ҰМЖ ДСП «Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического направления Типовая учебная программа по учебному предмету уровня общего среднего образования по обновленному содержанию

Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения

2. Изучение всемирной истории призвано формировать историческое сознание личности через осмысление исторического прошлого и определение своего положения в современном мире, гражданской позиции и своего отношения к событиям и явлениям, понимая их сущность и направленность. Изучение истории способствует воспитанию патриотизма и формированию гражданско-правового сознания учащихся, общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и общемировым ценностям.
3. Изучение всемирной истории предполагает осмысление учащимися основных вопросов этнического, политического, социально-экономического и культурного развития истории мира в различные исторические периоды.
4. Цель учебного предмета: на основе изучения ключевых событий и процессов всемирной истории способствовать формированию личности учащегося, обладающего историческим сознанием, гражданственностью и патриотизмом, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, активно и творчески применяющего исторические знания и навыки в учебной и социальной деятельности.
5. Задачи предмета:
1) формирование знаний о ключевых проблемах этнического, социального, экономического, политического и культурного развития общества в различные исторические периоды;
2) воспитание патриотизма, толерантности, уважения гуманистических традиций и демократических ценностей, выработанных человечеством на протяжении всей истории;
3) формирование целостного представления о всемирно-историческом процессе;
4) развитие навыков исследования событий и явлений с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставления и критического анализа различных точек зрения и оценок исторических событий и личностей, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
5) развитие навыков работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;
6) развитие навыков проектной, исследовательской деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
7) развитие умения использовать исторические знания и навыки для понимания современных политических, социально-экономических и культурных процессов;
8) развитие коммуникативных навыков: ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, работать в команде, использовать информацию из различных источников.
Глава 2. Организация содержания предмета «Всемирная история»
6. Максимальный объем учебной нагрузки по учебному предмету «Всемирная история» составляет:
1) в 10 классе по 2 часа в неделю, в учебном году — 68 часов; 2) в 11 классе по 2 часа в неделю, в учебном году — 68 часов.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету зависит от типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8170).
7. Содержание учебного предмета «Всемирная история» организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов.
8. Содержание учебного предмета включает четыре раздела:
В 10 классе:
1) цивилизация: особенности развития; 2) этнические и социальные процессы;
3) из истории государства, войн и революций; 4) развитие культуры.
В 11 классе:
1) цивилизация: особенности развития; 2) политико-правовые процессы;
3) развитие общественно-политической мысли; 4) развитие образования и науки.
9. Раздел «Цивилизация: особенности развития» для 10 класса включает следующие подразделы:
1) цивилизация: теории и подходы к изучению; 2) классификация цивилизаций;
3) история мировых цивилизаций; 4) взаимодействие цивилизаций.
10. Раздел «Этнические и социальные процессы» для 10 класса включает следующие подразделы:
1) антропогенез и этногенез;
2) межэтнические отношения в мировой истории;
3) исторические формы социальной организации общества.
11. Раздел «Из истории государства, войн и революций» для 10 класса включает следующие подразделы:
1) исторические типы и формы государства и политические режимы;
2) военно-политические события, повлиявшие на ход мировой истории; 3) революции как один из факторов трансформации общества.
12. Раздел «Развитие культуры» для 10 класса включает следующие подразделы:
1) способы сохранения культурного наследия человечества; 2) искусство — отражение развития общества;
3) духовно-нравственные ценности современного общества.
13. Раздел «Цивилизация: особенности развития» для 11 класса включает следующие подразделы:
1) исторические типы экономических систем: изменение и преемственность;
2) влияние природно-географического фактора на экономическое развитие государств;
3) дифференциация стран мира по уровню экономического развития на современном этапе.
14. Раздел «Политико-правовые процессы» для 11 класса включает следующие подразделы:
1) правовое государство и гражданское общество; 2) современная политическая система мира;
3) проблема сохранения мира и безопасности на современном этапе. 15. Раздел «Развитие общественно-политической мысли» для
11 класса включает следующие подразделы:
1) эволюция общественной мысли в новое и новейшее время; 2) борцы за свободу и справедливость в ХХ веке;
3) выдающиеся политики-реформаторы ХХ — начала ХХI века.
16. Раздел «Развитие образования и науки» для 11 класса включает следующие подразделы:
1) образование как общечеловеческая ценность; 2) научно-технический прогресс;
3) современные научные технологии.
17. Цели обучения, организованные системно и последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения.
18. Для эффективной реализации целей и подходов данной учебной программы необходимо организовать процесс обучения предмету «Всемирная история» на основе исторических концептов (понятий), таких как:
1) доказательство;
2) изменение и преемственность; 3) причина и следствие;
4) сходство и различие; 5) значимость;
6) интерпретация.
19. Ожидаемые результаты реализации обучения на основе исторических концептов:
1) изменение и преемственность: обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать исторические примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве, объединять примеры непрерывности и изменения в течение продолжительного времени до масштабных исторических процессов или тем, объяснять основания (критерии) систематизации и организации исторических событий и процессов внутри определенного временного блока;
2) причина и следствие: обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать взаимодействие нескольких причин и /или влияний, понимать историческую обусловленность, выделяя совпадения, причинно-следственную связь и взаимосвязи, объяснять и оценивать способы, в которых явление, событие или процесс связывается с другими аналогичными историческими явлениями во времени и в пространстве;
3) доказательство: обучающиеся должны уметь анализировать особенности исторического источника, такие как аудитория, цели, точки зрения, формат, аргумент, ограничения и контекст, относящиеся к рассматриваемому доказательству, на основе анализа и оценки исторического свидетельства, делать обоснованные заключения и соответствующие выводы, анализировать различные, иногда противоречивые свидетельства из первичных источников и вторичных работ в целях создания объективного представления о прошлом;
4) сходство и различия: обучающиеся должны уметь сравнивать связанные исторические события и процессы на местах, в течение определенного отрезка времени и/или в различных обществах, или внутри одного общества;
5) значимость: обучающиеся должны уметь определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества;
6) интерпретация: обучающиеся должны уметь объяснять и оценивать различные точки зрения на определенное историческое событие, явление, процесс.
20. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» для 10 класса:
1) цивилизация: особенности развития. Цивилизация: теории и подходы к изучению. Понятие «цивилизация». Основные подходы к изучению понятия «цивилизация».Классификация цивилизаций. Традиционный (аграрный) тип цивилизации: оседло-земледельческая, кочевая. Индустриальный и постиндустриальный этапы развития цивилизации. Влияние информационных технологий на развитие современной цивилизации. История мировых цивилизаций. Цивилизации Древнего мира (Древний Египет, Древнее Двуречье, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция, Древний Рим). Древние религиозные верования (синтоизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, манихейство, даосизм). Древние философские учения (Платон, Сократ, Аристотель, Конфуций, Лао Цзы). Традиционные цивилизации Африки (бушмены, нубии, Гана, Мали, Сунгай), Америки (майя, инки, ацтеки), Австралии и Океании (полинезийцы, таитяне, гавайцы). Мировые религии и развитие цивилизаций (буддизм, христианство, ислам).
Тенденции развития мировых религий в современном мире. Современные деструктивные религиозные организации и течения. Взаимодействие цивилизаций. Торгово-экономическая сфера взаимодействия цивилизаций (Великий шелковый путь, международные организации: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС)). Дипломатическая сфера взаимодействия цивилизаций. Дипломатия как фактор сближения цивилизаций. Военно-политический аспект взаимодействия цивилизаций (завоевательные походы, колониальная экспансия, военно-политические союзы, мировые войны, холодная война, локальные конфликты, межэтнические столкновения). Диалог культур (взаимодействие и взаимовлияние культур, глобализация);
2) этнические и социальные процессы. Антропогенез и этногенез. Теории происхождения человека (религиозная, космическая, эволюционная). Понятия «этнос», «этногенез», «нация». Теории происхождения этносов. Этническая карта мира: история и современность (образование и распад национальных государств, понятие «национальная идентичность», ассимиляция этносов, проблема малых этносов). Межэтнические отношения в мировой истории. Межнациональные отношения: проблемы и противоречия. Причины и последствия межнациональных конфликтов (национализм, шовинизм, расовая дискриминация, нацизм). Способы мирного взаимодействия этносов (международная интеграция, Организация объединенных наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Международная организация тюркской культуры (ТюрКСОЙ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Ассамблея народа Казахстана). Исторические формы социальной организации общества. Разнообразие теорий о социогенезе (формационный подход, цивилизационный подход). Исторические формы социальной организации общества (кровно-родственный, соседско-территориальный, макроэтнический принципы организации общества). Социальная стратификация современного общества;
3) из истории государства, войн и революций: Исторические типы и формы государства и политические режимы. Понятия «государство», «власть», «институт управления». Теории происхождения государства (Аристотель, Платон, Конфуций, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Т. Гоббс, Т. Джефферсон, Ф. Энгельс). Эволюция форм государства: от древности до современности (монархия, республика, теократические государства). Типы политических режимов (тоталитарные, авторитарные,
демократические). Военно-политические события, повлиявшие на ход мировой истории. Образование мировых империй в эпоху античности (Персидская империя, империя Александра Македонского, Римская империя). Завоевательные походы гуннов как один из факторов падения Западной Римской империи и перехода от античности к средневековью. Арабские завоевания и Крестовые походы (создание и распад Арабского халифата и государств крестоносцев). Влияние походов Чингисхана на изменение карты Евразии (Монгольская империя, Золотая Орда, империя эмира Тимура, Московское государство, государство Хубилая, Ильханат). Влияние походов Наполеона на изменение Европы (ускорение капиталистического развития, распространение либеральных общественных идей в Европе). Мировые войны и система международных отношений: Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская системы. Революция как один из факторов трансформации общества. Буржуазные революции как катализатор формирования индустриального общества (Английская буржуазная революция XVII века, Французская буржуазная революция XVIII века, Война за независимость США, «весна народов» 1848 года в Европе). Социалистическая революция как радикальный способ реализации идеи социального равенства (Октябрьская социалистическая революция 1917 года, гражданская война 1946-1949 годов в Китае, Кубинская революция 1959 года). Изменение социальной структуры общества в результате социалистических революций. Революции новейшего времени: причины и последствия («бархатные революции» 1989-1990 годов в Восточной Европе, «Арабская весна» 2010-2011 годов на Ближнем Востоке, «цветные революции» на постсоветском пространстве). Последствия революционного способа решения проблем общества.
4) развитие культуры. Сохранение культурного наследия человечества. Деятельность специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по сохранению историко-культурного наследия человечества. Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Крупнейшие музеи мира: сокровищница исторической памяти человечества (Эрмитаж, Лувр, Британский музей, Метрополитен, Национальный музей Японии, Египетский музей, Галерея Уффицы, Национальный музей Республики Казахстан). Роль музеев в исследовании и сохранении историко-культурного наследия народов мира. Искусство – отражение развития общества. Направления и стили искусства в контексте исторических процессов (абстракционизм, модернизм, постмодернизм, авангардизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, гиперреализм, хайтек). Влияние общественных процессов
на развитие направлений и стилей искусства. Тенденции развития современного искусства. Массовая культура и ее влияние на современное общество (кино, радио, телевидение, интернет, спорт, музыка, современная литература, современное изобразительное искусство). Духовно-нравственные ценности современного общества. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей (религиозные и философские идеи, национальные обычаи и традиции, фольклор, традиционная музыка и литература, семейные ценности). Трансформация ценностей в контексте исторических событий (формирование национальных государств, мировые войны, окончание холодной войны). Исторические события ХХ века, оказавшие влияние на переоценку нравственных ценностей общества. Проблема трансформации духовно-нравственных ценностей в условиях глобализации (прагматизм, рационализм, крайний индивидуализм, нигилизм, конформизм, социальная апатия, потребительская психология, религиозный фанатизм, неофашизм, неформальные молодежные организации).
21. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» для 11 класса:
1) цивилизации: особенности развития. Исторические типы экономических систем: изменения и преемственность. Экономика и типы экономических систем (понятия «экономика» и «экономическая система»). Особенности экономического развития стран. Традиционная (аграрная) экономика. Рыночная экономика (либеральная экономика). Плановая (социалистическая) экономика. Смешанный тип экономики. Влияние природно-географического фактора на экономическое развитие государств. Хозяйственная специализация государств, обусловленная природно-географическими факторами (страны Персидского залива, Канада, Австралия, Турция, Бразилия и другие). Исторические примеры преодоления влияния ограничивающих природно-географических факторов в экономическом развитии государств (Япония, Израиль, Сингапур, Малайзия). Социально-экономическое развитие стран в период новейшей истории. Дифференциация стран мира по уровню экономического развития. Проблема неравномерности экономического развития стран на современном этапе (экономическое развитие бывших колоний, неоколониализм, сырьевая направленность экономики). Роль международных организаций и государств в преодолении бедности и экономической отсталости отдельных стран и регионов мира;
2) политико-правовые процессы. Правовое государство и гражданское общество. Понятие, принципы и исторические предпосылки формирования правового государства (принцип разделения властей, верховенство закона,
гарантия прав и свобод). Исторический опыт реализации принципов правового государства (Декларация прав человека и гражданина, Декларация независимости США, Акт об отмене рабства в США, Всеобщая декларация прав человека, Конституция Республики Казахстан). Понятие и общая характеристика гражданского общества (неправительственные организации (НПО), лоббизм, общественные организации и движения). Современные тенденции развития политико-правовой системы государств. Неправительственные организации и их роль в становлении и развитии гражданского общества. Современная политическая система мира. Трансформация мировой политической системы. Причины распада Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Особенности биполярной системы мира. Постбиполярная система мироустройства. Понятия «постбиполярная система», «многовекторная политика», «однополярный мир». Современные тенденции развития международных отношений. Проблема сохранения мира и безопасности на современном этапе.Современные вызовы и угрозы международной безопасности (сепаратизм, терроризм, фундаментализм, экстремизм, проблемы беженцев, противостояние ведущих держав). Совместные усилия государств по сохранению мира и безопасности. Международные и региональные организации: Организация объединенных наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);
3) развитие общественно-политической мысли: Эволюция общественной мысли в новое и новейшее время. Основные направления развития общественной мысли в новое и новейшее время (либерализм, национализм, социал-демократия, марксизм, экзистенциализм, прагматизм, позитивизм). Борцы за свободу и справедливость в ХХ веке. Борьба за свободу и гражданские права. М. Ганди и его идея ненасильственного сопротивления (сатьяграха, сварадж, свадеши). Великая мечта Мартина Лютера Кинга (расовая дискриминация, сегрегация, борьба за гражданские права). Н. Манделла — борец против апартеида (апартеид, гражданские права). Выдающиеся политики-реформаторы ХХ — начала ХХI века.Роль личности в истории государств. Мустафа Кемаль Ататюрк – основатель Турецкой Республики (светское государство, этатизм). Франклин Делано Рузвельт и его «новый курс». Особенности внутренней и внешней политики Ф.Рузвельта в мирное и военное время. Шарль де Голль: возрождение величия Франции
(голлизм, Пятая республика). Институт сильной президентской власти. Дэн Сяопин — выдающийся китайский реформатор («социализм с китайской спецификой», «одна страна — две системы»). Ли Куан Ю и Махатхир Мухаммад: «из третьего мира в первый» («экономическое чудо», «азиатский прорыв», новые индустриальные страны). Н.А. Назарбаев и казахстанская модель модернизации. Стратегии развития «Казахстан — 2030», «Казахстан-2050». Общенациональная идея «Мәңгілік Ел».Значение реформ в переходные периоды истории государства;
4) развитие образования и науки: Образование как общечеловеческая ценность. Письменность и книгопечатание — величайшие достижения человечества (пиктография, иероглифы, клинопись, руническое письмо, книгопечатание и другие). Школьное образование: от древности до современности (гимнасия, палестра, академия, спартанская школа, схоластика, семь «свободных искусств», мектебы, медресе, воскресные церковные, ремесленные школы). Современные модели школьного образования. Система высшего образования: история и современность (университет, ректор, декан, факультет, студент, кафедра. Кордова, Пражский университет, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна). Роль первых университетов в распространении просвещения и науки. Современные модели высшего образования. Научно-технический прогресс. Исторические этапы научно-технического прогресса. Понятия «промышленная революция», «научно-техническая революция». Роль научно-технической революции в развитии современной цивилизации. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности. Современные научные технологии. Современные информационные технологии. Влияние информационных технологий на развитие общества. Перспективные отрасли современной науки (робототехника, космонавтика, нанотехнология, генная инженерия).
Глава 3. Система целей обучения
22. Система целей обучения содержит кодировку. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа — раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в коде 10.2.1.2: «10» — класс, «2.1.» — раздел и подраздел, «2» — нумерация учебной

цели.
Раздел 1: 10
Цивилизация: особенности развития.
Обучающиеся должны:

класс 11 класс Цивилизация: особенности развития.

10.1.1.1 использовать термины «цивилизация», «тип 11.1.1.1 использовать понятия «экономика» и цивилизации» для объяснения исторических событий, «экономическая система» для анализа особенностей процессов и явлений экономического развития стран
10.1.1.2 объяснять основные подходы к изучению 11.1.1.2 классифицировать исторические типы понятия «цивилизация» экономических систем, объясняя их признаки
особенности
мировых
10.1.2.1 объяснять особенности традиционного типа традиционногоед(аграрного)р типа н экономики ана примере разных стран
11.1.1.3 опр елять ха актер ые призн ки
цивилизации
10.1.2.2н анализировать цвзаимосвязь ихозяйственной развития, используя знания о типахээкономических
11.1.1.4 объяснять особенности кономического
деятель ости и цивилиза ионного разв тия
систем

10.1.2.3 объяснять особенности индустриального типа 11.1.1.5 определять характерные признаки цивилизации рыночной экономики на примере разных стран
10.1.2.4 объяснять особенности постиндустриального 11.1.1.6 й определять тичхарактерныеномпризнаки примере разных стран
планово (социалис еской) эко ики на
этапа развития цивилизации
10.1.2.5 определять влияние информационных 11.1.1.7 исследовать причины перехода к технологий на развитие современной цивилизации характерные признаки
смешанному типу экономики, определяя его
10.1.3.1 выявлять особенности древних цивилизаций 11.1.2.1 обосновывать роль природно-на основе сравнительного анализа их характерных географического фактора в формировании признаков хозяйственной специализации стран и регионов
10.1.3.2 определять влияние религиозных верований 11.1.2.2 ениисследоватьичи различные п способы географических факторов в развитии экономики
преодол я огран вающих риродно-
на развитие древних цивилизаций
11.1.2.3 обобщать примеры успешного 10.1.3.3 исследовать философские учения древности о экономического развития стран в условиях развитии общества и государства ограничивающих природно-географических
факторов в новейшей истории
10.1.3.4 выявлять особенности локальных 11.1.3.1 выявлять исторические предпосылки цивилизаций на основе сравнительного анализа их неравномерного экономического развития стран и характерных признаков регионов
10.1.3.5 ациопределять еннпричины ионтрансформации экономическогофразвития ьна тоснове празличных
11.1.3.2 класси ицироват с раны о уровню
цивилиз онных особ остей рег ов
критериев

10.1.3.6 характеризовать этапы и
развития мировых религий

11.1.3.3 исследовать деятельность государств, направленных на решение проблемы бедности,
определяя их эффективность

10.1.3.7 объяснять философские основы
религий

11.1.3.4 оценивать роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов

10.1.3.8 выявлятьр общие нравственные ценности в преодоления социально-экономической отставания
11.1.3.5 прогнозировать возможные пути
учениях мировых елигий
развивающихся стран

10.1.3.9 определять тенденции развития мировых религий в условиях современной цивилизации
10.1.3.10 оценивать влияние на общество современных деструктивных религиозных организаций и течений
10.1.4.1 определять роль мировой торговли в развитии цивилизаций, выявляя причинно-следственные связи
10.1.4.2 определять роль международных организаций в развитии мировой экономики
10.1.4.3 оценивать значение дипломатии как фактора
сближения цивилизаций
обобщать
11.2.1.2 исследовать исторические
формирования правового государства
10.1.4.4 определять роль дипломатии в развитии современной цивилизации
10.1.4.5 объяснять причины завоевательных походов в древности и в средние века
10.1.4.6 определять причинно-следственные связи колониальной экспансии и глобальных проблем современного мира
10.1.4.7 выявлять особенности и последствия военных конфликтов в контексте развития современной цивилизации
10.1.4.8 описывать взаимодействие и взаимовлияние культур, исследуя достижения различных цивилизаций
10.1.4.9 оценивать влияние глобализации на духовное развитие общества, определяя его позитивные и

негативные стороны Раздел 2:
10
Этнические и социальные процессы
Обучающиеся должны:

класс 11 класс
Политико-правовые процессы

10.2.1.1 систематизировать и различные теории антропогенеза

11.2.1.1 использовать понятие «правовое государство» для объяснения современных тенденций развития политико-правовых систем государств

10.2.1.2 использовать понятия «этнос», «этногенез», «нация» для объяснения исторических событий, процессов и явлений

предпосылки

10.2.1.3 систематизировать и обобщать 11.2.1.3 анализировать пути формирования правового различные теории этногенеза государства на примере разных стран
10.2.1.4 исследовать особенности научных 11.2.1.4 сопоставлять особенности реализации взглядов Л.Н. Гумилева о происхождении и принципов правового государства на примере разных развитии этносов стран
различные бисторическиеичпериоды, р используя 11.2.1.5 обосновывать значениерВсеобщей Декларации
10.2.1.5 о ъяснять этн еские п оцессы в
прав человека в современном ми е
карту мира

10.2.1.6 определять причины ассимиляции и 11.2.1.6 использовать понятие «гражданское общество» исчезновения малых этносов на современном для объяснения современных тенденций развития этапе политико-правовой системы государств
10.2.1.7кообосновывать р важность г сохранения 11.2.1.7свыявлять взаимосвязь становления правового
этничес го и культу ного мно ообразия в
условиях глобализации
государ тва и гражданского общества

«шовинизм», «расовая дискриминация», «нацизм» организацийпв естановлениили развитииигражданского процессов и явлений общества
10.2.2.1 использовать термины «национализм»,
11.2.1.8 о р делять ро ь неправ тельственных
для объяснения исторических событий,
10.2.2.2ктоопределять ни причинно-следственные 11.2.1.9аоцениватьыдеятельность неправительственных 10.2.2.3 оценивать характер межнациональных 11.2.2.1 анализировать причины распада Ялтинско-
связи возникнове я межнациональных
конфли в
организ ций в разн х странах
отношений на современном этапе на основе Потсдамской системы международных отношений
обобщать

анализа исторических событий
10.2.2.4 анализировать роль международных
11.2.2.2 характеризовать
организаций в регулировании межнациональных системы мира
отношений

особенности биполярной

11.2.2.3 использовать понятия «постбиполярная 10.2.2.5 оценивать эффективность система», «многовекторная политика», «однополярный интеграционных процессов в современном мире мир» для характеристики современных международных
отношений
10.2.2.6 доказывать возможность мирного 11.2.2.4 характеризовать современные тенденции казахстанской модели межнационального развития международных отношений на основе анализа согласия
взаимодействия этносов на примере
событий, процессов и явлений
11.2.3.1 использовать термины «сепаратизм», «терроризм», «фундаментализм», «экстремизм»,
10.2.3.1 использовать понятия «социогенез»,
«формационный подход», «цивилизационный
подход» для объяснения исторических процессов «миграция»,р»беженцы» для объяснения исторических
событий и п оцессов

10.2.3.2 систематизировать и
различные теории социогенеза

11.2.3.2 определять причины распространения сепаратизма,
международного терроризма

и последствия
экстремизма и

социальнойоорганизациииобщества,ивыявляя их 11.2.3.3 прогнозировать возможные варианты развития характерные признаки
10.2.3.3 бъяснять сторическ е формы
системы международной безопасности
10.2.3.4 исследовать социальную стратификацию 11.2.3.4а анализировать н деятельность р международных безопасности
организ ций, направле ную на сох анение мира и
современного общества
11.2.3.5 прогнозировать возможные пути развития

Раздел 3
10

безопасного мира

класс 11 класс

Из истории государства, войн и революций Развитие общественно-политической мысли Обучающиеся должны:
10.3.1.1 использовать термины 11.3.1.1 использовать понятия «либерализм», «национализм», «государство», «власть», «институт «социал-демократия», «марксизм», «экзистенциализм», управления» для объяснения исторических «прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития событий и процессов общественной мысли
10.3.1.2 сравнивать теории происхождения 11.3.1.2 оценивать значение идей эпохи Просвещения для государственного устройства развития общественно-политической мысли
государства для объяснения особенностей
10.3.1.3 выявлять и анализировать
закономерности изменения форм 11.3.1.3 исследовать особенности развития философской государственного устройства в контексте мысли об общественном устройстве в XIX — XX вв.
истории
10.3.1.4 сравнивать исторические формы 11.3.2.1 объяснять понятие «гандизм» как идеологию признаки общественно-политического развития Индии
государств, выявляя их характерные
10.3.1.5 сопоставлять типы политических 11.3.2.2 определять значение идей ненасильственного режимов на основе анализа источников, сопротивления в достижении национальной независимости выявляя их сильные и слабые стороны Индии
10.3.1.6 анализировать особенности 11.3.2.3 делать выводы о роли личности в общественно-
перехода от тоталитарного к политической жизни демократическому политическому режиму
в новейшей истории
10.3.2.1 объяснять, используя источники, 11.3.2.4 использовать понятие «расовая дискриминация», примере греко-персидских войн «сегрегация» для объяснения исторических событий в США
процесс возникновения ранних империй на
10.3.2.2 анализировать причины и 11.3.2.5 оценивать значение активной гражданской позиции античности личности в борьбе за гражданские права
последствия создания империй в эпоху
10.3.2.3 дра оцениватьакедролього походов 11.3.2.6 использовать понятие «апартеид» для объяснения распространении эллинизма
Алексан М онск в
исторических событий в ЮАР
10.3.2.4елопределять леположительные оги 11.3.3.1 оценивать значение реформ в переходные периоды переселения народов
отрицат ьные пос дствия Велик о
истории государства
10.3.2.5 обобщать закономерности
перехода от античности к средневековью 11.3.3.2 использовать понятие «светское государство», на основе анализа исторических «этатизм» для объяснения исторических событий
источников
10.3.2.6 определять причины арабских
завоеваний и крестовых походов, делая 11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства аргументированные выводы
10.3.2.7 сравнивать последствия арабских 11.3.3.4 определять особенности внутренней и внешней изменения в мире политики Ф. Рузвельта в мирное и военное время
завоеваний и крестовых походов, исследуя
10.3.2.8 анализировать влияние
монгольских завоеваний на процесс 11.3.3.5 использовать понятие «голлизм» для объяснения формирования национальных государств в социально-политических процессов во Франции

Евразии
10.3.2.9 оценивать монгольских завоеваний, изменения в мире

последствия 11.3.3.6 доказывать важность института сильной президентской власти на примере деятельности Ш. де Голля
исследуя

10.3.2.10 устанавливать причинно-
следственные связи между 11.3.3.7 использовать понятие «социализм с китайской наполеоновскими войнами и ускорением спецификой» для объяснения социально-экономических капиталистического развития в процессов
европейских странах
10.3.2.11 оценивать значение Кодекса 11.3.3.8 анализировать причины перехода от плановой либеральных общественных идей в Европе экономики к рыночной на примере КНР
Наполеона в распространении
10.3.2.12 объяснять причины и последствия 11.3.3.9 обобщать факторы «экономического чуда» в Юго-анализа исторических документов Восточной Азии на основе анализа исторических событий
Первой и Второй мировых войн на основе
10.3.2.13 оценивать эффективность
Версальско-Вашингтонской и Ялтинско- 11.3.3.10 сравнивать особенности модернизации государства Потсдамской систем и их влияние на на примере Сингапура и Малайзии
современный мир
10.3.2.14 анализировать тенденции 11.3.3.11 оценивать роль Первого Президента РК в разработке период мировых войн и реализации казахстанской модели модернизации
развития международных отношений в
10.3.3.1 обобщать закономерности 11.3.3.12 доказывать эффективность долгосрочного
перехода от аграрного общества к планирования развития страны на примере стратегий
на

индустриальному
10.3.3.2 интерпретировать социальной структуры в буржуазных революций

«Казахстан — 2030», «Казахстан — 2050»
изменения 11.3.3.13 обосновывать актуальность выдвижения Первым Президентом РК общенациональной идеи «Мәңгілік ел»
результате

10.3.3.3 оценивать положительные и отрицательные последствия революций
10.3.3.4 исследовать этапы развития идеи социального равенства для понимания сущности социалистической революции
10.3.3.5 выявлять социально-экономические и политические предпосылки перехода от капитализма к социализму
10.3.3.6 объяснять изменения социальной структуры общества в результате социалистических революций
10.3.3.7 анализировать содержание и итоги «бархатных» революций в Восточной Европе
10.3.3.8 определять внешние и внутренние факторы «цветных революций» и «арабской весны»
10.3.3.9 делать выводы о последствиях

революционного способа решения проблем общества
Раздел 4: 10
Развитие культуры
Обучающиеся должны:

класс 11 класс
Развитие образования и науки

10.4.1.1я объяснятье путильсохранения С историко-культурного письменности в контексте исторического
11.4.1.1 классифицировать виды
наследи на пример деяте ности ЮНЕ КО
развития народов мира

10.4.1.2 выявлять значимость историко-культурного наследия на 11.4.1.2 определять значение примере памятников списка Всемирного наследия ЮНЕСКО развитии человеческой цивилизации
письменности и книгопечатания в
11.4.1.3 описывать изменения и 10.4.1.3 исследовать историю крупнейших музеев мира, выявляя преемственность в развитии школьного их особенности образования в контексте истории
человечества
10.4.1.4 объяснять роль музеев в исследовании и сохранении 11.4.1.4 анализировать роль образования историко-культурного наследия народов мира стран
в социально-экономическом развитии
10.4.2.1 использовать термины «абстракционизм», «модернизм», «постмодернизм», «авангардизм», «футуризм», «кубизм», «сюрреализм», «экспрессионизм», «гиперреализм», «хайтек» для понимания изменений в обществе
11.4.1.5 сравнивать современные модели
школьного образования, выявляя их
особенности и преимущества

10.4.2.2 определять влияние общественных процессов развитие направлений и стилей искусства

11.4.1.6 исследовать историю возникновения высших учебных
заведений, выявляя общие тенденции их
развития
10.4.2.3 анализировать произведения известных представителей 11.4.1.7 анализировать роль первых мировой культуры, выявляя особенности их творчества просвещения и науки
университетов в распространении
10.4.2.4 определять тенденции развития современного искусства, выявляя изменения и преемственность
11.4.1.8 определять изменения и 10.4.2.5 объяснять особенности массовой культуры, анализируя преемственность в развитии системы ее влияние на современное общество высшего образования в контексте
исторического развития
10.4.3.1 выявлять истоки формирования духовно-нравственных 11.4.1.9 сравнивать современные модели ценностей человечества на основе анализа источников особенности и преимущества
высшего образования, выявляя их
10.4.3.2 исследовать примеры трансформации духовно- 11.4.2.1 использовать понятия нравственных ценностей в контексте исторического развития
«промышленная революция», «научно-
техническая революция» для анализа
общества, делая аргументированные выводы социально-экономического развития
10.4.3.3 определять особенности исторических событий ХХ века, 11.4.2.2 выявлять особенности повлиявших на переоценку нравственных ценностей общества странах, определяя сходства и различия
промышленной революции в разных
10.4.3.4 объяснять значение общечеловеческих нравственных 11.4.2.3 оценивать значение научно-ценностей в современном мире для устойчивого развития технической революции в развитии общества современной цивилизации
11.4.2.4 использовать понятие «научно-10.4.3.5 анализировать влияние глобализации на национально- технический прогресс» для объяснения культурное развитие особенностей социальных и
экономических процессов
10.4.3.6 прогнозировать возможные пути духовно-нравственного 11.4.2.5 исследовать влияние научно-развития человечества, определяя нравственный облик человека возникновение глобальных проблем
технического прогресса на
будущего
современности
11.4.2.6 прогнозировать возможные варианты развития научно-технического прогресса в решении глобальных проблем современности
11.4.3.1 исследовать влияние информационных технологий на развитие общества
11.4.3.2 прогнозировать возможные последствия достижений в области информационных технологий для развития человеческой цивилизации
11.4.3.3 исследовать влияние развития робототехники и космонавтики на степень конкурентоспособности государств
11.4.3.4 использовать понятия «генная инженерия», «нано-технологии», «альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций развития науки
11.4.3.5 анализировать влияние достижений новых научных направлений на социально-экономическое развитие
11.4.3.6 объяснять значение развития современных видов науки и техники для решения глобальных проблем современности
23. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию согласно приложению к настоящему приказу.
24. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе по учебному предмету Всемирная
история»для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования
по обновленному содержанию Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету
«Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
1) 10 класс:
Раздел Подраздел Темы Цели обучения

1 четверть

Цивилизация:
теории и Понятие подходы к «цивилизация» изучению

Традиционный (аграрный) цивилизации:

10.1.1.1 использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений; 10.1.1.2 объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»

тип 10.1.2.1 объяснять особенности традиционного типа цивилизации;

оседло- 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной особенности земледельческая, деятельности и цивилизационного развития
Цивилизация:
кочевая
развития Классификация 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной цивилизаций деятельности и цивилизационного развития;
Индустриальный
этап развития
цивилизации
10.1.2.3 объяснять особенности индустриального типа цивилизации
10.1.2.4 объяснять особенности постиндустриального этапа развития цивилизации; 10.1.2.5 определять влияние информационных технологий на развитие современной цивилизации
Постиндустриальный
этап развития
цивилизации
История Цивилизации 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной
мировых Древнего мира деятельности и цивилизационного развития; цивилизаций 10.1.3.1 выявлять особенности древних цивилизаций на основе сравнительного анализа их характерных
признаков;
10.1.3.2 определять влияние религиозных верований на развитие древних цивилизаций; 10.1.3.3 исследовать философские учения древности о развитии общества и государства
10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
Традиционные 10.1.3.4 выявлять особенности локальных цивилизации цивилизаций на основе сравнительного анализа их Африки, Америки, характерных признаков; Австралии и 10.1.3.2 определять влияние религиозных верований Океании наразвитиедревних цивилизаций; 10.1.3.5 определять причины трансформации
цивилизационных особенностей регионов
10.1.3.6 характеризовать этапы и особенности развития мировых религий; 10.1.3.7 объяснять философские основы мировых религий;
Мировые религии и 10.1.3.8 выявлять общие нравственные ценности в развитие учениях мировых религий; цивилизаций 10.1.3.9 определять тенденции развития мировых религий в условиях современной цивилизации;
10.1.3.10 оценивать влияние на общество современных деструктивных религиозных организаций и течений
10.1.4.1 определять роль мировой торговли в развитии цивилизаций, выявляя причинно-следственные связи; 10.1.4.2 определять роль международных организаций в развитии мировой экономики
Торгово-
экономическая сфера
взаимодействия
цивилизаций
Дипломатическая 10.1.4.3 оценивать значение дипломатии как фактора сфера сближения цивилизаций; взаимодействия 10.1.4.4 определять роль дипломатии в развитии цивилизаций современной цивилизации
10.1.4.5 объяснятьпричины завоевательных походов в древности и в средние века;
Взаимодействие
цивилизаций
Военно- 10.1.4.6 определять причинно-следственные связи политический аспект колониальной экспансии и глобальных проблем взаимодействия современного мира; цивилизаций 10.1.4.7 выявлять особенности и последствия военных конфликтов в контексте развития
современной цивилизации
10.1.4.8 описывать взаимодействие и взаимовлияние культур, исследуя достижения различных

Диалог культур

цивилизаций;
10.1.4.9 оценивать влияние глобализации на духовное

развитие общества, определяя его позитивные и

2 четверть
Этнические и Антропогенез и Теории

негативные стороны

10.2.1.1 систематизировать и обобщать различные

Разнообразие теорий
о социогенезе

социальные этногенез процессы

происхождения человека

теории антропогенеза

10.2.1.2 использовать понятия «этнос», «этногенез»,

«нация» для объяснения исторических событий, Теории процессов и явлений; происхождения 10.2.1.3 систематизировать и обобщать различные этносов теории этногенеза;
10.2.1.4 исследовать особенности научных взглядов Л.Н. Гумилева о происхождении и развитии этносов
10.2.1.5 объяснять этнические процессы в различные исторические периоды, используя карту мира;
Этническая карта 10.2.1.6 определять причины ассимиляции и мира: история и исчезновения малых этносов на современном этапе; современность 10.2.1.7 обосновывать важность сохранения этнического и культурного многообразия в условиях
глобализации
10.2.2.1 использовать термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «нацизм» для
Межнациональные объяснения исторических событий, процессов и отношения: 10.2.2.2 определять причинно-следственные связи возникновения межнациональных конфликтов;
явлений;
проблемы и
противоречия
10.2.2.3 оценивать характер межнациональных отношений на современном этапе на основе анализа исторических событий
Межэтнические
отношения в
мировой
истории
10.2.2.4 анализировать роль международных организаций в регулировании межнациональных
Межнациональные отношений;
отношения: способы 10.2.2.5 оценивать эффективность интеграционных

мирного взаимодействия

процессов 10.2.2.6

в доказывать

современном возможность

мире; мирного

взаимодействия этносов на примере казахстанской модели межнационального согласия
10.2.3.1 использовать понятия «социогенез»,

Исторические формы социальной организации общества

3 четверть

«формационный подход», «цивилизационный подход» для объяснения исторических процессов; 10.2.3.2 систематизировать и обобщать различные теории социогенеза
10.2.3.3 объяснять исторические формы социальной социальной организации общества, выявляя их характерные организации 10.2.3.4 исследовать социальную стратификацию
Исторические формы
признаки;
общества
современного общества

10.3.1.1 использовать термины «государство», Понятие государства. «власть», «институт управления» для объяснения
Исторические
типы и формы
государства и
политические
режимы
Из истории Теории исторических событий и процессов; государства, происхождения 10.3.1.2 сравнивать теории происхождения войн и государства государства для объяснения особенностей революций государственного устройства;
Эволюция форм 10.3.1.3 выявлять и анализировать закономерности государства: от изменения форм государственного устройства в
древности до контексте истории; современности 10.3.1.4 сравнивать исторические формы государств,
выявляя их характерные признаки
10.3.1.5 сопоставлять типы политических режимов на основе анализа источников, выявляя их сильные и
Типы политических слабые стороны; режимов 10.3.1.6 анализировать особенности перехода от тоталитарного к демократическому политическому
режиму в новейшей истории
10.3.2.1 объяснять, используя источники, процесс возникновения ранних империй на примере греко-
Образование персидских войн; мировых империй в 10.3.2.2 анализировать причины и последствия эпоху античности создания империй в эпоху античности; 10.3.2.3 оценивать роль походов Александра
Македонского в распространении эллинизма
Завоевательные 10.3.2.4 определять положительные и отрицательные последствия Великого переселения народов; 10.3.2.5 обобщать закономерности перехода от античности к средневековью на основе анализа
походы гуннов как
один из факторов
перехода от
античности к
средневековью исторических источников
10.3.2.6 определять причины арабских завоеваний и Арабские завоевания крестовых походов, делая аргументированные
выводы;
Военно- и Крестовые походы 10.3.2.7 сравнивать последствия арабских завоеваний и Крестовых походов, исследуя изменения в мире
политические
события,
повлиявшие на
ход мировой
истории
10.3.2.8 анализировать влияние монгольских завоеваний на процесс формирования национальных государств в Евразии; 10.3.2.9 оценивать последствия монгольских завоеваний, исследуя изменения в мире
Влияние походов
Чингисхана на
изменение карты
Евразии
10.3.2.10 устанавливать причинно-следственные связи между наполеоновскими войнами и ускорением капиталистического развития в европейских странах; 10.3.2.11 оценивать значение Кодекса Наполеона в распространении либеральных общественных идей в Европе
Влияние походов
Наполеона на
изменение Европы
10.3.2.12 объяснять причины и последствия Первой и Второй мировых войн на основе анализа исторических документов; 10.3.2.13 оценивать эффективность Версальско-Вашингтонской и Ялтинско-Потсдамской систем и их влияние на современный мир; 10.3.2.14 анализировать тенденции развития
Влияние мировых
войн ХХ века на
систему
международных
отношений

Революция как Буржуазные факторов из катализатор трансформации индустриального
революции
один
формирования
общества
общества

международных отношений в период мировых войн
10.3.3.1 обобщать закономерности перехода от — аграрного общества к индустриальному;
10.3.3.2 интерпретировать изменения социальной структуры в результате буржуазных революций; 10.3.3.3 оценивать положительные и отрицательные
последствия революций
10.3.3.3 оценивать положительные и отрицательные последствия революций;
по
Направления и стили
искусства в
контексте
исторических
процессов

в
Социалистическая 10.3.3.4 исследовать этапы развития идеи революция как социального равенства для понимания сущности радикальный способ социалистической революции; реализации идеи 10.3.3.5 выявлять социально-экономические и социального политические предпосылки перехода от капитализма равенства к социализму; 10.3.3.6 объяснять изменения социальной структуры
общества в результате социалистических революций
10.3.3.7 анализировать содержание и итоги Революции «бархатных» революций в Восточной Европе; новейшего времени: 10.3.3.8 определять внешние и внутренние факторы причины и «цветных революций» и «арабской весны»; последствия 10.3.3.9 делать выводыо последствиях

4 четверть

Сохранение культурного
наследия

Деятельность ЮНЕСКО сохранению историко-культурного наследия
человечества

революционного способа решения проблем общества

10.4.1.1 объяснять пути сохранения историко-культурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО;
10.4.1.2 выявлять значимость историко-культурного наследия на примере памятников списка Всемирного
наследия ЮНЕСКО

человечества 10.4.1.3 исследовать историю крупнейших музеев мира, выявляя их особенности; 10.4.1.4 объяснять роль музеев в исследовании и
Крупнейшие музеи
мира: сокровищница
исторической памяти
человечества сохранении историко-культурного наследия народов
мира

10.4.2.1 использовать термины «абстракционизм», «модернизм», «постмодернизм», «авангардизм»,

Развитие
культуры

Искусство отражение развития
общества

«футуризм», «кубизм», «сюрреализм», «экспрессионизм», «гиперреализм»,»хайтек» для понимания изменений в обществе; 10.4.2.2 определять влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства; 10.4.2.3 анализировать произведения известных представителей мировой культуры, выявляя
особенности их творчества

10.4.2.4 определять тенденции развития Тенденции развития современного искусства, выявляя изменения и

Духовно-нравственные ценности современного общества

современного искусства

Формирование общечеловеческих нравственных ценностей

Трансформация ценностей контексте
исторических

преемственность;
10.4.2.5 объяснять особенности массовой культуры, анализируя ее влияние на современное общество

10.4.3.1 выявлять истоки формирования духовно-нравственных ценностей человечества на основе анализа источников

10.4.3.2 исследовать примеры трансформации духовно-нравственных ценностей в контексте исторического развития общества, делая аргументированные выводы;
10.4.3.3 определять особенности исторических
событий событий ХХ века, повлиявших на переоценку
в
стран;
систем:
(социалистическая)

Проблема трансформации духовно-нравственных ценностей условиях глобализации

2) 11 класс:

нравственных ценностей общества
10.4.3.4 объяснять значение общечеловеческих нравственных ценностей в современном мире для устойчивого развития общества; 10.4.3.5 анализировать влияние глобализации на национально-культурное развитие; 10.4.3.6 прогнозировать возможные пути духовно-нравственного развития человечества, определяя
нравственный облик человека будущего

Раздел Подраздел Темы Цели обучения 1 четверть
11.1.1.1 использовать понятия «экономика» и «экономическая система» для анализа особенностей экономического развития стран; 11.1.1.2 классифицировать исторические типы экономических систем, объясняя их признаки
Экономика и типы экономических
систем
11.1.1.3 определять характерные

Традиционная
экономика

признаки традиционного (аграрного) (аграрная) типа экономики на примере разных

11.1.1.4 объяснять особенности

экономического развития, используя знания о типах экономических систем
Исторические 11.1.1.4 объяснять особенности типы экономического развития, используя

Цивили-зации: особенности развития

экономических Рыночная экономика

изменения и преемствен-ность

знания о типах экономических систем; 11.1.1.5 определять характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
11.1.1.4 объяснять особенности экономического развития, используя

Плановая экономики

знания о типах экономических систем; 11.1.1.6 определять характерные
признаки плановой

(социалистической) экономики на примере разных стран
11.1.1.4 объяснять особенности экономического развития, используя знания о типах экономических систем;
Смешанный тип экономики 11.1.1.7 исследовать причины перехода к смешанному типу экономики, определяя его характерные признаки
Влияние Хозяйственная специализация 11.1.2.1 обосновывать роль природно-природно- государств, обусловленная географического фактора в географического природно-географическими формировании хозяйственной фактора на факторами специализации стран и регионов экономическое Исторические примеры 11.1.2.2 исследовать различные
развитие преодоления ограничивающих способы преодоления государств природно-географических ограничивающих природно-факторов в экономическом географических факторов в развитии
и
развитии государств экономики;
11.1.2.3 обобщать примеры успешного экономического развития стран в условиях ограничивающих природно-географических факторов в новейшей истории
11.1.3.1 выявлять исторические предпосылки неравномерного
Дифференциация стран мира по экономического развития стран и уровню экономического развития 11.1.3.2 классифицировать страны по
регионов;

Социально-экономическое развитие стран в период новейшей
истории Пути

уровню экономического развития на основе различных критериев
11.1.3.3 исследовать деятельность государств, направленных на решение проблемы бедности, определяя их эффективность;
11.1.3.4 оценивать роль
преодоления бедности и международных организаций в

экономической отсталости преодолении бедности и отдельных стран и регионов мира экономической отсталости стран и
регионов;

11.1.3.5
пути

прогнозировать
преодоления

возможные
социально-

экономическогоотставания развивающихся стран

2 четверть
11.2.1.1 «правовое

использовать государство»

понятие для

объяснения современных тенденций

Понятие правового государства

развития политико-правовых систем государств;

11.2.1.2 исследовать исторические предпосылки формирования правового государства
11.2.1.3 анализировать пути

Политико-правовые процессы

Правовое государство гражданское общество

формирования правового государства на примере разных стран;
Исторический опыт реализации 11.2.1.4 сопоставлять особенности принципов правового государства государства на примере разных стран;
реализации принципов правового

11.2.1.5 обосновывать значение Всеобщей Декларации прав человека в современном мире
11.2.1.6 использовать понятие «гражданское общество» для
Понятие и общая характеристика объяснения современных тенденций гражданского общества развития политико-правовой системы
государств;
11.2.1.7 выявлять взаимосвязь
становления правового государства и гражданского общества
мировой
11.2.1.8 определять роль неправительственных организаций в
Неправительственныеорганизации становлении и развитии гражданского в гражданском обществе 11.2.1.9 оценивать деятельность неправительственных организаций в
общества;
разных странах
11.2.2.1 анализировать причины

Трансформация политической системы

распадаЯлтинско-Потсдамской системымеждународных отношений; 11.2.2.2 характеризовать особенности
биполярной системы мира

Современная политическая
система мира

11.2.2.3 использовать «постбиполярная «многовекторная
«однополярный

понятия система», политика»,
мир»для

Постбиполярнаясистема мироустройства

характеристики международных

современных отношений;

11.2.2.4 характеризовать современные тенденции развития международных отношений на основе анализа событий, процессов и явлений
11.2.3.1 использовать термины

«сепаратизм», «фундаментализм»,

«терроризм», «экстремизм»,

«миграция», «беженцы» для объяснения исторических событий и
процесс
Современные вызовы и угрозы 11.2.3.2ов;определять причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и
международной безопасности

Проблема сохранения мира и безопасности на современном этапе

международного терроризма; 11.2.3.3 прогнозировать возможные варианты развития системы международной безопасности
11.2.2.4 характеризовать современные

тенденцииразвития международных отношений на основе анализа событий, процессов и явлений;
Совместные усилия государств по 11.2.3.4 анализировать деятельность сохранению мира и безопасности международных организаций, направленную на сохранение мира и
безопасности;
11.2.3.5 прогнозировать возможные пути развития безопасного мира
3 четверть
11.3.1.1 использовать понятия Основные направления развития «либерализм», «национализм», общественной мысли в новое и «социал-демократия», «марксизм», новейшее время «экзистенциализм», «прагматизм»,
Развитие Эволюция
общественно- общественной
политической мысли в новое и
мысли новейшее время
«позитивизм» для объяснения
развития общественной мысли; 11.3.1.2 оценивать значение идей эпохи Просвещения для развития общественно-политической мысли; 11.3.1.3 исследовать особенности развития философской мысли об общественном устройстве в XIX — XX веках
против
возрождение
11.3.2.1 объяснять понятие «гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии; 11.3.2.2 определять значение идей
М. Ганди и его идея ненасильственного сопротивления в

ненасильственного сопротивления достижении
независимости

национальной
Индии;

11.3.2.3 делать выводы о роли личности в общественно-политической жизни
11.3.2.3 делать выводы о роли

личности в политической

общественно-жизни;

Борцы за свободу 11.3.2.4 использовать понятие и справедливость Великая мечта Мартина Лютера «расовая дискриминация», в ХХ веке Кинга «сегрегация» для объяснения исторических событий в США;
11.3.2.5 оценивать значение активной гражданской позиции личности в борьбе за гражданские права
11.3.2.3 делать выводы о роли

личности в политической

общественно-жизни;

Н. Мандела — борец апартеида

11.3.2.5 оценивать значение активной гражданской позиции личности в
борьбе за гражданские права;

11.3.2.6 использовать понятие «апартеид» для объяснения исторических событий в ЮАР
11.3.3.1 оценивать значение реформ в переходные периоды истории государства;
Мустафа Кемаль Ататюрк — 11.3.3.2 использовать понятие основатель Турецкой Республики «светское государство», «этатизм» для объяснения исторических событий;

Выдающиеся
политики-

11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства

реформаторы ХХ 11.3.3.4 определять особенности — начала ХХIвека внутренней и внешней политики Ф. Рузвельта в мирное и военное время;
Франклин Делано Рузвельт и его
«новый курс»
11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства

Шарль де Голль: величия Франции

11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства; 11.3.3.5 использовать понятие
«голлизм» для объяснения социально-политических процессов во Франции; 11.3.3.6 доказывать важность института сильной президентской власти на примере деятельности Шарля де Голля
11.3.3.1 оценивать значение реформ в переходные периоды истории государства;
11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства; 11.3.3.7 использовать понятие «социализм с китайской спецификой» для объяснения социально-экономических процессов; 11.3.3.8 анализировать причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской народной республики
Дэн Сяопин — выдающийся
китайский реформатор
11.3.3.1 оценивать значение реформ в переходные периоды истории государства;
11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства;
Ли Куан Ю и Махатхир
11.3.3.9 обо щать кторы
Мухаммад: «из третьего мира в «экономического б чуда» в фа Юго-Восточной Азии на основе анализа исторических событий; 11.3.3.10 сравнивать особенности модернизации государства на примере Сингапура и Малайзии
первый»
11.3.3.3 делать выводы о роли личности в истории государства; 11.3.3.11 оценивать роль Первого Президента Республики Казахстан в разработке и реализации казахстанской модели модернизации; 11.3.3.12 доказывать эффективность
Н. Назарбаев и казахстанская долгосрочного планирования развития модель модернизации страны на примере стратегий «Казахстан — 2030», «Казахстан —
2050»;
11.3.3.13 обосновывать актуальность

выдвижения Первым Республики

Президентом Казахстан

общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
4 четверть
11.4.1.1 классифицировать виды Развитие Образование как Письменность и книгопечатание — письменности в контексте образования общечеловеческая величайшие достижения исторического развития народов мира; и науки ценность человечества 11.4.1.2 определять значение
письменности и книгопечатания в
развитии человеческой цивилизации
от
научно-
прогресс и
проблемы
11.4.1.3 описывать изменения и преемственность в развитии школьного образования в контексте истории человечества

Школьное образование: древности до современности

11.4.1.4 анализировать роль образования в социально-экономическом развитии стран;

11.4.1.5 модели

сравнивать школьного

современные образования,

выявляя их особенности и преимущества
11.4.1.6 исследовать историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития; 11.4.1.7 анализировать роль первых университетов в распространении
Система высшего образования: просвещения и науки; история и современность 11.4.1.8 определять изменения и преемственность в развитии системы
высшего образования в контексте исторического развития; 11.4.1.9 сравнивать современные модели высшего образования, выявляя их особенности и преимущества
11.4.2.1 использовать понятия «промышленная революция», «научно-техническая революция» для анализа социально-экономического развития;

Исторические этапы
технического прогресса

11.4.2.2 выявлять особенности промышленной революции в разных странах, определяя сходства и различия;
11.4.2.3 оценивать значение научно-

технической революции в развитии

Научно-технический
прогресс

современной цивилизации
11.4.2.4 использовать понятие «научно-технический прогресс» для
объяснения особенностей социальных

и экономических процессов;

Научно-технический глобальные
современности

11.4.2.5 исследовать влияние научно-технического прогресса на возникновение глобальных проблем
современности;

11.4.2.6 прогнозировать возможные

варианты технического

развития прогресса в

научно-решении

Современные научные технологии

Современные
технологии

глобальных проблем современности
11.4.3.1 исследовать влияние информационные информационных технологий на
развитие общества;
11.4.3.2 прогнозировать возможные
последствия достижений в области информационных технологий для развития человеческой цивилизации
отрасли
11.4.3.3 исследовать влияние развития робототехники и космонавтики на степень конкурентоспособности государств;
11.4.3.4 использовать понятия «генная инженерия», «нанотехнологии»,

Перспективные современной науки

«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций развития науки;
11.4.3.5 анализировать влияние

достижений новых направлений на
экономическое

научных социально-
развитие;

11.4.3.6 объяснять значение развития современных видов науки и техники для решения глобальных проблем современности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *