ҰМЖ ДСП «Биология» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления Типовая учебная программа по учебному предмету уровня общего среднего образования по обновленному содержанию

Типовая учебная программа по учебному предмету «Биология» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения

2. Цель учебной программы по биологии – развитие современных биологических знаний и умений у обущающихся; понимание сущности, развития и проявления жизни на разных уровнях ее организации; подготовка всесторонне развитой личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности.
3. Задачи:
1) расширить значимые биологические знания и умения, определяющие роль человека в природе на основе понимания законов ее развития;
2) применять законы развития и функционирования природы в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;
3) формировать в процессе овладения системой знаний и основ научного мировоззрения; творческой самостоятельности и критического мышления, исследовательских умений;
4) развивать качества инициативной личности, позволяющие свободно ориентироваться в окружающей действительности, с готовностью принимать самостоятельные решения, связанные этическими вопросами и с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;
5) развивать у обущающихся интеллектуальные умения, необходимые для продолжения образования и самообразования.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Биология»
4. Объем учебной нагрузки по предмету «Биология» составляет: 1) в 10 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
2) в 11 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году; 5. Содержание учебного предмета включает 4 раздела:
1) Многообразие, структура и функции живых организмов;
2) Размножение, наследственность, изменчивость, эволюционное развитие;
3) Организмы и окружающая среда.
4) Прикладные интегрированные науки.
6. Раздел «Многообразие, структура и функции живых организмов» включает следующие подразделы:
1) разнообразие живых организмов; 2) питание;
3) транспорт веществ; 4) дыхание;
5) выделение; 6) движение;
7) координация и регуляция.
7. Раздел «Размножение, наследственность, изменчивость, эволюционное развитие» включает следующие подразделы:
1) размножение;
2) клеточный цикл; 3) рост и развитие;
4) закономерности наследственности и изменчивости; 5) основы селекции;
6) эволюционное развитие.
8. Раздел «Организмы и окружающая среда» включает следующие подразделы:
1) биосфера, экосистема, популяция;
2) экология и влияние человека на окружающую среду.
9. Раздел «Прикладные интегрированные науки» включает следующие подразделы:
1) молекулярная биология и биохимия; 2) клеточная биология;
3) биотехнология;
4) биомедицина и биоинформатика.
10. Базовое содержание учебного предмета биологии для 10 класса включает следующие разделы:
1) «Разнообразие живых организмов». Этапы формирования жизни на Земле. Филогенетические древья. Кладограммы. Отличия кладограмм и филогенетических деревьев. Эволюционное значение кладограмм и филогенетических деревьев.
2) «Транспорт веществ». Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость диффузии. Значение отношения величины поверхности клеток эритроцитов к объему.
Лабораторная работа «Определение отношения величины поверхности к объему клетки».
3) Механизм пассивного транспорта: простая диффузия через мембранные каналы, облегченная диффузия. Механизм активного транспорта.
4) «Дыхание». Строение и функции аденозинтрифосфата (АТФ). Синтез аденозинтрифосфата: этапы аэробного и анаэробного распада глюкозы. Виды метаболизма. Этапы энергетического обмена. Структурные компоненты митохондрий и их функции. Взаимосвязь структуры митохондрий и процессов клеточного дыхания.
5) «Выделение». Регуляция обмена воды. Органы мишени. Эффект действия. Гипофункция. Гиперфункция. Искусственное очищение крови и других жидкостей человеческого тела. Принцип действия диализа. Методы диализа: перитонеальный, гемодиализ. Хроническая почечная недостаточность. Трансплантация почек и диализ. Преимущества и недостатки.
6) «Движение». Строение поперечно-полосатой мышечной ткани. Структура миофибрилла (саркомеры, актин, миозин и др.). Механизм сокращения мышечного волокна. Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон.
7) «Координация и регуляция». Строение центральной нервной системы. Строение и функции головного мозга. Строение и функции спинного мозга. Взаимосвязь строения и функции холинергического синапса. Механизм синаптической передачи. Виды механорецепторов. Реакция механорецепторов на изменения раздражителей на примере телец Пачини.
8) «Клеточный цикл». Гаметогенез у растений и животных. Гаметы. Стадии гаметогенеза. Спорогенез и гаметогенез у растений. Возникновение онкологических новообразований. Факторы, способствующие возникновению предраковых состояний. Старение. Теории о процессе старения.
9) «Закономерности наследственности и изменчивости». Модификационная изменчивость. Вариационные ряды изменчивости признаков.
Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой».
10) Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование, сцепленное с полом.
Решение задач.
11) Хромосомная теория наследственности. Нарушение закономерностей наследования признаков в результате кроссинговера. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Комплиментарность. Полимерия. Множественный аллелизм. Спонтанные и индуцированные мутации. Генные, хромосомные, геномные, мутации. Моделирование «Составление кариограммы человека. Изучение геномных мутаций». Хромосомные заболевания человека, связанные с аномальным количеством хромосом.
12) «Основы селекции». Способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции. Гибридизация (скрещивание). Полиплоидия. Искусственный мутагенез.
13) «Эволюционное развитие». Взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией. Наследственная изменчивость – основа эволюции. Комбинативная изменчивость, мутации. Естественный отбор. Борьба за существование. Дрейф генов. Популяционные волны. Доказательства эволюции. Сравнительно-анатомические, эмбриологические, молеукулярно-генетические, палеонтологические, биогеографические и биохимические доказательства. Полиплоидия и гибридизация. Механизмы видообразования. Изолирующие механизмы видообразования. Роль репродуктивной изоляции в видообразовании. Этапы антропогенеза. Проантропы. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы.
14) «Молекулярная биология и биохимия». Значение воды для жизни на Земле. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Химическая структура. Свойства и функция углеводов. Структурные компоненты липидов. Свойства и функции жиров. Классификация белков по составу (простые, сложные) и по функциям. Строение и уровни структурной организации белков. Денатурация и ренатурация белков.
Лабораторная работа «Влияние различных условий (температура, pH) на структуру белков».
15) Содержание белков в биологических объектах.
Лабораторная работа «Определение содержания белков в биологических обьектах».
16) Процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Эксперименты Мезелсона и Сталя. Правила Чаргаффа. Строение и функции молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Матричная (информационной)
рибонуклеиновая кислота. Рибосомная рибонуклеиновая кислота. Транспортная рибонуклеиновая кислота. Сходства и различия в строении молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты и рибонуклеиновой кислоты.
17) «Клеточная биология». Особенности строения и функций органоидов в клетке. Основные компоненты клетки: клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма и ее органоиды (немембранные, одномембранные и двумембранные). Ядро. Основные функции компонентов клетки. Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны. Жидкостно-мозаическая модель мембраны. Функции мембранных белков, фосфолипидов, гликопротеинов, гликолипидов, холестерола.
Лабораторная работа «Влияние различных факторов на мембрану клеток». 18) «Биотехнология». Положительные и отрицательные стороны использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Значение генной инженерии. Применение полимеразной цепной реакции (ПЦР). Значение полимеразной цепной реакции в криминалистике, при установлении отцовства, медицинской диагностике, персонализированной медицине, клонировании генов, секвенировании дезоксирибонуклеиновой кислоты, мутагенезе. Положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов (ГМО). Этические вопросы применения генетически
модифицированных организмов.
19) «Биомедицина и биоинформатика». Применение биомеханики в робототехнике. Биомеханика инженерная (экзоскелеты, робототехника и др.). Биомеханика медицинская (протезирование и др.). Биомеханика эргометрическая (оптимизация и др.). Механизм автоматии сердца. Сократимость сердечной мышцы. Электрокардиография, ее диагностическое значение.
11. Базовое содержание учебного предмета биологии для 11 класса включает следующие разделы:
1) «Питание». Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Пигменты фотосинтеза.
Лабораторная работа «Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений».
2) Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфолирование. Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. Лимитирующие факторы фотосинтеза: интенсивность или длина волны света концентрация углекислого газа, температура.
Лабораторная работа «Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза».
3) Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
4) «Транспорт веществ». Симпластный, апопластный, вакуолярный пути транспорта веществ и их значение. Типы транспорта веществ через клеточную мембрану. Механизм активного транспорта на примере натрий -калиевого насоса. Водный потенциал.
Лабораторная работа «Определение водного потенциала клеток в растворах с различной концентрацией солей».
5) «Координация и регуляция». Системы управления в биологии. Понятие «системы управления» в биологии. Принцип обратной связи на примере регулирования температуры/уровня углекислого газа/глюкозы. Механизм действия гормонов на клетки-мишени на примере инсулина и эстрогена. Ростовые вещества. Механизм действия ростовых веществ на растение. Действие ауксина.
Лабораторная работа «Воздействие ауксина на рост корня».
6) «Размножение». Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека. Сравнение сперматогенеза и оогенеза.
7) «Рост и развитие». Стволовые клетки: понятие и свойства (самообновление, дифференциация). Виды стволовых клеток: эмбриональные и соматические. Практическое использование. Этический аспект.
8) «Закономерности наследственности и изменчивости». Спонтанные мутации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Ошибки генетических процессов: репликаций и рекомбинаций. Международный проект «Геном человека». Секвенирования геномной дезоксирибонуклеиновой кислоты человека. Биологическое значение исследований, проведенных в рамках проекта.
9) «Биосфера, экосистема, популяция». Взаимосвязь между биоразнообразием и устойчивостью экосистем. Биоразнообразие видов. Закон генетического равновесия Харди-Вайнберга. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных. Использование различных статистических методов в определении численности и распределении организмов местной экосистемы. Значение случайной выборки в определении биоразнообразия местной экосистемы.
Лабораторная работа «Исследование состояния экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа».
10) «Экология и влияние человека на окружающую среду». Глобальное потепление: причины, последствия, пути решения. Моделирование «Компьютерное моделирование глобального потепления климата». Экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения.
11) «Молекулярная биология и биохимия». Строение и структура антител. Специфичность антител (активного центра). Механизм взаимодействия между антигеном и антителом. Механизм взаимодействия фермента и субстрата. Роль активного центра в ферментативном катализе. Иммобилизация ферментов.
Лабораторная работа «Исследование влияния иммобилизаций ферментов на их активность».
12) Транскрипция. Этапы трансляции. Свойства генетического кода: триплетность, вырожденность, универсальность, неперекрываемость.
13) «Клеточная биология». Определение основных компонентов клеток. Лабораторная работа «Описание основных компонентов клеток с
использованием микрофотографий».
14) Расчет линейного увеличения органелл. Различие между разрешением и увеличением оптического и электронного микроскопов.
15) «Биотехнология». Особенности строения грамположительных и грамотрицательных бактерий. Понятие «рекомбинантная дезоксирибонуклеиновая кислота». Способы получения рекомбинантной дезоксирибонуклеиновой кислоты. Применение рекомбинантных дезоксирибонуклеиновых кислот. Понятие «клонирование». Способы клонирования организмов. Понятие «микроклональное размножение». Этапы и методы микроклонального размножения растений. Значение. Применение ферментов в медицине, химии и промышленности.
16) «Биомедицина и биоинформатика». Особенности воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека. Понятие «Биоинформатика». Применение инструментов биоинформатики в исследовании. Метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и его значение. Этические аспекты экстракорпорального оплодотворения. Значение моноклональных антител. Производство моноклональных антител. Диагностика и лечение заболеваний с помощью моноклональных антител.
Глава 3. Система целей обучения
12. В программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 10.1.1.1 «10» – класс, «1.1» – раздел и подраздел, «1» – нумерация учебной цели.
13. Система целей обучения расписана по разделам для каждого класса. Раздел Подраздел Цели обучения
зие, структурар и 1.1 Разнообразие 10.1.1.1 — описывать этапы и схему 11 класс функции живых формирования жизни на Земле;
10 класс
1. Многооб а-
живых организмов
организмов 10.1.1.2 — сравнивать кладограммы и филогенетические дерева
11.1.2.1 — устанавливать взаимосвязь между структурой и функцией хлоропласта; 11.1.2.2 — объяснять процессы, протекающие при световой фазе фотосинтеза;

1.2 Питание

11.1.2.3 — объяснять процессы, протекающие при темновой

фазе фотосинтеза; 11.1.2.4 — исследовать и

объяснять факторы
11.1.2.5

лимитирующие фотосинтеза;
— сравнивать

особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза
11.1.3.1 — объяснять сущность симпластного, апопластного, вакуолярного путей транспорта
10.1.3.1 — рассчитывать значение веществ;
11.1.3.2 — объяснять механизм
1.3 Транспорт отношения величины реагируемой активного транспорта на веществ 10.1.3.2 — сравнивать механизмы примере натрий-калиевого пассивного и активного транспорта 11.1.3.3 — исследовать водный
поверхности к объему;
насоса;
потенциал клеток в растворах с различной концентрацией солей
10.1.4.1 — описывать строение и функции аденозинтрифосфата (АТФ);
10.1.4.2 — сравнивать синтез АТФ в аэробном и анаэробном дыхании; 10.1.4.3 — описывать виды
1.4 Дыхание метаболизма;
10.1.4.4 — описывать этапы энергетического обмена;

10.1.4.5 —
взаимосвязь

устанавливать
структуры

митохондрий и процессов клеточного дыхания
10.1.5.1 — объяснять роль антидиуретического гормона (АДГ) в регуляции уровня воды в организме;
1.5 Выделение 10.1.5.2 — объяснять механизм диализа;
10.1.5.3 — обсуждать преимущества и недостатки трансплантации

1.6 Движение

почек и диализа

10.1.6.1 — объяснять взаимосвязь структуры поперечнополосатых
мышц с механизм мышечного сокращения;
10.1.6.2 — устанавливать связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
10.1.7.1 — изучать строение и
функции спинного и головного 11.1.7.1 — описывать системы
мозга;
10.1.7.2 — уста авливать

1.7 Координа-ция и взаимосвязь строения инфункции 11.1.7.2я — объяснять механизм 11.1.7.3 — исследовать действие
управления в биологии;
синапса;
10.1.7.3 — описывать реакцию
регуляция действи гормонов;
механорецепторов (тельца Пачини) стимуляторов на рост растений

на раздражители

2.1 Размножение

11.2.1.1 — изучать гаметогенез человека;
11.2.1.2 — объяснять различия

между сперматогенезом и оогенезом
10.2.2.1 — объяснять особенности формирования гамет у растений и животных;
10.2.2.2 — объяснять взаимосвязь 2.2 Клеточный цикл неконтролируемого деления
клеток с возникновением опухолей;
10.2.2.3 — объяснять процесс старения
11.2.3.1 — объснять процесс специализации стволовых
2. Размно-жение,
наследствен-
2.3 Рост и развитие
ность, изменчи- клеток ение их практическое
примен и
вость,
эволюцион-ное 10.2.4.1 — исследовать развитие закономерности модификационной
изменчивости;
10.2.4.2 — применять

цитологические
дигибридного

основы
скрещивания,

2.4 Закономерности сцепленных с полом при решении 11.2.4.1 — устанавливать связь наследственности и 10.2.4.3 — сравнивать дезоксирибонуклеиновой
наследования признаков
мутаций с рекомбинацией
задач;
изменчивости
кислоты;
взаимодействие аллельных и 11.2.4.2 — обсуждать значение 10.2.4.5 — изучать причины международного проекта мутагенеза и типы мутаций;
неаллельных генов;
«Геном человека»
10.2.4.6 — описывать хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом (аутосомные и половые)
2.5 Основы 10.2.5.1 — изучать способы селекции улучшения сельскохозяйственных
растений и животных с помощью методов селекции

10.2.6.1 между

— объяснять взаимосвязь наследственной

изменчивостью и эволюцией; 10.2.6.2 — изучать доказательства
2.6 Эволюци-онное эволюции;

развитие 10.2.6.3 -основные

классифицировать механизмы

видообразования;
10.2.6.4 — называть этапы антропогенеза
11.3.1.1 — устанавливать взаимосвязь между биоразнообразием и

3. Организмы окружаю-щая среда

3.1 Биосфера, экосисте-ма,
и популяция

3.2 Влияние человечес-кой деятель-ности на окружаю-щую
среду

устойчивостью экосистем; 11.3.1.2 — исследовать экосистемы своего региона в полевых условиях с использованием
статистических методов анализа
11.3.2.1 — прогнозировать последствия глобального потепления климата; 11.3.2.2 — предложить пути решения экологических
проблем Казахстана

10.4.1.1 — объяснять фундаментальное значение воды для жизни на Земл; 10.4.1.2 — классифицировать углеводы по их структуре, составу

и
10.4.1.3 — описывать

функциям; химическое

строение и функции жиров; 11.4.1.1 — объяснять 10.4.1.4 — классифицировать белки взаимодействие между по их структуре, составу и антигеном и антителом; функциям; 11.4.1.2 — объяснять механизм
4. Прикладные
интегриро-
ванные науки
4.1 Молеку-лярная 10.4.1.5 — исследовать влияние образования фермент-субстрат биология и различных условий на структуру комплекс;
биохимия белков; 11.4.1.3 — описывать этапы 10.4.1.6 — определять содержание процесса биосинтеза белка; белков в биологических объектах; 11.4.1.4 — объяснять свойства 10.4.1.7 — описывать процесс генетического кода репликации
дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК);
10.4.1.8 — различать строение и функции типов рибонуклеиновой кислоты;
10.4.1.9 — сравнивать строение молекулы рибонуклеиновой
кислоты и дезоксирибонуклеиновой кислоты;
4.2 Клеточная
биология
10.4.2.1 — объяснять особенности 11.4.2.1 — определять и строения и функции органоидов описывать основные клетки, видимые под электронным компоненты клеток с

микроскопом; использованием 10.4.2.2 — устанавливать связь микрофотографий; между структурой, свойствами и 11.4.2.2 -функциями клеточной мембраны, фактический используя жидкостно – мозаичную компонентов
модель

определять размер клеток

11.4.3.1 — сравнивать 10.4.3.1 — обсуждать преимущества грамположительные и и недостатки использования грамотрицательные бактерии; живых организмов в 11.4.3.2 — объяснять способы биотехнологии; получения рекомбинантных

4.3 Биотехнология

10.4.3.2 — описывать значение ДНК;
полимеразной цепной реакции в 11.4.3.3 — объяснять значение

таксонамии, медицине и клонирования организмов; криминалистик; 11.4.3.4 — обсуждать 10.4.3.4 — обсуждать этические возможность применения вопросы применения ГМО ферментов в медицине, химии и
промышленности
11.4.4.1 — объяснять воздействия электромагнитных и звуковых волн на — организм человека;
10.4.4.1 — исследовать применение 11.4.4.2 — описывать роль 4.4 Биомедицина и биомеханики в робототехнике; 11.4.4.3 — объяснять значение биоинформатика работы ксердца рсмиспользованием метода тво экстракорпорального
биоинформатики;
10.4.4.2 — объяснять механизм
оплодо рения (ЭКО);
11.4.4.4 — объяснять
электро ардиог а мы

использование моноклональных антител в диагностике и лечении заболеваний
14. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Биология» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.
15. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе

по «Биология» для

учебному

10-11

предмету

классов

общественно-гуманитарного

направления
среднего

уровня общего
образования по
обновленному содержанию
и
Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Биология» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образованияпо обновленному содержанию
1) 10 класс

Раздел
1 четверть

Темы

Значение

Цели обучения

воды для 10.4.1.1 — объяснять фундаментальное значение воды для

жизни на Земле жизни на Земле
Классификация углеводов: моносахариды,
дисахариды, 10.4.1.2 — классифицировать углеводы по их структуре, полисахариды. составу и функциям
Химическая структура. Свойства и функция углеводов

Структурные компоненты Свойства и
жиров

липидов. 10.4.1.3 — описывать химическое строение и функции жиров
функции

Классификация белков 10.4.1.4 — классифицировать белки по их структуре, составу и по составу (простые, функциям
сложные) и по функциям. Строение и уровни структурной организации белков.
Денатурация и

Молекулярная биология
биохимия

ренатурация белков. 10.4.1.5 — исследовать влияние различных условий на Лабораторная работа
структуру белков
«Влияние различных

условий (температура, pH) на структуру белков»
Содержание белков в биологических объектах.

Лабораторная
«Определение

работа 10.4.1.6 — определять содержание белков в биологических
объектах

содержания белков в биологических обьектах»
Процесс репликации дезоксирибонуклеиновой
кислоты (ДНК). 10.4.1.7 — описывать процесс репликации Эксперименты дезоксирибонуклеиновой кислоты
Мезелсона и Сталя. Правила Чаргаффа
Строение и функции молекул
рибонуклеиновой 10.4.1.8 — различать строение и функции кислоты. Матричная типоврибонуклеиновой кислоты
(информационной) рибонуклеиновая
кислота. Рибосомная рибонуклеинова кислота. Транспортная рибонуклеиновая кислота
Сходства и различия в строении молекул
дезоксирибонуклеиновой 10.4.1.9 — сравнивать строение молекул рибонуклеиновой кислоты и кислоты и дезоксирибонуклеиновой кислоты рибонуклеиновой
кислоты
Особенности строения и функций органоидов в клетке.

Основные клетки:

компоненты клеточная

стенка, плазматическая 10.4.2.1 — объяснять особенности строения и функции ее органоиды органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом (немембранные,
мембрана, цитоплазма и
одномембранные и двумембранные). Ядро. Основные функции

Клеточ-ная биология

компонентов клетки
Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной

мембраны. Жидкостно-

мозаическая мембраны. мембранных

модель Функции
белков, 10.4.2.2 — устанавливать связь между структурой, свойствами и

фосфолипидов, функциями клеточной мембраны, используя жидкостно-

гликопротеинов, гликолипидов, холестерола. Лабораторная

мозаическую модель

работа

«Влияние различных факторов на мембрану клеток»
2 четверть
Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость

диффузии.
отношения

Значение
величины

Транс-порт веществ

поверхности эритроцитов к Лабораторная «Определение

клеток 10.1.3.1 — рассчитывать значение отношения величины объему. реагируемой поверхности к объему
работа

отношения величины поверхности к объему клетки»
Механизм пассивного 10.1.3.2 — сравнивать механизмы пассивного и активного

транспорта: диффузия мембранные облегченная Механизм
транспорта

простая транспорта через
каналы, диффузия.
активного

Строение и функции 10.1.4.1 — описывать строение и функции кислоты (АТФ) аденозинтрифосфорной кислоты
аденозинтрифосфорной
Синтез
аденозинтрифосфорной 10.1.4.2 — сравнивать синтез аденозинтрифосфорной кислоты в аэробного и анаэробного аэробном и анаэробном дыхании
кислоты: этапы
распада глюкозы

Дыхание Виды Этапы обмена

метаболизма. 10.1.4.3 — опысывать виды метаболизма энергетического 10.1.4.4 — описывать этапы энергетического обмена

Структурные компоненты
митохондрий и их 10.1.4.5 — устанавливать взаимосвязь структуры митохондрий структуры митохондрий и процессов клеточного дыхания
функции. Взаимосвязь
и процессов клеточного дыхания
Регуляция обмена воды.
Органы мишени. Эффект 10.1.5.1 — объяснять роль антидиуретического гормона (АДГ) в действия. Гипофункция. регуляции уровня воды
Гиперфункция
Искусственное очищение крови и других жидкостей

человеческого Выделе-ние Принцип
диализа.
диализа:

тела.
действия 10.1.5.2 — объяснять механизм диализа Методы

перитонеальный, гемодиализ
Хроническая почечная
недостаточность. 10.1.5.3 — обсуждать преимущества и недостатки диализ. Преимущества и трансплантации почек и диализа
Трансплантация почек и
недостатки
3 четверть
Гаметогенез у растений
Стадии отн гаметогенеза. 10.2.2.1й- объяснять особенности формирования гамет у Клеточ-ный цикл гаметогенез у растений
и жив ых. Гаметы.
растени и животных
Спорогенез и
Возникновение

онкологических новообразований. Факторы,

10.2.2.2 — объяснять взаимосвязь неконтролируемого деления
клеток с возникновением опухолей
способствующие возникновению предраковых состояний

Старение. Теории процессе старения.
Модификационная
изменчивость.

о 10.2.2.3 — объяснять процесс старения

Вариационные ряды изменчивости признаков.
Лабораторная работа 10.2.4.1 исследовать закономерности модификационной модификационной изменчивости
«Изучение
изменчивости, построение вариационного ряда и кривой»
Цитологические основы 10.2.4.2 — применять цитологические основы дигибридного наследования признаков. скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом Независимое при решении задач
распределение хромосом при дигибридном

скрещивании. Закономерности Наследование, наследственности сцепленное с и изменчивости Решение задач
Взаимодействие аллельных неаллельных

10.2.4.3 — сравнивать взаимодействие аллельных и неаллельных генов
полом.

и генов.

Комплиментарность. Полимерия. Множественный аллелизм
Спонтанные индуцированные

10.2.4.4 — изучать причины мутагенеза и типы мутаций

и

мутации. Генные, хромосомные, геномные,
мутации. 10.2.4.5 — описывать хромосомные заболевания человека,

Моделирование «Составление кариограммы
хромосомного

связанные с аномалиями числа хромосом (аутосомные и половые)

набора

человека. Изучение геномных мутаций»

Эволюционное развитие Основы

Взаимосвязь наследственной изменчивостью эволюцией.
Наследственная

между

и

10.2.6.1 — объяснять взаимосвязь между наследственной

селекции. Многообразие

изменчивость – основа изменчивостью и эволюцией
эволюции.

живых организмо Комбинативная

изменчивость, Естественный

мутации. отбор.
Борьба за существование. Дрейф генов. Популяционные волны
и
Доказательства эволюции. Сравнительно-анатомические, молекулярно-
генетические, 10.2.6.2 — изучать доказательства эволюции эмбриологические,
палеонтологические, биогеографические, биохимические доказательства
Механизмы видообразования. Изолирующие механизмы
видообразования. Роль 10.2.6.3 — классифицировать основные механизмы

репродуктивной изоляции видообразовании. Полиплоидия
гибридизация

видообразования в

и

Этапы антропогенеза. Проантропы.
Архантропы. 10.2.6.4 — называть этапы антропогенеза Палеоантропы.
Неоантропы
Современные сельскохозяйственные

технологии повышения урожайности. альтернативные
ведения

для

10.2.5.1 — изучать способы улучшения сельскохозяйственных пути растений и животных с помощью методов селекции
Новые

высокопродуктивного сельского хозяйства
Этапы формирования 10.1.1.1 — описывать этапы и схему формирования жизни на жизни на Земле. Земле
Филогенетические древья. Кладограммы.
Отличия кладограмм и 10.1.1.2 — сравнивать кладограммы и филогенетические дерева филогенетических
деревьев
4 четверть
Строение центральной

Коорди-нация регуля-ция

нервной Строение и головного
Строение и

системы.
функции 10.1.7.1 — описывать строение и функции спинного и мозга. головного мозга
функции

спинного мозга
Взаимосвязь строения и

холинергического 10.1.7.2 — устанавливать взаимосвязь строения и функции синапса. Механизм
функции
синапса
синаптической передачи
Виды механорецепторов. Реакция
механорецепторов на 10.1.7.3 — описывать реакцию механорецепторов на

изменения раздражителей

раздражители на

примере телец Пачини
Строение поперечно- 10.1.6.1 — объяснять взаимосвязь структуры

полосатой ткани.

мышечной поперечнополосатых мышц с механизм мышечного Структура сокращения

миофибрилла (саркомеры, актин,
Движе-ние миозин и т.д.). Механизм
сокращения мышечного
волокна 10.1.6.2 — установить связь строения, локализации и общих
Строение, локализации и свойств быстрых и медленных мышечных волокон общие свойства быстрых
и медленных мышечных волокон
Применение

биомеханики робототехнике. Биомеханика инженерная
(экзоскелетоны,

в

10.4.4.1 — исследовать применение биомеханики в
робототехнике

робототехника и т.д.).

«Биоме-дицина и медицинская (протезирование и др.)
Биомеханика
биоин-
форматика».
Механизм автоматии сердца. Скорость проведения возбуждения
в сердце. Сократимость 10.4.4.2 — изучать механизм работы сердца с использованием сердечной мышцы. электрокардиограммы
Электрокардиография, ее диагностическое значение
Положительные и отрицательные стороны использования
микроорганизмов в 10.4.3.1 — обсуждать преимущества и недостатки живых Биотех-нология сельском хозяйстве, организмов, используемых в биотехнологии
промышленности,
медицине, быту. Значение генной инженерии.
Применение 10.4.3.2 — описывать значение полимеразной цепной реакции в реакции (ПЦР). Значение таксономии, медицине и криминалистике
полимеразной цепной
полимеразной цепной реакции в криминалистике, при установлении отцовства, медицинской диагностике, персонализированной медицине, клонировании генов, секвенировании дезоксирибонуклеиновой кислоты, мутагенезе
11.4.1.4 — объяснять
генетического кода
Положительные и отрицательные стороны использования

обсуждать
вопросы

этические
применения

генетически
модифицированных 10.4.3.4 — обсуждать этические вопросы применения организмов. Этические генетически модифицированных организмов

вопросы обсуждать
вопросы

применения этические
применения

генетически модифицированных организмов
2) 11 класс
Разделы Темы Цели обучения
1 четверть
Механизм взаимодействия между антигеном и 11.4.1.1 — объяснять взаимодействие

антителом
Механизм

между антигеном и антителом
взаимодействия фермента и

субстрата. Роль активного центра в 11.4.1.2 — объяснять механизм Молеку-лярная ферментативном катализе. образования фермент-субстрат биология и Лабораторная работа «Исследование влияния комплекса
биохимия иммобилизации ферментов на их активность»

Транскрипция. Этапы трансляции

11.4.1.3 — описывать этапы процесса биосинтеза белка

Свойства генетического кода: триплетность , вырожденность, универсальность, неперекрываемость

свойства

Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Пигменты фотосинтеза. Лабораторная работа «Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений»
11.1.2.1 — устанавливать взаимосвязь
между структурой и функцией
хлоропласта
11.1.2.2 —

Питание Световая фаза Фотофосфолирование

фотосинтеза. протекающие
фотосинтеза

объяснять процессы, при световой фазе

11.1.2.3 — объяснять процессы, Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина протекающие при темновой фазе
фотосинтеза
Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. 11.1.2.4 — исследовать и объяснять
Лимитирующие факторы фотосинтеза: лимитирующие факторы фотосинтеза интенсивность и длина волны света,
примере
«Определение водного
растворах с различной
концентрация углекислого газа, температура. Лабораторная работа «Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза»
Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза 11.1.2.5 — сравнивать особенности

и хемосинтеза 2 четверть

Механизм активного транспорта на натрий — калиевого насоса

процессов фотосинтеза и хемосинтеза

11.1.3.1 — объяснять механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса

Транс-порт
веществ

Симпластный, апопластный, вакуолярный пути 11.1.3.2 — объяснять сущность
транспорта веществ и их значение вакуолярного путей транспорта веществ
симпластного, апопластного,

Водный
Лабораторная работа потенциала клеток в концентрацией солей»

потенциал. 11.1.3.3 — исследовать водный потенциал клеток в растворах с различной концентрацией солей

Системы управления в биологии. Понятие
«системы управления» в биологии. Принцип 11.1.7.1 — описывать системы обратной связи на примере регулирования управления в биологии
температуры/уровня углекислого газа/глюкозы
Коорди-нация и Механизм действия гормонов на клетки — 11.1.7.2 — объяснять механизм действия мишени на примере инсулина и эстрогена гормонов
регуляция
Ростовые вещества. Механизм действия
ростовых веществ на растение. Действие 11.1.7.3 — исследовать действие

Размно-жение

3 четверть

ауксина и гиббереллина. Лабораторная работа стимуляторов на рост растений «Действие ауксина на рост корня»
Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека 11.2.1.1 — изучать гаметогенез человека
Сравнение сперматогенеза и оогенеза 11.2.1.2 — объяснять различия между сперматогенезом и оогенезом

Стволовые клетки: понятие и свойства

(самообновление,
Виды стволовых клеток:
Рост и развитие
соматические.

дифференциация). 11.2.3.1 — объснять процесс эмбриональные и специализации стволовых клеток и их
практическое применение

Практическое использование. Этический аспект
Спонтанные мутации дезоксирибонуклеиновой 11.2.4.1 — устанавливать связь мутаций с

Законо-мерности

кислоты. Ошибки генетических репликаций и рекомбинаций

процессов: рекомбинацией дезоксирибонуклеиновой кислоты

наследст- Мировой проект венности и Секвенирования изменчи-вости дезоксирибонуклеиноой

«Геном

кислоты

человека».
геномной 11.2.4.2 — обсуждить
человека. международного проекта

значение «Геном

Биологическое значение исследований, человека»

Клеточ-ная
биология

проведенных в рамках проекта
Определение основных компонентов клеток. Лабораторная работа «Описание основных
11.4.2.1 — определять и описывать
основные компоненты клеток с
компонентов афиклеток с использованием использованием микрофотографий
микрофотогр й»

Расчет линейного увеличения органелл. 11.4.2. — определять фактический размер Различие между разрешением и увеличением компонентов клеток
оптического и электронного микроскопов
и
получения реком инантных

Особенности строения грамположительных грамотрицательных бактерий

11.4.3.1 — сравнивать грамположительные и грамотрицательные бактерии

Понятие «рекомбинантная

Биотех-нология

дезоксирибонуклеиновая кислота». б Способы 11.4.3.2 — объяснять способы получения дезоксирибонуклеиновых кислот. Применение
рекомбинантных дезоксирибонуклеиновых кислот. Понятие «клонирование»
рекомбинантных
дезоксирибонуклеиновых кислот

Способы клонирования организмов

11.4.3.3 — объяснять способы
клонирования организмов

Применение ферментов в медицине, химии и 11.4.3.4ен — обсуждать возможность химии и промышленности
примен ия ферментов в медицине,
промышленности
4 четверть
Особенностинвоздействия электромагнитных и электромагнитныхяи звуковых волнвна
11.4.4.1 — объ снять воздейст ия
звуковых вол на организм человека
организм человека

Понятие «Биоинформатика». Применение 11.4.4.2 — описывать роль инструментов биоинформатики в исследовании биоинформатики
Биомедицина и
биоинформатика Метод экстракорпорального оплодотворения и 11.4.4.3 — объяснять значение метода экстракорпорального оплодотворения экстракорпорального оплодотворения
его значение. Этические аспекты
Производство м моноклональных антител. 11.4.4.4 — объяснять использование Диагностика и лечение заболеваний с помощью
Значение оноклональных антител.
моноклональных антител в диагностике
и лечении заболеваний
моноклональных антител
Взаимосвязь между биоразнообразием и
устойчивостью экосистем. Биоразнообразие 11.3.1.1 — устанавливать взаимосвязь видов. Закон генетического равновесия Харди- между биоразнообразием и Вайнберга. Сохранение редких и исчезающих устойчивостью экосистем

Биосфера, экосисте-ма, популя-ция

видов растений и животных
Использование различных статистических методов в определении численности и
распределении организмов местной экосистемы. 11.3.1.2 — исследовать экосистемы

Значение случайной выборки в определении своего региона в полевых условиях, биоразнообразия местной экосистемы. используя статистические методы Лабораторная работа «Исследование состояния анализа
экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа»
Экология и Глобальное потепление: причины, последствия, 11.3.2.1 — прогнозировать последствия влияние Моделирование: «Компьютерное моделирование возможного глобального потепления
пути решения.
климата
человека на
окружающую
среду
глобального потепления климата»
Экологические проблемы Республики Казахстан 11.3.2.2 — предложить пути решения и пути их решения экологических проблем Казахстана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *