ҰМЖ ДСП «География» для 10-11-классов естественно-математического направления Типовая учебная программа по учебному предмету уровня общего среднего образования по обновленному содержанию

Типовая учебная программа по учебному предмету «География»
для 10-11-классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения

2. Цель предмета «География» в старшей школе – создание учащимся условий для применения географических знаний, навыков и умений, направленных на решение геоэкологических, геоэкономических, социальных, геополитических и глобальных проблем, возникающих на всех уровнях географического пространства.
3. Задачи предмета:
1) развитие в обучающихся географического и пространственного мышления, географической культуры и языка;
2) развитие в обучающихся понимания глобального, регионального и локального подходов в исследованиях геоэкологических, геополитических, социальных, геоэкономических процессов и явлений;
3) создание обучающихся условий для применения современных методов обработки геопространственных данных при изучении картографии, геоэкологии, геополитики, геоэкономики, страноведения и глобальных проблем человечства;
4) привитие системы ценостей при их деятельностном изучении современной географической картины мира;
5) профессиональная ориентация обучающихся посредством выполнения видов деятельности, характерных специальностям и профессиям, связанных с геопространственными методами и данными.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «География»
4. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «География» составляет:
1) в 10-классе – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году; 2) в 11-классе – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году. 5. Содержание учебного предмета включает 7 разделов:
1) методы географических исследований; 2) картография и геоинформатика;
3) природопользование и геоэкология; 4) геоэкономика;
5) геополитика; 6) страноведение;
7) глобальные проблемы человечества.
6. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов: знание, понимание, умения и навыки.
7. Раздел «Методы географических исследований» состоит из подраздела «Общегеографические методы».
8. Раздел «Картография и геоинформатика» включает следующие подразделы:
1) Картография;
2) Основы геоинформатики;
9. Раздел «Природопользование и геоэкология» включает следующие подразделы:
1) Природопользование;
2) Основы геоэкологических исследований.
10. Раздел «Геоэкономика» состоит из подраздела «Основы геоэкономики».
11. Раздел «Геополитика» состоит из подраздела «Основы геополитики». 12. Раздел «Страноведение» включает следующие подразделы:
1) Регионы мира;
2) Методы сравнения стран.
13. Раздел «Глобальные проблемы человечества» состоит из подраздела «Решение глобальных проблем».
14. Базовое содержание учебного предмета 10-класса:
1) «Методы географических исследований». Общегеографические методы; виды методов исследования;
2) «Картография и геоинформатика». Картография; современные картографические методы; основы геоинформатики; географические базы данных; визуализация географических данных;
3) «Природопользование и геоэкология». Природопользование; виды природопользования; оценка воздействия видов природопользования на окружающую среду; принципы рационального природопользования; проектирование экологически чистых производств; основы геоэкологических исследований; предмет исследования и актуальность геоэкологии;
загрязнение геосфер; геоэкологическое районирование; антропогенные факторы в геоэкологии; глобальные экологические проблемы; экологические инновационные технологии; экологические проблемы Казахстана;
4) «Геоэкономика». Основы геоэкономики; предмет исследования и актуальность геоэкономики; территориальные факторы организации хозяйства; структура мирового хозяйства; территориальные модели мирового хозяйства; показатели экономического развития стран мира; мировой опыт экономического развития; целевые показатели экономического развития Республики Казахстан;
5) «Геополитика». Основы геополитики; актуальность геополитики; мировое геополитическое пространство; геополитика и географические факторы; морфология государственной территории; государственные границы;
6) «Страноведение». Регионы мира; комплексное географическое районирование; методы сравнения стран; сравнительное страноведение;
7) «Глобальные проблемы человечества». Решение глобальных проблем; географические аспекты глобальных проблем.
15. Базовое содержание учебного предмета 11-класса:
1) «Методы географических исследований». Общегеографические методы; актуальные методы географических исследований;
2) «Картография и геоинформатика». Картография; современные картографические методы; основы геоинформатики; геоинформационные системы; географические базы данных; визуализация географических данных;
3) «Природопользование и геоэкология». Природопользование; регулирование природопользования; природоохранные мероприятия; роль личности в охране природы; основы геоэкологических исследований; антропогенные изменения окружающей среды; качество окружающей среды; геоэкологическое проектирование;
4) «Геоэкономика». Основы геоэкономики; геоэкономическое положение и потенциал регионов Республики Казахстан; геоэкономическое стратегии развития;
5) «Геополитика». Основы геополитики; современные геополитические процессы; геополитическое положение Казахстана; геополитическая безопасность Казахстана; геополитическая интеграция Казахстана;
6) «Страноведение». Регионы мира; прикладные аспекты районирования мира на регионы; место Казахстана на карте регионов мира; методы сравнения стран; сопоставимые показатели стран мира, место Казахстана в
международном сопоставлении стран мира; роль личности в повышении уровня жизни; прикладное страноведение;
7) «Глобальные проблемы человечества». Решение глобальных проблем; пути решения глобальных проблем.
Глава 3. Система целей обучения
16. В программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 10.2.1.1 «10» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «1» – нумерация учебной цели.

Раздел Подраз-дел

Цели обучения
10-класс 11-класс

10.1.1.1 — применять элементы метода
11.1.1.1 — применять элементы
географического мониторинга согласно географической экспертизы 10.1.1.2 — применять сравни-тельные согласно теме исследования;
теме исследования;
11.1.1.2 — применять методы
экспертных оценок согласно теме
исследования;
11.1.1.3 — применять методы
моделирования согласно теме
исследования;
1. Методы методы согласно теме исследования; географи- 1.1 Общегео- 10.1.1.3 — применять количественные ческих графичес-кие методы согласно теме исследования; исследо- методы 10.1.1.4 — применять элементы ваний географической экспертизы согласно
теме исследования; 11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме районирования согласно теме исследования
10.1.1.5 — применять методы
исследования

11.2.1.1 -возможности

использовать электронных

картографических ресурсов согласно теме исследования
2.1 Карто- 10.2.1.1 — применять картографические (чтение цифровых карт, графия методы согласно теме исследования расположение местоположения, количественных и качественных
определение с их помощью
показателей географических объектов и территорий, их

2. Карто-графия и геоинфор-матика

10.2.2.1 — составлять географические базы

характеристика и анализ)
11.2.2.1 — объяснять особен-ности методов дистанцион-ного
по теме зондирования;
данных с 11.2.2.2 — объяснять особен-ности

применением программы Microsoft Excel; геоинформационных методов и 10.2.2.2 — по результатам анализа геоинформацион-ных систем (ГИС)
2.2 Основы статистических данных составлять техноло-гий, их связи с другими геоинформатики картограммы и картодиаграммы; науками и отраслями производства; 10.2.2.3 — составлять тематические 11.2.2.3 — составлять по теме
картосхемы в графических редакторах географические базы данных с

информационно-коммуникационные технологии

применением компьютерных программ;

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением
компьютерных программ
3.1 Природо-
пользова-ние
10.3.1.1 — объяснять необходи-мость
природопользования, определять ее виды 11.3.1.1 — анализировать механизм (по типам хозяйствования) и регулирования
представлять в графической форме; природопользования по отраслям 10.3.1.2 — определять и оценивать хозяйства и потребления; воздействие типов природопользования 11.3.1.2 — определять соответствие на окружающую среду (на основе типов природопользования нормам, местного/регионального компонента); установленным в законодательном 10.3.1.3 — предлагать пути минимизации порядке (на основе местного/ негативного воздействия типов регионального компонента);

природопользования на среду (на основе регионального

окружающую 11.3.1.3 — оценивать эффективность местного / природоохранных мероприятий (на компонента); основе местного/регионального

10.3.1.4 — определять принципы компонента)
рационального природопользования; 11.3.1.4 — определять роль личности 10.3.1.5 — разрабатывать решения по в природопользовании и повышению эфективности типов расчитывать ее «экологический природопользования (на основе местного след»;
/ регионального компонента); 11.3.1.5 — предлагать основные 10.3.1.6 — предлагать проекты принципы образа жизни личности, экологически чистых производств (на направленной на охрану природы (с основе местного/регионального позиции потребления)
компонента)
10.3.2.1 — представлять в графической
допользо— направления щность, геоэкологических 11.3.2.1ген — е классифицировать
3. Приро
форме су содержание и
антропо ны изменения
окружаю й среды;
вание и
исследований;
геоэколо- 10.3.2.2 — объяснять основные категории 11.3.2.2 ще- классифицировать 10.3.2.3 исследовать уровень, причины и показатели качества окружающей
гия
геоэкологии;
среды;

10.3.2.4 — районировать территорию мира 11.3.2.3 — оценивать воздействие по уровню загрязнения и нарушенности на жизнь человека (с 10.3.2.5 — классифицировать и дополнительным охватом местного
следствия загрязнения геосфер;
загрязненной окружающей среды
природной среды;
/ регионального компонента);
3.2 Основы антропогенные вфакторы, еоказывающие 11.3.2.4 — классифицировать страны геоэколо- воздействие на природу;
представлять графич ской форме
мира по качеству окружающей
среды;
11.3.2.5 — исследовать опытным
гических 10.3.2.6 — предлагать пути минимизации
исследо-ваний антропогенных факторов, оказывающие путем качество окружающей среды 10.3.2.7 — объяснять механизм регионального м компонента);
воздействие на природу;
(на основе естного /
возникновения глобальных
экологических проблем;
1.3.2.6 — разрабатывать решения по 10.3.2.8 — определять роль географических повышению качества окружающей закономернос-тей в геоэкологических регионального компонента); 10.3.2.9 — исследовать мировой опыт в 11.3.2.7 — предлагать проекты по решении глобальных экологических территорий (на основе 10.3.2.10 — определять роль местного/регионального инновационных технологий в решении
среды (на основе местного /
процессах;
восстановлению нарушенных
проблем;
компонента)
экологических проблем;
10.3.2.11 — проводить экологическое районирование территории Казахстана; 10.3.2.12 — предлагать пути решения экологических проблем Казахстана
10.4.1.1 — объяснять цели и задачи направления «геоэкономика»; 10.4.1.2 — объяснять основные категории геоэкономики;
10.4.1.3 — определять различия между

экономической географией
геоэкономикой;

и
11.4.1.1 — сравнивать и

10.4.1.4 — определять роль анализировать отраслевую и географического пространства в территориальную структуру экономическом развитии стран и хозяйства, показатели регионов (с дополнительным охватом экономического развития регионов казахстанского компонента); Казахстана;
10.4.1.5 — анализировать 11.4.1.2 — предлагать идеи по пространственные (территориальные) выравниванию экономического факторы в размещении отраслей развития регионов Казахстана; хозяйства; 11.4.1.3 — определять потенциал 101.4.1.6 — анализировать совре-менные экономического развития регионов факторы размещения отраслей мирового Казахстана (на примере своего хозяйства; региона);
10.4.1.7 — оценивать структуру хозяйства 11.4.1.4 — предлагать на основе 4. Геоэко- 4.1 Основы стран мира; анализа решения по устранению номика геоэкономики 10.4.1.8 — классифицировать страны мира барьеров экономического развития
по хозяйственной структуре; регионов Казахстана (на примере 10.4.1.9 — анализировать территориальные своего региона); модели мирового хозяйства; 11.4.1.5 — предлагать бизнес-идеи 10.4.1.10 — сравнивать показате-ли по производству в регионах экономического развития стран мира (с Казахстана товаров и услуг с дополнительным охватом казахстанского высокой добавочной стоимостью компонента); (на примере своего региона); 10.4.1.11 — классифицировать страны 11.4.1.6 — предлагать проекты мира по уровню экономического стратегий экономического развития развития; регионов Казахстана (на примере 10.4.1.12 — давать оценку стратегиям своего региона); экономического развития стран мира (с 11.4.1.7 — предлагать творческие дополнительным охватом казахстанского идеи по повышению популярности компонента); казахстанской продукции
10.4.1.13 — определять выгодные для

Республики хозяйства,

Казахстан соотношение

структуру отраслей

хозяйства, территориальную структуру хозяйства и эффективные показатели экономического развития
10.5.1.1 — объяснять цель и задачи, 11.5.1.1 — объяснять современные предмет исследования геополитики; геополитические процессы; 10.5.1.2 — объяснять основные категории 11.5.1.2 — давать комплексную
5. Геопо- 5.1 Основы геополитики; оценку геополитического литика геополи-тики 10.5.1.3 — определять основные объекты и положения Республики Казахстан; субъекты геополитики; 11.5.1.3 — определять факторы,
10.5.1.4 — исследовать основные средства оказывающие влияние на геополитического воздействия; геополитическую безопасность
10.5.1.5 — анализировать мировое Республики Казахстан; геополитическое пространство; 11.5.1.4 — разрабатывать 10.5.1.6 — оценивать роль в геополитике предложения по усилению физико-географи-ческих, экономических, геополитической безопасности социальных, демографических, Республики Казахстан; политических, военных, технологических 11.5.1.5 — разрабатывать решения по факторов; усилению связей Республики 10.5.1.7 — анализировать морфологические Казахстан со странами мира, особенности государственной мировыми и региональными территории; организациями
6.2 Методы
сравнения стран
10.5.1.8 — классифицировать государства по морфологичес-ким особенностям территории;
10.5.1.9 — давать комплексную оценку морфологическим особенностям государственной территории Республики Казахстан;
10.5.1.10 — анализировать функции, виды, мероприятия по определению и проведению государственных границ; 10.5.1.11 — исследовать процесс формирования, основные показатели и динамику государственных границ Республики Казахстан; 10.5.1.12 — разрабатывать решения по

укреплению границ Казахстан

Республики

11.6.1.1 -объяснять

аргументированно необходимость

10.6.1.1 — объяснять деление мира по районирования мира; различным признакам на физико- 11.6.1.2 — прогнозировать на основе географические, историко-культурные, исследований изменения историко-политико-географические и географических регионов в геополитические районы; условиях глобализации;
6.1 Регионы 10.6.1.2 — предлагать собственную модель 11.6.1.3 — определять положение мира комплексно-географического и историко- Республики Казахстан в физико-культурного районирования; географических, историко-
10.6.1.3 — представлять в творческой географических и геополитических

6. Страно-ведение

форме историко-географические регионы регионах;
мира, их состав и особенности, 11.6.1.4 — прогнозировать на основе географическую характеристику исследований изменения места Республики Казахстан на карте
географических регионов

10.6.2.1 — определять показатели, 11.6.2.1 — изучать динамику места применяемые в сопоставлениях стран Казахстана в индексах и рейтингах, мира; определяемых по совокупности 10.6.2.2 — объяснять методику расчета показателей (на примере одного

одного из показателей, применяемых в рейтинга по сопоставлении (по выбору: валовый 11.6.2.2 -внутрений продукт (ВВП), валовый географические,

выбору); определять социальные,

национальный продукт (ВНП), в том экономические и политичес-кие числе на душу населения, паритет факторы, оказывающие влияние на покупательской способности (ППС), место Казахстана в индексах и гендерное равениство); рейтингах, рассчитываемых по
10.6.2.3 — графически представлять совокупности показателей; рейтинг стран мира по одному из 11.6.2.3 — предлагать на основе показателей (по выбору); расчетов идеи по повышению места 10.6.2.4 — характеризовать индексы и Казахстана в индексах и рейтингах, рейтинги стран мира, определяемые по определяемых по совокупности совокупности показателей (показатели показателей;
расчета / оценки, субъект оценки, области 11.6.2.4 — объяснять роль личности применения результатов); в повышении личных показателей 10.6.2.5 — графически представлять уровня жизни, учитываемых в рейтинг стран мира, определяемые по определении места страны в совокупности показателей; индексах и рейтингах; 11.6.2.6 — определять географические, 11.6.2.5 — определять значе-ние, социальные, экономические и субъектов и потребите-лей политические факторы, оказывающие прикладной страновед-ческой влияние на место страны в рейтинге (по информации;
выбору: на примере трех стран, 11.6.2.6 — готовить и представлять в расположенных в начале, середине и творческой форме комплексные конце рейтинга) страно-ведческие характеристики стран мира для различных целевых
аудиторий,
представляет в графической форме рейтинги и индексы стран мира, определенных по совокупности показателей
11.7.1.1 — исследовать мировой 10.7.1.1 — классифицировать проблемы в опыт в решении глобальных развитии человечества; проблем;
7.
Глобаль-
ные
проблемы
челове-
чества
10.7.1.2 — определять критерии 112.7.1.2 — определять глобальные 7.1 Решение глобальных проблем; проблемы, имеющие проявления на глобаль-ных 10.7.1.3 — определять и группировать территории Казахстана; проблем причины и последствия глобальных 11.7.1.3 — предлагать собственные
проблем; проекты по решению глобальных 10.7.1.4 — определять территориальные проблем, в том числе проявления глобальных проблем проявляющихся на территории
Казахстана
17. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «География» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.
18. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе по учебному предмету «География» для 10-11 классов естественно – математического

направления среднего

уровня общего образования по

обновленному содержанию
Долгосрочный план
по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «География» для 10-11
классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
1) 10-класс
Подраздел Тем Цели обучения
1-четверть
1. Методы географических исследований
10.1.1.1 — применять элементы метода географического мониторинга согласно теме исследования; 10.1.1.2 — применять сравнительные методы согласно теме исследования;
1.1 Обще-
географи-ческие
методы
Виды методов 10.1.1.3 — применять количественные методы согласно теме исследования исследования;
10.1.1.4 — применять элементы географической экспертизы согласно теме исследования; 10.1.1.5 — применять методы районирования согласно теме

2. Картография и геоинформатика
Современные
2.1 Карто-графия картографи-ческие
методы

исследования

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме исследования

Географичес-кие 10.2.2.1 — составлять по теме географические базы данных с

базы данных 2.2 Основы
геоинфор-матики географичес-ких данных
Визуализация

3. Природопользование и геоэкология

применением программы Microsoft Excel
10.2.2.2 — по результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы; 10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графичес-ких
редакторах информационно-коммуникационных технологии (ИКТ)

10.3.1.1 — объяснять необходимость природопользования, определять ее виды (по типам хозяйствования) и представлять в графической форме
Виды природополь-
зования
10.3.1.2 — определять и оценивать воздействие типов Оценка воздействия природопользования на окружающую среду (на основе видов природополь- местного/регионального компонента); зования на 10.3.1.3 — предлагать пути минимизации негативного воздействия

окружающую среду типов природопользования на окружающую местного/регионального компонента)
10.3.1.4 — определять принципы
3.1 Природо-
пользова-ние

среду (на основе

рационального

Принципы
рационального

природопользования;
10.3.1.5 — разрабатывать решения по повышению эфективности

природопользования типов природопользования (на основе местного/регионального компонента)
Проектирова-ние 10.3.1.6 — предлагать проекты экологически чистых производств (на чистых производств основе местного / регионального компонента)
экологи-чески
10.1.1.1 — применять элементы метода географического Виды методов мониторинга согласно теме исследования; исследования 10.1.1.4 — применять элементы географической экспертизы
1.1 Обще-
географи-ческие
методы
согласно теме исследования

2.1 Картогра-фия картографические
Современные

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме исследования

и
в
Визуализация
Основы

методы
Визуализация географичес-ких данных
2-четверть

10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графических редакторах информационно-коммуникационныхтехнологии ИКТ

3. Природопользование и геоэкология

Предмет исследования актуальность
геоэкологии

10.3.2.1 — представлять в графической форме сущность, содержание и направления геоэкологических исследований;
10.3.2.2 — объяснять основные категории геоэкологии

Загрязнение геосфер 10.3.2.3 — исследовать уровень, причины и следствия загрязнения
геосфер

Геоэкологичес-кое
районирование

10.3.2.4 — районировать территорию мира по уровню загрязнения и
нарушенности

Антропогенные факторы
3.2 Основы геоэкологии геоэколо-
гических
исследова-ний Глобальные экологические проблемы

Экологические инновационные технологии

Экологические проблемы Казахстана

10.3.2.5 — классифицировать и представлять в графической форме антропогенные факторы, оказывающие воздействие на природу; 10.3.2.6 — предлагать пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу
10.3.2.7 — объяснять механизм возникновения глобальных экологических проблем; 10.3.2.8 — определять роль географических закономернос-тей в геоэкологических процессах; 10.3.2.9 — исследовать мировой опыт в решении глобальных экологических проблем

10.3.2.10 — определять роль инновационных технологий в решении экологических проблем

10.3.2.11 — проводить экологическое районирование территории Казахстана;
10.3.2.12 — предлагать пути решения экологических проблем
Казахстана

10.1.1.2 — применять сравнительные методы согласно теме исследования;
1.1 Обще-
географи-ческие
методы
Виды методов 10.1.1.3 — применять количественные методы согласно теме исследования исследования;
10.1.1.4 — применять элементы географической экспертизы согласно теме исследования

Современные
2.1 Картогра-фия картографические
методы

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме исследования

Географичес-кие 10.2.2.1 — составлять по теме географические базы данных с

базы данных 2.2 Основы геоинформатики географических
данных

3-четверть
4. Геоэкономика

применением программы Microsoft Excel
10.2.2.2 — по результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы; 10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графичес-ких редакторах информационно-коммуникационные технологии

4.1

Предмет исследования

10.4.1.1 — объяснять цели и задачи направления «геоэкономика»; и 10.4.1.2 — объяснять основные категории геоэкономики;

10.4.1.9 —
хозяйства

геоэконо-мики актуальность геоэкономики

10.4.1.3 — определять различия между экономической географией и геоэкономикой;

10.4.1.4 — определять роль географического пространства в экономическом развитии стран и регионов (с дополнительным охватом казахстанского компонента)
Территориаль-ные 10.4.1.5 — анализировать пространственные (территориальные) факторы факторы в размещении отраслей хозяйства; организации 10.4.1.6 — анализировать современные факторы размещения хозяйства отраслей мирового хозяйства

10.4.1.7 — оценивать структуру хозяйства 10.4.1.8 — классифицировать страны мира по
структуре
Структура мирового
хозяйства

стран мира; хозяйственной

Территориаль-ные модели мирового
хозяйства

анализировать территориальные модели мирового

10.4.1.10 — сравнивать показатели экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента); 10.4.1.11 — классифицировать страны мира по уровню экономического развития
Показатели
экономическо-го
развития стран мира
Мировой опыт 10.4.1.12 — давать оценку стратегиям экономического развития экономическо-го стран мира (с дополнительным охватом казахстанского развития компонента)
Целевые показатели 10.4.1.13 — определять выгодные для Республики Казахстан структуру хозяйства, соотношение отраслей хозяйства, территориальную структуру хозяйства и эффективные показатели
экономическо-го
развития
Республики
Казахстан экономического развития
10.1.1.2 — применять сравнительные методы согласно теме

исследования;
Виды методов 10.1.1.3 — применять исследования исследования;
1.1 Обще-
географи-ческие
методы
10.1.1.5 — применять
исследования

количественные методы

методы районирования

согласно теме

согласно теме

Современные
2.1 Карто-графия картографические методы

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме исследования

Географичес-кие 10.2.2.1 — составлять по теме географические базы данных с

базы данных 2.2 Основы
геоинфор-матики географичес-ких данных
Визуализация

5. Геополитика

применением программы Microsoft Excel
10.2.2.2 — по результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы; 10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графичес-ких редакторах информационно-коммуникационные технологии

10.5.1.1 — объяснять цель и задачи, предмет исследования геополитики;
Актуальность 10.5.1.2 — объяснять основные категории геополитики;

5.1 Основы геополитики геополи-тики

Мировое
политическое

10.5.1.3 — определять основные объекты и субъекты геополитики; 10.5.1.4 — исследовать основные средства геополитического воздействия
гео- 10.5.1.5 — анализировать мировое геополитическое пространство
пространство
Геополитика и 10.5.1.6 — оценивать роль в геополитике физико-географи-ческих, географические экономических, социальных, демографических, политических, факторы военных, технологических факторов
10.5.1.7 — анализировать морфологические особенности

Морфология государствен-ной территории

государственной
10.5.1.8 — классифицировать государства по особенностям
10.5.1.9 — давать комплексную оценку

территории; морфологическим территории;
морфологическим

особенностям государственной территории Республики Казахстан
10.5.1.10 — анализировать функции, виды, мероприятия по определению и проведению государственных границ;

Государствен-ные
границы

10.5.1.11 — исследовать процесс формирования, основные показатели и динамику государственных границ Республики
Казахстан;

10.5.1.12 — разрабатывать решения по укреплению границ Республики Казахстан
10.1.1.2 — применять сравнительные методы согласно теме

исследования
Виды методов 10.1.1.3 — применять исследования исследования
1.1 Обще-
географические
методы
10.1.1.5 — применять исследования

количественные методы

методы районирования

согласно теме

согласно теме

Современные
2.1 Карто-графия картографические методы

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме исследования

Визуализация геоинфор-матики географичес-ких
2.2 Основы
данных

4-четверть
6. Страноведение

10.2.2.2 — по результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы; 10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графичес-ких
редакторах информационно-коммуникационные технологии

10.6.1.1 — объяснять деление мира по различным признакам на

физико-географические, историко-культурные, политико-

Комплексное 6.1 Регионы мира географическое
районирование

географические и геополитические районы; 10.6.1.2 — предлагать собственную модель комплексно-географического и историко-культурного районирования;
10.6.1.3 — представлять в творческой форме историко-

географические регионы мира, их состав и особенности, географическую характеристику
10.6.2.1 — определять показатели, применяемые в сопоставлениях стран мира; 10.6.2.2 — объяснять методику расчета одного из показате-лей, применяемых в сопоставлении (по выбору: валовый внутрений продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), в том
6.2 Методы Сравнительное числе на душу населения, паритет покупа-тельской способности сравнения стран страноведение (ППС), гендерное равениство); 10.6.2.3 — графически представлять рейтинг стран мира по одному
из показателей (по выбору); 10.6.2.4 — характеризовать индексы и рейтинги стран мира, определяемые по совокупности показателей (показатели расчета/оценки, субъект оценки, области применения результатов);
10.6.2.5 — графически представлять рейтинг стран мира, определяемые по совокупности показателей; 10.6.2.6 — определять географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге (по выбору: на примере трех стран, расположенных в начале, середине и конце рейтинга)
10.1.1.2 — применять сравнительные методы согласно теме

исследования;
Виды методов 10.1.1.3 — применять исследования исследования;
1.1 Обще-
географи-ческие
методы
10.1.1.5 — применять
исследования

количественные методы

методы районирования

согласно теме

согласно теме

Современные
2.1 Карто-графия картографические
методы

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме
исследования

Географичес-кие 10.2.2.1 — составлять по теме географические базы данных с

базы данных 2.2 Основы
геоинфор-матики географических
Визуализация
данных

применением программы Microsoft Excel
10.2.2.2 — по результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы; 10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графичес-ких
редакторах информационно-коммуникационные технологии

7. Глобальные проблемы человечества
10.7.1.1 — классифицирует проблемы в развитии человечества; 10.7.1.2 — определяет критерии глобальных проблем;
7.1 Решение Географичес-кие
глобаль-ных аспекты глобальных 10.7.1.3н -хопределяет и группирует причины и последствия 10.7.1.4 — определяет территориальные проявления глобальных проблем
глобаль ы проблем;
проблем проблем
10.1.1.2 — применять сравнительные методы согласно теме

исследования;
Виды методов 10.1.1.3 — применять исследования исследования;
1.1 Обще-
географи-ческие
методы
10.1.1.5 — применять
исследования

количественные методы

методы районирования

согласно теме

согласно теме

Современные
2.1 Карто-графия картографические
методы

10.2.1.1 — применять картографические методы согласно теме
исследования

Визуализация геоинфор-матики географичес-ких
2.2 Основы
данных

2) 11-класс

10.2.2.2 — по результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы; 10.2.2.3 — составлять тематические картосхемы в графических редакторах ИКТ

Подраздел Темы Цели обучения 1-четверть
1. Методы географических исследований
11.1.1.1 — применять элементы географической экспертизы согласно Актуальные теме исследования;
1.1 Обще-географи- методы 11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме ческие методы географичес-ких исследования;
исследований 11.1.1.3 — применять методы моделирования согласно теме исследования;
11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме исследования
Современные
картографические
методы
Современные
картографические
методы
2. Картография и геоинформатика
11.2.1.1 — использовать возможности электронных

2.1 Карто-графия

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и
анализ)

11.2.2.1 — объяснять особенности методов дистанционного зондирования;
Геоинформа-
ционные системы
11.2.2.2 — объяснять особенности геоинформационных методов и геоинформационных систем (ГИС) технологий, их связи с другими
2.2 Основы науками и отраслями производства
геоинфор-матики Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с

базы данных
Визуализация географичес-ких
данных

применением компьютерных программ

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением компьютерных программ

3. Природопользование и геоэкология
11.3.1.1 — анализировать механизм регулирования Регулирование природопользования по отраслям хозяйства и потребления; природополь- 11.3.1.2 — определять соответствие типов природопользова-ния зования нормам, установленным в законодательном порядке (на основе
местного/регионального компонента)
3.1 Природо- Природоохран- 11.3.1.3 — оценивать эффективность природоохранных мероприятий ные мероприятия (на основе местного/регионального компонента)
пользова-ние
11.3.1.4 — определять роль личности в природопользовании и Роль личности в расчитывать ее «экологический след»;

охране природы

Актуальные

11.3.1.5 — предлагать основные принципы образа жизни личности, направленной на охрану природы (с позиции потребления)
11.1.1.1 — применять элементы географической экспертизы согласно

1.1 Обще-географи- методы теме исследования;

ческие методы географичес-ких исследований

11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме исследования

11.2.1.1 — использовать возможности электронных

2.1 Карто-графия

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и
анализ)

2.2 Основы Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с геинформатики базы данных применением компьютерных программ
2-четверть
3. Природопользование и геоэкология

Антропогенные

геоэколо-гическихы окружающей исследо-ваний Качество
изменения
3.2 Основ
среды
окружающей

11.3.2.1 — классифицировать антропогенные изменения окружающей среды

11.3.2.2 — классифицировать показатели качества окружающей среды;
среды 11.3.2.3 — оценивать воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного / регионального компонента); 11.3.2.4 — классифицировать страны мира по качеству окружающей среды;
Визуализация
11.3.2.5 — исследовать опытным путем качество окружающей среды (на основе местного/регионального компонента); 11.3.2.6 — разрабатывать решения по повышению качества окружающей среды (на основе местного/регионального компонента)
Геоэкологичес- 11.3.2.7 — предлагать проекты по восстановлению нарушенных вание территорий (на основе местного/ регионального компонента)
кое проектиро-
11.1.1.1 — применять элементы географической экспертизы согласно теме исследования;

Актуальные
1.1 Обще-географи- методы

11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме
исследования;

ческие методы географичес-ких 11.1.1.3 — применять методы моделирования согласно теме исследований исследования;
11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме исследования
11.2.1.1 — использовать возможности электронных

Современные 2.1 Карто-графия картографичес-
кие методы

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и анализ)

Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с

2.2 Основы базы данных геоинфор-матики географичес-ких
данных
3-четверть
4. Геоэкономика

применением компьютерных программ

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением компьютерных программ

11.4.1.1 — сравнивать и анализироватьотраслевую и территориальную структуру хозяйства, показатели экономического
Геоэкономи- развития регионов Казахстана; ческое положение 11.4.1.2 — предлагать идеи по выравниванию экономического и потенциал развития регионов Казахстана; регионов 11.4.1.3 — определять потенциал экономического развития регионов Республики Казахстана (на примере своего региона);

4.1 Основы Казахстан геоэконо-мики

11.4.1.4 — предлагать на основе анализа решения по устранению барьеров экономического развития регионов Казахстана (на примере своего региона)
11.4.1.5 — предлагать бизнес-идеи по производству в регионах Казахстана товаров и услуг с высокой добавочной стоимостью (на

Геоэкономи- примере своего региона); ческое стратегии 11.4.1.6 — предлагать проекты стратегии экономического развития развития регионов Казахстана (на примере своего региона); 11.4.1.7 — предлагать творческие идеи по повышению популярности
казахстанской продукции
1.1 Обще-географи- Актуальные 11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме
ческие методы методы исследования;
Визуализация
Современные
картографические
методы
Визуализация
географичес-ких 11.1.1.3 — применять методы моделирования согласно теме исследований исследования;
11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме исследования
11.2.1.1 — использовать возможности электронных

Современные 2.1 Карто-графия картографи-
ческие методы

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и
анализ)

Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с

2.2 Основы базы данных геоинфор-матики географичес-ких
данных
5. Геополитика
Современные

применением компьютерных программ

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением компьютерных программ

геополитичес-кие 11.5.1.1 — объяснять современные геополитические процессы процессы
Геополитичес-кое 11.5.1.2 — давать комплексную оценку геополитического положения Казахстана Республики Казахстан
положение
5.1 Основы
геополи-тики
11.5.1.3 — определять факторы, оказывающие влияние е на геополитическую безопасность Республики Казахстан; 11.5.1.4 — разрабатывать предложения по усилению геополитической безопасности Республики Казахстан
Геополитичес-кая
безопасность
Казахстана
Геополитичес-кая 11.5.1.5 — разрабатывать решения по усилению связей Республики Казахстана Казахстан с мировыми и региональными организациями
интеграция
11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме Актуальные исследования;
1.1 Обще-географи- методы 11.1.1.3 — применять методы моделирования согласно теме ческие методы географичес-ких исследования;
исследований 11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме исследования
11.2.1.1 — использовать возможности электронных

2.1 Карто-графия

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и
анализ)

Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с

2.2 Основы базы данных геоинфор-матики географических
данных
4-четверть
6. Страноведение

применением компьютерных программ

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением компьютерных программ

6.1 Регионы мира

Прикладные аспекты

11.6.1.1 — аргументированно объяснять районирования

необходимость мира;
районирования 11.6.1.2 — прогнозировать на основе исследований измене-ния мира на регионы историко-географических регионов в условиях глобализации
Визуализация
11.6.1.3 — определять положение Республики Казахстан в физико-Место Казахстана географических, историко-географических и геополитических на карте регионов регионах;
мира 11.6.1.4 — прогнозировать на основе исследований изменения места Республики Казахстан на карте географических регионов
11.6.2.1 — изучать динамику места Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по совокупности показателей (на примере одного рейтинга по выбору); 11.6.2.2 — определять географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место Казахстана
Место Казахстана
в международ-
ном
сопоставлении в о индексах и рейтингах, рассчитываемых по совокупности 11.6.2.3 — предлагать на основе расчетов идеи по повышению места
п казателей;
стран мира
Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по совокупности
6.2 Методы показателей
сравнения стран Роль личности в 11.6.2.4 — объяснять роль личности в повышении личных

повышении уровня жизни

показателей уровня жизни, учитываемых в определении места страны в индексах и рейтингах

11.6.2.5 — определять значение, субъектов и потребителей прикладной страноведческой информации;
Прикладное 11.6.2.6 — готовить и представлять в творческой форме комплексные страноведение страноведческие характеристики стран мира для различных целевых аудиторий представляет в графической форме рейтинги и
индексы стран мира, определенных по совокупности показателей
11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме Актуальные исследования;
1.1 Обще-географи- методы 11.1.1.3 — применять методы моделирования согласно теме ческие методы географичес-ких исследования;
исследований 11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме исследования
11.2.1.1 — использовать возможности электронных

Современные 2.1 Карто-графия картографичес-
кие методы

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и
анализ)

Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с

2.2 Основы базы данных геоинфор-матики географичес-ких
данных

применением компьютерных программ

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением
компьютерных программ

7. Глобальные проблемы человечества
11.7.1.1 — исследовать мировой опыт в решении глобальных

7.1 Решение Пути решения 11.7.1.2 — определять глобальные проблемы, имеющие проявления на территории Казахстана; 11.7.1.3 — предлагать собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе проявляющихся на территории Казахстана
проблем;
глобаль-ных глобальных
проблем проблем
1.1 Обще-географи- Актуальные 11.1.1.1 — применяет методы географических оценок согласно теме ческие методы методы исследования;

Визуализация

географичес-ких исследований

11.1.1.2 — применять методы экспертных оценок согласно теме исследования;

11.1.1.3 — применять методы моделирования согласно теме исследования;
11.1.1.4 — применять методы районирования согласно теме исследования
11.2.1.1 — использовать возможности электронных

Современные 2.1 Карто-графия картографичес-
кие методы

картографических ресурсов согласно теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью расположение местоположения, количественных и качественных показателей географических объектов и территорий, их характеристика и
анализ)

Географичес-кие 11.2.2.3 — составлять по теме географические базы данных с

2.2 Основы базы данных геоинфор-матики географичес-ких
данных

применением компьютерных программ

11.2.2.4 — составлять тематические картосхемы с применением компьютерных программ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *