ҰМЖ ДСП «Физическая культура» для 10-11 классов (общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление) Типовая учебная программа по учебному предмету уровня общего среднего образования по обновленному содержанию

Типовая учебная программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10-11 классов уровня общего среднего образования по обновленному содержанию (общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление)

Глава 1. Общие положения

2. Физическая культура как учебная дисциплина в общеобразовательной школе способствует формированию личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.
3. Цель учебного предмета – формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
4. Задачи учебного предмета:
1) укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; совершенствование технико-тактических действий в базовых видах спорта;
2) воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении,
3) освоение знаний об истории и современном развитии физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;
4) воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
5. Изучение предмета «Физическая культура» позволит обучающимся:
1) осознать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; применять приобретҰнные предметные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
2) узнать о влиянии физических упражнений на физическую и энергетическую системы человека;
3) развивать личные и морально-нравственные качества и осознавать необходимость честной игры и непрерывного саморазвития;
4) оценивать необходимость в улучшении двигательных компетенций в своҰм физическом развитии; оценивать значение занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительной направленности.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Физическая культура»
6. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физическая культура» составляет:
1) в 10 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году; 2) в 11 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году. 7. Учебная программа состоит из 2 разделов:
1) Знания о физической культуре (информационный компонент);
2) Физическое совершенствование и мастерство (операциональный компонент).
8. Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает следующие учебные темы:
1) «История развития физкультуры и спорта в Казахстане»; 2) «Физическая культура и спорт в современном обществе»; 3) «Физическая культура человека».
Раздел включает сведения по развитию физкультуры и спорта в Казахстане, по становлению национальных видов спорта в республике, об основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, освещаются правила контроля и требования техники безопасности.
9. Раздел «Физическое совершенствование и мастерство» ориентирован на повышение физической и тактической подготовленности обучающихся и включает в себя информацию о средствах специальной физической подготовки. В качестве этих средств программой предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
10. Учебная программа состоит из базового и вариативного компонентов. Базовый (инвариантный) компонент отражает Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования, утвержденный постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292.
11. Вариативный компонент нацеливает учителя на использование и внедрение современных методов обучения и педагогических технологий с целью углубленного изучения спортивных игр. Вариативный компонент разрабатывается учителями физической культуры конкретной организации образования с учетом региональных особенностей, материальной базы, интересов обучающихся и возможностей преподавательского коллектива.
12. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость обучающихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости обучающихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.
13. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в средней школе являются:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) спортивные соревнования и праздники;
4) занятия в спортивных секциях и кружках;
5) самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания).
Уроки являются основной формой организации учебной деятельности обучающихся в процессе развития физической культуры.
14. Распределение обучающихся, относящихся к специальной медицинской группе для занятий по учебному предмету «Физическая культура», производится на основании медицинского осмотра медицинским работником организации образования с обязательным предъявлением справок. Обучение в этих группах проводится по специальной профилактической программе в зависимости от вида заболевания.
15. Настоящая программа отражает содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе, и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Каждый третий час направлен на
увеличение двигательной активности обучающихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.
16. В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования учебной программой предусмотрено раздельное обучение по гендерному принципу (в городской местности – в каждой группе не менее 8 мальчиков (или девочек), а в сельской местности – не менее 5 мальчиков (или девочек). Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.
17. В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими дисциплинами:
1) «Казахский язык», «Русский язык», «Английский язык»: пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры;
2) «Физика»: использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность»;
3) «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»: измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту;
4) «Биология»: использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм, об обмене веществ;
5) «История Казахстана» «Всемирная история»: история олимпийского движения; история возникновения казахских национальных видов спорта;
6) «География»: знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте;
7) «Начальная военная и технологическая подготовка»: использование строевых упражнений; прохождение полос препятствий; обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях; воспитание патриотизма, любви к своей Родине.
18. Содержание учебного предмета «Физическая культура». 10 класс.
Тематический план «Распределение часов по разделам учебной программы».

программы Разделы программы
Части

Учебные четверти. Количество часов
1 2 3 4 S

Базовая

1. Легкая атлетика 2. Спортивные игры Футбол
Баскетбол Волейбол
3. Гимнастика

7 — — 7 14 15 8 15 7 45 8 — — 7 15 — 8 7 — 15 7 — 8 — 15
— 9 — — 9

4

4. Лыжная подготовка* 5. Плавание**
Всего по базовой части

— — 10 — 10 — — — 6 6
22 17 25 20 84

Вариатив-ная

Вариативная часть реализует углубленное изучение конкретной спортивной игры по выбору организации образования (или футбол, или волейбол, или баскетбол).

5 5 4 18

Общее количество часов за учебный год 26 22 30 24 102
Примечание:
* – В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять занятиями оздоровительного бега и другими аэробными нагрузками с целью развития общей выносливости.
** – При отсутствии возможности заниматься плаванием время, отведенное на реализацию программы по плаванию, по решению педагогического совета школы используется для дальнейшего совершенствования навыков в спортивных играх.
19. Основы знаний:
1) Влияние занятий физическими упражнениями на динамику работоспособности. Современные оздоровительные системы физической культуры, их формы, виды, содержание.
20. Легкая атлетика:
1) Особенности техники и тактика бега в зависимости от дистанции. Бег 100 м. Эстафетный бег 4?100 м. Бег с преодолением препятствий. Бег 800 м. Бег 3000 м (юноши), 2000 м (девушки).
2) Прыжки в длину с разбега, с индивидуального разбега.
3) Метание мяча в цель с расстояния 18-20 м (юноши), 12-14 м (девушки). Метание гранаты: девушки (500 г), юноши (700 г).
21. Спортивные игры:
1) Баскетбол: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действие против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые и командные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые и командные тактические действия в нападении. Учебно-тренировочная игра.
2) Волейбол: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и передачи мяча. Подача избранным способом. Прямой нападающий удар. Варианты блокирования
нападающих ударов (одиночное и вдвоем). Страховка. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые и командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые и командные тактические действия в защите. Учебно-тренировочная игра.
3) Футбол: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Комбинации из освоенных элементов техники владения мячом. Действие против игрока без мяча и с мячом. Действия вратаря. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые и командные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые и командные тактические действия в нападении. Учебно-тренировочная игра.
22. Гимнастика:
1) Строевые упражнения: Повторение пройденного материала, поворот в движениях. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь.
2) Общеразвивающие упражнения: упражнения на основные группы мышц (с отягощением и без).
3) Различные виды гимнастики (шейпинг, пилатес, стрейчтинг, силовая гимнастика).
4) Опорный прыжок (юноши): прыжок, ноги врозь через коня в длину, толчком о дальнюю часть снаряда (высота снаряда – 130 см).
5) Опорный прыжок (девушки): прыжок, ноги врозь через козла (высота снаряда –120 см).
6) Упражнения на перекладине (юноши): из виса силой подъем в упор. Из виса силой подъем переворотом назад в упор. Упражнения, выполняемые махом. Размахивание в висе – подъем разгибом. Из упора отмах – оборот назад касаясь. Из упора мах дугой – соскок на махе назад.
7) Упражнения на брусьях (юноши): размахивание в упоре на руках; размахивание в упоре на руках – подъем разгибом в сед ноги врозь; сед ноги врозь – силой согнувшись кувырок вперед в сед ноги врозь; размахивание в упоре – махом назад соскок прогнувшись.
8) Упражнения в равновесии на бревне (девушки): упор присев, упор присев на левой ноге – правая отведена назад; упор присев продольно – руки в стороны. Разновидности ходьбы: на носках, высоко поднимая колени, выпадами вперед. Прыжки, повороты: повороты полумахом и большим махом ноги. Соскок прогнувшись.
9) Акробатика (юноши): длинный кувырок через препятствие на высоте 80-90 см. Стойка на руках. Стойка на руках с переходом в кувырок. Стойка на голове и руках с переходом в мост.
213
10) Акробатика (девушки): индивидуально подобранные комбинации из акробатических элементов, разученных ранее.
11) Лазание (юноши): лазание любым способом по канату высотой 4 м. 21. Лыжная подготовка:
1) Использование изученных лыжных ходов в соответствии с местностью и состоянием снежного покрова.
2) Преодоление препятствий на лыжах перешагиванием и перепрыгиванием, подползанием.
3) Прохождение дистанции до 3-5 км. Подъемы на лыжах: скользящим шагом; «елочкой». Спуски на лыжах в высокой и низкой стойке. Повороты на лыжах: «плугом», «упором».
22. Оздоровительный бег, ходьба и другие виды аэробных нагрузок:
1) Бег с изменением скорости. Поддержание равномерной скорости на дистанции до 5 км.
2) Бег с преодолением естественных препятствий. 3) Скандинавская ходьба.
4) Фартлек (игра скоростей, или беговая игра). 23. Плавание:
1) Плавание изученным способом, плавание 2?50 м избранным способом. 2) Прикладные виды плавания. Приемы оказания помощи тонущему.
24. Таблица уровней физической подготовленности обучающихся 10 класса (юноши).

Виды
испытаний

Уровни физической подготовленности
Х н(усред- низкий н/среднего средний в/среднего высокий
не ный)

Бег 30 м 4,9 5,6 5,5 – 5,3 5,2 – 4,6 4,5 -4,3 4,2

Прыжок в длину с места
Бросок набивного

190 191 — 201 202 – 224 225 — 235 236

мяча двумя 611,0 434,0 435,0 — 522,0 523,0 – 699,0 700,0 – 785,0 786,0 руками из-за
головы

Челночный бег 3х10
Кистевая

8,3 9,1 9,0 – 8,7 8,6 –7,8 7,7 -7,4 7,3

динамометрия 42,0 33,0 34,0 –37,0 38,0 -46,0 47,0 – 50,0 51,0 (правая)
25. Таблица уровней физической подготовленности учащихся 10 класса
(девушки).
170,0

Виды
испытаний

Уровни физической подготовленности
Х н(усред- низкий н/средне-го средний в/среднего высокий
не ный)

Бег 30 м 5,4 6,3 6,2 – 5,9 5,8 – 5,0 4,9 -4,6 4,5

Прыжок в длину с места
Бросок набивного

146 147 -160 161 – 181 182 – 194 195

мяча двумя 497,0 372,0 373,0 – 434,0 435,0 – 559,0 560,0 – 621,0 622,0 руками из-за
головы

Челночный бег 3х10
Кистевая

9,1 10,0 9,9 – 9,6 9,5 –8,6 8,5 –8,1 8,0

динамометрия 26,0 19,5 20,0 –22,5 23,0 -29,0 29,5 – 32,0 32,5 (правая)
26. Содержание учебного предмета «Физическая культура». 11 класс.
1) Тематический план «Распределение часов по разделам учебной программы».

Части Учебные четверти. Количество часов програм-мы Разделы программы 1 2 3 4 S
1

1. Легкая атлетика 2. Спортивные игры Футбол
Баскетбол Базовая Волейбол
3. Гимнастика
4. Лыжная подготовка* 5. Плавание**
Всего по базовой части

7 — — 7 14 15 8 15 7 45 8 — — 7 15 — 8 7 — 15 7 — 8 — 15 — 9 — — 9 — — 10 — 10 — — — 6 6
22 17 25 20 84

Вариативная углубленное

часть изучение

реализует конкретной

Вариативная спортивной игры по выбору организации 4 5 5 4 18 образования (или футбол, или волейбол,
или баскетбол).
Общее количество часов за учебный год 26 22 30 24 102
Примечание:
* – В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять занятиями оздоровительного бега и другими аэробными нагрузками с целью развития общей выносливости;
** – При отсутствии возможности заниматься плаванием время, отведенное на реализацию программы по плаванию, по решению педагогического совета школы используется для дальнейшего совершенствования навыков в спортивных играх.
27. Основы знаний:
1) Основы законодательства в Республике Казахстан в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
2) Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений на функциональное состояние систем организма: характер упражнений (циклические, сложно-координационные); объем и интенсивность физических нагрузок.
3) Физическая культура в семье. 28. Легкая атлетика:
1) Совершенствование индивидуальной техники соревновательных упражнений (на основе ранее освоенного учебного материала). Бег с максимальной скоростью 100 м с низкого старта. Эстафетный бег 4х100 м. Бег 3000 м (юноши), 2000 м (девушки).
2) Прыжки в длину способом «согнув ноги».
3) Метание гранаты 700 г (юноши); 500 г (девушки) на дальность. 29. Спортивные игры:
1) Баскетбол: Комбинации из освоенных элементов техники игры. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые и командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые и командные тактические действия в защите. Двусторонняя игра.
2) Волейбол: Комбинации из освоенных элементов техники игры. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые и командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые и командные тактические действия в защите. Двусторонняя игра.
3) Футбол: Комбинации из освоенных элементов техники игры. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые и командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые и командные тактические действия в защите. Действия вратаря. Двусторонняя игра.
30. Гимнастика:
1) Строевые упражнения, повторение и совершенствование пройденного материала.
2) Общеразвивающие упражнения на основные группы мышц (с отягощением и без).
3) Различные виды гимнастики (шейпинг, пилатес, стрейчтинг, силовая гимнастика).
4) Прыжок ноги врозь через коня в длину толчком о дальнюю часть снаряда (высота снаряда –130 см).
5) Опорный прыжок (девушки): Прыжок ноги врозь через козла (высота снаряда – 120 см).
6) Упражнения на перекладине (юноши): Подъем силой, опускание через вис углом и подъем переворотом. Из виса силой подъем в упор. Из виса силой подъем переворотом назад в упор. Упражнения, выполняемые махом. Размахивание в висе – подъем разгибом. Из упора отмах – оборот, назад касаясь. Из упора мах – соскок на махе назад.
7) Упражнения на брусьях (юноши): Сгибание и разгибание рук в упоре на брусях во время выполнения маха вперед и назад. Подъем махом вперед, мах назад, махом вперед сед ноги врозь. Стойка на плечах. Кувырок вперед сед ноги врозь. Перемах вовнутрь и соскок махом назад.
8) Упражнения в равновесии на бревне (девушки): Комбинации из ранее изученных элементов. Прыжки, повороты: повороты полумахом и большим махом ноги. Соскок прогнувшись.
9) Акробатика: Комбинации из ранее изученных элементов.
10) Лазание: Лазание любым способом по канату высотой 4 м (юноши). 31. Лыжная подготовка:
1) Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.
2) Выбор оптимального темпа прохождения дистанции 5000 м.
32. Оздоровительный бег, ходьба и другие виды аэробных нагрузок:
1) Бег с изменением скорости. Поддержание равномерной скорости на дистанции до 5 км.
2) Бег с преодолением естественных препятствий. 3) Скандинавская ходьба.
4) Фартлек (игра скоростей, или беговая игра). 33. Плавание:
1) Плавание с полной координацией. Комплексное плавание 3?50 м ранее изученными способами.
2) Проплывание дистанции 100 м на скорость. Оказание доврачебной помощи тонущему.
34. Таблица уровней физической подготовленности обучающихся 11 класса (юноши).

220,0
172,0

Виды испытаний

Уровни физической подготовленности

(усредненный) низкий н/среднего средний в/среднего высокий
Х

Бег 30 м 4,7 5,2 5,1 – 5,0 4,9 – 4,5 4,4 -4,3 4,2

Прыжок в длину с места
Бросок

197 198 — 208 209 – 231 232 — 244 245

набивного
мяча двумя 713,0

540,0 541,0 — 626,0 627,0 – 799,0 800,0 – 885,0 886,0

руками из-за головы

Челночный бег 3х10
Кистевая

8,0 8,7 8,6 – 8,4 8,3 –7,7 7,6 -7,3 7,2

динамометрия 43,5 35,0 36,0 –39,0 40,0 -48,0 49,0 – 52,0 53,0 (правая)
35. Таблица уровней физической подготовленности обучающихся 11 класса (девушки).

Виды
испытаний

Уровни физической подготовленности

(усредненный) низкий н/среднего средний в/среднего высокий
Х

Бег 30 м 5,4 6,3 6,2 – 5,9 5,8 – 5,0 4,9 -4,6 4,5

Прыжок в длину с места
Бросок

143 144 -157 158 – 182 183 – 197 198

набивного
мяча двумя 514,0

373,0 374,0 – 443,0 444,0 – 584,0 585,0 – 654,0 655,0

руками из-за головы

Челночный бег 3х10
Кистевая

9,0 9,9 9,8 – 9,5 9,4 –8,6 8,5 –8,1 8,0

динамометрия 28,0 20,5 21,0 –24,5 25,0 -31,0 31,5 – 34,0 34,5 (правая)
Глава 3. Требования к уровню подготовки обучающихся
36. Требования к уровню подготовки обучающихся по физической культуре задаются преимущественно по 6 базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни», «анализировать», «синтезировать», «оценивать».
37. По завершении 11 класса обучающийся:
1) знает правила и технику безопасности на занятиях по физической культуре; правила оказания доврачебной помощи; правила и технику выполнения двигательных действий, комплексов физических упражнений различной направленности; биодинамические особенности и содержание физических упражнений, основы их использования в решении задач
физического развития и укрепления здоровья; физиологические основы деятельности систем собственного организма при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
2) понимает психофункциональные особенности собственного организма; возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; необходимость ведения здорового образа жизни; уровни сложности выполняемых двигательных действий; необходимость достижения требуемой интенсивности различных физических нагрузок на различных стадиях физической подготовленности;
3) применяет различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; основные технико-тактические действия в игре или процессе выполнения специально созданного комплекса упражнений; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с различной функциональной направленностью; различные виды информационно-коммуникационных технологий;
4) анализирует функциональное состояние собственного организма при выполнении физических упражнений с целью достижения оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
5) синтезирует приобретенные навыки в систему действий в различных ситуациях как на уроках физической культуры, так и в повседневной жизни; навыки соблюдения здорового и безопасного образа жизни; знания и инструменты критического мышления для исследования и решения проблем в рамках занятий физической культурой; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) оценивает значимость занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительной направленности; уровни собственного физического развития и двигательной подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *