здесь произведений создано в период
средневековья, а какое – в эпоху Возрождения.
Приведите не менее двух аргументов для подтверждения своего мнения.

А В

25

ПРОЕКТ

А или В

1

2

2. Отметьте, для каких эпох характерны следующие утверждения.

Утверждения для сравнения Античность Возрождение

Человек является венцом творения

Ограничение влияния религии

Право человека на счастье и свободу

Отображение совершенства
человеческого тела

3. Соотнесите мыслителя Востока с его деятельностью.

. Среднеазиатский, индийский и
1.Алишер Навои А
тимуридский правитель Индии и
Афганистана, полководец, основатель
династии и империи Бабуридов, в
некоторых источниках как империи
Великих Моголов (1526). Известен
также как тюркский, узбекский поэт и
писатель.
. Тюркский поэт, философ суфийского
2.Улугбек Б
направления, государственный деятель
тимуридского Хорасана.

. Среднеазиатский государственный
3.Бабур В
деятель, правитель тюркской державы
Тимуридов, сын Шахруха, внук
Тамерлана. Известен как выдающийся
математик, астроном, просветитель и
поэт своего времени, также
интересовался историей и поэзией.
Основал одну из важнейших
обсерваторий средневековья.

26

ПРОЕКТ

Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Выявляет изменения в 1 определяет, какое из представленных 1
искусстве, прошедшие в произведений создано в период
период с 1300 по 1500 годы средневековья, а какое – в эпоху
Возрождения;

приводит 1-аргумент для 1
подтверждения своего мнения;

приводит 2-аргумент для 1
подтверждения своего мнения;

Определяет взаимосвязь 2 отмечает, для каких эпох характерно 1
культуры Возрождения с 1-е утверждение;
культурой античности о
тмечает, для каких эпох характерно 1
2-е утверждение;

отмечает, для каких эпох характерно 1
3-е утверждение;

отмечает, для каких эпох характерно 1
4-е утверждение;

Характеризует особенности 3 определяет деятельность Улугбека; 1
средневековой культуры
ределяет деятельность Алишера 1
Востока оп
Навои;

определяет деятельность Бабура. 1

Всего баллов 10

27

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Эпоха Возрождения»

ФИО обучающегося ___________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Выявляет изменения в Затрудняется в определении Определяет изменения культуры Определяет изменения культуры
искусстве, прошедшие в изменений культуры Возрождения за 200 лет, допуская Возрождения за 200 лет
период с 1300 по 1500 годы Возрождения за 200 лет ошибки

Определяет взаимосвязь Затрудняется в определении Определяет взаимосвязь культуры Определяет взаимосвязь
культуры Возрождения с взаимосвязи культуры Возрождения с культурой культуры Возрождения с
культурой античности. Возрождения с культурой античности, допуская ошибки культурой античности.
античности

Характеризует особенности Затрудняется в характеристике Характеризует особенности Характеризует особенности
средневековой культуры особенностей средневековой средневековой культуры Востока, средневековой культуры Востока
Востока культуры Востока допуская ошибки

28

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за разделы «Реформация» и «Научная революция»

ак протест Мартина Лютера изменил Европу? Насколько
Тема К
оригинальной была теория Коперника?

пределять причины изменения роли религии в
Цель обучения 6.2.1.1 О
мировоззрении человека и в общественной жизни
6.2.4.1 Объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни
Человека

бучающийся
Критерии оценивания О

Объясняет понятия в контексте исторических
процессов

• Определяет роль знаний об окружающей среде в жизни
человека

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. По номерам изображений определите историческое событие.

1 2 3

4 5

1 2 3 4 5

29

ПРОЕКТ

2. Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.

№1 №2

1. Какая система устройства мира представлена на рисунке №1?
2.Кто из ученых придерживался взглядов о такой системе устройства мира?
3.Какая система устройства мира представлена на рисунке №2?
4.Кто из ученых придерживался взглядов о такой системе устройства мира?
5.В чем сходство и различие систем?

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Объясняет понятия в определяет 1 историческое событие по 1
контексте исторических иллюстрации;
процессов оп
ределяет 2 историческое событие по 1
иллюстрации;

ределяет 3 историческое событие по 1
1 оп
иллюстрации;

определяет 4 историческое событие по 1
иллюстрации;

определяет 5 историческое событие по 1
иллюстрации;

Определяет роль знаний определяет систему устройства мира, 1
об окружающей среде в представленую на рисунке №1;
жизни человека о
пределяет, кто из ученых придерживался 1
взглядов о системе устройства мира
представленной на рисунке №1;

пределяет систему устройства мира 1
2 о
представленую на рисунке №2;

определяет, кто из ученых придерживался 1
взглядов о системе устройства мира
представленной на рисунке №2;

определяет, в чем сходство и различие 1
систем.

Всего баллов 10

30

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Реформация»

ФИО обучающегося _________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Объясняет понятия в Затрудняется определить Допускает ошибки при Определяет исторические
контексте исторических исторические события по определении первого / второго / события по рисункам
процессов рисункам третьего / четвертого / пятого
исторического события

Определяет роль знаний об Затрудняется в определении Допускает ошибки при Определяет системы
окружающей среде в жизни системы устройства мира, определении системы устройства устройства мира, ученых,
человека ученых, придерживавшихся мира /ученых, придерживавшихся придерживавшихся взглядов о
взглядов о данной системе взглядов о данной системе данной системе устройства
устройства мира, сходства и устройства мира / сходства и мира, сходство и различия
различия систем различия систем систем

31

ПРОЕКТ

32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *